Оценка элементов активов банка в точки зрения ликвидности, риска, доходности
Под ликвидностью активов понимают их способность без потерь трансформироваться в денежную наличность. При этом степень возможных потерь связана с уровнем риска соответствующих активов. Под ликвидным активом понимают актив, обладающий возможностью быстрой реализации по номиналу или без существенного убытка в наличные или безналичные деньги. По степени ликвидности активы: 1) первоклассные, или наиболее ликвидные активы. К ним относятся: — денежные средства в рублях и иностранной валюте в кассе, в пути, в банкоматах, чеки, в том числе и дорожные чеки, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; - вложения в драгоценные металлы, природные драгоценные камни в хранилищах банка и в пути; - денежные средства на корреспондентском счете Банка России, на депозитных счетах и прочие размещенные средства в Банке России до востребования и на один день; - требования к Внешэкономбанку, банкам-резидентам, относящимся в соответствии с Положением Банка России от 20 марта 2006 г. N° 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери» к первой категории качества, а также к банкам стран, имеющих страновые оценки «0» и «1», к Международному банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития (однодневные кредиты, депозиты, средства до востребования); - средства на счетах участников расчетных центров ОРЦБ, относящихся к первой и второй категориям качества; - денежные средства на счетах, на которых отражаются суммы, депонированные в учреждениях Банка России для получения следующим днем наличных денежных средств и драгоценных металлов; - вложения в не обремененные обязательствами долговые обязательства Российской Федерации, Европейского банка реконструкции и развития и иностранных государств, входящих в группу стран, имеющих страновые оценки «0» и «1», и облигации Банка России, долговые обязательства Международного банка реконструкции и развития. Международной финансовой корпорации, имеющиеся в наличии для продажи; 2) ликвидные активы: - средства в фонде обязательных резервов в Банке России в части переплаты, подлежащей возврату банку; - требования к банкам - резидентам Российской Федерации, которые не относятся к группе «Наиболее ликвидные активы», к банкам - нерезидентам стран, имеющих страновую оценку «2» и выше, а также стоимость драгоценных металлов, учет которых ведется на металлических счетах в указанных банках; - кредиты юридическим и физическим лицам, межбанковские кредиты со сроком погашения до 30 календарных дней; - суммы финансирования в рамках договоров факторинга; - вложения в корпоративные ценные бумаги, предназначенные, для продажи; 3) малоликвидные активы включают долгосрочные вложения и инвестиции банка, в том числе долгосрочные кредиты, вложения по договору лизинга, инвестиционные ценные бумаги; 4) неликвидные активы состоят из неликвидных активов в виде просроченных кредитов и другой задолженности, приравненной к ссудной, некоторых видов ценных бумаг и имущества банка. Наиболее ликвидные активы играют очень важную роль в деятельности банков, обеспечивая возможность проведения ежедневных расчетов и платежей. Однако данная группа активов, являясь безрисковой, либо вообще не приносит доход банку, либо приносит незначительный доход. В свою очередь часть ликвидных активов (кредиты, факторинг, ценные бумаги) и малоликвидные активы приносят банку основной доход, но при этом увеличивают риск деятельности банка. Следовательно, банк должен строить свою деятельность, основываясь на согласованности своих требований (активов) и обязательств (пассивов) по срокам и уровню риска. По уровню доходности активы подразделяются на: 1) активы, не приносящие доход, к которым относятся: - денежные средства (касса и приравненные к ней средства, корреспондентский счет в Банке России, драгметаллы и камни, банковские карты и чеки); - обязательные резервы в Банке России; •- корреспондентские счета в других банках, в том числе в драгметаллах; - средства в расчетах (расчеты по хозяйственным операциям, реализация имущества); - имущество банка по остаточной стоимости; - накопительные счета при выпуске акций; 2) активы, приносящие доход. К ним относятся: - депозиты в Банке России; - предоставленные кредиты кредитным организациям, юридическим и физическим лицам; - депозиты в кредитных организациях, в том числе в драгметаллах; - вложения в векселя; - вложения в спекулятивные ценные бумаги; - вложения в денежные требования по договору факторинга и др. При группировке активов но степени риска можно руководствоваться двумя подходами, предусмотренными Банком России. Первый подход лежит в основе расчета норматива достаточности капитала (HI) в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Согласно данному подходу выделяются пять групп активов, каждая из которых учитывается при расчете норматива HI с соответствующим коэффициентом риска. Второй подход к группировке активов по степени риска связан с. формированием резервов на возможные потери по соответствующим активам на основании Положения ЦБ РФ 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и Положения Банка России от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери». В соответствии с требованиями данных положений активы банка делятся на 5 категорий качества, которым соответствует определенный уровень риска от минимального (1-я категория качества), не предполагающего создание резерва, до максимального (5-я категория качества), при котором создается резерв в размере 100 % от величины актива. Отнесение актива в ту или иную группу осуществляется банками самостоятельно на основании проведенного анализа финансового состояния контрагента и других факторов в рамках требований указанных нормативных документов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (894)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |