НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ
Глава II
<...> 8. Российского государства владения простираются на 32 степени широта, и на 165 степеней долготы по земному шару. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединении в его особе, власть не может действовати сходно с пространством толь великаго государства. 10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дельных стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 13. Какий предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направити к получению самаго большаго ото всех добра. 14. Итак правление, к сему концу достигающее лучше прочих, и при том естественную вольность меньше других ограничивающее, есть то, которое наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и соответствует концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно. 15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя. 16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько споспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <...> 19. <…> Государь есть источник всякий государственныя и гражданския пасти. Глава XI
260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных. <...> 263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие одних и других от того зависит. <...>
Глава XIII 293. О рукоделии и торговле. 294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится. 295. Не может земледелъство процветать тут, где никто не имеет ничего собственнаго. 302. Есть страны, где во всяком погосте есть книги, правительством изданыя, о земледелии, из которых каждый крестьянин может в своих недоумениях пользоваться наставлениями. 303. Есть народы ленивые: чтоб истребить леность в жителях, от климата раждающуюся; надлежит тамо сделать такие законы, которые отнимали бы все способы к пропитанию у тех, кои не будут трудиться. <…> 311. Человек не для того убог, что он ничего не имеет, но для того, что он не трудится; тот, который не имеет никакого поместья да трудится, столь же выгодно живет, сколько имеющий дохода сто рублей да нетрудящийся. 312. Ремесленник, который обучил детей своих своему искусству, и то дал им в наследие, оставил им такое поместье, которое размножается по количеству числа их. 313. Земледелие есть первый и главный труд, к которому поощрять людей должно, вторый есть рукоделие из собственнаго произращения. 317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется там, где спокойствия не нарушают. 319. Во многих землях, где все на откупу, правление государственных сборов разоряет торговлю своим неправосудием, притеснениями и чрезмерными налогами; однако оно ее разоряет, еще не приступая к сему затруднениями, оным причиняемыми, и обрядами, от оного требуемыми. 320. В других местах, где таможни на вере, весьма отличная удобность торговать, одно слово письменное оканчивает превеликия дела. Не надобно куп терять напрасно времени, и иметь на то особливых приставников, чтобы кратить все затруднения, затеянныя откупщиками, или чтоб покориться оным. 321. Вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, они захотят; сие было бы больше рабство оные. Что стесняет торгующа не стесняет торговли. В вольных областях купец находит безчисленныя вуречия, а там, где рабство заведено, он никогда столько законами не Англия запрещает вывозить свою волну и шерсть; она узаконила возить в столичный город морем; она запретила вывозить к заводам способных дей, корабли, из ее американских селений торгующие в Европу должн якорях становиться в Англии: она сим и сему подобным стесняет купи в пользу торговли. 328. Истинное правило есть не исключать никакого народа из своей торгов ли без важных причин. 329. Во многих государствах учреждены с хорошим успехом банки, которые, доброю своею славою изобретши новые знаки ценам, сих обращение умножили. Но чтоб вединоначальном правлении таковым учреждениям безопасноверили, должно сии банки присовокупить к установлениям, святости причастным, независящим от правительства и жаловальными грамотами снабденным, к которым никому не можно и не должно иметь дела, как то: больны, сиротские домы и прочее, чтобы все люди были уверены и надежны, что государь денег и не тронет никогда, и кредита сих мест не повредит. 331. Есть люди сему противнаго мнения, разсуждающие, что дворянам не служащим дозволить можно торговать с тем пред писанием, что бы они во всем подвергали себя законам купеческим. <...>
Глава XV
357. О дворянстве. Земледельцы живут в селах и деревнях и обработывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякаго состояния людей: и сей есть их жребий. 359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. 363. Добродетель с заслугою возводит людей в степень дворянства. 364. Добродетель и честь должны быть оному правилами предписывавшими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к государю, и безпрестанно внушающими, не делать никогда безчестного дела. 365. Мало таких случаев, которые бы более вели к получению чести военная служба, защищать отечество свое, победить неприятеля онаго, есть первое право и упражнение приличествующее дворянам. 367. Однако же и правосудие не меньше надобно во время мира, как и войне; и государство разрушилося бы без онаго. 368. А из того следует, что не только прилично дворянству, но и приобретать сие достоинство можно и гражданскими добродетелями так, как и военными. 369. Из чего паки следует, что лишити дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил онаго своими основанию его достоинства противными поступками, и сделался чрез то звания своего недостойным. 370. И уже честь и сохранение непорочности дворянскаго достоинства требуют, чтоб такий сам чрез поступки свои, основание своего звания нарушающий, был по обличении исключен из числа дворян и лишен дворянства. 371. Поступки же, противные дворянскому званию, суть измена, разбой, воровство всякаго рода, нарушение клятвы и даннаго слова, лжесвидетельство, кое сам делал или других уговаривал делать, составление лживых крепостей, или других тому подобных писем. 372. Одним словом, всякий обман, противный чести, а наипаче те действия, кои за собою влекут уничижение. 373. Совершенство же сохранения чести состоит в любви к отечеству и наблюдении всех законов и должностей, из чего последует: 374. Похвала и слава, особливо тому роду, который между предками своими считает более таких людей, кои украшены были добродетелями, честию, заслугою, верностию и любовию к своему отечеству, следовательно, и к государю. 375. Преимущества же дворянския должны все основаны быть на вышеписанных начальных правилах, составляющих существо дворянскаго звания.
Глава XVI 376. О среднем роде людей. 377. Сказано мною в XV главе: в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. В котором государстве дворянам основание сделано сходственное с предписанными правилами XV главы; тут полезно также учредить основанное на добронравии и трудолюбии, и к оным ведущее положение, коим пользоваться будут те, о коих здесь дело идёт. 378. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от котораго государство во много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. 380. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании в торговле и ремеслах. 383. Как все основание к сему среднему роду людей будет иметь в предмете к добронравие и трудолюбие: то напротив того, нарушение сих правил, будет служить к исключению из онаго, как то на пример, вероломство, неисполнение обещаний, особливо, если тому причина лень или обман. <...> Полное собрание законов Российской империи. Т. XVIII. № 12949. Документ № 6.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |