Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения — это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются: - принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; - принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику; - принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; - принцип экономии - сокращение издержек взимания налогов. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ(ст.3 ч.1 НК РФ): - Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. - Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. - Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала. - Налоги и сборы должны иметь экономическое основание. - Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. - Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. - Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов. Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы. К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства. К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости. К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов Классификация налогов - это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 - Типовая классификация налогов и сборов в РФ Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов. По уровню управления. Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ. Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть — в федеральный бюджет, часть — в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20%, из которой 2% перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18% — в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик. К федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость (НДС); 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ); 4) налог на прибыль организаций; 5) водный налог; 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 8) государственная пошлина. Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ: 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников: - в Пенсионный фонд РФ (ПФР) - на цели обязательного пенсионного страхования; - в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - на цели обязательного социального страхования; - в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) - на цели обязательного медицинского страхования. Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.; 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»). Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом). К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся: 1) упрощенная система налогообложения (УСН); 2)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН); 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года). Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ. Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ. Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают: 1) налог на имущество организаций; 2) транспортный налог; 3) налог на игорный бизнес. Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ. Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено. Местные налоги и сборывводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |