Налоговая политика государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических
Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика государства: • относится к косвенным методам государственного регулирования экономики; • определяет важнейшие направления использования налогового механизма; • способствует практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью. В зависимости от форм и методов экономической и финансовой политики выделяют различные модели налоговой политики государства (рис 1.3). Чаще всего модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.
Рисунок 1.3 – Модели налоговой политики государства Центральный вопрос налоговой политики - это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политикиили их совокупность. Можно выделить следующие методы: - регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения; - регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов; - регулирование отраслевой налоговой нагрузки; - регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов и другие. В силу различий предприятий по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. Так, в среднем, налоговая нагрузка по России составила (таблица 1.1): Таблица 1.1 – Средняя налоговая нагрузка по России, %
Примеры налоговой нагрузки по отраслямприведены в таблице 1.2. Таблица 1.2- Налоговая нагрузка по отраслям экономики, %
Налоговая нагрузка организации рассчитывается по формуле: НН = Н : Д * 100% (1.1) где, НН - Налоговая нагрузка (в %) Н - сумма налогов, начисленных за период расчета. В этот показатель не включаются налоги, удерживаемые в качестве налогового агента, а также взносы в фонды обязательного государственного страхования. Д - Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы). Например: Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили – 10 млн. рублей. Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100). Обратите внимание: 1 Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом. 2 В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы взносов в фонды обязательного государственного страхования, так как взносы к налогам не относятся. 3 Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности без НДС и акцизов. 4 Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям. При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы. Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм,то есть совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики. К элементам налогового механизма относят: планирование, регулирование и контроль. Налоговое планирование — это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: оперативное; текущее; долгосрочное; стратегическое. Налоговое регулирование — это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами: § способы - льготы и санкции; § методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты, и другие. Налоговый контроль - это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлении с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Согласно ст. 82 НК РФ существуют следующие типовые формы налогового контроля: 1) налоговая проверка — основная форма налогового контроля, осуществляемая в виде камеральной и выездной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок, регламентируется ст. 88 НК РФ. Основное содержание КНП заключается в: анализе налоговой отчетности налогоплательщика; установлении логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика; оценке достоверности представленных налогоплательщиком сведений. КНП проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов: -налоговых деклараций (п.1 ст.80 НК РФ); -расчета авансового платежа по конкретному налогу; -расчета сбора и иных документов, предусмотренных ст.80. Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится на территории налогоплательщика на основании письменного решения руководителя налогового органа. Согласно п.4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП являются правильность исчисления и своевременность уплаты конкретных налогов (как по одному, так и нескольким налогам). В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проверки. 2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов; 3) проверка данных учета и отчетности налогоплательщиков; 4) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли); 5) другие формы, которые могут быть предусмотрены НК РФ. В ходе налогового контроля контролирующие органы проверяют: § правильность формирования налоговой базы; § законность использования налоговых льгот; § соблюдение сроков уплаты налогов и др. вопросы. Указанный контроль осуществляется в три последовательные стадии: ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ налоговый контроль - осуществляется в форме государственной регистрации и постановки на налоговый учет. ТЕКУЩИЙ налоговый контроль - в ходе налоговой проверки. ПОСЛЕДУЮЩИЙ налоговый контроль - после поступления (истечения срока поступления) налогов в соответствующий бюджет. С 1 января 2015 года в России введена новая форма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов: налоговый мониторинг (ФЗ- № 348 от 4 ноября 2014г). В ходе мониторинга налоговые органы получают оперативный доступ к бухгалтерской и налоговой документации налогоплательщика и могут оперативно проверять ее правильность. На период мониторинга компания будет избавлена от камеральных и выездных проверок. Мониторинг проводиться добровольно. Предприниматель может подать заявление, если за последний календарный год уплатил НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ на общую сумму не менее 300 млн руб. А общий объем доходов и стоимость активов должны составлять не менее 3 млрд руб. Основным показателем эффективности налогового механизма является коэффициент собираемости налогов в соответствующий территориальный бюджет (Ксн): Ксн = Нр/Нпл (1.2), где, Нр - реально собираемая сумма налогов, поступающая в бюджет соответствующего территориального образования за определенный период времени, руб.; Нпл. - планируемая (или расчетная) сумма налоговых поступлений соответствующего территориального образования за этот же временной период. Если Ксн > 1, то план собираемости налогов в определенном территориальном образовании перевыполнен, а если Ксн < 1, то недовыполнен. Соответственно, чем выше величина коэффициента, тем более эффективен налоговый механизм, и наоборот.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |