Приоритеты стратегического развития федерального и регионального уровней
Развитие внешних факторов в перспективе определяется возможностями реализации действующих документов стратегического развития федерального, межрегионального и регионального уровня. Стратегией социально-экономического развития Гатчинского муниципального района учтены следующие комплексные документы стратегического планирования федерального и регионального уровней:
Также учтены стратегические направления, обозначенные в следующих документах: 1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р; 2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением губернатора Ленинградской области от 28 ноября 2011 г. № 559-рг.
С учетом важности развития агломерационных процессов и вхождения территории Гатчинского муниципального района в состав Санкт-Петербургской агломерации (которая на федеральном и межрегиональном определена в качестве зоны опережающего развития), учтены проекты документов стратегического планирования, подготовленные для приграничных территорий двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области: 1. В 2014 году разработана по заказу Правительства Ленинградской области «Концепция комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга». 2. В 2014 году разработана по заказу Правительства Ленинградской области Фондом «ЦСР «Северо-Запад» Концепция проекта «Императорское кольцо».
Характеристика стратегических целей и целевых показателей развития ключевых документов стратегического планирования федерального и регионального уровней представлена в Приложении 3.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 годаопределеназона опережающего экономического роста Санкт-Петербургская агломерациякак Центр регионального развития. Данным документом определено, что реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров на федеральном уровне, в состав которого вошел кластер, формируемый на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области – «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий». Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года определено, что формирование зон опережающего роста является одним из инструментов совершенствования пространственной организации хозяйства и решения проблем социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации. Понятие зон опережающего роста пока еще не является четко определенным. Санкт-Петербургская агломерация как зона опережающего роста данным документом отнесена к «полюсам роста». Данным документом определен перечень приоритетных региональных кластеров, в числе которых на территории Гатчинского муниципального района могут получить развитие следующие: § кластер ядерных технологий - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области; § кластер научного обеспечения агропромышленного комплекса - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области; Основы кластерной политики на государственном уровне заложены Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором дано определение термина промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года отмечается значимость развития агломерационных связей в зоне влияния Санкт-Петербурга (в которую отнесена практически вся территория Гатчинского муниципального района). В соответствии с выбранным в качестве базового Реалистичным инновационным сценарием развития Ленинградской области для повышения конкурентоспособности традиционных промышленных секторов на мировых рынках, необходимо вложиться в следующий шаг развития (инновационные зоны и кластеры, развитие образования, в том числе в сфере подготовки инженерных кадров; следующее поколение инфраструктурных объектов - форматная торговля, логистика; новая рекреация и туристические продукты). Основой реалистичного инновационного сценария в пространственном развитии Ленинградской области должна стать разработка единой стратегии развития агломеративного пояса с Санкт-Петербургом и сокращение дисбалансов в развитии отдельных территорий области.
В Стратегии экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 годаотмечено, что приоритетное значение для развития Санкт-Петербурга имеет развитие взаимодействия с Ленинградской областью. Выполняя большой объем общегосударственных федеральных функций, Санкт-Петербург вовлекает в орбиту своего влияния все больше территорий соседнего субъекта Российской Федерации, в том числе территорию Гатчинского муниципального района. В результате усиления интеграционных процессов в пределах Санкт-Петербурга и прилегающей к нему части Ленинградской области фактически формируется единое территориальное пространство, отличающееся интенсивными хозяйственными, трудовыми, транспортными, образовательными, бытовыми, культурными, рекреационными и иными связями, которые влияют как на развитие Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области. В пределах данных территорий развивается единый рынок труда, фиксируется усиление производственных связей, активизируются кластерные процессы, происходит увеличение масштабов маятниковых миграций. К числу основных проблем, затрудняющих процессы стабильного и успешного развития указанных районов (в том числе Гатчинского муниципального района) и полноценного вовлечения их в процесс территориального развития Санкт-Петербурга, относятся: отсутствие правого статуса агломераций в России, некомплексный подход к развитию периферийной зоны агломерации, ухудшение транспортной ситуации на границах ядра агломерации и ее периферии, отсутствие управленческих структур, которые бы координировали и регулировали процессы развития агломерации. В документе отмечается, что первоочередное внимание необходимо уделить усилению координации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Требуется обеспечить разработку и согласование документов социально-экономического и территориального планирования, в первую очередь в части зоны взаимных интересов двух этих субъектов Российской Федерации. В числе приоритетных направлений должно рассматриваться упорядочение вопросов развития территорий, прилегающих к административным границам между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, включающие важные направления для Гатчинского муниципального района: § Необходимо улучшить организацию и совершенствование работы маршрутов общественного пассажирского транспорта, связывающих Санкт-Петербург с ближайшими населенными пунктами Ленинградской области, которые обеспечивают массовые маятниковые миграции населения. § Первоочередного решения требуют вопросы функционирования существующих и организации новых зон утилизации бытовых и производственных отходов (проектирование и строительство мусороперерабатывающих заводов, закрытие действующих полигонов, исчерпавших свои мощности, и создание новых и пр.). § В качестве важного направления должно рассматриваться дальнейшее развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания в садоводствах и дачных поселках, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Реализация вышеуказанных направлений совместного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволит достигнуть в долгосрочной перспективе следующих положительных результатов: § усилить значение малых и средних городов, а также создать новые населенные пункты на границе двух субъектов Российской Федерации[7], привлекательные для проживания населения обоих субъектов Российской Федерации; § сократить различия в качестве жизни населения, проживающего как на территории Санкт-Петербурга, так и на территориях, граничащих с территорией Санкт-Петербурга, прежде всего за счет обеспечения доступности объектов социальной, коммунально-бытовой инфраструктуры, в том числе путем создания транспортных связей между Санкт-Петербургом и указанными территориями; § улучшить экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге. В рамках приоритетного направления «Пространственное развитие Санкт-Петербурга» определено формирование экономических зон Санкт-Петербурга, в числе которых формируется экономическая зона «Южная» с основными направлениями деятельности: формирование новых полифункциональных подцентров агломерации (г. Южный и др.), развитие общественно-деловых, туристских, выставочных и культурно-рекреационных проектов, развитие транспортно-логистического комплекса, развитие совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и др., развитие энергетического машиностроения, промышленного сервиса и услуг, развитие рекреационных зон и экологических проектов, развитие инфраструктуры новых районов застройки.
В 2014 году разработана по заказу Правительства Ленинградской области «Концепция комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга». Документ направлен на повышение управляемости агломерационных процессов, происходящих вокруг Северной столицы. Одна из главных задач этого документа – повышение степени кооперации между двумя субъектами Российской Федерации. В основе концепции лежит сценарий «умеренного роста» агломерации (учитывающего бюджетные возможности Ленинградской области). Данным документом определены базовые полюсы роста агломерации: Гатчинское и Всеволожское городские поселения. При этом, основные усилия по развитию в рамках концепции ее разработчики рекомендуют сосредоточить именно на Гатчине. Ключевыми ресурсами этого южного пригорода, способными стать базой для ускоренного экономического роста, являются, прежде всего, объекты культурно-исторического наследия (в частности, Гатчинский и Приоратский дворцы и парки, Красные казармы), а также существующая и создаваемая инновационная инфраструктура (Петербургский институт ядерной физики, проектируемый технопарк Северо-Западного центра трансфера технологий «Роснано», вузы и т.п.). Проект концепции развития «Территории комплексного развития (ТКР)», составляющих первый пояс агломерации, выделяет восемь приоритетных инвестиционных площадок: «Муринская», «Аэрополис Пулково», «Заневская», «Волхонская», «Троицкая гора», «Бугры – Парнас», «Бронка – Пеники» и «Гатчинская». Концепция предусматривает их развитие по направлениям: жилищное строительство, промышленное использование, логистические, торговые и туристические функции. Инвестиционные площадки в границах ТКР выделяются в качестве зон концентрации инвестиционной активности в постиндустриальном секторе. Одним из важных направлений является реализация проекта «Императорское кольцо», суть которого состоит в реализации комплекса мероприятий, направленных на выведение России на новый качественный уровень развития науки, технологий и городской среды на базе перспективной территории социально-экономического развития южной части агломерации. Ядром «Императорского кольца» является проект развития Петербургского института ядерной физики, и в первую очередь – Международного центра нейтронных исследований на базе института. В рамках развития Гатчины как инновационного центра Территории комплексного развития предполагается использование новых возможностей, которые с одной стороны не будут нарушать архитектурного облика города, с другой стороны будут создавать новое качество жилой недвижимости, привлекательной для инвесторов с высокими требованиями: 1. Научно-производственная функция: Северо-Западный нанотехнологический центр, создаваемый в Гатчине, на базе ПИЯФ, будет специализироваться на проектах в области нейтронных технологий, наноэлектроники и наноматериалов. Окончательная сдача его в эксплуатацию намечена на 2018-2019 годы. ПИК станет самым мощным в мире ядерным реактором для исследований на выведенных пучках нейтронов. 2. Новый туристический центр Территории комплексного развития с увеличением потока туристов до 2 млн. чел. в год за счет развития новых форматов туризма и улучшения состояния памятников культурно-исторического наследия. 3. Центр устойчивого развития, включая развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства РФ, достижение качества жизни сопоставимого с уровнем мировых стандартов, благоустройство территорий.
План мероприятий («Дорожная карта») по реализации инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Ленинградской области от 14.05.2014 № 213-р, включает в числе мероприятий, реализуемых на территории Гатчинского муниципального района разработку специальных программ по развитию внутреннего и въездного туризма Ленинградской области, туристско-рекреационной инфраструктуры исторических территориальных зон и содействие созданию и развитию научно-культурного центра «Императорское кольцо» на территории г. Гатчина. В 2014 году по заказу Правительства Ленинградской области Фондом «ЦСР «Северо-Запад» разработана Концепция проекта «Императорское кольцо». «Императорское кольцо» - территории региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Красносельского, Петродворцового, Московского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга и Ломоносовского, Гатчинского и Тосненского районов Ленинградской области) с расположенным на них комплексом объектов культурно-исторического наследия, науки и других секторов экономики. Идея реализации проекта «Императорское кольцо» состоит в реализации комплекса мероприятий, направленных на выведение Российской Федерации на новый качественный уровень развития науки, технологий и городской среды на базе перспективной территории социально-экономического развития южной части агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В числе проблем, которые препятствуют социально-экономическому развитию территорий, рассматриваемых под реализацию комплекса мероприятий проекта «Императорское кольцо», и снижают возможности реализации перспективных планов и проектов развития особенно сложной выделена ситуация в городе Гатчина и Гатчинском районе, где крупные инфраструктурные проблемы не позволяют реализовать здесь новые инициативы и перспективные проекты, направленные на улучшение социально-экономического развития. Одной из наиболее важных проблем здесь является неразвитость дорожной инфраструктуры, которая ограничивает возможности развития туристической индустрии, научной и производственной сфер и в целом снижает качество жизни местного населения. Реализация любого нового крупного проекта в этих условиях ведет к ухудшению накопленных инфраструктурных проблем. В целом, все проблемы территорий формирования «Императорского кольца», относящиеся и к Гатчинскому муниципальному району, препятствующие эффективной реализации проекта, условно разделены на 4 основные группы: (1) транспортные проблемы, (2) проблемы развития инженерной инфраструктуры, (3) проблемы неиспользованного экономического потенциала территории; (4) низкое качество городской среды и его несоответствие заявленным проектам в научной и культурной сферах. Постановка задач, направленных на решение обозначенных проблем, позволяет Гатчинскому муниципальному району в перспективе рассчитывать на получение различного уровня софинансирования реализации целого пакета инфраструктурных и прочих комплексных проектов развития. Даже минимальный «Сценарий мягкого развития» в состав ключевых проектов включает исключительно проекты развития города Гатчины (международный центр нейтронных исследований на базе ПИК ПИЯФ им. Константинова; Северо-Западный нанотехнологический центр; реконструкция Гатчинского дворца и создание туристических маршрутов, обеспечивающих привлечение в Гатчину туристов, посещающих южные пригороды Санкт-Петербурга (Пушкин, Павловск, Ораниенбаум и другие)). Сценарий глобальных проектов (целевой сценарий) кроме перечисленных также предусматривает реализацию проекта в культурной и туристической сфере – создание парка дворцовых резиденций российских императоров и членов их семей.
Определение миссии, целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Гатчинского муниципального района базируется на основных положениях документов стратегического планирования федерального и регионального уровня: § Формирование в г.Гатчина полюса роста инновационной экономики федерального значения с реализацией крупных проектов: создание на базе реакторного комплекса ПИК Международного центра нейтронных исследований, создание и развитие на базе предприятий города Гатчина Северо-Западного нанотехнологического центра. § Обеспечение условий на территории Гатчинского муниципального района для формирования зоны опережающего развития межрегионального значения в составе Санкт-Петербургской агломерации, использование выгод «агломерационного эффекта». § Реализация на территории Гатчинского муниципального района кластерной политики: создание пилотного инновационного территориального кластера медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий. § Учет перспективы развития научно-образовательного комплекса для развития всех приоритетных направлений.
Выводы анализа социально-экономического развития, основные проблемы и риски, стоящие перед экономикой Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») в долгосрочной перспективе Стратегическое планирование развития территории в условиях неустойчивости внешней среды усложняется наличием большого количества движущих сил, определяющих социально-экономическое развитие, начиная с макроэкономических, политических, социальных, технологических, экологических трендов, на которые органы местного самоуправления не могут оказывать непосредственного влияния, заканчивая непосредственными участниками стратегического планирования и имеющимся ресурсным потенциалом и конкурентными преимуществами территории муниципального образования, а также взаимное влияние указанных факторов. Данные факторы в качестве выводов комплексного анализа социально-экономического развития, основных тенденций, проблем, диспропорций и ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии Гатчинского муниципального района, оказывающих влияние на стратегическую конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, представлены с элементами SWOT-анализа в табличном формате (табл. 32-34). Таблица 32. Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»
Таблица 33. Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ)»
(0.02 сек.) |