получить дисперсные системы и исследовать их свойства
практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
дистиллированная вода;
вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
фарфоровая чашка;
пробирки, штатив.
Теоретическая часть
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы. Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза (их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :
Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля. При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.
^
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)
Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз.
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц:_______________________
_____________________________
_____________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________________
____________________________
______________________________
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина.
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц: ______________________________
______________________________
_____
*Способность осаждаться и способность к коагуляции __________________________
*Внешний вид после добавления глицерина _____________________
____________________________
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц
__________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции
_____________________________
_____________________________
_____________________________
*Наблюдается ли эффект Тиндаля
______________________________
______________________________
Общий вывод:____
_
Лабораторная работа№3-4
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)
Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт
Результат
Испытание растворов индикаторами
В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.
При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.
1 пробирка
Цвет индикатора________________________
2 пробирка
Цвет индикатора________________________
3 пробирка
Цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металами.
Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.
Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
__
__
__
__
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.
Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
__
__
__
__
Взаимодействие кислот с основаниями
В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.
Наблюдается _
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
__
__
__
__
Взаимодействие кислот с солями
В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
__
__
__
__
Взаимодействие щелочей с солями
В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
__
__
__
__
__
__
__
Разложение нерастворимых оснований
В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать.
Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном виде
__
__
Взаимодействие солей с металлами
Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.
Что наблюдаете?_________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции
__
__
____
Взаимодействие солей друг с другом
В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.
Наблюдается ____
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
__
__
__
__
Гидролиз солей различного типа
В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.
Объясните изменение окраски фенолфталеина __
__
Напишите уравнение реакции.
__
__
__
__
Определите реакцию среды растворов __
В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.
Объясните изменение окраски фенолфталеина __
___
Напишите уравнение реакции.
______
Определите реакцию среды растворов _
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...