Цели анализа конкурентной среды в отрасли:
Ø Выявление доминирующих конкурентных сил в отрасли;
Ø Определение методов и приемов ведения конкурентной борьбы;
Ø Общая оценка интенсивности конкуренции в отрасли: грубая, жесткая, устойчивая, умеренная, слабая, и ее влияния на прибыльность отрасли.
Для достижения поставленных целей используется модель М.Портера «Пять сил конкуренции», представленная на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Модель 5 конкурентных сил М. Портера
Модель М. Портера имеет ряд достоинств, основными из которых являются:
· Расширенное представление отраслевой конкуренции вместо обычного рассмотрения соперничества только среди прямых конкурентов;
· Универсальность применения: природа конкуренции одинакова во всех отраслях и определяется действием пяти сил конкуренции.
Однако данная модель не дает количественных оценок; поэтому предлагается применять ее совместно с методом балльной оценки.
Исходной информацией для выполнения данного этапа отраслевого анализа являются значения основных характеристик отрасли, полученных на предыдущем этапе.
Анализ конкурентной среды в отрасли с использованием модели « Пять конкурентных сил» рекомендуется выполнять по следующему алгоритму.
1. Идентифицировать основные конкурентные силы в отрасли.
2. Оценить степень значимости (мощность воздействия) каждой конкурентной силы на основе анализа характеристик отрасли, приведенных в таблице 1 в приложении, с использованием метода взвешенной балльной оценки.
Для этой цели предлагается заполнить приведенные ниже таблицы. В первой колонке каждой таблицы перечислены отраслевые характеристики, которые могут оказывать влияние на силу конкуренции, во второй колонке проставляется вес - экспертная оценка от 0 до 1, соответствующая значимости данной характеристики (сумма весов всех характеристик должна быть равна 1), далее выбирается балльная оценка характеристики в соответствии с указанной в таблице шкалой (закрашивается или помечается любым знаком выбранная позиция) и определяется итоговая оценка влияния характеристики путем перемножения ее веса и балльной оценки. Сумма полученных итоговых оценок по всем характеристикам показывает мощность данной силы конкуренции, т.е. степень ее воздействия на конкуренцию в отрасли: 1 – очень слабое воздействие (практически не оказывает воздействия); 2 – слабое воздействие; 3 – умеренное воздействие; 4 – сильное воздействие; 5 – очень сильное воздействие (оказывает доминирующее воздействие).
Таблица 3.8 - Оценка интенсивности конкуренции между действующими в отрасли организациями
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-
ка
|
|
|
|
|
|
1. Число, размеры и сила конкурентов
|
| Большое число равных по размерам и силе конкурентов
| Значитель-
ное число близких по размерам и силе конкурентов
| Умеренное или небольшое число близких по размерам и силе конкурентов
| Небольшое число различаю-щихся по размерам и силе конкурентов
| Несколько различаю-щихся по размерам и силе конкурентов
|
|
2.Темпы роста отрасли
|
| Очень низкие
| Низкие
| Умеренные
| Высокие
| Очень высокие
|
|
3 Степень дифференциации продукции
|
| Низкая
| Незначи-тельная
| Умеренная
| Значи-тельная
| Высокая
|
|
4. Уровень постоянных издержек
|
| Очень высокий
| Высокий
| Умеренный
| Низкий
| Очень низкий
|
|
5. Производст-венные мощности
|
| Значительно превышают спрос
| Избыточны
| Соответст-вуют спросу
| Недоста-
точны
| Имеется большой дефицит
|
|
6. Величина выходных барьеров
|
| Высокая
| Значи-тельная
| Умеренная
| Незначи-тельная
| Низкая
|
|
7. Активность конкурентов (стремление улучшить свои позиции)
|
| Высокая
| Значи-
тельная
| Средняя
| Незначи-
тельная
| Низкая
|
|
8.Отношение к сотрудничеству
|
| Конкуренты могут действовать агрессивно и не идут на сотрудни-чество
| Конкуренты скорее не будут сотрудни-чать
| Конкурентынейтрально относятся к сотрудни-честву
| Конкуренты скорее будут
сотрудни-чать
| Конкуренты стремятся к сотрудни-
честву
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.9. - Оценка угрозы появления новых конкурентов
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-ка
|
|
|
|
|
|
1. Привлекательность отрасли
|
| Очень высокая
| Высокая
| Средняя
| Низкая
| Очень низкая
|
|
2. Величина входных барьеров в отрасль
|
| Очень низкая
| Низкая
| Умеренная
| Высокая
| Очень высокая
|
|
3. Ожидаемая реакция со стороны действующих на рынке организаций на появление новых конкурентов
|
| Пассивная
| Скорее пассивная, чем активная
| Неопреде-ленная
| Скорее активная, чем пассивная
| Активная
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.10 - Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-ка
|
|
|
|
|
|
1. Издержки переключения потребителя на товар-заменитель
|
| Минималь-ные
| Незначи-тельные
| Умеренные
| Значи-
тельные
| Высокие
|
|
2. Соотношение «цена-качество» у товара- заменителя по сравнению с традиционной продукцией отрасли
|
| На много лучше
| Лучше
| Такое же
| Хуже
| На много хуже
|
|
3. Уровень рентабельности и поведение производителей товаров-заменителей по сравнению с отраслевыми организациями
|
| Уровень рентабель-ности и акгивность значительно выше
| Уровень рентабель-ности и акгивность выше
| Уровень рентабель-ности и акгивность близкие
| Уровень рентабель-ности и акгивность ниже
| Уровень рентабель-ности и акгивность значительно ниже
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.11 - Оценка влияния конкурентной силы поставщиков
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-ка
|
|
|
|
|
|
1. Концентрация поставщиков по сравнению с концентрацией покупателей их продукции
|
| На много выше
| Выше
| Примерно такая же
| Ниже
| На много ниже
|
|
2. Потери покупателя при смене поставщика
|
| Высокие
| Значитель-
ные
| Умеренные
| Незначи-тельные
| Минималь-
ные
|
|
3.Наличие товаров-заменителей
|
| Отсутствуют
| Небольшое количество
| Умеренное количество
| Значительное количество
| Много
|
|
4. Степень дифференциации поставляемой продукции
|
| Высокая
| Значитель-ная
| Умеренная
| Незначи-тельная
| Низкая
|
|
5. Значимость рассматриваемой отрасли для поставщиков
|
| Очень низкая
| Низкая
| Умеренная
| Высокая
| Очень высокая
|
|
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя
|
| Высокая
| Значитель-ная
| Умеренная
| Незначи-тельная
| Низкая
|
|
7. Вероятность интеграции прямой/обратной
|
| Высокая вероятность
прямой интеграции
| Значительная вероятность
прямой интеграции
| Интеграция мало-вероятна
| Значительная вероятность
обратной интеграции
| Высокая вероятность
обратной интеграции
|
|
8. Угроза сговора поставщиков/
покупателей
|
| Высока угроза сговора поставщиков
| Значительна угроза сговора поставщиков
| Мало-вероятна
| Значительна угроза сговора потребителей
| Высока угроза сговора потреби-
телей
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.12 - Оценка влияния конкурентной силы потребителей
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-
ка
|
|
|
|
|
|
1. Концентрация покупателей по сравнению с концентрацией поставщиков продукции
|
| На много выше
| Выше
| Примерно такая же
| Ниже
| На много ниже
|
|
2. Потери покупателя при смене поставщика
|
| Минималь-
ные
| Незначи-
тельные
| Умеренные
| Значи-тельные
| Высокие
|
|
3.Финансовые возможности покупателей
|
| Минималь-
ные
| Незначи-
тельные
| Умеренные
| Значи-тельные
| Высокие
|
|
4. Степень дифференциации приобретаемой продукции
|
| Низкая
| Незначи-тельная
| Умеренная
| Значи-тельная
| Высокая
|
|
5. Значимость рассматриваемой отрасли для потребителей
|
| Очень низкая
| Низкая
| Умеренная
| Высокая
| Очень высокая
|
|
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя
|
| Низкая
| Незначи-тельная
| Умеренная
| Значи-тельная
| Высокая
|
|
7. Вероятность интеграции прямой/обратной
|
| Высокая вероятность
обратной интеграции
| Значительная вероятность
обратной интеграции
| Интеграция мало-вероятна
| Значительная вероятность
прямой интеграции
| Высокая вероятность
прямой интеграции
|
|
8. Уровень информиро-
ванности потребителей
|
| Высокий
| Значи-
тельный
| Средний
| Незначи-
тельный
| Низкий
|
|
9. Угроза сговора поставщиков/
покупателей
|
| Высока угроза сговора покупателей
| Значительна угроза сговора покупателей
| Мало-вероятна
| Значительна угроза сговора поставщиков
| Высока угроза сговора поставщи-ков
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.13 - Пример оценки рыночной власти поставщиков
Характеристики отрасли
| Значи-мость
(вес)
| Балльная оценка
| Ито-говая оцен-ка
|
|
|
|
|
|
1. Концентрация поставщиков по сравнению с концентрацией покупателей их продукции
| 0.1
| На много выше
*
| Выше
| Примерно такая же
| Ниже
| На много ниже
| 0.5
|
2. Потери покупателя при смене поставщика
| 0.2
| Высокие
| Значитель-
ные
*
| Умеренные
| Незначи-тельные
| Минималь-
ные
| 0.8
|
3.Наличие товаров-заменителей
| 0.15
| Отсутствуют
*
| Небольшое количество
| Умеренное количество
| Значительное количество
| Много
| 0.75
|
4. Степень дифференциации поставляемой продукции
| 0.15
| Высокая
*
| Значитель-ная
| Умеренная
| Незначи-тельная
| Низкая
| 0.75
|
5. Значимость рассматриваемой отрасли для поставщиков
| 0.1
| Очень низкая
| Низкая
| Умеренная
*
| Высокая
| Очень высокая
| 0.3
|
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя
| 0.2
| Высокая
| Значитель-ная
*
| Умеренная
| Незначи-тельная
| Низкая
| 0.8
|
7. Вероятность интеграции прямой/обратной
| 0.05
| Высокая вероятность
прямой интеграции
| Значительная вероятность
прямой интеграции
| Интеграция мало-вероятна
*
| Значительная вероятность
обратной интеграции
| Высокая вероятность
обратной интеграции
| 0.15
|
8. Угроза сговора поставщиков/
покупателей
| 0.05
| Высока угроза сговора поставщиков
| Значительна угроза сговора поставщиков
| Мало-вероятна
*
| Значительна угроза сговора потребителей
| Высока угроза сговора потреби-
телей
| 0.15
|
Итого
|
|
|
|
|
|
| 4.2
|
Таким образом, по результатам оценки характеристик отрасли рыночную власть поставщиков (см. табл. 3.13) можно оценить как сильную (оценка, близкая к 4).
3. Изобразить графически степень значимости каждой конкурентной силы на рисунке, поставив в соответствие толщину стрелок полученным оценкам по 5-ти балльной шкале (см. рис. 3.4).
Рисунок 3.4 - Пример оценки мощности конкурентных сил
4. Дать общую оценку конкуренции в отрасли, использую также 5-ти балльную шкалу: 5 - грубая, 4 - жесткая, 3 - устойчивая, 2 - умеренная, 1 – слабая.
Таблица 3.14 - Пример интегральной оценки интенсивности конкуренции в отрасли
Конкурентная сила
| Вес
| Оценка
| Взвешенная оценка
|
1. Уровень внутриотраслевой конкуренции
| 0,25
|
|
|
2. Угроза появления новых конкурентов
| 0,15
|
| 0,3
|
3. Угроза со стороны товаров-заменителей
| 0,15
|
| 0,15
|
4. Рыночная власть поставщиков
| 0,2
|
| 0,8
|
5. Рыночная власть покупателей
| 0,25
|
| 0,5
|
Итого
|
|
| 2,75
|
Общая оценка конкурентной ситуации в отрасли
| 2,75
|
5. Разработать предложения (мероприятия):
Ø по уменьшению негативного воздействия конкурентных сил;
Ø по использованию благоприятных возможностей в конкурентной ситуации для завоевания конкурентных преимуществ и улучшению конкурентных позиций.
Недостатком модели Портера является еестатичность, т.е. она позволяет оценить конкурентную ситуацию на текущий момент времени. Для определения интенсивности конкурентной ситуации в будущем необходимо учитывать влияние движущих сил на характеристики отрасли.
Важной задачей отраслевого конкурентного анализа является определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе.
Ключевые факторы успеха (КФУ) – это общие для организаций отрасли управляемые переменные, реализация которых позволяет улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. Основные типы КФУ представлены в табл. 3.15.
КФУ в разных отраслях различны и зависят от технико-экономических характеристик отрасли и используемых в отрасли средств конкурентной борьбы; обычно можно выделить 3-5 КФУ в конкретный момент времени, при этом 1 или 2 имеют наибольшее значение для отрасли; отраслевые КФУ могут меняться с течением времени.
Методы идентификации КФУ:
Ø опросы экспертов, клиентов, поставщиков, персонала организации;
Ø изучение опыта деятельности компаний, добивавшихся в течение продолжительного времени выдающихся результатов;
Ø проведение количественных исследований (например, банк регрессионных моделей PIMS) и др.
Таблица 3.15- Основные типы ключевых факторов успеха
Типы КФУ
| Примеры КФУ
|
Научно-технические (технологические)
| Высокий научно-технический потенциал,
Способность быстрой разработки нововведений,
Опыт научных разработок и исследований,
Опыт в использовании данной технологии
|
Производственные
| Низкие издержки производства,
Высокое качество продукции,
Высокая загрузка производственных мощностей,
Налаженные связи с поставщиками,
Высокая производительность труда
|
Сбытовые
| Широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров,
Собственная сеть розничной торговли,
Низкие издержки распределения,
Быстрая доставка
|
Маркетинговые
| Широкая продуктовая линия,
Высокий уровень послепродажного обслуживания,
Привлекательный дизайн/упаковка
|
Управленческие
| Эффективная организационная структура,
Надежная информационная система,
Большой опыт и ноу-хау в области менеджмента
|
Прочие
| Благоприятный имидж организации,
Выгодное месторасположение,
Патентная защита
|
Завершается стратегический анализ отрасли общим выводом об отраслевой привлекательности.