АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННУЮ ЭПОХУ
Общий процесс модернизации России, начатый «великими реформами» 1860—1870-х годов, охватил и государственный аппарат. При этом до 1905 года сравнительно мало менялась система высших и центральных учреждений, но зато весьма существенным изменениям (качественного и количественного характера) подвергся местный аппарат. Освобождение крестьян (помещичьих, государственных, удельных) от крепостной зависимости породило проблему создания новой системы управления деревней. Необходимость известной модернизации отношений власти с помещиками и буржуазией вызвали земскую и городскую реформы. Полностью была заменена система местных судов. Развитие промышленности, торговли, транспорта и связи требовало создания новых органов или совершенствования старых. Внешнеполитическая и внутриполитическая ситуации вызывали необходимость существенного обновления соответствующих ведомств. В результате к началу XX века сеть местных государственных органов увеличилась в несколько раз, что уже само по себе порождало массу трудностей и обостряло ранее существовавшие проблемы. Сохраняла свою остроту традиционная для огромной страны проблема соотношения между общероссийскими (высшими и центральными) и региональными органами. При этом объективные (то есть неизбежные) трудности тесно переплетались с бюрократическими амбициями и идеологическими догматами самодержавия. С другой стороны, все большее значение приобретала неизбежная для всякой развитой государственности (а в России появившаяся с учреждением министерств) проблема соотношения между территориальными и отраслевыми сферами государственного механизма. Перед отраслевыми местными учреждениями, а также должностными лицами, постоянно стоял вопрос: кому и в чем подчиняться — своему министру (директору департамента) или «хозяину» «своей» губернии? Наконец, либеральные реформы породили жгучую проблему взаимоотношений между органами бюрократическими и выборными (земское и городское самоуправление, мировые суды). Данная проблема не только играла важную роль сама по себе, но и влияла на решение обеих вышеуказанных проблем. В роли хранителя консервативных традиций выступали органы дворянского сословного самоуправления, которым по-прежнему отводилось весьма значительное место в системе регионального управления. Обозначившиеся или обострившиеся в пореформенную эпоху противоречия внутри системы российской государственности по существу во многом отражали маргинальный характер этой государственности, начавшей делать первые шаги от абсолютной монархии к, условно, говоря, конституционной. Отсюда и острая борьба как между проектами преобразований, так и между реформами и последующими контрреформами (эти последние окрасили весь период 1880—1890-х годов). Процесс подготовки и проведения «великих реформ», а затем и контрреформ был, в общем, достаточно единообразен. Прежде всего, он носил сугубо бюрократический характер. Соответствующие проекты готовились и рассматривались в структурных частях соответствующих министерств и в специально создававшихся комитетах и комиссиях — разумеется, в обстановке строгой секретности. «Общественность» была иногда представлена дворянскими сословными органами, ученые порой привлекались в качестве экспертов. Подготовленные законопроекты поступали в высший законосовещательный орган — Государственный совет, а оттуда — на утверждение императора. Указанный процесс неизбежно сопровождался острой закулисной борьбой между различными группировками и отдельными деятелями. Большое значение имела степень влияния на императора. В политическом отношении борьба шла между либералами и консерваторами. Главным творцом реформ явилась либеральная бюрократия, представители которой понимали, что управлять страной по-старому нельзя и что нужны существенные преобразования. Консерваторы же этого не понимали и старались свести дело в лучшем случае к формальным поправкам. В итоге «великие реформы» оказались глубоко противоречивыми. С одной стороны, они, безусловно, были шагом вперед, но, с другой стороны, шага этого неизменно оказывалось недо-
статочно (или делался он не совсем в ту сторону), и возникали новые проблемы и конфликты, приводившие к очередному кризису системы. Как же конкретно выглядели административно-территориальное устройство и местный государственный аппарат Российской империи, сложившиеся в результате реформ и контрреформ к началу XX века? Прежде всего обратимся к законодательству. Основополагающее значение имеет здесь второй том Свода законов Российской империи — Свод губернских учреждений (по состоянию на 1913 г.)'. Открывают этот том «Положения общие», где говорится: «1. Империя по отношению к порядку местного ее гражданского управления разделяется на губернии, области и градоначальства. 2. Каждая из сих частей империи управляется или по общему учреждению или же по учреждениям особым». Далее идут списки 49 губерний первой категории, а затем и второй. Затем следует раздел «Общее учреждение губернское». Первая его глава называется «Главное разделение мест и властей в губернии». Здесь мы находим такие положения: каждая губерния состоит из уездов и городов; в уездах селения крестьян и прочих сельских обывателей соединяются в волости; города суть губернские, уездные и безуездные; города Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Керчь, Севастополь, Николаев, Ростов-на-Дону управляются на основании учреждений градоначальств. «Местные управления в каждой губернии различаются: 1) предметами их ведомства; 2) пространством земли, на которое действие управления распространяется; 3) степенью власти их в разрешении дел». Далее разъясняется, что «по предметам ведомства присутственные места и власти в губернии разделяются на административные и судебные». По пространству власти делятся на губернские, уездные, городские, участковые (имеются в виду земские начальники), волостные и сельские — с последовательным подчинением. При этом «власть каждого управления вообще состоит: 1) в определении к должностям, коих замещение ему предоставлено; 2) в надзоре за подчиненными местами и лицами; 3) в решении дел и в принятии мер к исполнению законов; 4) в представлении высшему начальству». В главе конкретно перечисляются губернские, уездные и городские места и власти. Другие разделы Свода содержат учреждения начальников губерний, губернских правлений, статистических комитетов и полиции; градоначальников и столичных полиций; казенных палат и казначейств; государственных имуществ в губерниях, контрольных палат, дворянских и городских опекунских установлений, местного удельного управления. Здесь же приводятся положения об органах земского и городского самоуправления, а также об аппарате управления окраинами. В рассматриваемом томе Свода законов ничего не говорится о ведомственной принадлежности упоминаемых властей — речь об этом идет в других томах. Большинство их относилось к ведомству Министерства внутренних дел. Кроме того, судебные органы были в ведении Министерства юстиции, казенные палаты и казначейства — Министерства финансов, контрольные палаты — Государственного контроля. Государственными имуществами ведало Министерство государственных имуществ (с 1894 года — земледелия и государственных имуществ), а удельными — Министерство императорского двора и уделов. По понятным причинам в общих положениях не фигурируют «негубернские» административно-территориальные единицы—военные округа, учебные округа и некоторые другие (обычно объединявшие несколько губерний). Своя структура была и у сети судебных органов. (Но и здесь учитывались границы губерний и уездов.) Сложившаяся к началу XX века система административно-территориальных органов включала в себя органы и вновь созданные, и реформированные, и традиционные, что во многом усложняло систему и порождало противоречия. Рассмотрим эту систему по отраслям (ведомствам).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |