Неосуществленные проекты
Между «великими реформами» середины XIX века и не получившими столь почетного титула преобразованиями 1905— 1906 годов есть одно весьма существенное различие. В первом случае был серьезно реформирован местный аппарат, а высшие и центральные органы изменились не принципиально. Во втором же случае главные события произошли наверху — появились Государственная дума и выборные члены Государственного совета, а на местах принципиальных новшеств не произошло. Сказанное отнюдь не означает, что такие новшества не предполагались и не готовились. Напротив, вопрос о реформировании местного управления и теперь стоял остро, но сделано было очень мало. И если в предыдущем изложении мы говорили о том, что осуществилось — хотя имелось много несостоявшихся вариантов, то сейчас речь пойдет прежде всего о том, что не состоялось (и почему не состоялось). Дело в том, что именно неспособность существовавшего строя усовершенствовать местное устройство и управление можно рассматривать как итоговый результат процесса модернизации в данной сфере. Нужно, однако, оговорить, что состоявшиеся преобразования системы высших органов имели тесную (хотя и своеобразную) связь с местными проблемами. Напомним, что выборы в Государственную думу происходили на губернских, а в некоторых случаях городских избирательных собраниях. Выборы же в Государственный совет производились, в частности, на губернских земских собраниях и собраниях землевладельцев неземских губерний (старая мечта земцев сбылась с опозданием — к тому же земства теперь поправели). К сожалению, роль депутатов законодательных палат как представителей местных интересов изучена в нашей литературе недостаточно. Нельзя не сказать и о том, что отныне проекты реформ местного управления должны были рассматриваться Государственной думой и Государственным советом, а затем уже утверждаться царем. В данной связи заслуживает внимания тема «Проблемы местного устройства и управления в программах политических партий России». Как и следовало ожидать, наименьшую заинтересованность в соответствующих преобразованиях проявили правые. Так, Союз русского народа ограничился требованием «предоставить русской народности... исключительное право на земскую и городскую службу, как выборную, так и наемную — в коренных русских областях»28. Левыми проблема затрагивалась, но отрывочно и по другим поводам. Программа РСДРП предусматривала «всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления», «широкое местное самоуправление; областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения», а также «выборность судей народом». Кроме того, здесь высказывалось требование возложить на органы местного самоуправления заботы об условиях жизни и труда рабочих29. В программе Партии социалистов-революционеров фигурировала «демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских». Кроме того, предполагалось, что «все земли поступают в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждени- ями»30. В тоже время в программах «центристских» партий (конституционно-демократической, Союза 17 октября, Партии демократических реформ, Партии мирного обновления) мы неизменно находим разделы о местном самоуправлении. Наиболее развернуто, конкретно и радикально проблема прозвучала в программе конституционных демократов (кадетов). Приведем основные положения. «Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании... Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая полицию безопасности и благочиния, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти, с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящие время в государственный бюджет. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям»31. В развитие программы кадетами были подготовлены соответствующие законопроекты. Согласно им, управление губерниями и уездами фактически должно было перейти в руки земских органов. При этом уезды делились на участки, а сельские общества упразднялись. За губернаторами оставались надзорные функции, а также те функции, которые требовали централизации. На уездном уровне предлагалось упразднение органов крестьянского сословного самоуправления, волостных судов, должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства. Аналогичные положения содержались и в проекте реформы городского самоуправления32. Кадеты готовили свои проекты в надежде на компромисс со стороны самодержавия, но такого не последовало, и дело кончилось ничем. В то же время власть сама не могла не заняться проблемой совершенствования местного управления, тем более что его слабость наглядно проявилась в ходе первой революции. В роли главного реформатора выступал премьер-министр и министр внутренних дел П. А. Столыпин, имевший большой опыт работы в должности губернатора. Столыпин вошел в историю прежде всего благодаря своей земельной реформе, позволившей крестьянам выходить из общин. Реформа эта была законодательно оформлена и осуществлялась на деле (хотя и не в ожидаемых масштабах). Вместе с тем Столыпин отдал много сил попыткам преобразовать местное управление, что, разумеется, было неразрывно связано с реформой аграрной. И здесь главу правительства подстерегали неудачи. В 1906 году при МВД было создано Особое совещание для выработки программы реформ местного управления под председательством Столыпина. Соответствующий проект был одобрен Советом министров и внесен' во II Думу, но из-за ее роспуска остался нерассмотренным. Основные его положения Столыпин изложил 20 ноября 1908 года на сессии Совета по делам местного хозяйства при МВД. Здесь премьер-министр заявил: «Нигде в Европе, ни в Германии, ни в Австрии, ни во Франции нет такой слабой по конструкции администрации, как у нас, между тем усиление администрации означает ослабление произвола. У нас в губернии власть разделена, уезд же лишен целостного административного Устройства. Если в разгар революционного движения не время было перестраивать ряды администрации, то теперь в этом представляется безусловная необходимость...»33 Подготовленные предположения были направлены на упорядочение статуса губернатора. Вопрос этот долго обсуждался на низших уровнях, но так и не получил окончательного разрешения из-за возникших разногласий. Большое сопротивление в правящих кругах вызвали попытки Столыпина расширить земскую территорию. В 1911 году Государственный совет отверг законопроект о введении земства в западных губерниях, что вызвало острый политический конфликт. Уже после гибели Столыпина в 1913 году было, наконец, введено земство в губерниях Астраханской, Оренбургской и Ставропольской, но перед этим Государственный совет отклонил законопроекты о создании земского самоуправления в Сибири и Архангельской губернии, то есть в «недворянских» регионах. Распространение земства на новые территории само по себе не являлось реформой. Но параллельно правительством Столыпина были подготовлены проекты двух существенных реформ местного управления на внутриуездном уровне. Судьба обоих проектов оказалась драматической34. Один из них предусматривал реформу местного суда, заключавшуюся в упразднении волостных судов и лишении судебных функций земских начальников. На смену тому и другому должен был прийти восстанавливаемый мировой судья, избираемый уездным земским собранием. Принципиально важным моментом здесь являлось включение крестьян в общую, а не сословную юрисдикцию. Прежние волостные суды, связанные с общинами и руководствовавшиеся обычным правом, после столыпинской аграрной реформы просто теряли смысл. А судебные функции земских начальников с самого начала нарушали принцип разделения властей и понижали юридический статус крестьян. Соответствующий законопроект поступил в III Государственную думу в 1909 году. В ходе его обсуждения четко обозначились позиции трех политических лагерей. Либералы выступили в целом за проект (при этом они добились снижения имущественного ценза для мировых судей), правые — против (особенно подчеркивая заслуги земских начальников в борьбе с крестьянским движением). Левые в лице трудовиков (то есть крестьянских демократов) предложили, в частности, избирать мировой суд всем население^ участка и установить единственный ценз для судьи — юридическое образование. Правительственный законопроект был одобрен кадетско-ок-тябристским большинством думы. А в Государственном совете он обсуждался уже после гибели Столыпина и вернулся оттуда в думу в сильно измененном виде. Согласившись (с трудом) на восстановление мировых судей, Государственный совет вместе с тем решил сохранить суды волостные. В качестве апелляционной инстанции для них создавались верхние сельские суды, состоявшие из председателей волостных судов под председательством мирового судьи. Кассационной инстанцией становился мировой съезд уезда. Земские начальники судебных функций все же лишались. Государственная дума вынуждена была уступить верхней палате. 15 июня 1912 года царь подписал закон «О преобразовании местного суда», но в этом акте отсутствовала статья о введении его в действие, поскольку Министерство юстиции заявило, что не готово к этому. Дополнительное «Положение о введении в действие закона 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда» появилось через год — 26 июня 1913 года. Осуществлялось оно постепенно и к 1917 году охватило 20 из 97 губерний России. Еще большее значение имел другой замысел Столыпина, направленный на создание бессословной волости. В III Государственную думу правительство внесло проект «Положения о волостном управлении», предусматривавший создание бессословных волостных собраний, избиравших волостных старшин. Думская комиссия, рассматривавшая законопроект, предложила заменить волостные собрания волостными земскими собраниями. Члены их должны были избираться по четырем куриям: три формировались по имущественному цензу, а четвертая представляла крестьян-общинников. Думским большинством была отклонена поправка трудовиков о введении всеобщего избирательного права. Таким образом, от выборов отстранялась земская интеллигенция, о выдающейся роли которой было сказано выше. В качестве вышестоящей инстанции предусматривалось создание Особого присутствия уездного земского съезда под председательством уездного предводителя дворянства. Функции земских начальников при этом сохранялись. (Один из крестьянских депутатов заявил, что большинство земских начальников — это «такие негодяи, что не годятся свиней кормить, а не то чтобы управлять народом».) Законопроект с поправками комиссии был одобрен думой 13 мая 1911 года. В Государственный совет он поступил уже после гибели Столыпина. Верхняя палата всячески затягивала рассмотрение этого вопроса. Обсуждение состоялось лишь 20 мая 1914 года. Законопроект был отклонен 77 голосами против 72. Решающую роль при этом сыграла позиция консервативного дворянства, не желавшего расстаться со своим господством над крестьянством. Из сказанного выше не вытекает, однако, что никаких изменений в местном управлении в начале XX века не происходило. Так, для реализации аграрной реформы были созданы губернские и уездные землеустроительные комиссии. Отразились на местах и некоторые свободы, провозглашенные манифестом 17 октября 1905 года. Цензурные комитеты были преобразованы в комитеты по делам печати. В соответствии с «Временными правилами об обществах и союзах» (1906 г.) учреждались губернские по делам об обществах и союзах присутствия, дававшие разрешения на создание общественных организаций. С началом Первой мировой войны в июле — августе 1914 года были учреждены Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы, координировавшие деятельность органов местного самоуправления в таких отраслях, как снабжение армии, санитарное дело и другие тыловые службы. Подводя итоги модернизации местного устройства и управления императорской России, следует признать, что процесс этот, достигнув некоторых принципиально важных преобразований, в конечном итоге зашел в тупик. Данное обстоятельство отражало общую ситуацию, сложившуюся в системе российской государственности. В стране сохранилась архаичная официальная концепция, согласно которой власть в лице монарха исходила не от народа, а от Бога и в качестве таковой не подлежала изменению. Органы власти и заполнявшая их бюрократия считались прежде всего слугами царя, и при этом предполагалось, что они знают и понимают нужды населения лучше его самого. Важнейшим пережитком прошлого оставался свято хранимый сословный строй, основанный на изначальном неравенстве подданных. Первенствующее сословие — дворянство — по-прежнему стремилось сохранить за собой всю полноту власти. В местном управлении, как мы видели, это проявлялось особенно. С дворянством была неразрывно связана бюрократия, большая часть которой была настроена консервативно. Даже после появления местных органов самоуправления, а затем и парламента бюрократия оставалась вне контроля общественности и, напротив, всячески стремилась подчинить себе выборные органы. Региональной бюрократии были особенно свойственны общие пороки царской бюрократии — выдвижение на первый план собственных интересов, недостаточная компетентность, коррупция, неправовые действия, то есть попросту произвол, — особенно в отношении «низших» сословий. В период модернизации фактически полностью сохранился дореформенный стиль работы местной администрации, характеризовавшийся страшной медлительностью, формализмом, бумажной волокитой, безжизненностью и рутинностью. В. М. Гессен приводит конкретный пример из жизни губернского правления, когда «потребовалось шесть бумаг и девять месяцев для того, чтобы передать дело из одного стола в другой, хотя эти столы если не стояли рядом, то, по всей вероятности, помещались в одной и той же комнате»35. А что уж говорить о сношениях губернии с уездом и центром. В архивах можно найти много примеров того, как переписка по мелким вопросам длилась годами. Наконец, нельзя не подчеркнуть неизменность границ губерний и уездов, не считавшуюся с социально-экономическими и демографическими процессами. Вместе с тем все большую остроту приобретал (и не получал надлежащего решения) вопрос о внутренней структуре уездов и крупных городов и соответствующих органах управления. В целом существовавшая система удовлетворяла только саму себя и совершенно не соответствовала объективным потребностям страны и интересам большинства населения. Именно местный аппарат, непосредственно соприкасавшийся с массами, вызывал недовольство последних, переходившее в ярость. Это наглядно продемонстрировал семнадцатый год. 1917 год Падение самодержавия привело на местах к ликвидации традиционного административно-полицейского аппарата. Губернаторы, исправники, полицмейстеры и прочие вместе с руководимыми ими органами были разогнаны (практически без сопротивления). При этом некоторые чиновники были арестованы, а иные даже убиты. Аналогичная судьба постигла жандармов и охранные органы. Уже 4 марта Временное правительство постановило: «Упразднить: а) особые гражданские суды; б) охранные отделения и в) отдельный Корпус жандармов, включая и железнодорожную Административно-территориальное устройство России полицию»36. На следующий день премьер-министр и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов направил на места циркулярную телеграмму о замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. (В этой же телеграмме говорилось о замене полиции милицией.) Комиссары вводились также в уездах и городах. Обязанности комиссаров «временно» возлагались на председателей губернских и уездных земских собраний и городских голов. Это решение, на первый взгляд логичное, оказалось, однако, совершенно неуместным, так как в земствах тогда господствовали консервативные элементы, не говоря уже о недемократической избирательной системе земского и городского самоуправления. Тем временем независимо от Временного правительства на местах стали возникать выборные «комитеты общественных организаций», куда входили земские и городские гласные, представители различных общественных организаций, либеральные чиновники и т. п. В качестве примера рассмотрим события в Москве. Уже 1 марта здесь состоялось общее собрание Комитета московских общественных организаций, на котором присутствовали 150 представителей общественных организаций Москвы и Московской губернии. Обсудив положение дел, собрание, в частности, постановило: «...Объединить всю власть над городом Москвой в руках Исполнительного комитета общественных организаций, который должен явиться представителем Временного правительства и руководителем всей организационной и исполнительной работы в Москве. Исполнительному комитету поручается образовать необходимые комиссии и назначить лиц для руководства отдельными отраслями государственного хозяйства и разработки очередных вопросов. ...Состав Исполнительного комитета устанавливается в 15 человек, причем выборы постановлено провести по трем куриям, по 5 человек от каждой: I курия — рабочая; II курия — цензовая и III курия — демократических организаций, представителей кооперативов, служащих, свободных профессий и прочих»37. 2 марта общее собрание постановило «рекомендовать по примеру Хамовнического района во всех районах организовать районные объединения всех имеющихся общественных организаций»38. 5 марта Исполнительный комитет постановил «признать необходимым и по условиям времени наиболее желательным на- значение комиссаром правительства по г. Москве Н. М. Киш-кина»39. Принцип согласования кандидатур комиссаров с комитетами общественных организаций был принят Временным правительством. 15 апреля Г. Е. Львов направил губернским комиссарам телеграмму, в которой им поручалось общее руководство управлением губернией с возложением на них прав и обязанностей губернатора, «поскольку они не отменены произошедшими в государ-ственном строе изменениями» . 19 марта Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников. Их административные функции переходили к уездным комиссарам, а судебные — к временным судьям, назначаемым губернскими комиссарами по согласованию с Министерством юстиции41. 23 марта при МВД было создано Особое совещание для разработки новой схемы управления губерниями. После нескольких месяцев работы Временное правительство приняло 19 сентября «Положение о губернских и уездных комиссарах», ориентированное на усиление единоначалия в регионах42. Статья 8-я Положения устанавливала, что губернские комиссары или их помощники председательствуют во всех присутствиях, комиссиях, комитетах и т. п., где ранее председательствовали губернаторы и вице-губернаторы. Статья 9-я давала комиссарам право издавать обязательные постановления по некоторым предметам. Губернским комиссарам предписывалось действовать в единении с комитетами общественных организаций. Губернские и уездные комиссары назначались МВД. Основной задачей губернских комиссаров являлся надзор за состоянием и деятельностью всех учреждений гражданского ведомства — за исключением судебных мест, органов государственного контроля, государственного банка, высших учебных заведений (в прочих учебных заведениях надзору не подлежала учебно-воспитательная часть). Как видим, Временное правительство по существу склонялось к возрождению статуса «хозяина губернии». А что же в это время происходило с земским и городским самоуправлением? В обращении «К гражданам России» 6 марта Временное правительство заявило, что оно «озаботится также установлением норм, обеспечивающих всем гражданам равное, на основе всеобщего избирательного права, участие в выборах органов местного самоуправления»43.
Подготовкой соответствующих проектов занялось уже упоминавшееся Особое совещание, созданное 23 марта. В принятой им программе деятельности намечалась разработка законов и постановлений о введении земства в неземских губерниях, создании волостного земства и поселкового управления, исправлении земского и городского «положений», изменении системы надзора за органами местного самоуправления и прочее. Для этого было образовано 17 комиссий, проведших 129 заседаний. В итоге Особое совещание подготовило 46 законопроектов44. 21 мая Временное правительство приняло законы «О производстве выборов уездных и губернских земских гласных», «О волостном земском управлении», 9 июня — «Об изменении действующего положения о губернских и уездных земских учреждениях», 17 июня — о введении земских учреждений в Архангельской губернии, Сибири и Степном крае. Этими актами вводились всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании, значительно расширялась компетенция земств в хозяйственной сфе-ре> увеличивалась земская территория. Особое значение имело образование волостных земств, о необходимости которых в стране говорили много лет. При этом право голоса получали все жители данной территории, а не только крестьяне. Прежние же волостные органы упразднялись, что вызвало недовольство крестьян, привыкших считать эти органы своими. Подготовка к новым выборам заняла много времени, и проходила она в основном в конце года, когда обстановка в стране решительно изменилась. Аналогичные процессы происходили и в городском управлении. Еще до земских реформ, 15 апреля, были изданы «Временные правила о производстве выборов гласных городских дум». Именно этим актом впервые в истории России было введено демократическое избирательное право. Постановление Временного правительства от 9 июня «Об изменении действующих положений об общественном управлении городом» расширяло права городских дум и управ. Выборы в городах также растянулись во времени. Острой проблемой, с самого начала возникшей перед новой властью, стала замена разогнанной полиции, тем более что в стране бурно росла уголовная преступность. Инициатива здесь опять же была проявлена на местах, где в первые же дни стала создаваться общественная милиция (или народная милиция). 17 апреля правительство утвердило «Временное положение о милиции». Согласно ему, милицейские органы находились в ве- дении земского и городского самоуправления. Соответствующие начальники избирались уездными земскими и городскими управами. Города подразделялись на районы, а районы — на участки, уезды также делились. В губерниях вводились должности правительственных инспекторов милиции, назначавшихся Министерством внутренних дел. 12 июля было утверждено «Временное положение об устройстве милиции городов Петрограда, Москвы, Киева и Одессы». В этих городах начальники милиции избирались городскими думами, а не управами. Постановлением от 11 июля созданное в Петрограде столичное управление уголовного розыска передавалось в подчинение прокурору окружного суда, но в других местах эта практика не получила применения. Определенные изменения произошли в судебном ведомстве. В аппарате Министерства юстиции были созданы комиссии «для восстановления основных начал судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном строе» и «по пересмотру и введению в действие уголовного уложения 1903 г.». Функции судебных палат были несколько сужены, а окружных судов расширены. Постановлением Временного правительства от 4 мая мировые суды вводились еще в 33 губерниях. . Принципиальным новшеством стало создание судов по административным делам (чего давно добивались либералы). По закону от 30 мая в каждый уезд назначался административный судья, а при окружных судах создавались административные отделения. Административные суды рассматривали конфликты между государственными учреждениями и другими организациями. Законом от 21 апреля одновременно с главным земельным комитетом учреждались (а в ряде случаев утверждались возникшие ранее) губернские, уездные и волостные земельные комитеты. В их состав входили как представители органов самоуправления, так и чиновники. Задачами комитетов объявлялись подготовка земельной реформы и принятие «неотложных временных мёр, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием». Местные органы появились и в ведомствах некоторых новых министерств, созданных в мае. В системе Министерства продовольствия это были губернские, уездные, волостные продовольственные комитеты, а в системе Министерства труда — комиссары труда. По закону от 11 июня комиссар возглавлял округ труда, включавший несколько губерний. В, его ведении находились фабрично-заводские инспектора, а также примирительные камеры, третейские суды, биржи труда45. Подведем краткие итоги сказанного выше. Между XVII веком и 1917 годом административно-территориальное устройство России весьма заметно продвинулось по пути, ведущему от средневековья к современности. Поэтому здесь вполне можно говорить о процессе модернизации — но с очень большой спецификой. Процесс этот проходил в рамках традиционной самодержавной монархии (абсолютизма), для которой характерен бюрократический механизм. Огромную роль играла и остававшаяся неизменной сословная структура общества. В этих условиях процесс модернизации осуществлялся «сверху», причем его организаторы стремились не к созданию чего-то принципиально нового, а к сохранению «священного и неприкосновенного», за рамки которого преобразования не должны были выходить. В результате эти преобразования носили преимущественно «технологический» характер, выражавшийся в увеличении сети органов и их внутренней структуры, в специализации по территориальному и отраслевому признакам. Объективно это было, в общем, полезно для страны, но, как правило, совершенно недостаточно. В гораздо меньшей степени модернизация проходила в политической среде, к которой, по существу, относится проблема самоуправления. Земские и городские органы при всех их недостатках могли бы стать ступеньками к гражданскому обществу, если бы они постепенно демократизировались и усиливались. Но именно этого я не произошло. Особенностью российской модернизации стал не постепенный путь вперед — от реформы к реформе, а «шаг вперед, два назад» — от реформы к контрреформе и реакции. Российские реформы обычно бывали не «опережающими», а «догоняющими» и «отстающими». Особо нужно отметить чередование (а не совмещение) реформ центрального и местного аппарата, что порождало немалые проблемы в отношениях между ними. Существенной помехой на пути прогресса оставалось чиновничество, профессиональный уровень которого хотя и повышался, но недостаточно, а политические позиции в целом оставались консервативными. Ну и конечно, сложнейшей проблемой оставался национальный вопрос. Административно-территориальное устройство многонациональной страны (имеющей национальные регионы), дилемма «унитарное государство или федерация» — это сложнейший аспект модернизации, что мы наблюдаем и сегодня. Самодержавие с его принципиальной неподвижностью (или малоподвижностью) не могло не оказаться в тупике. Временное правительство совершило ряд принципиально верных шагов — прежде всего передачу власти органам самоуправления, избираемым на демократической основе, но при этом наибольшие трудности испытывало именно в национальном вопросе. Если в 1917 году и был у России шанс стать демократическим государством, в том числе и в сфере административно-территориального устройства, то шанс этот оказался явно недостаточным. 1 Свод законов Российской империи, дополненный по продолжениям 2 Российское законодательство X—XX веков. Т. 7. Документы крестьян 3 Там же. С. 45-46. 4 Там же, С. 183-219. 5 Устьянцева Н. Ф. Институт мировых посредников в крестьянской ре 6 Полное собрание законов Российской империи. И. Т. 49. № 53678 7 ПСЗ III. Т. 9, № 6196. 8 Свод законов Российской империи... С. 863—890 9 Там же. С. 863-864. 10 ПСЗ III. Т. 10, № 6927. Самодержавие и земство. Конфиденциальная записка министра финансов статс-секретаря С. Ю. Витте (1893). 2-е изд. Штутгарт, 1903. С. 203. 12 Обзор литературы и библиографии см.: Жукова Л. А. Земское самоуп 13 ПСЗ П. Т. 45, № 48498. 15 Тессен В. М. Вопросы местного управления. СПб., 1904 С 62 16 Там же. С. 54—55. 17 Свод законов Российской империи... С. 626. 18 Там же. 19 ПСЗ III. Т. 1, № 350. 20 Тессен В. М. Указ. соч. С. 40. 21 Там же. С. 41. 22 Блинов И. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб., 1905. 23 Свод законов Российской империи... С. 699. 24 Перегудова 3. И. Политический сыск России (1880—1917). М., 2000. 25 Свод законов Российской империи... С. 694. 26 Российское законодательство X—XX веков. Т. 8. Судебная реформа. 27 ПСЗ II. Т. 41, № 42861. 28 Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX в. 29 Там же. С. 47, 49. 30 Там же. С. 144-145. 31 Там же. С. 329. 32 Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. 33 Цит. по: Лысенко Л. М. Губернаторы и генерал-губернаторы Россий 34 Зырянов П. Н. Третья Дума и вопрос о реформе местного суда и воло 35 Гессен В. М. Указ. соч. С. 55—56. 36 Журналы заседаний Временного правительства. Т. 1. Март—апрель 37 Февральская революция. 1917: Сб. документов и материалов. М, 1996. 38 Там же. С. 277. 39 Там же. С. 304 40 Лысенко Л. М. Указ. соч. С. 134. 41 Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства. Л., 42 Лысенко Л. М. Указ. соч. С. 136. 43 Февральская революция... С. 177. 44 Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990. С. 110— 45 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюцион Глава 6
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |