Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты социального партнерства. Представительство работников и работодателей



2015-11-27 1711 Обсуждений (0)
Субъекты социального партнерства. Представительство работников и работодателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Субъектами социального партнерства в сфере труда являются:

а) работники;

б) работодатели;

в) представители работников;

г) представители работодателей;

д) органы государственной власти;

е) органы местного самоуправления.

Правовое положение их различно.

Работники и работодатели – стороны социального партнерства (ч. 1 ст. 25 ТК РФ). Они действуют через полномочных представителей. Последние являются участниками социально-партнерских отношений, поскольку действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления также выступают участниками социального партнерства. Они отстаивают интересы соответственно государства, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).

Работники и работодатели реализуют свои полномочия как социальные партнеры через своих представителей. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются:

1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

На локальном уровне представителями работников могут выступать:

а) первичная профсоюзная организация (надо полагать, в лице ее выборного органа) – ст. 30 ТК РФ.

б) иные представители, избираемые работниками.

Если первичная профсоюзная организация отсутствует либо не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников на локальном уровне, на общем собрании (конференции) тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) из числа работников (ч. 1 ст. 31 ТК РФ). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ).

В отношениях социального партнерства более высокого уровня, чем локальный, представителями работников являются:

а) соответствующие профсоюзы и их объединения (общероссийские объединения профсоюзов, отраслевые, межотраслевые);

б) территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).

Представителями работодателей согласно ч. 1 ст. 33 ТК РФ являются на локальном уровне:

1) руководитель организации;

2) работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);

3) уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

На более высоком уровне, чем локальный, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ; см. также – ст. 3 ФЗ «Об объединениях работодателей»).

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются указанным федеральным законом (ч. 4 ст. 33 ТК РФ).

Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью, или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (Союз промышленников, предпринимателей, работодателей).

Можно выделить следующие функции объединений работодателей: 1) защита корпоративных интересов в отношениях с государством по вопросам налоговой, инвестиционной и иной политики; 2) представительство своих интересов в отношениях с профсоюзами и государственными органами по вопросам социально-трудовой политики.

Государство как субъект социального партнерства

В отличие от западных стран, где социальное партнерство складывалось исторически, в России оно создавалось сверху, посредством государственно-властных предписаний.

Государство как субъект социально-партнерских отношений выступает одновременно в двух ролях: как носитель публичной власти и как социальный партнер.

1) Как носитель публичной власти оно реализует свои полномочия в рамках отношений власти-подчинения: принимает законы (в том числе легализующие правосубъектность социальных партнеров, процедуры их взаимодействия), обеспечивает их исполнение при помощи актов управления, надзора и контроля, а также рассматривает споры о праве, используя судебную систему.

2) Как социальный партнер государство (его органы) действует как равная сторона в социально-партнерских отношениях.

Государство – сложный субъект. В силу федеративного устройства России стороной социального партнерства могут выступать как государство в целом (федерация), так и субъекты федерации, которые реализуют соответствующие функции на региональном уровне.

В настоящее время роль государства в социально-партнерском взаимодействии сокращается, но усиливается его роль в правовом регулировании социально-партнерских отношений. Государство выступает в качестве гаранта социального партнерства, обеспечивает равноправие сторон этих отношений и защиту их прав. Таким образом, основная функция государства в отношениях социального партнерства – функция гарантийная.

Формы осуществления государством роли гаранта:

1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве и выполнении обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями;

2) участие в разрешении разногласий, возникающих между социальными партнерами: организация посреднических процедур, трудовых арбитражей, осуществление судопроизводства.

 



2015-11-27 1711 Обсуждений (0)
Субъекты социального партнерства. Представительство работников и работодателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты социального партнерства. Представительство работников и работодателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)