Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕР И УРОВНИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ



2015-11-27 693 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР И УРОВНИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

.

Понятие мотива.

 

Для психологии в существенно большей степени, чем для других наук - философии, физиологии, кибернетики, присуща необходимость интерпретировать понятия естественного языка. Может быть, наиболее отчетливо это проявляется на понятии мотива,мотивации. В значительной степени это, видимо, связано с тем, что это отнюдь не единственное понятие, отражающее побудительные силы человека: потребность, направленность, интерес, цель... Разные мотивирующие факторы связаны, в первую очередь, с разными компонентами и уровнями общей побудительной структуры личности.

Это отразилось в соответствующих определениях и типологиях. Если проанализировать наиболее характерные определения мотива, то можно увидеть, что он рассма-тривается в обобщенном виде как побудительный стимул, связанный с другими ком-понентами деятельности, чаще всего с потребностью. Приведем некоторые из них.

Д.Н.Узнадзе (1940): “В случае, когда удовлетворение потребности затрудняется, когда потребность непосредственно не реализуется, она проявляется в сознании субъекта в виде специфического содержания. Со стороны субъекта оно переживается в виде чувства не­удовлетво­ренности, содержащем в себе моменты возбуждения и напряжения, а с объектив­ной стороны - в виде определенных предметных содержаний, побуждающих к дейст­вию.” [40,c.369].

А.Маслоу (1954): “Мотив выражается в состоянии физиологического разбалансирова­ния потребности... Реакция мотивированного поведения состоит в действиях, направлен­ных на устранениe разбалансирования” [50,c.36].

Д.МакКлелланд (1951): "Мотивом становится сильная аффективная ассоциация, характеризующаяся предвосхищением целевой реакции и основанная на прошлой ассоциа­ции определенных признаков с удовольствием или болью" [51,c.466].

А.Врум (1964): “Мотив - это процесс, управляющий выбором, который совершает индивид среди альтернативных форм произвольной активности” [52,c.147].

К.Обуховский (1972): “Мотив - вербализация цели и программы, дающая возможность данному лицу начать определенную деятельность” [35,c.19].

А.Н.Леонтьев (1966): “Мотив - объект (воспринимаемый или только мыслимый, пред­ставляемый), в котором конкретизируется потребность и который образует ее предметное содержание” [15,c.25].

Общее представление, создающееся на основе этих определений (а в общей сложности их значительно больше) достаточно неконкретно, разнородно: с одной стороны в нем мотив отождествляется с потребностью (А.Маслоу), с другой - сводится к мотивировке, осознанию цели (К.Обуховский). В этом контексте определение А.Н.Леонтьева в значительной степени конкретизирует понимание мотива, вводя его в непосредственно деятельностный контекст, связывая его с основным предметом деятельности, хотя, повидимому, полное отождествление мотива с предметом сужает его интерпретацию.

Прояснению связи теоретического аспекта анализа мотивации с другими аспектами, в частности, психодиагностическим и прогностическим, может способствовать обращение к другому аспекту анализа мотивов - типологическому. К настоящему времени описано столько мотивационных типологий, что наряду с типологией мотивов можно представить определенную типологию типов мотивационных структур, среди которых можно выделить:

Мотивы-интересы,

Мотивы-направленности личности,

Мотивы-функциональные тенденции личности.

 

Они отличаются следующими характерными признаками:

Во-первых, степенью глубины – поверхностности тех субъективных содержаний, которые составляют объективный смысл мотива. Так, предмет такой мотивации как гурманство, составляют пищевые структуры; они достаточно четко определяемы и лежат на поверхности феноменального поля субъекта. В противоположность, например, стремлению к счастью, которое представляет собой глубоко лежащее и разноречивое образование, доходчиво не описанное в науке.

Во-вторыхширотой объективной действительности, на которую распространяется их действие. Одни мотивы не выходят за рамки более или менее очерченной сферы, например, социальной, товарной, мира идей или определенного круга предметов и действий. Другие мотивы не знают границ, даже в пределах всего мироздания.

В-третьих, устойчивостью – ситуативностью возникновения и реализации мотива.Устойчивость в большей степени зависит от характеристик субъекта, динамических параметров его мотивации, порождаемых потребностью (2); ситуативность определяется преимущественно параметрами деятельности, валентностью ее объектов для субъекта [17].

В-четвертых, характером действительности, в которой помещается побудительный фактор. В принципе, их можно разделить на три группы, опираясь на характер преимущественного побуждающего момента:

1. Побуждающий фактор заключен в определенной сфере объективной действительности, конкретно говоря - в объекте.

2. Побуждающий фактор - желаемое субъективное состояние.

3. Побуждающее начало - определенная форма активности, тип предпочитаемого поведения.

Строго говоря, с позиции общей структуры деятельности, во всех трех случаях побудительный фактор представляет собой именно объект – ту сферу действительности, с которой оперирует субъект. Особенно отчетливо это проявляется в мотивах-интересах.

Мотивы-интересы.

 

Людям присуще большое количество различных интересов, от вполне понятных и разделяемых практически каждым человеком, до внятных только самому их обладателю. Поэтому существует большое число типологий соответствующих побудительных факторов.

Вопрос о том, что заставляет человека жить и действовать определенным образом, стремиться к тем или иным переживаниям и сферам жизнедеятельности, всегда занимал мыслителей и представителей искусства, а начиная, возможно с У.Мак-Дауголла, предложившего и эмпирически обосновавшего в начале прошлого века достаточно объемный список “инстинктов”, которым подчиняется человек, этим до сих пор активно занимаются исследователи разных школ и научных направлений. Если взять эмпирические по своим основаниям списки мотивов У.Мак-Дауголла (Д), Г.Мюррея (М), Дж.Гилфорда (Г) [44], то мы увидим, что в них представлены основные побуждающие факторы, при этом некоторые из них выглядят как достаточно частные, непопулярные, но тем не менее, существующие.

Разделим в определенном приближении эти мотивы, в соответствии с отмеченным выше четвертым признаком, то есть с тем, где помещается побуждающий фактор:

 

[S1] Мотивы-объектыМотивы-состояния

 

Пища Д Г Смех Д

Комфорт Д Г Секс Д Г М

Уважение Г М Удовольствие Г

Порядок Г М Честолюбие Г

Телесные нужды Д Свобода Г

Защита М Независимость М

Внимание М Зависимость М

 

Мотивы - типы предпочитаемого поведения

 

Созидание Д М Общая активность Г

Приобретение Д М Выносливость Г

Доминирование Д М Упорство Г

Подчинение Д М Достижение М

Опека Д М Избегание М

Агрессия Г М Аффилиация М

Гнев Д Неприятие М

Бегство Д Унижение М

Общение Д Противодействие М

Бродяжничество Д Игра М

Развлечение Г Осмысление М

Риск Г Понимание М

Угождение Г Познание М

Честность Г

 

Конечно, в каждом мотиве тесно и часто неразрывно переплетаются стремления:к той или иной сфере объективной действительности, субъективному состоянию и форме активности, а оценка их в этом аспекте, подобная приведенной выше, в первую очередь может определяться словесным обозначением. В то же время в разные моменты времени ведущими, ядерными могут выступать разные побудительные моменты в одних и тех же переживаниях, так как в этих моментах отражаются разные стороны человеческой деятельности, задействование которых наиболее необходимо в данный момент для субъекта. Поэтому, как и всякое разграничение сложных структур, приведенные мотивационные разграничения в значительной степени условны. Мотивы из разных групп могут в той или иной степени пересекаться, дополнять друг друга.

Так, стремление к комфорту как требование определенных объективных условий включает и стремление к определенному внутреннему состоянию, приятному для субъекта, и стремление к желаемой форме активности (или пассивности). Практически идентичное стремление к удовольствиям в первую очередь ассоциируется с желаемым эмоциональным состоянием, которое для своего осуществления требует одновременно наличия определенных объективных условий и реализации определенной активности. Еще одно сходное с предыдущими стремление - к развлечениям, ассоциируется с желаемой формой активности, требуя одновременно определенных объективных условий и приводя в результате к определенному эмоциональному состоянию.

В конечном счете, при взгляде с более широкой позиции оказывается, что и внутренние субъективные состояния и формы активности представляют собой определенные сферы объективной реальности, заданные в некоторых пространствах, отличных от физического.

В целом, соответствующие побудительные факторы – мотивы-интересы, характеризуются следующими признаками: имеют, в основном, эмпирическое происхождение, основываясь на описаниях опыта индивидуальных субъектов, достаточно ясны, поверхностны и ситуативны, с более или менее ограниченной сферой действия, зависящей от характеристик ситуации. Используются в описаниях обыденного общения, в художественных отражениях жизни, в некоторых сферах научного анализа: так, классификация Г.Мюррея была приспособлена для использования в психодиагностике ТАТ.

 



2015-11-27 693 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР И УРОВНИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕР И УРОВНИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)