Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительные процессы



2015-11-27 539 Обсуждений (0)
Потребительные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подобно производительным процессам, существуют натуральная и прагматическая формы процессов потребления.

Потребительное производство. Цель - потребительная, мотив - производительный. Это потребление для производства, производство через потребление, потребительный процесс, ведомый производительным мотивом. К.Маркс определял его следующим образом: “Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело - это ясно; но это же имеет силу и относительно любого другого вида потребления, который с той или иной стороны, каждый в своем роде производит человека. Это - потребительное производство” (20,с.26).

Так же, как и в производительных процессах обычно выделяют: материальное потребление, духовное потребление и потребление социальных факторов.

Материальное потребление характеризуется непосредственным присвоением субъектом свойств объекта, при этом объект потребления поглощается либо изнашивается. Некоторые формы материального потребления могут практически не замечаться человеком, совершаясь автоматически на физиологическом уровне, например, усвоение кислорода в процессе дыхания. Другие могут занимать большое место в мотивационной сфере человека, становясь самодовлеющими формами активности, например, гурманство.

Потребление социальных условий выражается в переживаниии использовании

субъектом тех факторов влечений, престижа, влияния и власти, которыми он обладает. Одной из самых распространенных ценностей этого рода является, человеческое внимание, которое люди стремятся получить самыми различными способами - от действительно заслуживающих этого, до чисто внешних, поверхностных, включающих даже моменты насилия.

Потребление духовных ценностей, в принципе, неразрывно от духовного производства, так как реальное усвоение идеальных ценностей может совершаться только в процессе внутреннего или реального воспроизведения субъектом содержания данного идеального предмета; хотя в обиходе за духовное потребление часто принимается процесс чисто внешнего восприятия и запоминания субъектом только формы, внешней оболочки интеллектуального или эстетического содержания.

 

Собственно потребление, Цель- потребление, мотив- потребление. Это потребление ради потребления, ради эмоционального удовлетворения, удовольствия; наиболее отчетливо эти процессы воплощаются в активности гедонистического характера. В такой активности, часто и в пассивности, субъект стремится ощутить и как бы подтвердить для себя свободу, устойчивость и полноту своего существования, не затрачивая при этом серьезных ресурсов своих сущностных сил ( , ). Непосредственной причиной этого могут служить состояния эмоциональной неудовлетворенности, депривации, скуки, при невозможности, неумении или нежелании наполнить себя удовлетворением от реально созидательной активности.

“Чистые” потребительные процессы удовлетворяются в первую очередь посредством материальных ценностей; наиболее наглядной формой этого, повидимому, является потребление пищи. При этом, если это служит целям удовлетворения голода, реальной пищевой потребности, здесь скорее следует говорить о потребительном производстве. Характерной особенностью такого процесса является то, что после достаточного насыщения он может переходить в чистое потребление, приводящее скоро к перенасыщению, воспринимаемому уже эмоционально отрицательно. То же характерно, например, для процесса пассивного отдыха, восстановления затраченных сил.

Характерной разновидностью материального потребления является потребление предметов роскоши, которое реализуется главным образом в виде обладания и накопления материальных ценностей, так как заключенная в них избыточная ценность, как правило, не потребляется реально, а лишь “реализует владение”. Вообще же, взаимосвязь и различие производительных и потребительных процессов лучше всего выражается в словах К.Маркса: "В производстве объективируется личность, в потреблении субъективируется вещь" (20,с.26).

 

Обменные процессы.

 

Люди могут обмениваться всем тем, что создается человеком и природой, и тем, что потребляется Наиболее характерными и распространенными среди обменных процессов являются игра, общение и торговля

Игровая деятельность. Игра всегда привлекала внимание и возбуждала во-просы исследователей. Один из этих вопросов: что общего объединено в, казалось бы, таких различных проявлениях человеческой активности как: детская ролевая игра и сценическая ролевая игра; массовые, спортивные, развлекательные и азартные игры; игры деловые и социальные ? Несмотря на отчетливые различия, общее в них, несомненно, есть. Оно заключено в стремлении участников приобщиться к характерным ситуациям жизненного взаимодействия, познать их и освоить правила поведения в этих ситуациях, получая при этом вознаграждения или наказания того или иного рода.

Когда ребенок скачет на палке в детской ролевой игре, его основная цель - изобразить всадника, мотив - освоение определенной социальной функции, например, “кавалерист на войне”. В этом смысле его действие носит созидательный, творческий характер. Сходная структура характеризует ролевую игру взрослых. Актер на сцене отличается от ребенка с куклой тем, что он не только и не столько сам осваивает определенную социальную функцию, ситуацию или человеческий характер, но стремится донести их до зрителя. При этом, в творческие замыслы актера могут вплетаться и определенные потребительные факторы, такие, например, как материальное вознаграждение или повышение своего статуса.

Известно, что для многих людей характерна игра и в жизни. Таким образом возникают социальные игры, которые, в частности, Э.Берн рассматривает в качестве одной из основных форм социальных взаимодействий. Мотивом в них является получение некоторой социальной или даже материальной выгоды, когда некоторый субъект, используя “построенную” ситуацию, стремится перераспределить соответствующие ценности в свою пользу за счет других людей. Исходно такие ситуации присутствуют уже в простых детских розыгрышах и “покупках”. А в сложных формах социальных игр взрослых могут разыгрываться многоходовые комбинации с целью, например, ”подставить” кого-то из конкурентов или коллег..

Основная цель в спортивных и массовых играх состоит в демонстрации и развитии умений наилучшим образом использовать средства и условия, закрепленные в определенных правилах. Основной мотив при этом - выигрыш у соперников с возможным получением “дивидендов” социального или материального характера.

Аналогичную целевую и мотивационную структуру имеют деловые игры, основной акцент в которых направлен на отработку оптимальных решений в профессиональной, социальной, военной и ряде других сфер.

Характерной особенностьюазартных игр является наличие жестких ставок платежной матрицы, а мотив - максимально возможный выигрыш. Эти игры полностью “работают” на потребительные интересы участников. Недаром они являются непременным атрибутом “злачных” мест.

 

Общение как форма активности. В деятельностном подходе общение рассматривается как процесс, находящийся в рамках определенной деятельности, производный от нее. В других парадигмах общение рассматривается как самостоятельная активность, как потребность и мотив. В поведенческом контексте мы наблюдаем и то и другое; при этом, в общении субъект может реализовывать и созидательные и потребительные установки. Оно может совершаться и по принципу “бытия - роста” и по принципу “обладания - дефицита”.

В естественном эмпатическом общении основным объектом и целью выступает другой человек, партнер по общению; мотив - чувство удовлетворения, ощущение человеческого единения в совместном действии или беседе. В целом, это активность созидательного характера: человеческое единение является необходимым условием плодотворного производительного процесса.

Подобно этому, общение как взаимодействие также направлено на созидательную цель, каковой является реализация совместно с партнерами определенных действий с общим предметом. При этом личные мотивы партнеров могут различаться, но в реальном взаимодействии они совпадают с общей целью - в этой ситуации партнеры объединяются в некоего единого со-субъекта, образуя основание коллективного субъекта деятельности и общения. Но это, конечно, идеал, который отнюдь не всегда достигается.

Прагматическое общение, хотя и может являться взаимодействием, по своей внутренней побудительной структуре отличается от него. Цель может быть общей, но мотивы различны, индивидуально направлены, носят потребительный характер, хотя сами субъекты прагматического общения могут представлять дело так, что их интересуют партнеры сами по себе. На самом деле, в этой ситуации партнер реально предстает для субъекта как условие, средство или объект в его мотивационных деятельных схемах. В маргинальных случаях субъект прагматического общения может относиться к партнеру как к товару: при необходимости - купить, продать или уничтожить.

Торговля в контексте взаимодействия представляет собой разновидность прагматического общения; в качестве субъектов-партнеров имеет продавца и покупателя и общий предмет взаимодействия - товар. Цели их однотипны (помещаются в сфере торгового взаимодействия), но разнонаправлены: у покупателя - купить товар, как можно дешевле, у продавца - чтобы покупатель купил его как можно дороже. Мотивы также различны: у продавца - получить деньги, у покупателя - использовать, потребить товар. Основное сходство партнеров в этом процессе состоит в том, что их непосредственные мотивы относительно партнера по общению имеют потребительный характер - максимально выгодно присвоить желаемую ценность. И такие одноименные заряды вызывают отталкивание, конфликт.

 



2015-11-27 539 Обсуждений (0)
Потребительные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительные процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)