Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональные побудительные тенденции



2015-11-27 1017 Обсуждений (0)
Функциональные побудительные тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Д.Н.Узнадзе определяет функциональную тенденцию как потребность субъекта в реализации его глубоких базовых устремлений. Это “... потребность в активизации в определенном направлении тех сил, которые по тем или иным причинам оставались бездеятельными” [40,c.334]. То есть, это те силы, которые стремятся быть задействованными при любых обстоятельствах и, в принципе, не могут быть бездеятельными и тогда, когда субъект реализует некоторые насущно необходимые функции. Они действуют изнутри, влияя на реализацию этих функций. В определенных условиях они выступают на поверхность, в частности, в виде того, что иногда называют надситуативной или сверхнормативной активностью.

Простая механическая аналогия поможет прояснить соотношение в побудительной сфере человека мотивирующих сил разного уровня. Мотивы-интересы можно уподобить небольшим шестеренкам, непосредственно приводящим в движение работающие части механизма. Их работа зависит, с одной стороны, от внешних условий, с другой - от собственных внутренних параметров - сцепления, качества смазки, люфтов и пр. Но в плане источника движения их работа зависит от больших шестерен,не всегда соприкасающихся с частями работающего механизма. Уподобим эти шестерни личностным направленностям. И наконец, в основе работы всего механизма располагаются массивные маховики, мало подверженные воздействию внешних условий. Эти маховики – функциональные побудительные тенденции личности. Функциональные тенденции как бы поддерживают изнутри более конкретные побудительные силы - личностные направленности и мотивы-интересы, определяют их выбор субъектом и характер функционирования.

 

Таких побудительных образований, на первый взгляд, немного, но присмотревшись, можно отыскать не меньше, чем мотивов-интересов и личностных направленностей.. Их научное описание имеет, в основном, теоретическое происхождение, они по-разному описываются в разных теоретических парадигмах и используются в первую очередь в целях методологического и теоретико-психологического анализа. Приводим основные из них:

 

Опредмечивание - распредмечивание,

Индивидуализация - социализация,

Экстраверсия – интроверсия,

Интериоризация - экстериоризация,

Присвоение - отдача,

Созидание - разрушение,

Избегание - достижение,

Гомеостазис - антигомеостазис,

Понимание - самовыражение

Потребности “дефицита”- потребности “роста”,

Обладание - “бытие”,

Производительная - потребительная направленность.

 

В каждой из этих типологий существует два полярно противоположных элемента, потому что в функциональной тенденции как наиболее глубоком воплощении побудительных сил вся сфера человеческой деятельности “растягивается” по ее основным полюсам, в отличие от более частных мотивирующих факторов, в которых активность человека может поляризоваться по частным, “региональным” осям. К примеру, мотивация “доминирование - подчинение” поляризована в определенной ограниченной сфере человеческих отношений. Многие частные мотивы вообще не поляризованы; они либо присутствуют, либо отсутствуют - например, стремление к игре или бродяжничеству. Можно утверждать, что в функциональной тенденции человеческая деятельность поляризуется по осям своих основных, глобальных движущих противоречий.

 

Опредмечивание - распредмечивание является наиболее абстрактной по уровню своего методологического выражения функциональной тенденцией. Разработка этой категориальной пары ведет свое начало от Гегеля и Маркса и отражает постоянные взаимопереходы деятельности “из формы движения в форму предметности”. Используется на уровне философского, общеметодологического анализа деятельности. На уровне конкретно-поведенческого анализа соответствующие процессы трудно усмотреть; повидимому, в них выражаются моменты вхождения субъекта в предметное содержание деятельности и выхода из него [47].

 

Индивидуализация - социализация как категориальная пара, характерная для философского, социологического и социально-психологического анализа, охватывает всеобъемлющую сферу поведения и развития человека в обществе, отражая процессы вхождения, врастания и, соответственно, выхода, отчуждения субъекта из социального пространства.

Экстраверсия – интраверсия представляет собой достаточно глобальную характеристику, отражающую индивидуально-психологические различия человека в его преимущественной обращенности либо на внешний мир, либо на собственные субъективные проявления. Введенное К.Юнгом измерение личности значительно шире отдельной личностной направленности, поэтому его вернее рассматривать как функциональную тенденцию.

 

Интериоризация - экстериоризация как философская и психологическая категория отражает широкий спектр отношений личности с окружающей средой. Э.Г.Юдин справедливо отмечает: “С личностной точки зрения деятельность представляет собой единство интериоризации (освоения человеком совокупности условий его жизни и деятельности и формирования на этой основе личностных характеристик и способностей) и экстериоризации (воплощения способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности)”[48,c.268]

Интересно, что в психологии учения активно используется первый полюс этой категориальной пары – интериоризация как механизм усвоения знаний. Другой полюс – экстериоризация почему-то вышел из поля внимания психологии и педагогики как проблема использования знаний.

 

Присвоение - отдача как категориальная пара сходна с предыдущей по смысловому строю, но сужена по сфере ее использования, распространяясь, в основном в область художественно-психологического описания.

 

Созидание - разрушение как функциональная тенденция присуща как отдельным индивидам, так и социальным общностям и может направляться субъектом как на других субъектов и объектов внешнего мира, так и на самого себя. В психологии выделяются личностные типы “созидателя” и “разрушителя” [38].

 

Достижение (успеха) - избегание (неудач) как категориальная пара была экспериментально и теоретически разработана Д.Мак-Клелландом и Дж.Аткинсоном [44] и широко используется в анализе побудительных сил в конкретных и теоретических исследованиях человеческой активности. Можно считать, что именно в этих категориях нашел свое место конструктивный тип исследовательской парадигмы, позволяющий связать отдельные мотивы-интересы, личностные направленности и функциональные тенденции человека.

 

Гомеостазис - антигомеостазис как исследовательская категория достаточно широко используется в биологии и психологии. Поддержание гомеостатического равновесия, редукция напряжения в ряде теорий личности, в частности, в психоанализе, рассматривается как системообразующая функция. Одновременно, в ряде концепций –К.Гольдштейн, Ж.Нюттен [44], большое значение придается противоположной тенденции, в соответствии с которой субъект сам стремится нарушить гомеостатическое равновесие, повысить напряжение с тем, чтобы затем выйти на новый уровень равновесия в процессе развития.

 

Понимание - самовыражение характеризует широкий спектр субъект-субъектных взаимодействий, в которых отражаются процессы приема и передачи более или менее сложных и глубоких содержаний в языке и деятельности, а в широком смысле – соответствующий аспект отношений "Я" с миром, отражая на одном полюсе процессы познания, на другом – самоактуализации..

 

Потребности “дефицита”- “роста” отчетливо поляризуют побудительные силы в концепции иерархии потребностей А.Маслоу. Потребность “дефицита” означает, что индивид испытывает неудовлетворенность вследствие недостатка в определенных условиях существования и функционирования. Эти потребности включают в себя нижние уровни иерархии, в частности, мотивации жизнеобеспечения и комфорта; потребности “роста” включают мотивы высших уровней - в первую очередь, самоактуализации. Удовлетворение потребности “дефицита” влечет чувство расслабления, снижение напряжения и активности. Неудовлетворение влечет еще большее чувство дефицита. Возникновение потребности “роста” обычно не связано с ощущением недостатка. Его удовлетворение длительно и непосредственно включено в структуру активности; неудовлетворение не обязательно сопровождается неприятными переживаниями.В соответствии с этими глобальными побудительными силами А.Маслоу различает способы жизнедеятельности по "дефицитарному" принципу и по принципу "роста".

 

“Обладание - бытие” как основные способы жизненного существования выделил и описал Э.Фромм на основе философии экзистенциализма и гуманистической психологии [43], породив тем самым "гуманистический психоанализ" . Модус “обладания” связан со стремлением самосохранения, реализацией основных функций жизнесуществования, ибо “чтобы жить, мы должны обладать вещами”. Целью существования в этом модусе является получение удовольствия, которое Э.Фромм понимает как "удовлетворение некоторого желания, не требующее усилия (в смысле затраты жизненной энергии)" [43,c.123]. В модусе “бытия” для человека воплощается процесс его самореализации: “...это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих внутренних потенций" [43,c.94]. Критерием существования в этом модусе для субъекта является достижение радости, которую Э.Фромм понимает как “...то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой” [43,c.127].

 

Производительно- потребительная побудительная тенденция исходит из экономической парадигмы и рассматривается в методологическом и психологическом плане [24], так как процессы производства, распределения, обмена и потребления характеризуют не только общество, но и отдельных индивидов. При этом, основное различие производительного и потребительного полюсов отражается на методологическом уровне следующим образом: в производительном процессе личностная установка субъекта направлена на придание предмету его деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительном процессе субъект направлен на присвоение индивидуально значимой ценности, воплощенной для него в предмете. Это касается разных ценностей - материальных, социальных, духовных.

Несмотря на свою “экономическую” этимологию, эти категории наполнены вполне психологическим содержанием, во многом пересекающимся с содержанием других категорий, отражающих функциональные побудительные тенденции. Производительная направленность созвучна: опредмечиванию, социализации, экстериоризации, отдаче, созиданию, достижению, антигомеостазису, потребностям “роста”, “бытию”. Соответственно, потребительная установка субъекта включает характеристики таких категорий как: распредмечивание, индивидуализация, интериоризация, присвоение, разрушение, избегание, гомеостазис, потребности “дефицита”, обладание.

 

Функциональные тенденции отличаются от мотивов-интересов и направленностей личности в первую очередь, повидимому, тем, что они отражаются в пространстве социальных значений и смыслов, в них проявляются характеристики отношений человека с миром, природой, человечеством, поэтому соответствующие побудительные силы могут определять такие глобальные стороны его деятельности как действенное понимание смысла жизни, развития и творчества. В то же время отражение и анализ мотивов разных уровней и их соотношения в мотивационной структуре личности должно оказаться конструктивным и в конкретных аспектах, в частности, в психодиагностическом и прогностическом.

 

* * *

Конечно, в том, что описано выше, не исчерпывается тема основных измерений человеческих побудительных сил. С давних пор человечество использует такие, созданные в художественной, религиозной и философской мысли этические “парадигмы”, как: Добро - Зло; Аскетизм - Гедонизм; Альтруизм - Эгоизм; Активность - Страдание (Б.Спиноза); Благоговение перед жизнью - Жизнеотрицание (А.Швейцер, Ф.Ницше), Царство свободы - Царство необходимости (К.Маркс). Эти этические категории, повидимому, также можно причислить к функциональным тенденциям личности; в то же время они, возможно, открывают новый слой побудительных сил человека, социальных групп, социальных макросообществ, человечества в целом …

 

 

ВЫВОДЫ.

 

1. В соответствии с уровневым строением человеческой деятельности, иерархическое уровневое строение имеет мотивационная сфера личности, подразделяясь на мотивы- интересы, мотивы – направленности личности и мотивы- функциональные тенденции.

 

2. Мотивы-интересы характеризуют отдельные стороны человеческой направ-ленности и, соответственно, могут определять отдельные характеристики поведения человека, отражаясь в субъекте, в основном, на уровне реальности

 

. 3. Мотивы - направленности личности отражают побудительные силы

человека в достаточно широкой сфере его стремлений и образа

действий; в значительной степени могут определять форми

рование и структуру его личности в целом, отражаясь в

пространстве значений и смыслов индивидуального субъекта..

 

4. Мотивы-функциональные тенденции отражаются в пространстве со

циальных значений и смыслов; в них проявляются характеристики

отношений человека с миром, природой, человечеством, поэтому

соответствующие побудительные силы могут определять такие

глобальные стороны его деятельности как действенное понимание

смысла жизни, развития и творчества.

 

Литература

Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М. 1993

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. 1978.

Каган М.С. Человеческая деятельность. М. 1974.

Климов Е.А., Левиева С.Н. Человек и профессия. Л-д. 1975

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. – В кн.: "ХVIII Междуна-

родн. психологич. конгресс. Проблемы общей психологии. Тезисы сообще-

ний". М. 1966.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.1975.

Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития:

история и критический анализ – В кн. "Современная психология мотивации".

М. 2002, с.13 – 47.

Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности. - "Вопросы

. психологии", 1982, № 3.

Обуховский К. Психология влечений человека. М. 1972.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. 1966.

Фромм Э. Иметь или быть ? М. 1990.

Хекхаузен Ф. Мотивация и деятельность. М. 1986.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1978.

Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельно

сти "Проблема деятельности в советской психологии", М 1975, с.83-93.

Maslow A. Motivation and personality. N-Y,1954.

МсСlelland D. Personality. N-Y, 1951.

Vroom V. Work and motivation. N-Y, 1964.

 

Глава 2.

 



2015-11-27 1017 Обсуждений (0)
Функциональные побудительные тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональные побудительные тенденции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1017)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)