ТЕМА 4. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО (1963 – 1945гг) О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ, МЕСТЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕОБРАЗОВАНИИ БИОСФЕРЫ
Вопросы для обсуждения(обратите внимание на отдельные проблемы): 1. В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Функции живого организма. Рассматривая первый вопрос темы, следует обратить внимание на тот факт, что до В.И.Вернадского многих ученых интересовала проблема развития биосферы. Существуют разные взгляды, концепции, которые имеют определенный интерес. В частности, обратите внимание на: - научный подход к проблеме человека, разработанный К.Э.Циолковским (1857 – 1935);
Выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на : 1. Газообразные (диоксид серы, оксид азота, углерода, углеводорода и др.); 2. Жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.); 3. Твердые (канцерогенные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа и прочее). Итак, 4 главных загрязнителя, их называют поллютаниты - диоксид серы; оксид азота; оксид углерода и твердые частицы – составляют 98% в общем объеме выбросов вредных веществ.21 Особое место занимают вопросы радиоактивных веществ. Если при взрыве атомной бомбы над Хиросимой (1945 г., Япония) в атмосферу было выброшено 740 грамм радионуклидов, то в результате аварии в Чернобыле на АЭС (СССР 1986 г.) суммарный выброс радиоактивных веществ составил 77 кг. Об этих событиях много информации в печать. Подумайте, каковы были последствия? Они и до сегодняшнего дня не полностью ликвидированы. Каково их влияние на биосферу? Источниками загрязнения атмосферы являются: 1. Тепловые и атомные электростанции, котельные установки; 2. Черная и цветная металлургия; 3. Химическое производство; 4. Выбросы автотранспорта. Экологические последствия загрязнения атмосферы: (например, влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Исследования американского эколога Х.Френача, 1992 г.)
_________________ 21 Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. – «Феникс» - Ростов Н/Д., 2005, с. 286 - 287
3. Исторические типы личности. Личность и проблема личностных ориентаций. Обратите внимание на философские подходы к пониманию человека. - человек – самостоятельно мыслящее начало; - человек – существо принадлежащее двум мирам: миру природной зависимости и нравственной свободы (Кант); - человек как выражение абсолютного духа (Гегель); - человек как телесно-чувствующее существо (Фейербах); - человек как выражение совокупности всех общественных отношений, а не абстракт, присущий отдельному индивиду (Маркс); - человек существо историческое. Как вы понимаете это высказывание К.Маркса?
Задания: 1. Дайте ваше определение понятиям «человек», «личность». 2. Своеобразие человека отчетливо проявляются в четырех областях: природной, психической (или ментальной), языковой и предметно – деятельной (социальной). Покажите единство этих сфер бытия человека и их влияние на потребности людей.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования. 1. Кто такой человек: субъект (творец) или продукт человеческой деятельности? 2. Если человек есть продукт общественных отношений, а его сознание отражение, то как объяснить творчество, создание, изобретение нового? 3. Каждому животному (а человек есть животное, поскольку является продуктом биологической эволюции) свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить преступления и войны? 4. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности? 5. Что является более значимым: врожденные качества или приобретенные способности? (обоснуйте ответ).
Основные понятия: - индивид; - биологическая наследственность; - личность; - физическое окружение; - человек; - групповой опыт (семья – общество – «Я»); - индивидуальность; - уникальный опыт – образ «Я»; - сфера бытия; - культура; - тип личности; - цивилизация
Основная литература для самостоятельной работы:
1. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник. «Феникс» Ростов Н/Д, 2005, с.11 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. Мысль, 1975 3. Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие. СПб, 2000, Введение. 4. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Ростов Н/Д, «Феникс», 2004, 2. 11 – 19. 5. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие, «Питер», 2007, гл. 3 3. Необходимо формирование всемирной системы безопасности; 4. Военно-промышленный комплекс (ВПК) деформирует экономическую структуру общества и снижает возможность рационального использования производительных сил общества; 5. Международный терроризм – это еще одна реальная угроза миру; 6. Опасность для мира представляет разработка новых видов оружия, особенно биологического. Бактериологическая война может быть развязана террористами и в мирное время (эпидемии неизвестного происхождения и др.); 7. Все большую остроту приобретает локальные и гражданские войны, так называемые «горячие точки». Наибольшее число этих точек в Азиатском – Тихоокеанском регионе, В Африке, на Ближнем Востоке и др. Они имеют затяжной характер, уносят много жизней и мешают нормальному развитию экономики и добрососедским отношениям стран и народов. Следовательно, современное общественное развитие должно ориентироваться на установление доверия, на сотрудничество между государствами и укрепление мира. Какие есть для этого возможности? Приведите примеры. Что достигнуто?
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |