Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СОЦИОПРИРОДНОМ СУЩЕСТВЕ



2015-11-27 600 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СОЦИОПРИРОДНОМ СУЩЕСТВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения(осмысление каждого вопроса включает конкретные моменты):

1. Природа, сущность и предназначение человека. Биологическое и социальное представление о человеке.

- слабость человека перед природной, животными и т.д;

- беззащитность в детстве, отношения в семье, в обществе;

- человеческая природа трактуется:

1) как определенная врожденная и первичная биопсихическая конструкция;

2) как совокупность устойчивых психологических сил и свойств;

3) как способность к созданию культурных ценностей;

4) как комплекс основных способностей, обеспечивающий удовлетворение биологических потребностей;

5)социальные взаимоотношенияв процессе труда, усвоение и присвоение общечеловеческого опыта.

 

2. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность».

Дать значение данных понятий в решении проблемы потребностей:

- «индивид» - отдельный представитель рода человеческого;

- «личность» - отражение совокупность всех качеств человека и прежде всего социальную ориентированность;

- «индивидуальность» - уникальность каждого человека, неповторимость, особенность (примеры).

 

 

 

ТЕМА 6. НАУЧНЫЕ ИДЕИ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ФИЛОСОФСКОГО, РЕЛИГИОЗНОГО, КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

 

В данной теме нам необходимо затронуть проблемы:

1. История и её роль в познании человека и общества;

2. Как в философии рассматривается социальная природа и содержание

духовной жизни общества и человека;

3. Культура, виды культур и их влияние на человека и общество;

4. Наука и образование в современном обществе;

5. Религии мира, их сущность и функции

Вопрос 1.

Рассматривая духовно-культурную деятельность человека и общества, мы говорим не только о сегодняшнем дне, но и о вчерашнем и завтрашнем, т.е. об истории. История – это наука о прошлом, о том когда, как, какие события были в жизни человека и общества. При этом прошлое связывается с настоящим и будущем. Какое же место занимает история в жизни человека и общества? Во-первых, современность, она представлена определенным, значительным обрезком времени, куда входит всё – все события и явления, которые оказывают влияние на события сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Во-вторых, в историю входят не все факты и события, а только те, которые действительно значимы в ней. В-третьих, чтобы важные события не потерялись во времени, существует наука – история – это ещё и коллективная память людей. История имеет такой глубокий смысл как развитие человека, человечества, общества.

Исторический процесс связан с социальными факторами, это действия люде (индивидов, социальных групп), продукты человеческой деятельности (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Основу исторического процесса составляют события. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические и культурные связи и отношения. Как утверждают ученые, история принадлежит человеку, возникает вместе с человеком и внутри человеческого общества.

В связи с историческим развитием общества, возникает ряд философских вопросов: какова связь прошлого, настоящего и будущего? Какое место занимает человека в драматическом ходе истории? Человек – историческое существо, он погружён в бег времени и знает это. Человек не может не испытывать интереса к своей исторической участи.

Как же он воспринимает мир? Любой вид мировоззрения должен заявить о том, какой он принимает способ объяснения мира в целом – его происхождении, структуре, возможных границах и т.д. Как объясняет мир Библия? Начинается Библия с пяти «книг Моисеевых»? (1-ая книга называется «Бытие», 2-я «Исход», 3-я «Левит» (жертвоприношение Господу, о законах и правах), 4-я книга – «Числа», 5-я – «Второзаконие»). Философия также начинает с проблемы бытия. Это понятие – «бытие» применяется для отражения четырёх факторов всего сущего. Бытием обладают явления природы и человек, сфера его деятельности, сознания.

 

Усиливается значение индустриально-сервисной экономической деятельности, где огромная роль принадлежит невещественным ресурсам, т.е. имеются ввиду конструктивные качества работников, населения в целом – высокий образовательный уровень граждан, информативно – познавательные потребности, здоровье и умение его сохранить, способность к постоянному повышению профессионального уровня и другие потребности.

Существуют различные классификации типов и видов услуг, каждый из которых отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.

Например, можно выделить пять общих типов услуг:

1. Производственные – обслуживание и ремонт оборудования;

2. Распределительные – торговля, транспорт, связь;

3. Профессиональные – банковские, страховые, консультационные, рекламные;

4. Потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением;

5. Общественные – телевидение, радио, образование, здравоохранение, культура.

Другой принцип исходит из содержательно – профессиональных критериев и включает следующие крупные области сервисной деятельности:

- транспорт (ж/д, авиа, грузовой, автотранспорт и пр.);

- коммуникации (телефон, телеграф, печать, радио, компьютер);

- общественно-полезные услуги (электо - водо – газо – снабжение);

- массовая сервисная деятельность (оптовая и розничная торговля и др.);

- финансирование, страхование, работа с недвижимостью;

- непосредственный сервис (отели, услуги личностного характера – салон красоты, консультации по организации массового предпринимательства, ремонт автомобилей и др. предметов, прокат кинофильмов, развлечения и отдых, рекламный бизнес и т.д.).

- прочие виды сервиса в т.ч. общеобразовательные, туризм и путешествия, организация досуга и т.п.

Таким образом, сервисная деятельность XXI века через многообразие своих типологических форм объединенных названием «социокультурные услуги» (обмен информацией, образовательные услуги, культурное обслуживание и до.) является важным фактором формирования невещественных ресурсов, «человеческого капитала», включая капитал «интеллектуальный».

Следует ожидать, что тенденции развивающие невещественные ресурсы современного общества, связанные с культурной, профессиональным мастерством, информацией, станут определять глобальные процессы и постиндустриальное развитие современного мира.

Христианская философия истории преодолевай античную идею круговорота. Первый приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие. Это узловые пункты времени (истории). История имеет конечный пункт, но он достижим в том случае, если человечество станет богочеловечеством. Это возможно? Как вы думаете? Эта мысль не созвучна с идеями о ноосфере как вселенском разуме?

Христианская философия истории, считает, что миром правит Божественное проведение, т.е.история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром.

В эпоху Возрождения и Просвещения этим концепциям (провиденциализма – теологическое толкование истории как замысла Бога) противопоставляют рациональные объяснения исторических фактов. На место божественного проведения становится понятие естественного закона истории и понятие прогресса. Так Вико Джамбатист (1668 – 1744 гг.) – итальянский философ, один из основоположников историзма, считает, что история развития всех народов подчиняется единому закону. Все нации развиваются, по циклам, состоящим из 3-х эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство), человеческой (демократическая республика или представитель – монархия).24

То есть, все народы проходят одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм, эпоху городов, юридических законов и разума (век цивилизации).

Развитие идет по спирали, оно прогрессивно и бесконечно, у него нет конечно точки, а значит нет временного смысла.

Вопрос 2.

Как в философии рассматривается социальная природа и содержание духовной жизни общества и человека.

Немецкий философ и писатель –просветитель Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803гг.) (в 1764 – 69 гг. – Пастер в Риге, с 1776 г. – в Веймаре, друг И.В.Гёте), дает наиболее цельную картину развития человечества эпохи Просвещения. Для него история есть закономерное развитие человеческой культуры и осуществление «гуманности». Гердер проповедует национальную самобытность и искусства, говорит об историческом своеобразии и равноценности различных эпох культуры и поэзии.

Влияние Гердера сказалось на идеи Гегеля (Гегель Георг Вильгельм Фридрих 1770 – 1831) – немецкий философ создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), противоречие – внутренний источник развития. Для Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа – свобода. Прогресс рассматривается как развитие искусства, науки, религии, философии.

К.Маркс (05.05.1818 – 14.03.1883) немецкий экономист, революционер материалист, организатор I Интернационала, стремился объединить рабочее движение разных стран, автор «Капитала», где дан анализ капитализма середины 19 века. Карл Маркс тоже был сторонником прогресса, анализировал процесс производства, условия и уровень роста производительности труда.

___________________

24 Советский энциклопедический словарь. – М., 1980, с.222

 

- резкое снижение доходов и уровня жизни населения;

- несбалансированная оплата труда в разных сферах экономики и общественной практики;

- диспаритет цен на разные виды ресурсов, промышленной продукции и услуг.

Вместе с тем, кризисная ситуация одновременно стимулирует участников рынка, активно искать и находить выходы из неё. Именно предприятия сферы услуг одни из первых стали проявлять рыночную инициативу, преодолевая разбалансированность отношений между производителями и потребителями.

Сфера услуг стала одной из первых отраслей, которая смогла проявить рост объемов производства целого ряда своих направлений и сегментов.45

Экономическая сфера, выражающая собой весь спектр хозяйственной жизни, только тогда может быть оптимально урегулированной, когда каждый участник производственного, распределительного и потребительного процесса получает собственную экономическую выгоду. Такое может быть достигнуто в условиях, когда частная выгода становится общим основанием всей рыночной экономики. Достигаются такие условия правовой регламентацией действий участников рыночного процесса.

На этапе постиндустриального общества большую роль в совершенствовании сферы услуг (и других сфер экономики) играет информационная революция, которая связана с появлением в жизни людей компьютерной техники, автоматизированных систем связи. Значение информации в жизни общества и отдельного человека резко возрастает, знание и информация становятся важными ресурсами в любой деятельности людей и, следовательно, усиливают процесс информатизации.

Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития.

Таким образом, создаются перспективы формирования новых культурных и социально-гуманитарных потребностей информационного характера, формируется сегмент сервисно - информационного производства. Условием для активного инвестирования в инфраструктуру сервиса является ускорение темпов научно-технического прогресса, общий рост в рамках экономической деятельности, расширение потребностей производителей услуг в кредитных ресурсах, усиление и углубление конкуренции. Учёные считают, что производство услуг и информации в недалеком будущем нашего общества будет превышать производство товаров. Доминирующее значение будет занимать производство знаний, духовных в том числе культурных ценностей, информации в целом. Всё это будет создавать условия и способствовать обеспечению оптимальной инфраструктуры обслуживания.

 

 

___________________

45 Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М. 2005, с.165

 

Он анализирует особенности грядущего мира, энциклопедической базой которого, по его мнению, станут электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия (без социальных революций). О технотронном обществе (Збигнев Бжезинский) – решающим фактором общественного развития становится не просто материальное производство, а производство, хранение, распространение и потребление информации. Главным компонентом развития становится информация. Информационные процессы проникают во все слои общества, формируют новую социальную среду и новые социальные отношения.

Важной проблемой для ученых философов, социологов, психологов является осмысление дальнейшего развития общества. Оно представляется как информационно-технологическая цивилизация. Его трансформации связываются не с классовыми противоречиями и политическими революциями, а с качественным изменением информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, своеобразной ноосферы, о которой писали В.И.Вернадский и Тейяр де Шарден, сфера разума, окутывающей Землю, подобно атмосфере. Прообразом такой ноосферы уже сегодня является глобальная сеть Интернет27.

Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский биолог, мыслитель – гуманист. Наиболее известный его труд – «Феномен человека» (1838 – 1940) – эволюционный подход к человеку «Только исходя из человека, может человек разгадать мир»,...человек – это ключ ко всей науке и природе, центр перспективы резюмирующей всё, что мы познаем. Расшифровать человека означает расшифровать прошлое и будущее мира.28

Вопрос 3.

Культура и её виды – как различные виды деятельности человека.

Слово «Культура» (лат. – возделывание, воспитание, образование) вошло в обращение во II половине XVIII века хотя представления о культуре было в европейском обществе намного раньше. Понятие «культура» имеет много определений. В широком смысле «культура» - это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности и преобразование самого человека. Связь культуры и цивилизации проявляется как раз в том, что: культура – это

- специфический способ человеческой деятельности, основа теоретической активности человека;

- это совокупность материальных и духовных ценностей;

- передача опыта в процессе обучения, воспитания и труда;

- социальный институт, определяющий нормы поведения людей, общественных отношений;

- культура оказывает влияние на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры, в этом состоит функция культуры;

- культура выступает средством познания социальных ценностей.

 

_________________

27 Курбатов В.И., Обществознание. Учебник. Ростов Н/Д. Феникс, 2005. с.147

28 Философский энциклопедический словарь, с.852

 

 

Обмен – это важная форма экономической связи между людьми – это обмен их деятельности и результатами труда, он глубоко вторгается в производство. Так как разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях (одни производят продукты питания, другие одежду, обувь, орудия труда и т.д.) и идет процесс специализации, то появляется необходимость обмениваться способностями и деятельностью, результатами своего труда в целях получения общего хозяйственного результата.

Такое сотрудничество можно наблюдать на любом предприятии, например, кораблестроительном, на заводе, продукция которого 0 плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, управляющих рабочих разных профессий, обслуживающего персонала.

Потребление - различают производственное и личное. Первое – непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются (потребляются) жизненные силы и способности работников, а также сырьё, топливо, машины, оборудование и другие средства и предметы труда, т.е. совершается производственное потребление. Вместе с тем потребление – это заключительный этап движения продукта: удовлетворение личных нужд, потребностей людей.

Экономика страны (народное хозяйство) состоит из двух крупных подразделений: I подразделение – производство средств производства; II подразделение – производство предметов потребления. Если первое подразделение создаёт продукцию, товары для производственного потребления, то второе подразделение создает товары, предметы для личного потребления.

Вся продукция отраслей I и II подразделений попадает к потребителю через рынок. Все стадии движения уже вышедшего из производства продукта, товара сопровождается сферой услуг.

Таким образом, мы видим, что обслуживанием потребностей человека занимается как сфера производства, так и сфера услуг.

Вопрос 2.

Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания.

Инфраструктура – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Основная производственная инфраструктура – сеть энергоснабжения, транспорта и связи. Инфраструктура рынка – это учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействие между субъектами рыночных отношений, например, инфраструктура товарного рынка включает предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, товарные биржи, торговые дома, посреднические фирмы, специальные государственные органы регулирования рынка (антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.). А инфраструктура финансового рынка включает всю банковскую систему, фондовые биржи, брокерские и страховые компании и др. Инфраструктура рынка труда – это биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовка кадров, регулирование миграции, дотаций населению и др.

 

 

Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность, совокупность знаний, приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. Формируется методологическая как особая отрасль научного знания. Ученый должен четко определить метод исследования (системный, логический, исторический, аналитический и др.) Занятия наукой требую специально подготовленные кадры, системы учреждений, где готовят кадры, проводятся научные исследования. Наука ориентирована на поиск объективной истины, вместе с тем между научным и эмпирическим (опытным, практическим) знанием существует взаимосвязь («наука без практики мертва»).

Наука подразделяется на множество отраслей знания: естественные, гуманитарные науки, социальные, технические науки и т.д. По мере накопления научных знаний требуется дифференциация науки, её дробление на более узкие области. Например, была единая физика, она раздробилась на механику, астрономию, собственно физику и её специализации: физика твердого тела, физика плазмы, атомная физика и др. или экономическая теория на разделы: экономика, история экономики, история экономических учений, макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг, также и другие науки.

Современная наука является элементом производительных сил и социальных отношений. Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления экономикой, культурными, производственными, социальными и другими процессами. Роль ученых в современном мире достаточно велика. Ученый должен мужественно отстаивать свои убеждения и иметь мужество признавать свои ошибки, если ошибочность станет очевидной.

Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передачи знаний – образование.29 Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни.

Образование в обществе выполняет несколько функций: экономическая функция – современная техника и технология требуют от работника высокой общеобразовательной и профессиональной подготовки; социальная функция – социализация личности. Образование – важный канал социальной мобильности, открывает доступ к престижным должностям и званиям; культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях воспитания, человека, формирования его творческих способностей, развитие интеллектуального потенциала личности.

Современная стратегия в области образования – достижение качества, отвечающего требованиям ХХI века. Для этого проводятся гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Как вы понимаете эти термины? Каким бы вы хотели видеть современное образование? Подумайте над этими вопросами и подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

_________________

29 Оганян К.М. Человек и его потребность. Учебное пособие. – СПб. – 2000, с.21

А пока данные о развитии социально-экономической политики не утешительны. Источник: Прейс Уотерхаус, данные за 1996 г., фин. извест. 1997 г. Средний почасовой доход европейских промышленных рабочих в долл. США в час.

1. Германия 30,33 15. Великобритания 13,63
2. Швейцария 27,98 16. Испания 12,49
3. Бельгия 25,58 17. Исландия 12,17
4. Австрия 24,17 18. Греция 8,61
5. Норвегия 23,95 19. Португалия 5, 20
6. Турция 23,89 20. Польша 2,09
7. Финляндия 23,60 21. Чехия 1,64
8. Дания 23,36 22 Венгрия 1,40
9. Нидерланды 23,01 23. Россия 1,13
10. Швеция 22,74    
11. Люксембург 20,06    
12. Франция 18,85    
13. Италия 17,40    
14. Ирландия 13,79    

 

Такие доходы и соответственный покупательный спрос. Сравнения ни в нашу пользу.

В настоящее время в России на развитие потребления и сервисной деятельности влияет общая экономическая и политическая ситуация в стране.

В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, а состояние сферы услуг – довольно точный барометр состояния современного общества в целом, сервиса не может развиваться отдельно от всей общественной системы, это всё инфраструктура.

Переход к технологиям постиндустриального общества – в том числе в сфере сервиса – выгоден для России. Природно-географические особенности России делают такой переход особенно значимым, он более важен и полезен для нас, чем для развитых стран Западной Европы.

Дело в том, что ни малая плотность населения, ни высокие транспортные расходы не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения информации в компьютерных сетях.

Движение информации и информационный сервис, дистантное образование, дистанционное медицинское консультирование с помощью новейшего электронного оборудования никак не зависит от расстояния или качества дорог.

Таким образом, можно сказать, что полный переход России к технологиям постиндустриального общества может создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей россиян и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху – важнейшая потребность современного российского общества.

 

 

Возникновение буддизма историки связывают с легендой, с именем царевича Сиддхартхы Гаутамы, которого называли Буддой (т.е. просветленный знанием).

Он жил в богатстве и удовольствии. Мотивом к душевному перерождению послужили три встречи. Однажды принц вышел из дворца и ему попались на глаза немощный старик, затем страдавший от болезни, прокаженный и нищий монарх, и, наконец, он увидел похоронную процессию, покойника, которого везли хоронить. Так принц впервые узнал, что удел всех людей болезни, старость, страдания и смерть. Плоды размышления принца Сиддхартха и стали основаниями религии буддизм.

Принц был потрясен своими выводами, тайно покинул дворец, в 29 лет стал отшельником и умер в 80 летнем возрасте в день своего рождения.

Главная идея буддизма – «освобождение» - изложена в первой проповеди Будды о четырёх благородных истинах: существуют страдание, причина страдания, освобождение от страдания, пут, ведущий к освобождению от страдания. Страдание и освобождение являются различными состояниями единого бытия.32

Освобождение – создание в противовес существующему непостоянству чего-то постоянного, следовательно, существенного. Им является определенное психическое состояние – нирвана. Это состояние безгрешности, независимости от внешнего мира, отсутствия воли, правильное отношение к миру и вещам, терпимость, мягкость, доброжелательность, сострадание, укрощение страстей и желаний.

Для достижения нирваны использовались специальные методы – медитация: погружение в самого себя, внутреннее созерцание, впитывание мудрости, заключенной в Будде.

Будда учил, что необходимо вырваться из круговорота бытия и достичь высшего бытия, через отказ от земных страстей, удовольствий и желаний. Это есть путь к спасению человека и человечества.

В буддизме отсутствует идея Бога как творца мира. Свод священных книг буддийской религии носит название типитака, что означает три корзины. Письменное изложение буддийского учения сделано монахами о. Цейлона в 80 г. до н.э.

На территории России традиционными районами, где живут буддисты, являются Тува, Бурятия и Калмыкия. Буддийские общины есть в Европе и Америке.

Христианство – история этой религии насчитывает более 2-х тысяч лет, оно воpникло в I веке н.э. в восточной части Римской империи (Византия). Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством. Название свое получило от греческого слова «Христос» (что значит «помазанник», «мессия»). Первоначально распространилось среди евреев в Палестине и среднеземноморских народов, затем и среди других народов. В 311 году император Константин I принимает христианство и с этого времени оно становится мировой религией.

__________________

32 Курбатов В.И.Обществознание. Учебник Ростов Н/Д. ФЕНИКС, 2005, с.353

 

Это достигается правовой регламентацией действий участников рыночного процесса, т.е. эти действия должны быть основаны на праве собственности – главном правовом основании рыночной экономики. Право собственности должно быть зафиксировано как имущественный статус каждого экономического субъекта, т.е. что и кому принадлежит, или кто и чем распоряжается.

Социально ориентированный рынок предполагает систему социальной защиты, которая включает в себя три главных направления:

- регулирование доходов предпринимателей посредством налогового перераспределения;

- гарантию заработной платы наёмных работников;

- защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы.

Производство и в целом экономика – это деятельность людей, посредствам которой они удовлетворяют свои потребности. Следовательно производство для общества есть объективная необходимость. В самом общем плане человеческие потребности делятся на материальные и духовные, но потребности классифицируются и по другим основаниям, например, как естественные и социальные (об этом мы говорили на прошлых занятиях).

Человеческие потребности безграничны, они постоянно изменяются и растут. Рост потребностей побуждает общество постоянно развивать производство. В этом процессе удовлетворения потребностей природа является важным производственным ресурсом. В соответствии с этим производство есть процесс преобразования природы человеком.

Совокупность всех сил, использованных обществом в процессе производства (природа – земля, труд – рабочая сила, капитал, предпринимательские способности, новейшая технология, информация) называется производительными силами общества. Развитию производительных сил общества присущи две основные тенденции:

1. Производительные силы становятся все менее материало – и трудоёмкими (экономия природных и трудовых ресурсов);

2. Человек все более вычленяется из самого процесса производства и становится над ним: планируя, организуя его, используя свою способность к духовному творчеству.

«С точки зрения экономики, потребности – это движущая сила процесса потребления»42

Система удовлетворения потребностей в России имеет глубокие исторические корни развития экономики, политики, идеологии – факторы, которые наряду с другими, оказывали влияние, создавали определенные условия для образования и развития той или другой системы потребления.

Частные революционные изменения в политике и экономике России прямо отражались на сфере потребления. Её развитие сопровождалось периодами оживления контрольного хозяйства, которое (особенно для сельского населения) временами становилось единственной возможностью удовлетворить базовые потребности. Не раз вводилась карточная система распределения товаров и услуг. Существовали и другие формы нормирования, например на «трудодни» в колхозах.

_______________

42 Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. «Питер», 2007, с.107

 

 

 

Ислам (мусульманство) «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу», единому Богу – Аллаху всемогущему, предопределяющему жизнь и судьбы людей.

Ислам или мусульманство возникло в VII в. на Аравийском полуострове, среди арабских племен Западной Аравии. Ислам выступил в истории как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний. Что обусловило создание на его основе централизованного государства (халифат). В этой религии жизнь не разделяется на религиозную и светскую. Поэтому ислам – и вера и образ жизни.

К началу VII века перед арабами встала задача объединения. Между арабскими племенами уже сложились экономические связи, торговля; нужна была культурно-идеологическая платформа. Такой платформой и явился ислам, его основателем был Мухаммед. В 610 г. он объявил себя посланником единого Бога Аллаха.

Основа мусульманского вероучения – Коран, понимаемый как «Слово Боже». Сборник, обработанные записи высказываний, которые, будто бы Бог продиктовал Мухаммеду. Другой источник Ислама «Сунна», рассказы и предания о жизни и деяниях пророка и «Шариат» - свод принципов, правил поведения обязательных для мусульман.

Коран содержит в себе множество запретов и наставлений. Он предопределяет и регламентирует ритуалы поклонения Богу. Главное в исламе – проповедь покорности. Догматика ислама проста: мусульманин должен верить, что есть только один Бог – Аллах, а Мухаммед – его посланник – пророк. Существуют добрые ангелы и злые (джины). В последний день мира все мертвые воскреснут и получат воздаяние за свои земные дела. Праведники, чтящие Бога, верующие, будут наслаждаться в раю, а грешники – гореть в геенне.

Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Обрядовые заповеди и ритуалы мусульман также просты. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой; ежегодный пост (ураза в девятом месяце – рамазане). Паломничество (хадж) в священный город Мекку (западный берег Аравийского п-ова, побережье Красного моря) там родился Мухаммед. С VII в. Мекка – священный город и место паломничества всех мусульман). Каждый православный мусульманин должен побывать там хотя бы один раз в жизни.

Ислам содержит в себе много запретов; запрет есть свинину, пить вино, изображать бога; принижает место и роль женщины не только в делах веры, но и в светской жизни, определяя смысл её жизни в служении мужчине, его услаждении.

Коран призывает воевать с иноверцами (неверными), война за веру считается священной (джихад). В XVIII в. возникло движение ваххабитов, основанное Аль-Ваххабом. Это движение отвергает все новшества, проповедует традиции.

 

Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет изменения способов их удовлетворения. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении: телефон, телефакс, компьютер, Интернет, существенно преобразует саму эту потребность.

Часто человек пользуется отдельными предметами не потому, что не может обойтись без них, а потому, что они есть. Пример: 80-е годы наши специалисты инженеры работали по договору в Северной Кореей и жили там с семьями. Среди них были учителя, которые захотели побывать в начальной школе в г.Канге, ознакомиться с их системой обучения. Небольшая делегация учителей принесли с собой коробку шоколадных конфет, шоколад, чтобы угостить детей, но им запретили делать этого. Дети не знали что такое шоколад, а если попробуют, им понравится такие конфеты, они будут просить ещё, появиться потребность.

Мы едим заморские фрукты: бананы, киви – не потому, что не можем без них обойтись, а потому что они есть и они нам нравятся.

Таким образом, существующая в обществе сфера услуг стимулирует потребности (реклама и др.), развивает и совершенствует систему удовлетворения потребностей. Все виды сервисной деятельности неизбежно должны принимать во внимание все потребности человеческого организма и создавать условия для удовлетворения потребностей. Это будет являться фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сервисной деятельности.

Вопрос 2.

Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга (комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека).

Среди важнейших проблем современности особенно актуальна является проблема здоровья человека, населения в целом и охрана окружающей среды от загрязнений промышленными выбросами в связи с чем обостряется потребность в охране здоровья человека.

Одним из основных направлений решения этой проблемы и удовлетворения потребности людей в улучшении здоровья, является научное обоснование мониторинга за антропогенными изменениями природной среды и состоянием здоровья населения.40

Гигиеническая оценка последствий загрязнения окружающей среды в районах размещения промышленных предприятий в настоящее время проводится на основе анализа состояния здоровья. При этом вывод о характере влияния промышленных выбросов на состояние здоровья населения делается на основе сравнения показателей в районах с высоким уровнем антропогенной нагрузки с показателями состояния здоровья в так называемых «чистых» районах, с умеренной степенью антропогенной нагрузки. Использование этого метода ограничивает возможности организации гигиенического мониторинга на территории.

 

__________________

40 Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие. СПб, 2000. с. 40-41

 

 

 



2015-11-27 600 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СОЦИОПРИРОДНОМ СУЩЕСТВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СОЦИОПРИРОДНОМ СУЩЕСТВЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)