Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ



2015-11-27 753 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы для обсуждения:

1. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности.

- при рассмотрении этого вопроса, нужно исходить из того, что человек по сути своей существо биосоциальное. Биологическое и социальное слито воедино в человеке;

- следовательно биологическая природа человека проявляется в его физиологии, анатомии и т.д. Она формирует соответственные потребности.. Какие?

- как продукт общественно – исторического развития человек воздействует на окружающую среду, проявляет способность и потребность в труде и общении, следовательно формируются потребности связанные с его бытом и деятельностью. Какие?

- с развитием НТП, человека и общества развивается культура и формируется другая группа потребностей. Каких?

- назовите основные свойства категории «потребности».

 

2. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга.

- с чем связана проблема здоровья человека?

- с какой целью проводится мониторинг – комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека;

- назовите виды загрязнения (и их источники), влияющие на здоровье человека?

 

3. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиян в XXI веке.

- потребить можно то, что произвели или приобрели на свои доходы;

- в какой форме имеют доходы физические, юридические лица и государство в постиндустриальном обществе;

- источники доходов;

- удовлетворение потребностей в системе централизованного планового хозяйства. Влияние экономической политики.

- позитивные и негативные сдвиги в сфере потребления и в сфере услуг в целом (в переходный период экономики);

- создание условий для улучшения структуры потребления, возможностей для увеличения доходов населения и развития сферы услуг.

 

«Ноосфера, - писал В.И.Вернадский, - есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».12

В.И.Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. Раньше люди были вынуждены соотносить свои потребности с потребностями других людей, что регулировалось морально, традициями и правом. Теперь же у общества появилась необходимость соотносить эти потребности с возможностями и законами биосферы – иначе она может деградировать и ухудшить условия существования человека. Потребности регулирования отношений общества с природой получили название экологические потребности.

Из-за непродуманности крупномасштабных воздействий на природу человек уже создал зоны экологического бедствия (например: район Аральского моря).

Корыстные групповые и личные интересы приводят к постепенному разрушению природной среды, что порождает их противоречия с общими потребностями цивилизации в гармоническом развитии биосферы и ноосферы.

Проблемы развития цивилизации, осознание В.И.Вернадского в первой половине ХХ века, с каждым годом становятся все острее. Природа человека и природа мира имеют глубокое внутреннее единство.

Если существует потребность, мы сможем до конца понять её, только рассмотрев предшествующие условия, обстоятельства и стадии развития, которые сделали её возможной.

Двадцатый век не был просто эпохой мирного расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения. Это также был век страшных мировых войн во время которых уничтожены десятки миллионов людей и материальных ценностей, созданных людьми, а также последующие так называемые локальные войны и террористические акты, распространение наркотических и отравляющих вещества, которые несут бедствия человечеству. Реальность опровергает старое представление об осмысленности и разумности всемирной истории.

Не только природа оказывает влияние на человека. Существует и обратная связь, которая не всегда бывает разумной. Человек может действовать неразумно, разрушая свои собственный мир, история цивилизации исполнена трагичности и абсурдности. Как чувствует себя человек в этом несправедливом, абсурдном и трагичном мире?

В ХХ веке ученые подтверждают концепцию формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности – трудовая теория антропосоциогенеза. Она впервые была предложена Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».13

 

____________

12 Вернадский В.М. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994, с. 550

13 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-ое изд. Т.20. с.486 - 499

 

 

- влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности;

- сферы общества – экономическая, политическая, социальная – какие новые потребности формируют;

- система удовлетворения потребностей.

 

2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Необходимо объяснить:

- понятие «общество»;

- структура общества – два главных её компонента:

1) люди;

2) их взаимоотношения – их единство.

- форма организации жизни народа, основанная на праве и законе – государство, форма правления – принцип структуры государственной власти; монархии, республики;

- основные сферы жизнедеятельности общества;

- технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных групп людей. Какие разрушающие действия оказывают они на организм человека. (мощная звуко-аппаратура, компьютер, синтезированные химические вещества и т.д.).

 

3. Социализация и образование. Процесс самореализации человека.

- сущность понятия «социализация»;

- уровень социализации. Микроструктуры, макроструктуры;

- деятельность и виды деятельности человека;

- труд как целесообразная деятельность человека – физический и (или) умственный – потребность человека;

- совершенствование способностей человека и роль образования;

- основные человеческие ценности;

- функции, которые выполняет образование в обществе

- современная стратегия в области образования

 

4. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности.

Ответьте на вопросы:

1. Как объяснить такую потребность?

2. Назовите известных вам людей, занимающихся благотворительностью. Какова их цель?

3. Кого вы знаете из российских меценатов и современных спонсоров? У них одинаковые задачи?

4. В чём заключается благотворительная функция государства, общества?

 

Задания:

1. Укажите основные компоненты структуры общества. Раскройте сущность понятий «тоталитаризм» и «демократия», приведите примеры.

2. Охарактеризуйте совместную деятельность людей как первооснову их жизни.

«Различие трех реальностей имеет неоценимое значение, как для понимания связи человечества с биосферой, так и для анализа закономерностей развития науки» (см. Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки». – М.: Наука – 1981, 74 с.)

О развитии человеческого разума, науки и покорение человеком Космоса, говорил и Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) – несколько раньше В.И.Вернадского. К.Э.Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Для нас это звучит как фантастика, поскольку наука пока не располагает подтверждающими эмпирическими данными. Вопрос – «есть ли жизнь на Марсе?» повис в воздухе без ответа. Много интересных мыслей Циолковского близки к реальности нашего времени и проблемам нашей цивилизации. Он считал, что человек и его трудовая деятельность занимает в материальном мире особое место: «... разум человека – это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце и всевозможные катаклизмы. Во Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа»... А такой афоризм как: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели» - имеет глубокое философское содержание и призыв – вперед, к звездам.16

В этом направлении их мысли с В.И.Вернадским близки. К.Э.Циолковский также указывал на то, что ресурсы любой планеты ограничены – человечество почувствовало это в условиях экологического кризиса. Уже в обозримом будущем на Земле начнет ощущаться нехватка важнейших природных ресурсов. Вследствие исчерпания ресурсов планеты выход в Космос может стать насущной потребностью человека. Цивилизация будет вынуждена деградировать и погибнуть, или перейти к новой, космической фазе своего существования.

Циолковскому принадлежит и конкретная техническая идея – как человеку преодолеть земное притяжение и попасть в межпланетарное пространство – он нашёл, что это должна быть многоступенческая ракета. И только через несколько десятилетий после смерти К.Э.Циолковского Сергей Павлович Королёв осуществил эту идею. В середине ХХ века человечество вступило в новую эпоху – эру освоения космоса. Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и открывает новые возможности их удовлетворения.17

Процесс перехода биосферы в ноосферу несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созданию ноосферы и отличал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Каковы же, с точки зрения Вернадского перспективы развития человечества?

______________

16 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с К.Э.Циолковским.

Воспоминания. М., Мысль, 1995, с.396

17 Орлов С.В., Дмитриенко Н.А.Человек и его потребности. изд.: Питер. 2007, с.56

 

 

 

4. Религии мира их сущность и функции.

- религия – (набожность, святыня) – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая верующих в Бога людей в единую общность;

- функции, которые выполняет религия;

- христианство, история этой религии насчитывает более 2 тыс лет. Какова его основная сущность;

- православие и католицизм, что общего и какие различия;

- Библия – священная книга из 2-х частей;

- христианство (католицизм и протестантизм) – это духовный корень всей западной цивилизации.

- в православной форме христианство даёт духовные силы славянскому миру. Христианами считают себя более одного миллиарда человек и представлено христианство на всех континентах Земли.

Чем объяснить такое влияние религии?

Буддизм – древнейшая религия, зародилась в VI – V вв. до н.э. в Индии, закрепилась в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.

- в чем особенность этой религии?

- взгляды на человека и его жизнь Сиддхартхы Гаутамы.

- Будда – «просветлённый» - кто это? Какова его роль для общества и человека в буддизме?;

- отсутствует идея Бога как творца.

Ислам (мусульманство)

Обратите внимание на некоторые детали вопроса:

- ислам – самая молодая религия – возникла в VII веке – в переводе с арабского Ислам – «покорность» единому Богу – Аллаху всемогущему;

- основа мусульманского верования;

- особенности этой религии;

- где, в каких районах доминирует эта религия.

 

Задания:

1. Покажите, что общего в мировых религиях и что особенного. Есть ли мотивы для религиозных розней и даже войн.

2. Покажите различия между идеями учения православных христиан и католиков.

3. Объясните структуру Библии, её Нового Завета.

 

Вопросы для повторения и контрольного собеседования:

1. Как вы понимаете в христианстве учение о Троице?

2. Иисус Христос имеет две сущности одновременно: божественную и человеческую. Как это объяснить?

3. Какие семь таинств признают православные и католики.

4. Каким видел путь к спасению «человек и человечества Будда»?

5. Как вы понимаете выражение «ислам – это и вера и образ жизни»?

6. Что представляет собой Коран?

 

Подводя итог, можно сказать, что процесс преобразования биосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет указать год или десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным.

Сам В.И.Вернадский замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их издержками. Но он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты.

Ноосферу нужно воспринимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений; надо верить и предпринимать соответствующие меры, трудиться над осуществлением этих идей, всем людям и государствам (странам).

 

 

3. Антропогенные воздействия на биосферу. Защита природных ресурсов.

- наука, став непосредственной производительной силой общества, во многом определяет рост его эффективности;

- особое влияние достижения НТП оказывает на взаимоотношения «человек – общество – природа». Покажите, в чем они заключаются.

- антропогенные воздействия – деятельность людей, связанная с реализацией экономических, военных, восстановительных и др. интересов общества, которые вносят физические, химические, биологические изменения в окружающую природную среду – каковы эти воздействия?

 

4. Антропогенные воздействия на атмосферу.

- охрана атмосферного воздуха – ключевая проблема оздоровления окружающей среды. Но ... идет процесс постоянного загрязнения атмосферы:

- естественное и антропогенное загрязнение;

- источники загрязнения атмосферы;

- экологические последствия глобального загрязнения;

- проблемы войны и мира на Земле (возможности предотвращения войн, сокращение (приостановление) гонки вооружений; локализация и устранение военных конфликтов; борьба с терроризмом.

 

Задания:

1. Объясните противоречивые тенденции

- глобализация;

- национальное обособление.

Приведите примеры. Какие противоречия? Чем вызваны?

2. Назовите основные факторы, которые оказывают влияние на решения глобальных проблем. В чём выражаются их положительные и отрицательные воздействия?

3. Ноосфера или техносфера?

Попытайтесь обосновать ответ на этот вопрос. Ваша точка зрения.

 

Вопросы для повторения и контрольного собеседования:

1. Как вы представляете соотношение глобальной, социальной и космической антроэкологии?

2. В чём выражается демографический взрыв и каковы его последствия?

3. Каковы последствия глобализации?

4. Каковы пути решения глобальных экологических проблем?

5. В чем проявляется взаимосвязь общества, Земли и Космоса?

 

Основные понятия:

- природа, природные ресурсы; - окружающая среда;

- демография; - техносфера;

- экология; - ноосфера;

- социальная экология; - терроризм;

- географическая среда; - антропогенные воздействия.

 

2-я группа общепланетарные ресурсные глобальные проблемы. Они связаны с проблемами оптимального гуманного отношения человека и общества к природе. К ним относятся – экологическая проблема, демографическая, энергетическая, продовольственная проблема, проблема использования космоса и др.

3-я группа - общечеловеческие проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности; сюда включаются проблема ликвидации эксплуатации и нищеты в мире, различных форм социального неравенства, а также проблемы здравоохранения, образования, проблема планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д.

Таким образом, глобальные проблемы – проблемы затрагивающие весь мир – это совокупность социальных, научно-технических, природных проблем, от решения которых зависит прогресс человечества и судьба цивилизации.

Вопрос 2.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации, носит в основном социально-экономический характер и проявляется в объединении людей, стран, континентов. В экономике этот процесс идет через интеграцию и ТНК (транснациональные корпорации), в духовной сфере посредством массовой культуры, спорта, развития средств массовой информации, обменом научно-технических достижений.

В противоположность это тенденции – глобализация проявляется и другая – тенденция национального обособления; которая сопровождается национальными, религиозными или экономическими противоречиями, что ведет к нестабильности отдельных государств. Например, отношения государств на Ближнем Востоке (Израиль, Палестина, Ливан, Сирия и др.) или в бывшей Югославии, на территории которой в результате распада образовались государства: Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Хорватия , Словения, Македония; распад СССР на 15 независимых государств.

Взаимозависимость глобальных проблем проявляется в невозможности решения ни одной из них как самостоятельной без связи с другими.

Вопрос 3.

Рассматривая вопрос: Антропогенные воздействия на биосферу. Защита природных ресурсов, обратим внимание на роль научно-технического прогресса (НТП) в этой проблеме.

Наука, став непосредственной производительной силой общества, во многом определяет рост его эффективности. Особое влияние достижения НТР оказывает на взаимоотношения в системе – «Человек – общество – природа».

Условия современного этапа развития НТП привели к небывалому совершенствованию средств производства, созданию новейших технологий, что стало основой и широкого по своим масштабам вмешательства человека в природу. Но главное то, что человек покорял природу, не задумываясь о возможных негативных последствиях своей деятельности. Поэтому, в конечном счете, новейшие достижения НТП послужили основной для обострения глобальных проблем. Следовательно, научно-техническая революция на современном этапе сама по себе становится глобальным процессом.

 

 

 

 

- С.П.Коралев и Вернер фон Браун – создатели первых космических летательных аппаратов. Они положили начало освоения космоса.

- Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – о биосфере ;

- Деятельность В.И. Вернадского, как основоположника учений о биосфере (сфере жизни» и ноосфере («сфере разума»).

 

2. Основные положения учения Вернадского о ноосфере как альтернативыпотребительскому антропоцентризму

- антропоцентризм – идеалистическое учение, видящее в человеке центр и высшую цель мировоззрения;

- Вернадский видел в человеке не просто талантливого созерцателя природы и потребителя её богатств, но он увидал в человеке умелого «творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции»;

- центральная идея Вернадского;

- идея о ноосфере (сфера разума – область господства человеческой мысли).

 

3. Наука как основной фактор ноосферы. Задачи по созданию ноосферы.

- Распространение научного знания на всё человечество;

Изучая 3-й вопрос, поясните как вы понимаете одно из высказываний Вернадского о науке: «Наука есть создание жизни... наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни. Действие – это характерная черта научной мысли» (Вернадский В.И. «Размышления натуралиста» / кн. 2 Научная мысль, как планетное явление. – М. Наука. 1975. с.39);

- сфера разума – область господства человеческой мысли;

- особый поход Вернадского к науке. (Рассматривал её как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества) особое место отводил науке будущего.

Объясните, в чём особенность такого подхода?

 

4. Переход биосферы в ноосферу. Прогноз и реальность.

- рассмотрите 12 условий перехода к ноосфере, которые указывает Вернадский. С каким из них вы согласны или несогласны. Объясните почему.

Задания:

1. Рассмотрите вопрос о месте и роли науки в жизни общества и влиянии государства на развитие научных исследований.

2. Выскажите свое мнение по вопросу: как совместить переход к ноосфере с варварским отношением к биосфере (на сегодняшний день), с угрозой мировой экологической катастрофы и производством средств массового уничтожения?

 

Вопросы для повторения и контрольного собеседования:

 

1. Как объяснить место человека в мире современной теории эволюция?

2. Какова роль человека в преобразовании биосферы?

3. Как происходит процесс перехода биосферы в ноосферу?

4. Что общего в идеях о биосфере и её развитии у В.И.Вернадского и французского ученого геолога Пьера Тейяр де Шардена?

 

Под видам загрязнений понимают любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

- ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение, например: бытовые стоки, ядохимикаты, продукты сгорания и т.д.

- параметрическое загрязнение, связанное с изменениями качественных параметров окружающей среды, как например: тепловое, шумовое, радиационное, электромагнитное.

- биоценотическое загрязнение – нарушение баланса популяции – разводим растения и животных нерационально, т.е. не то т не там (кукурузу сажали на севере, сады и виноградники – в пустыне, в солончаках); случайная акклиматизация видов, нерегулируемый сбор, отлов, отстрел, перепромысел, браконьерство.

- социально-деструкционное загрязнение – (стация – место обитания популяции, деструкция – разрушение) связанное с нарушением и преобразованием ландшафтов и экосистем в процессе природопользования: вырубка лесных насаждений, карьерная разработка ископаемых, дорожное строительство – всё это влечёт за собой эрозию почв, осушение земель, урбанизацию (рост городов – гибель деревень) лесные и степные пожары.

Вопрос 4.

Охрана атмосферного воздуха – ключевая проблема оздоровления окружающей среды. Значение атмосферного воздуха для всего живого на Земле невозможно переоценить. Воздух должен быть чистым и любые отклонения от нормы опасны для здоровья.

Атмосферный воздух выполняет и защитную экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но под массивными натисками антропогенных загрязнений появились нежелательные экологические последствия и атмосферный воздух, по этой причине, уже не в полной мере выполняет свои защитные, жизнеобеспечивающие экологические функции.

Загрязнение воздуха может быть естественным (природным), антропогенным и техногенным.

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами: вулканическая деятельность, выветривание горных пород (например: известные «красноярские столбы» - работа ветра), ветровая эрозия почвы, массовое цветение растений (например когда цветут тополя, пух «застилает» воздух, трудно дышать), дым от лесных и степных пожаров и др.

Антропогенное загрязнение воздуха связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека, особенно в промышленности, такое загрязнение ещё называют техногенным и оно намного превосходит природное загрязнение.



2015-11-27 753 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)