ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Вопросы для обсуждения: 1. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. - при рассмотрении этого вопроса, нужно исходить из того, что человек по сути своей существо биосоциальное. Биологическое и социальное слито воедино в человеке; - следовательно биологическая природа человека проявляется в его физиологии, анатомии и т.д. Она формирует соответственные потребности.. Какие? - как продукт общественно – исторического развития человек воздействует на окружающую среду, проявляет способность и потребность в труде и общении, следовательно формируются потребности связанные с его бытом и деятельностью. Какие? - с развитием НТП, человека и общества развивается культура и формируется другая группа потребностей. Каких? - назовите основные свойства категории «потребности».
2. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. - с чем связана проблема здоровья человека? - с какой целью проводится мониторинг – комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека; - назовите виды загрязнения (и их источники), влияющие на здоровье человека?
3. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиян в XXI веке. - потребить можно то, что произвели или приобрели на свои доходы; - в какой форме имеют доходы физические, юридические лица и государство в постиндустриальном обществе; - источники доходов; - удовлетворение потребностей в системе централизованного планового хозяйства. Влияние экономической политики. - позитивные и негативные сдвиги в сфере потребления и в сфере услуг в целом (в переходный период экономики); - создание условий для улучшения структуры потребления, возможностей для увеличения доходов населения и развития сферы услуг.
«Ноосфера, - писал В.И.Вернадский, - есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».12 В.И.Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. Раньше люди были вынуждены соотносить свои потребности с потребностями других людей, что регулировалось морально, традициями и правом. Теперь же у общества появилась необходимость соотносить эти потребности с возможностями и законами биосферы – иначе она может деградировать и ухудшить условия существования человека. Потребности регулирования отношений общества с природой получили название экологические потребности. Из-за непродуманности крупномасштабных воздействий на природу человек уже создал зоны экологического бедствия (например: район Аральского моря). Корыстные групповые и личные интересы приводят к постепенному разрушению природной среды, что порождает их противоречия с общими потребностями цивилизации в гармоническом развитии биосферы и ноосферы. Проблемы развития цивилизации, осознание В.И.Вернадского в первой половине ХХ века, с каждым годом становятся все острее. Природа человека и природа мира имеют глубокое внутреннее единство. Если существует потребность, мы сможем до конца понять её, только рассмотрев предшествующие условия, обстоятельства и стадии развития, которые сделали её возможной. Двадцатый век не был просто эпохой мирного расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения. Это также был век страшных мировых войн во время которых уничтожены десятки миллионов людей и материальных ценностей, созданных людьми, а также последующие так называемые локальные войны и террористические акты, распространение наркотических и отравляющих вещества, которые несут бедствия человечеству. Реальность опровергает старое представление об осмысленности и разумности всемирной истории. Не только природа оказывает влияние на человека. Существует и обратная связь, которая не всегда бывает разумной. Человек может действовать неразумно, разрушая свои собственный мир, история цивилизации исполнена трагичности и абсурдности. Как чувствует себя человек в этом несправедливом, абсурдном и трагичном мире? В ХХ веке ученые подтверждают концепцию формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности – трудовая теория антропосоциогенеза. Она впервые была предложена Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».13
____________ 12 Вернадский В.М. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994, с. 550 13 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-ое изд. Т.20. с.486 - 499
- влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности; - сферы общества – экономическая, политическая, социальная – какие новые потребности формируют; - система удовлетворения потребностей.
2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Необходимо объяснить: - понятие «общество»; - структура общества – два главных её компонента: 1) люди; 2) их взаимоотношения – их единство. - форма организации жизни народа, основанная на праве и законе – государство, форма правления – принцип структуры государственной власти; монархии, республики; - основные сферы жизнедеятельности общества; - технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных групп людей. Какие разрушающие действия оказывают они на организм человека. (мощная звуко-аппаратура, компьютер, синтезированные химические вещества и т.д.).
3. Социализация и образование. Процесс самореализации человека. - сущность понятия «социализация»; - уровень социализации. Микроструктуры, макроструктуры; - деятельность и виды деятельности человека; - труд как целесообразная деятельность человека – физический и (или) умственный – потребность человека; - совершенствование способностей человека и роль образования; - основные человеческие ценности; - функции, которые выполняет образование в обществе - современная стратегия в области образования
4. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности. Ответьте на вопросы: 1. Как объяснить такую потребность? 2. Назовите известных вам людей, занимающихся благотворительностью. Какова их цель? 3. Кого вы знаете из российских меценатов и современных спонсоров? У них одинаковые задачи? 4. В чём заключается благотворительная функция государства, общества?
Задания: 1. Укажите основные компоненты структуры общества. Раскройте сущность понятий «тоталитаризм» и «демократия», приведите примеры. 2. Охарактеризуйте совместную деятельность людей как первооснову их жизни. «Различие трех реальностей имеет неоценимое значение, как для понимания связи человечества с биосферой, так и для анализа закономерностей развития науки» (см. Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки». – М.: Наука – 1981, 74 с.) О развитии человеческого разума, науки и покорение человеком Космоса, говорил и Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) – несколько раньше В.И.Вернадского. К.Э.Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Для нас это звучит как фантастика, поскольку наука пока не располагает подтверждающими эмпирическими данными. Вопрос – «есть ли жизнь на Марсе?» повис в воздухе без ответа. Много интересных мыслей Циолковского близки к реальности нашего времени и проблемам нашей цивилизации. Он считал, что человек и его трудовая деятельность занимает в материальном мире особое место: «... разум человека – это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце и всевозможные катаклизмы. Во Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа»... А такой афоризм как: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели» - имеет глубокое философское содержание и призыв – вперед, к звездам.16 В этом направлении их мысли с В.И.Вернадским близки. К.Э.Циолковский также указывал на то, что ресурсы любой планеты ограничены – человечество почувствовало это в условиях экологического кризиса. Уже в обозримом будущем на Земле начнет ощущаться нехватка важнейших природных ресурсов. Вследствие исчерпания ресурсов планеты выход в Космос может стать насущной потребностью человека. Цивилизация будет вынуждена деградировать и погибнуть, или перейти к новой, космической фазе своего существования. Циолковскому принадлежит и конкретная техническая идея – как человеку преодолеть земное притяжение и попасть в межпланетарное пространство – он нашёл, что это должна быть многоступенческая ракета. И только через несколько десятилетий после смерти К.Э.Циолковского Сергей Павлович Королёв осуществил эту идею. В середине ХХ века человечество вступило в новую эпоху – эру освоения космоса. Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и открывает новые возможности их удовлетворения.17 Процесс перехода биосферы в ноосферу несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созданию ноосферы и отличал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Каковы же, с точки зрения Вернадского перспективы развития человечества? ______________ 16 Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с К.Э.Циолковским. Воспоминания. М., Мысль, 1995, с.396 17 Орлов С.В., Дмитриенко Н.А.Человек и его потребности. изд.: Питер. 2007, с.56
4. Религии мира их сущность и функции. - религия – (набожность, святыня) – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая верующих в Бога людей в единую общность; - функции, которые выполняет религия; - христианство, история этой религии насчитывает более 2 тыс лет. Какова его основная сущность; - православие и католицизм, что общего и какие различия; - Библия – священная книга из 2-х частей; - христианство (католицизм и протестантизм) – это духовный корень всей западной цивилизации. - в православной форме христианство даёт духовные силы славянскому миру. Христианами считают себя более одного миллиарда человек и представлено христианство на всех континентах Земли. Чем объяснить такое влияние религии? Буддизм – древнейшая религия, зародилась в VI – V вв. до н.э. в Индии, закрепилась в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. - в чем особенность этой религии? - взгляды на человека и его жизнь Сиддхартхы Гаутамы. - Будда – «просветлённый» - кто это? Какова его роль для общества и человека в буддизме?; - отсутствует идея Бога как творца. Ислам (мусульманство) Обратите внимание на некоторые детали вопроса: - ислам – самая молодая религия – возникла в VII веке – в переводе с арабского Ислам – «покорность» единому Богу – Аллаху всемогущему; - основа мусульманского верования; - особенности этой религии; - где, в каких районах доминирует эта религия.
Задания: 1. Покажите, что общего в мировых религиях и что особенного. Есть ли мотивы для религиозных розней и даже войн. 2. Покажите различия между идеями учения православных христиан и католиков. 3. Объясните структуру Библии, её Нового Завета.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования: 1. Как вы понимаете в христианстве учение о Троице? 2. Иисус Христос имеет две сущности одновременно: божественную и человеческую. Как это объяснить? 3. Какие семь таинств признают православные и католики. 4. Каким видел путь к спасению «человек и человечества Будда»? 5. Как вы понимаете выражение «ислам – это и вера и образ жизни»? 6. Что представляет собой Коран?
Подводя итог, можно сказать, что процесс преобразования биосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет указать год или десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Сам В.И.Вернадский замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их издержками. Но он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Ноосферу нужно воспринимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений; надо верить и предпринимать соответствующие меры, трудиться над осуществлением этих идей, всем людям и государствам (странам).
3. Антропогенные воздействия на биосферу. Защита природных ресурсов. - наука, став непосредственной производительной силой общества, во многом определяет рост его эффективности; - особое влияние достижения НТП оказывает на взаимоотношения «человек – общество – природа». Покажите, в чем они заключаются. - антропогенные воздействия – деятельность людей, связанная с реализацией экономических, военных, восстановительных и др. интересов общества, которые вносят физические, химические, биологические изменения в окружающую природную среду – каковы эти воздействия?
4. Антропогенные воздействия на атмосферу. - охрана атмосферного воздуха – ключевая проблема оздоровления окружающей среды. Но ... идет процесс постоянного загрязнения атмосферы: - естественное и антропогенное загрязнение; - источники загрязнения атмосферы; - экологические последствия глобального загрязнения; - проблемы войны и мира на Земле (возможности предотвращения войн, сокращение (приостановление) гонки вооружений; локализация и устранение военных конфликтов; борьба с терроризмом.
Задания: 1. Объясните противоречивые тенденции - глобализация; - национальное обособление. Приведите примеры. Какие противоречия? Чем вызваны? 2. Назовите основные факторы, которые оказывают влияние на решения глобальных проблем. В чём выражаются их положительные и отрицательные воздействия? 3. Ноосфера или техносфера? Попытайтесь обосновать ответ на этот вопрос. Ваша точка зрения.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования: 1. Как вы представляете соотношение глобальной, социальной и космической антроэкологии? 2. В чём выражается демографический взрыв и каковы его последствия? 3. Каковы последствия глобализации? 4. Каковы пути решения глобальных экологических проблем? 5. В чем проявляется взаимосвязь общества, Земли и Космоса?
Основные понятия: - природа, природные ресурсы; - окружающая среда; - демография; - техносфера; - экология; - ноосфера; - социальная экология; - терроризм; - географическая среда; - антропогенные воздействия.
2-я группа общепланетарные ресурсные глобальные проблемы. Они связаны с проблемами оптимального гуманного отношения человека и общества к природе. К ним относятся – экологическая проблема, демографическая, энергетическая, продовольственная проблема, проблема использования космоса и др. 3-я группа - общечеловеческие проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности; сюда включаются проблема ликвидации эксплуатации и нищеты в мире, различных форм социального неравенства, а также проблемы здравоохранения, образования, проблема планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д. Таким образом, глобальные проблемы – проблемы затрагивающие весь мир – это совокупность социальных, научно-технических, природных проблем, от решения которых зависит прогресс человечества и судьба цивилизации. Вопрос 2. В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации, носит в основном социально-экономический характер и проявляется в объединении людей, стран, континентов. В экономике этот процесс идет через интеграцию и ТНК (транснациональные корпорации), в духовной сфере посредством массовой культуры, спорта, развития средств массовой информации, обменом научно-технических достижений. В противоположность это тенденции – глобализация проявляется и другая – тенденция национального обособления; которая сопровождается национальными, религиозными или экономическими противоречиями, что ведет к нестабильности отдельных государств. Например, отношения государств на Ближнем Востоке (Израиль, Палестина, Ливан, Сирия и др.) или в бывшей Югославии, на территории которой в результате распада образовались государства: Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Хорватия , Словения, Македония; распад СССР на 15 независимых государств. Взаимозависимость глобальных проблем проявляется в невозможности решения ни одной из них как самостоятельной без связи с другими. Вопрос 3. Рассматривая вопрос: Антропогенные воздействия на биосферу. Защита природных ресурсов, обратим внимание на роль научно-технического прогресса (НТП) в этой проблеме. Наука, став непосредственной производительной силой общества, во многом определяет рост его эффективности. Особое влияние достижения НТР оказывает на взаимоотношения в системе – «Человек – общество – природа». Условия современного этапа развития НТП привели к небывалому совершенствованию средств производства, созданию новейших технологий, что стало основой и широкого по своим масштабам вмешательства человека в природу. Но главное то, что человек покорял природу, не задумываясь о возможных негативных последствиях своей деятельности. Поэтому, в конечном счете, новейшие достижения НТП послужили основной для обострения глобальных проблем. Следовательно, научно-техническая революция на современном этапе сама по себе становится глобальным процессом.
- С.П.Коралев и Вернер фон Браун – создатели первых космических летательных аппаратов. Они положили начало освоения космоса. - Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – о биосфере ; - Деятельность В.И. Вернадского, как основоположника учений о биосфере (сфере жизни» и ноосфере («сфере разума»).
2. Основные положения учения Вернадского о ноосфере как альтернативыпотребительскому антропоцентризму - антропоцентризм – идеалистическое учение, видящее в человеке центр и высшую цель мировоззрения; - Вернадский видел в человеке не просто талантливого созерцателя природы и потребителя её богатств, но он увидал в человеке умелого «творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции»; - центральная идея Вернадского; - идея о ноосфере (сфера разума – область господства человеческой мысли).
3. Наука как основной фактор ноосферы. Задачи по созданию ноосферы. - Распространение научного знания на всё человечество; Изучая 3-й вопрос, поясните как вы понимаете одно из высказываний Вернадского о науке: «Наука есть создание жизни... наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни. Действие – это характерная черта научной мысли» (Вернадский В.И. «Размышления натуралиста» / кн. 2 Научная мысль, как планетное явление. – М. Наука. 1975. с.39); - сфера разума – область господства человеческой мысли; - особый поход Вернадского к науке. (Рассматривал её как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества) особое место отводил науке будущего. Объясните, в чём особенность такого подхода?
4. Переход биосферы в ноосферу. Прогноз и реальность. - рассмотрите 12 условий перехода к ноосфере, которые указывает Вернадский. С каким из них вы согласны или несогласны. Объясните почему. Задания: 1. Рассмотрите вопрос о месте и роли науки в жизни общества и влиянии государства на развитие научных исследований. 2. Выскажите свое мнение по вопросу: как совместить переход к ноосфере с варварским отношением к биосфере (на сегодняшний день), с угрозой мировой экологической катастрофы и производством средств массового уничтожения?
Вопросы для повторения и контрольного собеседования:
1. Как объяснить место человека в мире современной теории эволюция? 2. Какова роль человека в преобразовании биосферы? 3. Как происходит процесс перехода биосферы в ноосферу? 4. Что общего в идеях о биосфере и её развитии у В.И.Вернадского и французского ученого геолога Пьера Тейяр де Шардена?
Под видам загрязнений понимают любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения: - ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение, например: бытовые стоки, ядохимикаты, продукты сгорания и т.д. - параметрическое загрязнение, связанное с изменениями качественных параметров окружающей среды, как например: тепловое, шумовое, радиационное, электромагнитное. - биоценотическое загрязнение – нарушение баланса популяции – разводим растения и животных нерационально, т.е. не то т не там (кукурузу сажали на севере, сады и виноградники – в пустыне, в солончаках); случайная акклиматизация видов, нерегулируемый сбор, отлов, отстрел, перепромысел, браконьерство. - социально-деструкционное загрязнение – (стация – место обитания популяции, деструкция – разрушение) связанное с нарушением и преобразованием ландшафтов и экосистем в процессе природопользования: вырубка лесных насаждений, карьерная разработка ископаемых, дорожное строительство – всё это влечёт за собой эрозию почв, осушение земель, урбанизацию (рост городов – гибель деревень) лесные и степные пожары. Вопрос 4. Охрана атмосферного воздуха – ключевая проблема оздоровления окружающей среды. Значение атмосферного воздуха для всего живого на Земле невозможно переоценить. Воздух должен быть чистым и любые отклонения от нормы опасны для здоровья. Атмосферный воздух выполняет и защитную экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но под массивными натисками антропогенных загрязнений появились нежелательные экологические последствия и атмосферный воздух, по этой причине, уже не в полной мере выполняет свои защитные, жизнеобеспечивающие экологические функции. Загрязнение воздуха может быть естественным (природным), антропогенным и техногенным. Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами: вулканическая деятельность, выветривание горных пород (например: известные «красноярские столбы» - работа ветра), ветровая эрозия почвы, массовое цветение растений (например когда цветут тополя, пух «застилает» воздух, трудно дышать), дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнение воздуха связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека, особенно в промышленности, такое загрязнение ещё называют техногенным и оно намного превосходит природное загрязнение.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |