НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ
GEMMA MAGICA Материалы и исследования по истории Магии и оккультизма
Новая серия
I
Salamandra P.V.V.
Огюстен Кальме
ТРАКТАТ О ЯВЛЕНИЯХ АНГЕЛОВ, ДЕМОНОВ И ДУХОВ
А также
О ПРИВИДЕНИЯХ И ВАМПИРАХ
В Венгрии, Моравии, Богемии И Силезии
Salamandra P.V.V.
Кальме О.
Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов, а также о Привидениях и Вам- пирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии. С приложением оригиналь- ных документов первых вампирических расследований. Сост. и послесл. С. Шаргородского. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 338 c., илл. – (Gemma magica: Материалы и исследования по истории магии и оккультизма: Новая серия, вып. I.) – PDF.
Впервые почти за 150 лет к читателю возвращается легендарная книга. Это трактат ученого аббата-бенедиктинца О. Кальме, посвященный явлениям анге- лов, демонов и духов, привидениям и вампирам. Со страниц сочинения Кальме, написанного в первой половине XVIII в., встают призраки и демоны, визионеры и колдуны, вампиры и ревенанты. Книга аббата Кальме стала наиболее известным в Европе XVIII-XIX вв. вам- пирологическим трактатом и неиссякаемым источником литературных воплоще- ний вампиров. В послесловии раскрываются взгляды Кальме-вампиролога на фоне вампиро- логических дебатов эпохи и вампирской эпидемии в Западной Европе, а также история книги в Европе и России. К трактату приложены впервые переведенные на русский язык оригинальные протоколы и другие документы, связанные с расследованиями случаев вампиризма в первые десятилетия XVIII в., которые породили и вампирскую лихорадку, и отра- зившиеся в высокой и массовой культуре представления о вампирах.
© S. Shargorodsky, составление, послесловие, переводы, 2013 © Salamandra P.V.V., состав, оформление, 2013
ЧАСТЬ I НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ
ббат Бенедиктинского ордена, Д. М. Августин Калмет, сочине- À в Мениль ла-Горн у Коммерси, в 1672 году. В 1728 году, т.е. на 56 году от рождения, он назначен аббатом в Сенорес, что в Лота- рингии. Скончался в Париже в 1757 году, — на 85 году от рождения. Он известен, как писатель исторический и как экзегет. Предлагае- мое сочинение: «О явлениях духов» написано Калметом на фран- цузском языке. Мы перевели его со второго немецкого издания 1856 года. При переводе на русский язык этого сочинения мы сочли нуж- ным сделать в нем некоторые изменения. Прежде всего мы отдели- ли все относящееся к несомненно истинным фактам. Такими фактами мы считаем те, которые признаны несомненно истинными Св. Пи- санием и преданием Церкви. По самому содержанию своему, эта часть — характера вполне богословского и потому серьезного. Исти- ны, здесь изложенные, заимствованы или из Св. Писания или из Истории Православной Восточной Церкви. Сюда вошли сведения о явлениях добрых и злых духов, о том виде, в каком они являлись людям, об их отношении к людям и деятельности их на земле по соизволению и допущению Промысла Божия; далее изложены фак- ты, заимствованные из Священного Писания и из Истории Церкви, об одержимых злыми духами; наконец переданы факты, заимство- ванные из Св. Писания и из Истории Церкви, о явлениях душ от- шедших людей. В общих замечаниях критически рассмотрены воз- ражения, делаемые относительно изложенных в исследовании пред- метов. Утверждаясь Св. Писанием и преданием Церкви, изложен- ные истины основываются на началах нашей веры и на началах на- шего разума в подчинении его вере. Таким образом, в этой части изложены факты вполне достовер- ные, совершенно истинные, нисколько не подлежащие сомнению. Здесь не лишним считаем заметить, что кроме фактов, заимство- ванных из сочинения Дом Калмета и изложенных не в том поряд- ке, в каком они изложены были в оригинале, мы с своей стороны сделали много дополнений и заменений, необходимых при перево- де на русский язык. Другая часть есть собрание языческих мнений, анекдотов, сред- невековых поверий, суеверных рассказов, предрассудков и заблуж- дений о гениях, духах, об отшедших душах, о магии и волшебстве. Здесь изложены мнения язычников о природе, происхождении и назначении гениев добрых и злых, об отношении их к смертным, и
о том виде, в каком они являлись людям, по представлению языч- ников. Сведения о гениях заимствованы нами из тех сочинений, которые цитированы в подстрочных примечаниях. У Калмета мы заимствовали только сведения о мнении греков и римлян относи- тельно гениев, остальное все прибавлено нами. Далее переданы на- ми два-три факта, заимствованные у Калмета из народных поверий и суеверий относительно явления злых духов, всеми силами стремя- щихся завладеть человеком. С нашей стороны сделана критическая оценка этих фактов, которые рассмотрены нами с исторической стороны. Сюда же мы отнесли и нелепое поверие народа о возмож- ности телесного сообщения с злыми духами, заимствовав некоторые рассказы у Калмета, а некоторые из истории язычества об обманах жрецов, о которых у Калмета не упомянуто; в конце главы мы при- вели два факта, подобные выше приведенным, и объяснили их. Этим оканчивается первый отдел части. Во втором отделе изложе- ны нами народные языческие и средневековые поверия о домовых, о привидениях и об отшедших душах. В главе о домовых мы при- бавили несколько строк в начале, а в конце сделали несколько са- мых кратких замечаний о переданных Калметом рассказах; в главе о привидениях мы не делали никаких изменений, ни замечаний, как потому, что и сам Калмет критически рассматривает все приве- денные им рассказы, так и потому, что замечания в следующей гла- ве и особенно общие заключительные замечания относятся к при- видениям, происхождение которых там раскрыто. В главах об от- шедших душах мы изложили мнения язычников и средневековые поверия о явлениях отшедших душ и об отношении их к живым людям, прибавив, с своей стороны, к фактам, переданным Калме- том, некоторые мнения язычников. Критические замечания о явле- ниях отшедших душ написаны нами потому, что у Калмета не пред- ставлено относительно поверий, приведенных им, никаких замеча- ний. Приведенные факты или анекдоты мы старались объяснить самым простым и естественным образом. Эти объяснения могут от- носиться к рассказам о домовых и привидениях потому, что все приведенные нами рассказы о явлениях домовых, привидений и от- шедших душ по характеру явлений, действий и отношений к людям весьма похожи друг на друга. Это последнее обстоятельство было причиною того, что все рассказы о домовых, привидениях и душах отшедших людей мы отнесли к одной категории. Сюда же отнесли мы и гадания язычников и народные поверия о состоянии загроб- ной жизни потому, что эти сказки и поверия по своему характеру имеют связи с рассказами об отшедших душах. Сведения об этих га- даниях и повериях заимствованы нами из трактата Калмета: «О вам- пиризме». Критическая их оценка сделана с нашей стороны. Тре- тий отдел посвящен исследованию о магии, о волшебстве, о колду- нах и ведьмах. В общих замечаниях о магии и волшебстве многое заимствовано нами у Калмета, многое мы прибавили с своей сто-
роны. Здесь мы определили, что можно считать истинным и что считать ложным в рассказах о магии, разделив магию на белую, или основанную на началах и законах физики и механики, химии и ме- дицины, и черную, то есть выродившуюся из стремления человека подчинить себе стихии мира видимого и существ мира духовного, и возникшую из народных поверий о действиях таинственных маги- ков или жрецов, которые умели для своих целей так поставить себя в отношении к простому народу, что последний, не будучи в сос- тоянии понять хитрости и ловкости магиков, все их действия и фо- кусы объяснял как следствие сношений их с существами подземного мира. В следующих главах мы указали, как положено начало магии и каких результатов она достигла в своем развитии. В главах о кол- довстве мы представили только то, что рассказывается у Калмета — из нелепых поверий и суеверий о силе и могуществе колдунов и ведьм, которые будто имели влияние на стихии мира, на людей и животных, летали по воздуху, являлись на шабаши и проч. и проч. В общих заключительных замечаниях мы в немногих словах косну- лись по возможности всех фактов, изложенных нами в предыдущих главах. В исследовании о вампирах мы представили народные поверия и суеверия, предрассудки и анекдоты о вампирах и бруколаках так, как они представлены у Калмета, без всяких почти прибавлений, напротив, с необходимыми сокращениями, т. е. мы опустили все то, что не относилось по содержанию своему к рассказам о вампирах. Мы представили рассказы о вампирах в особой части потому, что они имеют связь с рассказами о духах, их явлениях, домовых, при- видениях и т. подобн., только как суеверия и поверия народные. В других отношениях между рассказами о явлениях духов, домовых, привидений и т. п. и между рассказами о вампирах нет связи. Чтобы не развлекать внимания читателя при чтении книги, мы сделали указанные прибавления и дополнения не под строкой, а в тексте. Сочинение Д. М. Калмета имеет целью — указать истинный путь для обсуждения различных рассказов о мире духовном, сохранив- шихся в исторических памятниках, в различных записях из древней и средневековой жизни народов. Цель его — указать настоящий путь для определения и решения, какие из рассказов о явлениях духов и душ отшедших людей нужно признать истинными, несомненными, и какие из них должно отвергнуть. Для этой цели приведены не- которые рассказы, о которых необходимо было упомянуть здесь, и критически рассмотрены. Сочинение Калмета издано было около половины XVIII века в то время, как во Франции начал пробуждаться дух свободномыслящей философии, которая на основании успехов в изучении естественных наук думала отвергнуть все духовное, вышечувственное. Суеверие большинства, примешивавшего к вечным истинам откровения бред- ни своего воображения или принимавшего на веру умышленные
выдумки, подавало удобство новым мыслителям, нападая на эти заб- луждения, нападать и на истину. Потому-то важно было в то время собрать все сказания о явлениях духовного мира, отделив истинное от ложного. Но связанный еще сетью римско-католических преда- ний, Калмет не решается чисто высказать свое мнение о многих пре- даниях, очевидно не имеющих характера истины. Перемешивая ис- тинное с неверным или сомнительным, он ослабляет этим и силу истинных свидетельств. Русские переводчики могли прямее отнестись ко многим из ска- заний, приведенных Калметом. Вполне веря, согласно с учением Православной Церкви, и в бытие духов и в возможность явления их во всякое время, когда то угодно Владыке живых и мертвых, Про- мыслителю человека, мы можем тем не менее критически рассмат- ривать средневековые легенды Запада. Изучение природы, ее сил и законов, далеко подвинувшееся в течение ста тридцати лет, дает воз- можность объяснять естественным образом многое, что для Калме- та казалось еще необъяснимым естественным путем. Издание в русском переводе сочинения Калмета в настоящее вре- мя имеет свои побудительные причины и свое значение. В обществе мы видим, с одной стороны, распространение неверия во все духов- ное, во все сверхчувственное. Подтверждение веры в бытие духов несомненным свидетельством Священного Писания и преданий Церк- ви, всеобщею верою народов, которая высказывается и в самых суе- вериях, для беспристрастного мыслителя есть самое лучшее руко- водство к истинному знанию, — с другой стороны, как это часто бывает в века неверия, рядом с ним идет и грубое суеверие. Теперь явилось много приверженцев так называемого спиритизма или уче- ния о сношениях с душами умерших и об откровениях, какие они сообщают. Сочинение Калмета представит немало рассказов, сход- ных с рассказами спиритов. Мыслящий человек увидит, что шарла- танство умело и прежде пользоваться доверием неопытных людей для своих целей. Спириты нередко приводят в подтверждение своего учения средневековые рассказы о явлениях духов, несмотря на то, что выдают свое учение, как новость, как наставшее только в пос- ледние годы откровение тайн загробного мира. Читатель увидит, что если истина бытия духов древняя, то и заблуждения, которые примешиваются к этой истине, не новость спиритов, но повторение старых заблуждений. Неверие и суеверие — это Сцилла и Харибда, которыми часто поглощается утлый член человеческой мысли, пус- тившейся в море исследований. Только тот, кто путеводной звездой для себя имеет маяк веры, безопасно может достигнуть пристани.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |