Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ




GEMMA MAGICA


Материалы и исследования по истории


Магии и оккультизма

 


Новая серия

 


I

 

 


Salamandra P.V.V.


 


Огюстен Кальме

 

 


ТРАКТАТ О ЯВЛЕНИЯХ


АНГЕЛОВ, ДЕМОНОВ И ДУХОВ

 


А также

 


О ПРИВИДЕНИЯХ


И ВАМПИРАХ

 

 


В Венгрии,


Моравии,


Богемии


И Силезии

 

 


Salamandra P.V.V.


 

 


Кальме О.

 

 


Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов, а также о Привидениях и Вам-


пирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии. С приложением оригиналь-


ных документов первых вампирических расследований. Сост. и послесл. С.


Шаргородского. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 338 c., илл. – (Gemma


magica: Материалы и исследования по истории магии и оккультизма: Новая


серия, вып. I.) – PDF.

 

 


Впервые почти за 150 лет к читателю возвращается легендарная книга. Это


трактат ученого аббата-бенедиктинца О. Кальме, посвященный явлениям анге-


лов, демонов и духов, привидениям и вампирам. Со страниц сочинения Кальме,


написанного в первой половине XVIII в., встают призраки и демоны, визионеры и




колдуны, вампиры и ревенанты.


Книга аббата Кальме стала наиболее известным в Европе XVIII-XIX вв. вам-


пирологическим трактатом и неиссякаемым источником литературных воплоще-


ний вампиров.


В послесловии раскрываются взгляды Кальме-вампиролога на фоне вампиро-


логических дебатов эпохи и вампирской эпидемии в Западной Европе, а также


история книги в Европе и России.


К трактату приложены впервые переведенные на русский язык оригинальные


протоколы и другие документы, связанные с расследованиями случаев вампиризма


в первые десятилетия XVIII в., которые породили и вампирскую лихорадку, и отра-


зившиеся в высокой и массовой культуре представления о вампирах.

 

 


© S. Shargorodsky, составление, послесловие, переводы, 2013


© Salamandra P.V.V., состав, оформление, 2013


 


 


ЧАСТЬ I



НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ

 


ббат Бенедиктинского ордена, Д. М. Августин Калмет, сочине-


À


в Мениль ла-Горн у Коммерси, в 1672 году. В 1728 году, т.е. на


56 году от рождения, он назначен аббатом в Сенорес, что в Лота-


рингии. Скончался в Париже в 1757 году, — на 85 году от рождения.


Он известен, как писатель исторический и как экзегет. Предлагае-


мое сочинение: «О явлениях духов» написано Калметом на фран-


цузском языке. Мы перевели его со второго немецкого издания 1856


года.


При переводе на русский язык этого сочинения мы сочли нуж-


ным сделать в нем некоторые изменения. Прежде всего мы отдели-


ли все относящееся к несомненно истинным фактам. Такими фактами


мы считаем те, которые признаны несомненно истинными Св. Пи-


санием и преданием Церкви. По самому содержанию своему, эта


часть — характера вполне богословского и потому серьезного. Исти-


ны, здесь изложенные, заимствованы или из Св. Писания или из


Истории Православной Восточной Церкви. Сюда вошли сведения о


явлениях добрых и злых духов, о том виде, в каком они являлись


людям, об их отношении к людям и деятельности их на земле по


соизволению и допущению Промысла Божия; далее изложены фак-


ты, заимствованные из Священного Писания и из Истории Церкви,


об одержимых злыми духами; наконец переданы факты, заимство-


ванные из Св. Писания и из Истории Церкви, о явлениях душ от-


шедших людей. В общих замечаниях критически рассмотрены воз-


ражения, делаемые относительно изложенных в исследовании пред-


метов. Утверждаясь Св. Писанием и преданием Церкви, изложен-


ные истины основываются на началах нашей веры и на началах на-


шего разума в подчинении его вере.


Таким образом, в этой части изложены факты вполне достовер-


ные, совершенно истинные, нисколько не подлежащие сомнению.


Здесь не лишним считаем заметить, что кроме фактов, заимство-


ванных из сочинения Дом Калмета и изложенных не в том поряд-


ке, в каком они изложены были в оригинале, мы с своей стороны


сделали много дополнений и заменений, необходимых при перево-


де на русский язык.


Другая часть есть собрание языческих мнений, анекдотов, сред-


невековых поверий, суеверных рассказов, предрассудков и заблуж-


дений о гениях, духах, об отшедших душах, о магии и волшебстве.


Здесь изложены мнения язычников о природе, происхождении и


назначении гениев добрых и злых, об отношении их к смертным, и

 

 



 


о том виде, в каком они являлись людям, по представлению языч-


ников. Сведения о гениях заимствованы нами из тех сочинений,


которые цитированы в подстрочных примечаниях. У Калмета мы


заимствовали только сведения о мнении греков и римлян относи-


тельно гениев, остальное все прибавлено нами. Далее переданы на-


ми два-три факта, заимствованные у Калмета из народных поверий


и суеверий относительно явления злых духов, всеми силами стремя-


щихся завладеть человеком. С нашей стороны сделана критическая


оценка этих фактов, которые рассмотрены нами с исторической


стороны. Сюда же мы отнесли и нелепое поверие народа о возмож-


ности телесного сообщения с злыми духами, заимствовав некоторые


рассказы у Калмета, а некоторые из истории язычества об обманах


жрецов, о которых у Калмета не упомянуто; в конце главы мы при-


вели два факта, подобные выше приведенным, и объяснили их.


Этим оканчивается первый отдел части. Во втором отделе изложе-


ны нами народные языческие и средневековые поверия о домовых,


о привидениях и об отшедших душах. В главе о домовых мы при-


бавили несколько строк в начале, а в конце сделали несколько са-


мых кратких замечаний о переданных Калметом рассказах; в главе


о привидениях мы не делали никаких изменений, ни замечаний,


как потому, что и сам Калмет критически рассматривает все приве-


денные им рассказы, так и потому, что замечания в следующей гла-


ве и особенно общие заключительные замечания относятся к при-


видениям, происхождение которых там раскрыто. В главах об от-


шедших душах мы изложили мнения язычников и средневековые


поверия о явлениях отшедших душ и об отношении их к живым


людям, прибавив, с своей стороны, к фактам, переданным Калме-


том, некоторые мнения язычников. Критические замечания о явле-


ниях отшедших душ написаны нами потому, что у Калмета не пред-


ставлено относительно поверий, приведенных им, никаких замеча-


ний. Приведенные факты или анекдоты мы старались объяснить


самым простым и естественным образом. Эти объяснения могут от-


носиться к рассказам о домовых и привидениях потому, что все


приведенные нами рассказы о явлениях домовых, привидений и от-


шедших душ по характеру явлений, действий и отношений к людям


весьма похожи друг на друга. Это последнее обстоятельство было


причиною того, что все рассказы о домовых, привидениях и душах


отшедших людей мы отнесли к одной категории. Сюда же отнесли


мы и гадания язычников и народные поверия о состоянии загроб-


ной жизни потому, что эти сказки и поверия по своему характеру


имеют связи с рассказами об отшедших душах. Сведения об этих га-


даниях и повериях заимствованы нами из трактата Калмета: «О вам-


пиризме». Критическая их оценка сделана с нашей стороны. Тре-


тий отдел посвящен исследованию о магии, о волшебстве, о колду-


нах и ведьмах. В общих замечаниях о магии и волшебстве многое


заимствовано нами у Калмета, многое мы прибавили с своей сто-

 

 



 


роны. Здесь мы определили, что можно считать истинным и что


считать ложным в рассказах о магии, разделив магию на белую, или


основанную на началах и законах физики и механики, химии и ме-


дицины, и черную, то есть выродившуюся из стремления человека


подчинить себе стихии мира видимого и существ мира духовного, и


возникшую из народных поверий о действиях таинственных маги-


ков или жрецов, которые умели для своих целей так поставить себя


в отношении к простому народу, что последний, не будучи в сос-


тоянии понять хитрости и ловкости магиков, все их действия и фо-


кусы объяснял как следствие сношений их с существами подземного


мира. В следующих главах мы указали, как положено начало магии


и каких результатов она достигла в своем развитии. В главах о кол-


довстве мы представили только то, что рассказывается у Калмета —


из нелепых поверий и суеверий о силе и могуществе колдунов и


ведьм, которые будто имели влияние на стихии мира, на людей и


животных, летали по воздуху, являлись на шабаши и проч. и проч.


В общих заключительных замечаниях мы в немногих словах косну-


лись по возможности всех фактов, изложенных нами в предыдущих


главах.


В исследовании о вампирах мы представили народные поверия и


суеверия, предрассудки и анекдоты о вампирах и бруколаках так,


как они представлены у Калмета, без всяких почти прибавлений,


напротив, с необходимыми сокращениями, т. е. мы опустили все то,


что не относилось по содержанию своему к рассказам о вампирах.


Мы представили рассказы о вампирах в особой части потому, что


они имеют связь с рассказами о духах, их явлениях, домовых, при-


видениях и т. подобн., только как суеверия и поверия народные. В


других отношениях между рассказами о явлениях духов, домовых,


привидений и т. п. и между рассказами о вампирах нет связи. Чтобы


не развлекать внимания читателя при чтении книги, мы сделали


указанные прибавления и дополнения не под строкой, а в тексте.


Сочинение Д. М. Калмета имеет целью — указать истинный путь


для обсуждения различных рассказов о мире духовном, сохранив-


шихся в исторических памятниках, в различных записях из древней


и средневековой жизни народов. Цель его — указать настоящий путь


для определения и решения, какие из рассказов о явлениях духов и


душ отшедших людей нужно признать истинными, несомненными,


и какие из них должно отвергнуть. Для этой цели приведены не-


которые рассказы, о которых необходимо было упомянуть здесь, и


критически рассмотрены.


Сочинение Калмета издано было около половины XVIII века в то


время, как во Франции начал пробуждаться дух свободномыслящей


философии, которая на основании успехов в изучении естественных


наук думала отвергнуть все духовное, вышечувственное. Суеверие


большинства, примешивавшего к вечным истинам откровения бред-


ни своего воображения или принимавшего на веру умышленные

 

 



 


выдумки, подавало удобство новым мыслителям, нападая на эти заб-


луждения, нападать и на истину. Потому-то важно было в то время


собрать все сказания о явлениях духовного мира, отделив истинное


от ложного. Но связанный еще сетью римско-католических преда-


ний, Калмет не решается чисто высказать свое мнение о многих пре-


даниях, очевидно не имеющих характера истины. Перемешивая ис-


тинное с неверным или сомнительным, он ослабляет этим и силу


истинных свидетельств.


Русские переводчики могли прямее отнестись ко многим из ска-


заний, приведенных Калметом. Вполне веря, согласно с учением


Православной Церкви, и в бытие духов и в возможность явления их


во всякое время, когда то угодно Владыке живых и мертвых, Про-


мыслителю человека, мы можем тем не менее критически рассмат-


ривать средневековые легенды Запада. Изучение природы, ее сил и


законов, далеко подвинувшееся в течение ста тридцати лет, дает воз-


можность объяснять естественным образом многое, что для Калме-


та казалось еще необъяснимым естественным путем.


Издание в русском переводе сочинения Калмета в настоящее вре-


мя имеет свои побудительные причины и свое значение. В обществе


мы видим, с одной стороны, распространение неверия во все духов-


ное, во все сверхчувственное. Подтверждение веры в бытие духов


несомненным свидетельством Священного Писания и преданий Церк-


ви, всеобщею верою народов, которая высказывается и в самых суе-


вериях, для беспристрастного мыслителя есть самое лучшее руко-


водство к истинному знанию, — с другой стороны, как это часто


бывает в века неверия, рядом с ним идет и грубое суеверие. Теперь


явилось много приверженцев так называемого спиритизма или уче-


ния о сношениях с душами умерших и об откровениях, какие они


сообщают. Сочинение Калмета представит немало рассказов, сход-


ных с рассказами спиритов. Мыслящий человек увидит, что шарла-


танство умело и прежде пользоваться доверием неопытных людей


для своих целей. Спириты нередко приводят в подтверждение своего


учения средневековые рассказы о явлениях духов, несмотря на то,


что выдают свое учение, как новость, как наставшее только в пос-


ледние годы откровение тайн загробного мира. Читатель увидит,


что если истина бытия духов древняя, то и заблуждения, которые


примешиваются к этой истине, не новость спиритов, но повторение


старых заблуждений. Неверие и суеверие — это Сцилла и Харибда,


которыми часто поглощается утлый член человеческой мысли, пус-


тившейся в море исследований. Только тот, кто путеводной звездой


для себя имеет маяк веры, безопасно может достигнуть пристани.


 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)