Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ,





Заимствованные из Св. Писания и из преданий Церкви

 


При бесчисленном множестве рассказов о явлениях духов, лож-


ных, порожденных невежеством, суеверием и предрассудками и та-


ким образом своею собственною ложью подрывающих веру в самые


действительные явления духовных существ, а этим и самую веру в


существование мира духовного с одной стороны, и при так распро-


страненном в настоящее время неверии в действительность этих яв-


лений и этого мира с другой, знакомство с такими фактами этих


явлений, действительность которых стояла бы выше всякого сомне-


ния и которые следовательно неопровержимо доказывали бы бытие


мира духовного, — есть очевидно дело настоятельной нужды и


весьма важно для истины этого бытия. С целью этого знакомства


мы представляем собрание утверждающих эту истину сведений о


явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ, заимствованных из


Св. Писания и из преданий Церкви, с замечаниями в пользу несом-


ненной истинности этих сведений.


 


ГЛАВА I

 


Явления добрых Ангелов, представляемые Св. Писанием


Ветхого Завета

 

 


ниги Ветхого Завета передают нам много фактов явления


Ê


херувимы1 ; Ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему


рождение сына2 ; являлись Лоту и предсказали ему погибель Со-


дома и других нечестивых городов3 ; Ангел говорил с Агарью в пус-


тыне4 ; Иаков на пути в Месопотамию видел во сне Ангелов, восхо-


дивших и нисходивших по таинственной лестнице5 ; Ангел же от-


крыл Иакову тайну, как достигнуть того, чтобы овцы рождались


пестрые6 , — и боролся с ним на обратном пути его из Месопота-


мии7 . — Все эти были добрые, благотворные Ангелы света. Равным


образом и тот Ангел, который говорил с Моисеем на Хориве из


горящего тернового куста8 и вручил ему на горе Синае скрижали


закона и которому обыкновенно усвояется имя Божие, потому что


он действовал по поручению и уполномочию Божию9 ; Ангел,


который днем в виде темного, а ночью в виде светлого облака вел


евреев по пустыне; Ангел, говоривший с Валаамом и грозивший


умертвить у него ослицу10 ,— все эти, без сомнения, были также доб-


рые Ангелы.


То же нужно сказать и о том Ангеле, который с обнаженным ме-


чом в руке являлся Иисусу Навину в равнине Иерихонской11 , назвав


себя при этом архистратигом небесных сил12 . Справедливо пола-


гают, что это был тот самый Архангел Михаил, который, по свиде-


тельству Апостола Иуды13 , спорил с сатаной о теле Моисеевом. Ан-


гел являлся жене Маноя и потом самому Маною и возвестил ему


рождение Самсона14 . Ангел возвестил Гедеону, что он освободит из-

 



Быт. III, 24.

Быт. XVIII, 1-10.

Быт. XIX.

Быт. XXI, 17.

Быт. XXVIII, 12.

Быт. XXI, 10, 12.

Быт. XXXII.

Исх. III, 6-7.

Исх. III, 2.



Числ. XXII, 23.



Иис. Нав. V, 13-15.

Иис. Нав. V, 13-15.

Иуд. 1-9.

Суд. XIII, 5.


 


раильтян от рабства моавитян 1 . Архангел Гавриил являлся Дании-


лу в Вавилоне 2 . Рафаил сопровождал молодого Товию в Мидию 3 .


Пророк Захария в своей книге упоминает о явлении ему Ангела 4 . В


книгах Ветхого Завета самый престол Саваофа изображается в таких


чертах: Господь восседает на Херувимах 5 , пред Его престолом пред-


стоят седмь высших духов 6 , всегда готовых исполнять Его волю 7 ;


четыре Херувима вечно воспевают Ему хвалу и с молитвой повер-


гаются ниц пред Его Высочайшей Святостью.

 


∆ ∆ ∆

 



Суд. VI, 12.

Дан. VIII, 15-17; IX, 21.

Тов. V, 4-5; XII, 15.

Захар. 1, 9, 10, 11.

Пс. LXXIX, 2.

Апок. I, 4.

3 Цар. XXII, 19, 20; Дан. VII, 10; Евр. I, 14.


 


ГЛАВА II

 


Явления добрых Ангелов, представляемые книгами


Нового Завета

 


В


Св. Писании Нового Завета передается также множество слу-

чаев явления добрых Ангелов. Архангел Гавриил является За-

харии, отцу Святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рож-


дение сына, имевшего быть предтечей Мессии 1 . Когда иудеи уви-


дели, что Захария, пробыв в храме долее обыкновенного, вышел из


него немым, то признали за несомненное, что ему было во храме


видение 2 . Тот же самый Архангел Гавриил предвозвестил Пресвя-


той Деве Марии рождение от Нее Сына Божия 3 . Когда Господь Иисус


Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пасты-


рям 4 и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира.


Далее можно признать за несомненное, что звезда, которая являлась


приходившим для поклонения младенцу Иисусу волхвам и привела


их прямым путем к Иерусалиму и оттуда в Вифлеем, была управ-


ляема добрым Ангелом 5 . Праведный Иосиф, по требованию небес-


ного вестника, вместе с младенцем Иисусом и его матерью бежал в


Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого младенца


от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти


Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную


землю 6 .


После искушения Иисуса Христа в пустыне, приступили к нему


Ангелы и служили ему 7 . Искуситель говорит Иисусу: «Бог запове-


дает Ангелам своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не


преткнешься о камень ногою твоею» 8 . Слова эта заимствованы из


девятидесятого псалма Давидова (11, 12 ст.) и доказывают веру иу-


деев в бытие Ангелов-хранителей. Спаситель подтверждает истину


существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей пос-


тоянно созерцают лицо Его небесного отца 9 . На последнем суде


добрые Ангелы отделят праведных от грешников 10 и свергнут греш-


ников в вечный огонь 11 .

 



Лук. I, 11-20.

Там же, ст. 21, 22.

Лук. I, 26-38.

Лук. II, 9-12.

Мф. II, 2, 7, 9, 10.

Мф. II, 13-23.

Мф. IV, 11.

Мф. IV, 6.

Мф. XVIII, 10.



Мф. XIII, 49.



Cт. 50.

 

14


 


Во время душевной борьбы Иисуса Христа в Гефсиманском саду


пред Его страданиями укреплял Его Ангел, сошедший с неба1 . Пос-


ле Его воскресения, Ангелы являлись святым женам, которые при-


шли ко гробу Спасителя за тем, чтобы помазать Его тело. По сви-


детельству книги деяний Апостольских, Ангелы явились Апостолам


непосредственно по вознесении Христа на небо2 . Ангел Господень


отворил двери темницы, в которой заключены были Апостолы, и


вывел их оттуда3 . В той же книге Святой Стефан учит нас, что закон


дан иудеям при служении Ангелов4 .


Святой Апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается


из нее Ангелом5 , который потом проходит с ним одну улицу и скры-


вается. Когда Святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда


находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это


быль сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его Ангел.


Апостол Павел также признавал существование Ангелов и дейст-


вительность их явлений6 . Когда этот Апостол рассказывал собрав-


шемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был


на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, ко-


торые вопили против Павла: «Если дух, или Ангел говорил ему, вам


не должно противиться Богу» 7 . Святой Евангелист Лука говорит,


что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился


македонянин (вероятно, Ангел-хранитель Македонии) и просил его


прийти в Македонию для проповедания Евангелия8 .


Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о седьми Анге-


лах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквями.


Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епис-


копы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь


имеет и своего Ангела-хранителя. В Апокалипсисе вообще пред-


ставляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой


Иоанн Богослов напр. говорит: «и видел я четырех Ангелов, стоя-


щих на четырех углах земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на


море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от


востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он


громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле


и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам,


доколе не положим печати на челах рабов Бога Нашего».


Коли предсказания греческих и других оракулов справедливо


признаются делами злого духа, то с равным правом можно сказать,

 

 



Лук. XXII, 43.

Деян. I, 10-11.

Деян. V, 19.

Деян. VII, 53.

Деян. XII, 7-9.

1 Кор. VI, 3.

Деян. XXIII, 9.

Деян. XVI, 9.

 


 


что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал


знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил


послан был Богом к Даниилу1 сообщить ему о судьбах четырех ве-


ликих монархий, о седьмидесяти седьминах и об окончании плена


вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил


ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких


местах своей книги2 . То же говорит и Св. Иоанн Богослов в своем


Апокалипсисе; именно, он говорит, что к нему послан был Богом


Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам3 . В другом мес-


те4 Апокалипсиса Святой Иоанн Богослов упоминает также об Ан-


геле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный


Иерусалим. Святой Апостол Павел говорит в своем послании к Ев-


реям5 : «Если Ангелами возвещенное слово было твердо…» и пр.

 

 


∆∆∆

 

 



Дан. VIII, 16; IX, 21.

Зах. I, 9, 13, 14, 19; II, 3, 4; IV, 1, 4, 5; V, 5.

Апок. I, 1.

X, 8, 9; XI, 1, 2, 3 и д.

Евр. II, 2.


 


ГЛАВА III

 


Об Ангелах-хранителях

 


С


лово Божие как Ветхого, так и Нового Завета и равно как отцы

Церкви и церковная история ясно учат нас, что не только каж-

дый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый


народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих Ангелов-


хранителей, — и представляют факты явлений и действий этих Ан-


гелов.


Так, Евангелист Матфей передает нам, что Иисус Христос, убеж-


дая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и


слабым, сказал Апостолам: блюдите, да не презрите единаго от


малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят


лице Отца Моего Небеснаго1 . Апостол Павел говорит: не вси ли суть


служебнии дуси; во служение посылаеми, за хотящих наследовать


спасение?2 . В обоих местах очевидно утверждается бытие Ангелов-


хранителей. Книга Деяний Апостолов передает нам такое событие.


Когда Апостол Петр, освобожденный из темницы Ангелом, пришел


к тому дому Марии, матери Евангелиста Марка, идеже бяху мнози


собрани и молящеся, и стал стучаться в дверь, то все бывшие в доме


верные подумали, что стучится не сам Петр, а его Ангел 3 . Это собы-


тие очевидно указывает на существование в первенствующей церк-


ви веры в Ангелов-хранителей частных лиц. Православная церковь


в лице своих отцов и учителей всегда верила и учила, что к каждому


верующему приставлен особый Ангел-хранитель. Уже в книге Ермы


Пастырь сказано: «Два духа находятся при человеке: один дух доб-


рый, другой дух злой» 4 .


Св. Василий Великий говорит: «с каждым из верных есть Ангел,


который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против


сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не


презрите единаго от малых сих, яко Ангели их выну видят лице


Отца Моего Небеснаго» 5 . Эта истина часто высказывается Васи-


лием Великим, Ефремом Сириным, Григорием Нисским, Григорием


Богословом, Иоанном Златоустом и другими отцами и учителями


Церкви.


В писаниях Ветхого Завета истина эта представляется, правда, не


в такой степени ясности и определенности, как в Новом Завете, но


тем не менее представляется довольно ясно. Так, в книгах Ветхого

 



Мф. XVIII, 10.

Евр. I, 14.

Деян. XII, 12-16.

Herm. Pastor M. 6, Patr. Apost. Pag. 361, Hefele.

В 3 кн. о Св. Духе Св. Вас., част. 3, стр. 130-132.

 

17


 


Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть


действий, свойственных Ангелам-хранителям. Таковы напр. сле-


дующие события: Ангел был видимым спутником Товии в Раги,


избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные сове-


ты, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастью


благочестивого семейства, устроил исцеление Товита 1 . В книгах


Царств говорится, что Пророк Илия в своем дивном служении неод-


нократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Анге-


ла 2 . Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему,


говорит ему между прочим: Господь Бог... послет Ангела Своего


пред тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду3 . Есть


места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию зани-


мавшихся толкованием Писаний Ветхого Завета Отцов Церкви, зак-


лючают учение об Ангелах-хранителях. Таковы, главным образом,


следующие места: ополчится Ангел Господень (с подлинника еврей-


ского: ополчатся Ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавит


их 4 , и другое следующее место: не приидет к тебе зло и рана не


приблизится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе,


сохранити тя во всех путех твоих5 . Достаточно ясные указания


представляет Свящ. Писание и в пользу той мысли, что и каждое че-


ловеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих


особых Ангелов-хранителей. Так, Пророк Даниил говорит о молит-


венном предстательстве пред Богом двух Ангелов-народоблюсти-


телей, Ангела-народоблюстителя, или князя Персидского Царства и


Ангела-народоблюстителя народа Израильского. Первый Ангел мо-


лил Бога об удержании народа Израильского под владычеством Пер-


сидского Царства, другой, напротив, молился об освобождении это-


го народа от ига персидского. Даниил говорит также, что именно с


этими двумя Ангелами обращался с молитвою к Богу Ангел-князь


Эллинского Царства 6 . Если же не только народ Израильский, но


также и народы Персидский и Эллинский имели своих особых Ан-


гелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и


каждый другой народ имеет своего Ангела-хранителя. — Еванге-


лист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слова Господа о


седьми Ангелах седьми церквей Малоазийских 7 . Правда, как мы


сказали уже, под именем Ангелов здесь должно разуметь и епис-


копов этих церквей, но в то же время, по учению Отцов Церкви,


здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь


имеет своего Ангела-хранителя. «Я уверен, говорит напр. Григорий

 

 



Тов. V, 4-17; VI, 2-18; IX, 1-6, XI, 2-14.

3 Царст. XIX.

Быт. 24 гл., ст. 7.

Псал. 33, ст. 8.

Пс. XC, 10-11.

Дан. X, 20.

Ап. I, 20.

 

18


 


Богослов, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь,


как научает меня Иоанн в откровении» 1 .


Эта истина всегда ясно признавалась православною церковью.


Святой Василий Великий писал к пресвитерам Никопольским: «вас


печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворяетесь в


крове Бога Небесного и с вами Ангел-хранитель церкви» 2 . Григорий


Богослов, прощаясь с кафедрою Константинопольскою, восклицал:


«простите Ангелы, назиратели сея церкви» 3 .


Итак, существование и явления Ангелов в Св. Писании и в церкви


представляются несомненными свидетельствами.

 


∆ ∆ ∆

 

 



Слов. 42, Твор. св. Отцов в русск. перев., том 4, стр. 33.

Письм. 230, Твор. св. Отц. Васил., ч. I, cтр. 177.

Слов. 42, том 4, стр. 50.


 


ГЛАВA IV

 





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)