Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ,
Заимствованные из Св. Писания и из преданий Церкви
При бесчисленном множестве рассказов о явлениях духов, лож- ных, порожденных невежеством, суеверием и предрассудками и та- ким образом своею собственною ложью подрывающих веру в самые действительные явления духовных существ, а этим и самую веру в существование мира духовного с одной стороны, и при так распро- страненном в настоящее время неверии в действительность этих яв- лений и этого мира с другой, знакомство с такими фактами этих явлений, действительность которых стояла бы выше всякого сомне- ния и которые следовательно неопровержимо доказывали бы бытие мира духовного, — есть очевидно дело настоятельной нужды и весьма важно для истины этого бытия. С целью этого знакомства мы представляем собрание утверждающих эту истину сведений о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ, заимствованных из Св. Писания и из преданий Церкви, с замечаниями в пользу несом- ненной истинности этих сведений.
ГЛАВА I
Явления добрых Ангелов, представляемые Св. Писанием Ветхого Завета
ниги Ветхого Завета передают нам много фактов явления Ê херувимы1 ; Ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему рождение сына2 ; являлись Лоту и предсказали ему погибель Со- дома и других нечестивых городов3 ; Ангел говорил с Агарью в пус- тыне4 ; Иаков на пути в Месопотамию видел во сне Ангелов, восхо- дивших и нисходивших по таинственной лестнице5 ; Ангел же от- крыл Иакову тайну, как достигнуть того, чтобы овцы рождались пестрые6 , — и боролся с ним на обратном пути его из Месопота- мии7 . — Все эти были добрые, благотворные Ангелы света. Равным образом и тот Ангел, который говорил с Моисеем на Хориве из горящего тернового куста8 и вручил ему на горе Синае скрижали закона и которому обыкновенно усвояется имя Божие, потому что он действовал по поручению и уполномочию Божию9 ; Ангел, который днем в виде темного, а ночью в виде светлого облака вел евреев по пустыне; Ангел, говоривший с Валаамом и грозивший умертвить у него ослицу10 ,— все эти, без сомнения, были также доб- рые Ангелы. То же нужно сказать и о том Ангеле, который с обнаженным ме- чом в руке являлся Иисусу Навину в равнине Иерихонской11 , назвав себя при этом архистратигом небесных сил12 . Справедливо пола- гают, что это был тот самый Архангел Михаил, который, по свиде- тельству Апостола Иуды13 , спорил с сатаной о теле Моисеевом. Ан- гел являлся жене Маноя и потом самому Маною и возвестил ему рождение Самсона14 . Ангел возвестил Гедеону, что он освободит из-
Быт. III, 24. Быт. XVIII, 1-10. Быт. XIX. Быт. XXI, 17. Быт. XXVIII, 12. Быт. XXI, 10, 12. Быт. XXXII. Исх. III, 6-7. Исх. III, 2. Числ. XXII, 23. Иис. Нав. V, 13-15. Иис. Нав. V, 13-15. Иуд. 1-9. Суд. XIII, 5.
раильтян от рабства моавитян 1 . Архангел Гавриил являлся Дании- лу в Вавилоне 2 . Рафаил сопровождал молодого Товию в Мидию 3 . Пророк Захария в своей книге упоминает о явлении ему Ангела 4 . В книгах Ветхого Завета самый престол Саваофа изображается в таких чертах: Господь восседает на Херувимах 5 , пред Его престолом пред- стоят седмь высших духов 6 , всегда готовых исполнять Его волю 7 ; четыре Херувима вечно воспевают Ему хвалу и с молитвой повер- гаются ниц пред Его Высочайшей Святостью.
∆ ∆ ∆
Суд. VI, 12. Дан. VIII, 15-17; IX, 21. Тов. V, 4-5; XII, 15. Захар. 1, 9, 10, 11. Пс. LXXIX, 2. Апок. I, 4. 3 Цар. XXII, 19, 20; Дан. VII, 10; Евр. I, 14.
ГЛАВА II
Явления добрых Ангелов, представляемые книгами Нового Завета
В Св. Писании Нового Завета передается также множество слу- чаев явления добрых Ангелов. Архангел Гавриил является За- харии, отцу Святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рож- дение сына, имевшего быть предтечей Мессии 1 . Когда иудеи уви- дели, что Захария, пробыв в храме долее обыкновенного, вышел из него немым, то признали за несомненное, что ему было во храме видение 2 . Тот же самый Архангел Гавриил предвозвестил Пресвя- той Деве Марии рождение от Нее Сына Божия 3 . Когда Господь Иисус Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пасты- рям 4 и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира. Далее можно признать за несомненное, что звезда, которая являлась приходившим для поклонения младенцу Иисусу волхвам и привела их прямым путем к Иерусалиму и оттуда в Вифлеем, была управ- ляема добрым Ангелом 5 . Праведный Иосиф, по требованию небес- ного вестника, вместе с младенцем Иисусом и его матерью бежал в Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого младенца от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную землю 6 . После искушения Иисуса Христа в пустыне, приступили к нему Ангелы и служили ему 7 . Искуситель говорит Иисусу: «Бог запове- дает Ангелам своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» 8 . Слова эта заимствованы из девятидесятого псалма Давидова (11, 12 ст.) и доказывают веру иу- деев в бытие Ангелов-хранителей. Спаситель подтверждает истину существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей пос- тоянно созерцают лицо Его небесного отца 9 . На последнем суде добрые Ангелы отделят праведных от грешников 10 и свергнут греш- ников в вечный огонь 11 .
Лук. I, 11-20. Там же, ст. 21, 22. Лук. I, 26-38. Лук. II, 9-12. Мф. II, 2, 7, 9, 10. Мф. II, 13-23. Мф. IV, 11. Мф. IV, 6. Мф. XVIII, 10. Мф. XIII, 49. Cт. 50.
14
Во время душевной борьбы Иисуса Христа в Гефсиманском саду пред Его страданиями укреплял Его Ангел, сошедший с неба1 . Пос- ле Его воскресения, Ангелы являлись святым женам, которые при- шли ко гробу Спасителя за тем, чтобы помазать Его тело. По сви- детельству книги деяний Апостольских, Ангелы явились Апостолам непосредственно по вознесении Христа на небо2 . Ангел Господень отворил двери темницы, в которой заключены были Апостолы, и вывел их оттуда3 . В той же книге Святой Стефан учит нас, что закон дан иудеям при служении Ангелов4 . Святой Апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается из нее Ангелом5 , который потом проходит с ним одну улицу и скры- вается. Когда Святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это быль сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его Ангел. Апостол Павел также признавал существование Ангелов и дейст- вительность их явлений6 . Когда этот Апостол рассказывал собрав- шемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, ко- торые вопили против Павла: «Если дух, или Ангел говорил ему, вам не должно противиться Богу» 7 . Святой Евангелист Лука говорит, что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился македонянин (вероятно, Ангел-хранитель Македонии) и просил его прийти в Македонию для проповедания Евангелия8 . Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о седьми Анге- лах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквями. Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епис- копы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь имеет и своего Ангела-хранителя. В Апокалипсисе вообще пред- ставляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой Иоанн Богослов напр. говорит: «и видел я четырех Ангелов, стоя- щих на четырех углах земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога Нашего». Коли предсказания греческих и других оракулов справедливо признаются делами злого духа, то с равным правом можно сказать,
Лук. XXII, 43. Деян. I, 10-11. Деян. V, 19. Деян. VII, 53. Деян. XII, 7-9. 1 Кор. VI, 3. Деян. XXIII, 9. Деян. XVI, 9.
что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил послан был Богом к Даниилу1 сообщить ему о судьбах четырех ве- ликих монархий, о седьмидесяти седьминах и об окончании плена вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких местах своей книги2 . То же говорит и Св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе; именно, он говорит, что к нему послан был Богом Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам3 . В другом мес- те4 Апокалипсиса Святой Иоанн Богослов упоминает также об Ан- геле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный Иерусалим. Святой Апостол Павел говорит в своем послании к Ев- реям5 : «Если Ангелами возвещенное слово было твердо…» и пр.
∆∆∆
Дан. VIII, 16; IX, 21. Зах. I, 9, 13, 14, 19; II, 3, 4; IV, 1, 4, 5; V, 5. Апок. I, 1. X, 8, 9; XI, 1, 2, 3 и д. Евр. II, 2.
ГЛАВА III
Об Ангелах-хранителях
С лово Божие как Ветхого, так и Нового Завета и равно как отцы Церкви и церковная история ясно учат нас, что не только каж- дый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих Ангелов- хранителей, — и представляют факты явлений и действий этих Ан- гелов. Так, Евангелист Матфей передает нам, что Иисус Христос, убеж- дая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и слабым, сказал Апостолам: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго1 . Апостол Павел говорит: не вси ли суть служебнии дуси; во служение посылаеми, за хотящих наследовать спасение?2 . В обоих местах очевидно утверждается бытие Ангелов- хранителей. Книга Деяний Апостолов передает нам такое событие. Когда Апостол Петр, освобожденный из темницы Ангелом, пришел к тому дому Марии, матери Евангелиста Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся, и стал стучаться в дверь, то все бывшие в доме верные подумали, что стучится не сам Петр, а его Ангел 3 . Это собы- тие очевидно указывает на существование в первенствующей церк- ви веры в Ангелов-хранителей частных лиц. Православная церковь в лице своих отцов и учителей всегда верила и учила, что к каждому верующему приставлен особый Ангел-хранитель. Уже в книге Ермы Пастырь сказано: «Два духа находятся при человеке: один дух доб- рый, другой дух злой» 4 . Св. Василий Великий говорит: «с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единаго от малых сих, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего Небеснаго» 5 . Эта истина часто высказывается Васи- лием Великим, Ефремом Сириным, Григорием Нисским, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом и другими отцами и учителями Церкви. В писаниях Ветхого Завета истина эта представляется, правда, не в такой степени ясности и определенности, как в Новом Завете, но тем не менее представляется довольно ясно. Так, в книгах Ветхого
Мф. XVIII, 10. Евр. I, 14. Деян. XII, 12-16. Herm. Pastor M. 6, Patr. Apost. Pag. 361, Hefele. В 3 кн. о Св. Духе Св. Вас., част. 3, стр. 130-132.
17
Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть действий, свойственных Ангелам-хранителям. Таковы напр. сле- дующие события: Ангел был видимым спутником Товии в Раги, избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные сове- ты, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастью благочестивого семейства, устроил исцеление Товита 1 . В книгах Царств говорится, что Пророк Илия в своем дивном служении неод- нократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Анге- ла 2 . Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему, говорит ему между прочим: Господь Бог... послет Ангела Своего пред тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду3 . Есть места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию зани- мавшихся толкованием Писаний Ветхого Завета Отцов Церкви, зак- лючают учение об Ангелах-хранителях. Таковы, главным образом, следующие места: ополчится Ангел Господень (с подлинника еврей- ского: ополчатся Ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавит их 4 , и другое следующее место: не приидет к тебе зло и рана не приблизится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих5 . Достаточно ясные указания представляет Свящ. Писание и в пользу той мысли, что и каждое че- ловеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих особых Ангелов-хранителей. Так, Пророк Даниил говорит о молит- венном предстательстве пред Богом двух Ангелов-народоблюсти- телей, Ангела-народоблюстителя, или князя Персидского Царства и Ангела-народоблюстителя народа Израильского. Первый Ангел мо- лил Бога об удержании народа Израильского под владычеством Пер- сидского Царства, другой, напротив, молился об освобождении это- го народа от ига персидского. Даниил говорит также, что именно с этими двумя Ангелами обращался с молитвою к Богу Ангел-князь Эллинского Царства 6 . Если же не только народ Израильский, но также и народы Персидский и Эллинский имели своих особых Ан- гелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и каждый другой народ имеет своего Ангела-хранителя. — Еванге- лист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слова Господа о седьми Ангелах седьми церквей Малоазийских 7 . Правда, как мы сказали уже, под именем Ангелов здесь должно разуметь и епис- копов этих церквей, но в то же время, по учению Отцов Церкви, здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь имеет своего Ангела-хранителя. «Я уверен, говорит напр. Григорий
Тов. V, 4-17; VI, 2-18; IX, 1-6, XI, 2-14. 3 Царст. XIX. Быт. 24 гл., ст. 7. Псал. 33, ст. 8. Пс. XC, 10-11. Дан. X, 20. Ап. I, 20.
18
Богослов, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в откровении» 1 . Эта истина всегда ясно признавалась православною церковью. Святой Василий Великий писал к пресвитерам Никопольским: «вас печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворяетесь в крове Бога Небесного и с вами Ангел-хранитель церкви» 2 . Григорий Богослов, прощаясь с кафедрою Константинопольскою, восклицал: «простите Ангелы, назиратели сея церкви» 3 . Итак, существование и явления Ангелов в Св. Писании и в церкви представляются несомненными свидетельствами.
∆ ∆ ∆
Слов. 42, Твор. св. Отцов в русск. перев., том 4, стр. 33. Письм. 230, Твор. св. Отц. Васил., ч. I, cтр. 177. Слов. 42, том 4, стр. 50.
ГЛАВA IV
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |