Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


В каком виде являлись добрые Ангелы?




 

 


олее обыкновенный вид, в каком, по сказаниям Ветхого и Но-


Á


вого Заветов, являлись добрые Ангелы, — был человеческий: в

таком виде являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею,


Иисусу Навину, Маною — отцу Самсона, Давиду, Товии, пророкам.


Ангел, явившийся Иисусу Навину в равнине Иерихонской, имел вид


воина, так что Иисус должен был спросить его: «Наш ли еси или от


супостат наших?» 1 . В человеческом образе являлись Ангелы святым


женам, по воскресении Спасителя.


Но иногда Ангелы являлись и не в человеческом, а в каких-ни-


будь других образах; так напр. Моисею явился Ангел в горящей


купине2 и путеводил Израильтян по пустыне в виде столпа днем


облачного, а ночью огненного3 . Псалмопевец говорит, что Бог, для


приведения в исполнение Своей воли, творяй Ангелы своя духи и


слуги своя пламень огненный4 . У Пророка Иезекииля Херувимы


представляются в виде полулюдей и полуживотных с человечески-


ми туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами; голо-


вы у них различны: или человеческие, или воловьи, или львиные


или орлиные: два крыла у них распростерты, а двумя другими при-


крывают они все свое тело; они сияют, как раскаленные уголья, как


горящие лампады, как освещенное молнией небо. — Это поистине


грозное зрелище.


Ангел, являвшийся Даниилу5 , имел человеческий образ, был одет


в льняную одежду и чресла его были опоясаны уфазским поясом;


тело его как хризолит, лицо как молния, очи его, как горящие лам-


пады, руки и ноги его, как блестящая медь полированная, и звук его


слов, как голос шума.


Святой Иоанн Богослов видел вокруг престола Всесвятейшего че-


тырех животных (которые, без сомнения, были четыре Ангела), у


которых было множество очей спереди и сзади. «И первое животное


подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное


имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летя-


щему. И каждое из четырех животных имело по шести вокруг крыл;


ни днем, ни ночью они не имеют покоя, говоря Свят, Свят, Свят


Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет» 6 .

 



Иисус Нав. V, 13.

Исх. III, 3, 4.

Исх. XIII, 21, 22.

Псал.103, 4.

Дан Х, 5, 6. Текст приведен по перев. Архим. Макария.

Апок. IV, 6-8.

 


 


Ангел, поставленный пред входом в земной рай, был вооружен


пламенным мечом 1 . Ангел, явившийся Валааму и грозивший умерт-


вить у него ослицу 2 , — Ангел, явившийся Иисусу Навину в равнине


Иерихонской 3 и Ангел-каратель, явившийся Давиду 4 , — были так-


же вооружены мечами. Ангел Рафаил, сопровождавший молодого


Товию в Мидию, имел вид путешественника 5 . Лицо Ангела, кото-


рого видели святые жены при гробе Спасителя, который отвалил от


этого гроба огромный камень и сидел на нем, было светло, как мол-


ния, и одежда его была бела, как снег 6 .


Ангел, который, по сказанию книги Деяний Апостольских 7 , осво-


бодил Апостолов из темницы и заповедал им безбоязненно свиде-


тельствовать о Христе во храме, являлся также в человеческом об-


разе. В высшей степени замечателен способ, как этот Ангел освобо-


дил Апостолов из темницы: слуги, посланные первосвященником в


темницу затем, чтобы взять оттуда Апостолов и привести их на су-


дилище, нашли темницу запертой и стражей стоявшими у дверей


ее, но отворив ее, они не нашли в ней никого 8 . Каким образом


Ангел мог вывести Апостолов из темницы, не повредив дверей при


этом, когда, кроме них, конечно, не было никакого другого выхода,


и вывести так, что этого не заметили ни стражи, ни другие заклю-


ченные, это превышает наше разумение. Но это так же точно бы-


ло возможно, как возможно было то, что Спаситель телесным обра-


зом восстал из гроба, не раскрыв его при этом и даже не повредив


приложенной к нему печати, что Он прошел сквозь затворенные


двери в комнату, в которой собраны были Апостолы 9 , говорил со


своими учениками, шедшими в Эммаус, будучи не узнан ими, потом


открыл им глаза и стал для них невидим 10 ; как возможно было то,


что Он в продолжении сорока дней по своем воскресении являлся


своим ученикам, ел, пил и беседовал с ними; но при всем этом был


видим только для тех, кому, по предопределению Небесного Отца,


суждено было свидетельствовать о его воскресении.


Иногда Ангелы, равно как и сам Бог, являлись без всякого види-


мого для глаз образа, а давали знать о своем присутствии громким


голосом, посредством нравственных внушений, посредством выра-


зительных явлений природы, посредством снов, откровений неиз-


вестного будущего или прошедшего; иногда они наводили на людей


помрачение, ослепление, оцепенение, давая таким образом им чув-

 



Бытие III, 24.

Числ. XXII, 22, 23.

Иис. Нав. V, 13.

I Пар. XXI, 16.

Тов. V, 5, 6.

Мф. XXVIII, 3.

Гл. V, 18-20.

Деян., гл. V, ст. 23.

Иоан. ХХ, 19-26.



Лук. XXIV, 15-31.

 



 


ствовать гнев Божий к ним. Так, когда Бог говорил с Моисеем на


Хориве и сообщал ему закон1 , Израильтяне не видели при этом ни-


какого подобия Божия; когда Архангел Гавриил сообщал Даниилу о


судьбах великих царств, имевших существовать одно после другого,


то он был видим только для одного Даниила, а другие мужи, ко-


торые при этом были, не видели явления, но ужас великий напал на


них, и они убежали в страхе2 .


Когда Господь в первый раз беседовал с Самуилом и известил его


о несчастии, которым Он определил наказать дом первосвященника


Илии, то отрок Самуил не видал при этом никакого образа, а слы-


шал только голос один, который сначала принял он за голос перво-


священника Илии. Содомляне сначала видели пришедших в дом


Лота Ангелов, но потом, когда они вознамерились силою ворваться


в дом Лотов, то теми же самыми Ангелами были ослеплены и не мог-


ли найти дверей дома.


Святой Киприан рассказывает, что во время гонения христиан в


Африке, заболел один епископ и в продолжение своей болезни по-


стоянно и неотступно просил, чтобы его напутствовали Святыми Тай-


нами, — и вот однажды он увидел пред собой юношу величест-


венного вида и с светлыми, проницательными глазами. Грозно и с


гневом обратился к нему Ангел с такими словами: «Ты боишься


страданий, ты умираешь неохотно; чего же ты хочешь от меня?»


Когда епископ узнал, что этот упрек относился и ко всем верным, он


собрался с последними силами и сделал увещание всем к мужеству


в наступающих страданиях; после этого он приобщился Святых Тайн


и скончался в мире. Церковная история представляет множество


подобных явлений Ангелов в человеческом образе.


Многие из древних усвояли Ангелам телесность, потому что, ос-


новываясь на авторитете апокрифической книги Еноха, в известном


месте книги Бытия3 , где говорится, что сыны Божии, увлекшись кра-


сотой дщерей человеческих, вступили с ними в супружеские связи и


родили от них исполинов, под именем сынов Божиих разумели Ан-


гелов. Это мнение, всеми отвергнутое в настоящее время, было раз-


деляемо некоторыми из древних писателей и Отцов Церкви4 и даже


некоторыми из новейших мыслителей, которые, подобно древ-


ним, признавали, что Ангелы, демоны и человеческие души не ли-


шены некоторой телесности. Но это мнение не согласно с учением


православной церкви, которая верит, что Ангелы совершенно чуж-


ды всякой материальности.


Конечно, при том взгляде, что природа Ангелов не чужда некото-


рой материальности, чувственное, видимое явление их гораздо легче

 



Втор. IV, 15.

Дан. X, 48.

Быт. VI, 2.

Joseph. Antig. lib. I, c. 4, Philo, De Gigantibus, Justin. Apol.,Tertul. De anima. Vide commentatores


in Gen. IV.

 


22


 


объяснить, чем совершенную бестелесность1 . Но у нас дело идет не о


каком-нибудь философском вопросе, — относительно которого мож-


но было бы делать такие или другие гипотезы и выбирать из них те,


которыми лучше объяснялось бы дело и с помощью которых лучше


разрешались бы сомнения и опровергались бы возражения возмож-


ные относительно действительности и способа совершения явлений, о


которых идет речь. Наш вопрос решен и все сомнения относитель-


но его устранены. Христианская церковь и христианские школы


признают, что Ангелы, демоны и человеческие души совершенно


свободны от грубой материальности и что в тоже время добрые и


злые духи и отшедшие души иногда являются по Божией воле. Этого


мнения и должно держаться.

 

 


∆∆∆

 



По сравнению с Богом Единым, Несравнимым, как замечает Св. Иоанн Дамаскин, — все


оказывается грубым и вещественным (Изложение вер. кн. 2 глав. 3).

 

 


23


 


ГЛАВА V

 





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)