Понятие, виды свободных экономических зон
Свободные (специальные) экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенным и торговым режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов. Имея различные организационные формы и целевое предназначение, свободные экономические зоны могут широко варьироваться по своему названию — «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «зоны совместного предпринимательства», «промышленно-торговые зоны» и т.д. При всем многообразии речь идет, по существу, об одном и том же явлении — создании хозяйственных образований, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговле и валютно-финансовом отношении от остальной территории принимающих стран, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала. В научной литературе нет однозначного определения свободной экономической зоны. Это обусловлено многообразием их типов, различием целей их создания и функций, которые они выполняют, их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития. Данько Т. П. дает следующее определение свободной экономической зоны: «Свободная экономическая зона — составная часть хозяйственного комплекса страны, специально выделенного на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающая распределение и производство общественного продукта, включая иностранный для достижения при этом определенной цели в социально-экономическом развитии страны» (25, с. 15). Варнаков В. И. считает, что свободные экономические зоны можно трактовать как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, т.к. свободные экономические зоны — это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, охватывающая широкий спектр институциональных изменений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития [1, с. 7]. По мнению Абрамчук С. Н., свободные экономические зоны можно охарактеризовать как самостоятельные территориальногеографические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, на территории которых действует система льгот и привилегий устанавливаемая для достижения определенных целей и задач [1, с. 8]. В свою очередь, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» с в о б о д н ы е э к о н о м и ч е с к и е з о н ы — часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности [92]. Основу правового регулирования создания и деятельности свободных экономических зон составляют: - Закон Республики Беларусь от 8 мая 2011 года «О ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [91]; - Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» [92]; - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» [112]; - Указ Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон»» [97]; - Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» [69]; - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. № 891 «Об утверждении уставов администраций свободных экономических зон и о внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 445 и от 17 июня 2002 г. № 789, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» [118] и т.д. Классификацию современных свободных экономических зон можно осуществить по таким основным критериям, как характер деятельности или функциональное предназначение; степень интегрирования в мировую и национальную экономику; отраслевой признак; характер собственности. По характеру деятельности или функциональному предназначению можно выделить шесть основных типов свободных экономических зон: торговые свободные экономические зоны, экспортно-производственные свободные экономические зоны, технико-внедренческие свободные экономические зоны, офшорные центры, комплексные свободные экономические зоны. К торговым свободным экономическим зонам относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. Этот тип свободных экономических зонв чистом виде не получил широкого распространения, что привело к их трансформации в промышленно-производственные свободные экономические зоны. Промышленно-производственные свободные экономические зоны сочетают в себе организацию производств, работающих как на внутренний рынок, так и производящих продукцию для внешних потребителей. Продукция, выпускаемая в промышленно-производственных свободных экономических зонах, отличается высокой конкурентоспособностью, главным образом из-за малых издержек производства, обусловленных полным освобождением от пошлин и налогов на ввозимые сырье и материалы и низкими расходами на оплату труда местных рабочих. Если в промышленно-производственных свободных экономических зонах создается в основном крупносерийное производство, то в технико-внедренческих свободных экономических зонах осуществляется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, организуется экспериментальное производство. В случае удачных экспериментов налаживается массовый выпуск продукции. Особым типом свободных экономических зон являются сервисные, в том числе офшорные центры. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Офшорные центры привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, благоприятным налоговым и внешнеторговым Комплексные свободные экономические зоны сочетают в себе признаки двух и более типов свободных экономических зон. Примерами таких свободные экономические зоны могут служить зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада), особые экономические районы и прибрежные города (Китай), зоны обработки информации (Ямайка) и др. Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что, как правило, в свободных экономических зон расположены предприятия различных отраслей промышленности. Но в большинстве свободных экономических зон существует и определенная специализация по одной или нескольким отраслям промышленности. Экспортно-производственные зоны на о. Маврикий, в Шри-Ланке, Египте и Доминиканской Республике специализируются на выпуске и экспорте одежды, текстильных изделий, обуви и других товаров. Одна из свободных экономических зон в Малайзии, расположенная на о. Пинанг, является крупнейшим в стране центром по выпуску электронных компонентов, электронно-вычислительной техники и бытовой электронной аппаратуры. В Израиле одна из свободных торговых зон, расположенная недалеко от г. Тель-Авив, где находится алмазная биржа страны, специализируется исключительно на частичной переработке алмазов и торговле ими. По характеру собственности свободные экономические зоны можно разделить на государственные, частные и смешанные. Характер собственности свободных экономических зон во многом зависит от экономической системы страны, в которой они создаются. В странах с национальной хозяйственной системой собственники свободных экономических зон — это преимущественно государство и его уполномоченные органы, а источники финансирования свободных экономических зон — национальный частный капитал. В развивающихся странах свободные экономические зоны — это преимущественно частная собственность, а источник финансирования — иностранный частный капитал. Этим объясняется и другая особенность свободных экономических зон в развивающихся странах — устанавливаемый государством более льготный инвестиционный климат для иностранных инвесторов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |