Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание, ликвидация свободной экономической зоны



2015-12-04 519 Обсуждений (0)
Создание, ликвидация свободной экономической зоны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» свободная экономическая зона создается по решению Президента Республики Беларусь.

Документы, представляемые для решения вопроса о создании свободной экономической зоны, должны включать:

1) проект указа Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны, в котором указываются название свободной экономической зоны, срок, на который она создается, цели создания и тип свободной экономической зоны, особенности ее специального правового режима, общая площадь и описание границ свободной экономической зоны, меры по обеспечению ее создания и развития;

2) проект положения о свободной экономической зоне;

3) проект устава администрации свободной экономической зоны;

4) проект программы развития свободной экономической зоны с указанием конкретных мероприятий, лиц и организаций, ответственных за их проведение, источников финансирования работ по развитию свободной экономической зоны;

5) копию земельно-кадастрового плана с нанесенными предполагаемыми границами свободной экономической зоны;

6) состав земель, перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны;

7) перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на территориях, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны;

8) технико-экономическое обоснование необходимости и возможности создания свободной экономической зоны, ее типа, разработанное на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, коммуникациями, а также финансово-экономическое обоснование предлагаемых особенностей специального правового режима свободной экономической зоны [92].

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, вносит данные документы Президенту Республики Беларусь для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» созданы следующие свободные экономические зоны: «Брест»; «Витебск»; «Гомель-Ратон»; «Гродноинвест»; «Минск»; «Могилев» [112].

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие государства, но в целом их потенциал пока не раскрыт. С учетом того, что свободные экономические зоны призваны содействовать социально-экономическому развитию отдель­ных административно-территориальных единиц, доля свободных экономических зон в формировании важнейших макроэкономических показателей в целом по республике и ре­гионам базирования остается незначительной.

Во многом такая ситуация обусловлена тем, что механизм привлечения инвесторов и специальные экономические условия, существующие в свободные экономические зоны республики, не позволяют в полной мере реализовать все конкурентные преимущества свободных зон. До настоящего времени в их работе существуют затруднения, связанные с регулированием имущественных отношений; финансированием развития инфраструктуры, поддержания в эксплуатационном состоянии ее объектов; требует совершенствования система управления сво­бодными экономическими зонами и проч.

Повышение эффективности работы свободных экономических зон потребует решения комплекса задач. Так, в определенных изменениях нуждается существующая модель управления свободных экономических зон. В Республике Беларусь нет высшего государственного органа управления зонами, что препятствует полному и обоснованному определению концепции и стратегических направлений развития свободных экономических зон, а также обеспечению эффективного их функционирования. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» предусматривает создание координирующего органа (наблюдательного совета) при Совете Министров с участием глав администраций свободных экономических зон, представителей Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих областных (Минского городского) исполкомов, а также резидентов свободных экономических зон, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Создание подобного совета будет способствовать повышению инвестиционной активности; обеспечению комплексности в управлении процессом функционирования зон; oперативному реагированию на возникающие проблемы, изменяющиеся условия осуществления деятельности на территории зон.

Активизации привлечения иностранных инвестиций в целях реализации крупных инвестиционных проектов может способствовать продолжение практики включения акционированных государственных предприятий в состав свободных экономических зон. Для этого необходима дальнейшая про­работка возможностей использования экстерриториального подхода для получения крупными государственными предприятиями статуса резидентов свободных экономических зон и распространение на них льготного таможенного и налогового режимов [29, с. 76].

Решению задачи по привлечению прямых иностранных инвестиций призвано содействовать государственно-частное партнерство. Это не только участие капиталов, но и передача собственности в управление более мобильной частной компании. Необходимость функционирования в республике специализированной организации, обладающей достаточно широкими полномочиями для установления прямого кон­структивного диалога без посредников между государством и частным капиталом, оперативного взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения, обусловила целесообразность создания Национального агентства инвестиций и приватизации (Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»» [95]).

Новый концептуальный подход — конкретизация приоритетных направлений деятельности свободных экономических зон — позволит:

- перевести в соответствии с международной практикой переговорный процесс с потенциальными инвесторами на предметный уровень;

- исключить дублирующие производства в разных инвестиционных режимах или применять иные виды государственной поддержки;

- обеспечить согласованность создания и развития производств в свободных экономических зонах с отраслевыми и региональными инвестиционными и производственными программами;

- не допускать перепроизводства и перенасыщения внутреннего рынка по номенклатуре уже выпускаемых отечественными производителями товаров;

- усилить кооперационные связи с крупными отечественными товаропро­изводителями, обеспечив их высококачественными компонентами и полуфабрикатами, произведенными в свободных экономических зонах;

- сократить импортоемкость выпускаемой продукции с одновременным повышением ее конкурентоспособности.

Свободная экономическая зона считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен по решению Президента Республики Беларусь.

До окончания этого срока свободная экономическая зона может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь только в случае, если:

- это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения национальной безопасности и обороны государства;

- в течение одного года со дня создания свободной экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента данной свободной экономической зоны;

- в течение двенадцати месяцев подряд в свободной экономической зоне всеми ее резидентами не осуществлялась деятельность по реализации предложенных ими инвестиционных проектов;

- в свободной экономической зоне отсутствуют ее резиденты в силу лишения либо утраты статуса резидента свободной экономической зоны и в течение одного года со дня лишения либо утраты такого статуса последним резидентом данной свободной экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве ее резидента;

- достижение целей создания свободной экономической зоны, определенных указом Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны, стало невозможным по иным причинам [92].

Документы, представляемые для решения вопроса о досрочной ликвидации свободной экономической зоны, должны включать:

1) проект указа Президента Республики Беларусь о досрочной ликвидации свободной экономической зоны, предусматривающий комплекс организационных и иных мер по обеспечению ликвидации свободной экономической зоны, а также при необходимости гарантии и (или) компенсации ее резидентам;

2) проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий персональный состав и компетенцию ликвидационной комиссии, а также порядок ликвидации свободной экономической зоны;

3) технико-экономическое обоснование необходимости и возможности досрочной ликвидации свободной экономической зоны с указанием причин и возможных последствий ее досрочной ликвидации для соответствующих административно-территориальных единиц и Республики Беларусь в целом, резидентов свободной экономической зоны на основе подробного анализа социальных, экологических, экономических и иных условий на соответствующей территории, а также показателей функционирования и эффективности деятельности ликвидируемой свободной экономической зоны.

Для решения имущественных и иных вопросов, связанных с ликвидацией свободной экономической зоны, урегулирования отношений между администрацией свободной экономической зоны и ее резидентами, другими организациями и физическими лицами Совет Министров Республики Беларусь создает ликвидационную комиссию, определяет ее персональный состав и компетенцию, а также утверждает порядок ликвидации свободной экономической зоны при ее досрочной ликвидации.

 



2015-12-04 519 Обсуждений (0)
Создание, ликвидация свободной экономической зоны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание, ликвидация свободной экономической зоны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)