Структура федеральных органов исполнительной власти
(Правительство РФ)
Таблица 2.3 (окончание)
Правительство РФ состоит из следующих членов: Председателя, его заместителей (в настоящее время — четверых, в том числе двух первых) и федеральных министров. Председатель Правительства РФ (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией. При этом освобождение от должности Председателя влечет за собой отставку всего Правительства. Заместители Председателя Правительства РФ (вице-премьеры) и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Для решения важнейших вопросов функциональной компетенции Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц проводятся заседания. Только на них принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении; устанавливаютсяъбъемы выпуска государственных ценных бумаг; рассматриваются программы приватизации государственной собственности, вопросы предоставления дотаций, субсидий и т. п. По предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства, заседания которого проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ, принимаемые большинством голосов, не могут противоречить актам, принятым на заседаниях. Обеспечение работы Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства, руководство которым осуществляет Руководитель в ранге федерального министра. Общие полномочия Правительства Российской Федерации закреплены в статье 114 Конституции РФ и включают в себя: ♦ реализацию внутренней и внешней политики РФ; ♦ регулирование социально-экономической сферы; ♦ обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, направление и контроль деятельности ее органов; ♦ реализация права законодательной инициативы и др. Систему Правительства РФ образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. При этом оно не вправе осуществлять в установленной сфере контрольно-надзорные и правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется федеральным министром, входящим в состав Правительства РФ. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью. В установленной сфе ре деятельности федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — не вправе также управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги. Федеральные службы могут быть подведомственны Президенту РФ (например, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.) или находиться в ведении Правительства РФ (например, Федеральная антимонопольная служба). Возглавляет федеральную службу руководитель (директор). Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Оно также может быть подведомственно как Президенту РФ, так и Правительству РФ. Возглавляет его руководитель (директор). Руководители федеральных служб и федеральных агентств, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению соответствующих федеральных министров. Заместители руководителей федеральных служб и агентств, за исключением тех, которые подведомственны Президенту РФ, назначаются и освобождаются от должности соответствующими федеральными министрами по представлению их руководителей. Организация системы государственной власти субъекта РФв настоящее время регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Рассмотрим ее на примере субъекта РФ, города федерального значения Санкт-Петербурга. Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: ♦ законодательный орган государственной власти — Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; ♦ высший исполнительный орган государственной власти — Правительство Санкт-Петербурга, возглавляемое высшим должностным лицом — Губернатором, а также возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти, в совокупности составляющие Администрацию Санкт-Петербурга; ♦ судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи; ♦ органы и должностные лица специальной компетенции — Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Государственный секретарь, Санкт-Петербургская избирательная комиссия. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, осуществляющее законодательную власть в городе, состоит из 50 депутатов, избираемых жителями сроком на 5 лет. Для формирования правомочного состава Законодательного Собрания необходимо избрание не менее 2/3 от установленной численности (33 депутата). Законодательное Собрание избирает из своего состава Председателя и двух его заместителей, а также образует органы:комитет по законодательству, бюджетно-финансовый комитет и постоянные комиссии (не более 7). Организационное, юридическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания осуществляется его Аппаратом. Помимо комитетов и комиссий, Законодательное Собрание создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга — структурное подразделение, осуществляющее контроль исполнения бюджета города, а также расходования средств из внебюджетных фондов. Компетенция Законодательного Собрания включает в себя: ♦ утверждение бюджета Санкт-Петербурга и отчета о его исполнении; ♦ установление местных налогов и сборов, а также порядка их взимания; ♦ установление порядка управления и распоряжения собственностью Санкт- Петербурга; ♦ утверждение программ социально-экономического развития города; ♦ установление порядка проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, а также выборов в органы местного самоуправления; ♦ установление административно-территориального устройства Санкт-Петербурга и порядка его изменения, а также структуры исполнительных органов государственной власти; ♦ иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям Санкт-Петербурга. Законодательное Собрание принимает законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и города и по предметам ведения города. Высшим должностным лицом Санкт-Петербурга является Губернатор, утверждаемый на должность на 4 года депутатами Законодательного Собрания по представлению Президента РФ. Вступая в должность, он приносит присягу на заседании Законодательного Собрания в присутствии судей Уставного суда и почетных граждан города. Законодательством допускается досрочное прекращение полномочий Губернатора в случае его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием, а также в случае отрешения от должности Президентом РФ. Во всех случаях, когда Губернатор не может исполнять свои обязанности, в том числе в случае отстранения от исполнения обязанностей Президентом РФ, его обязанности временно исполняет вице-губернатор Санкт-Петербурга — руководитель Канцелярии. Временно исполняющий обязанности не имеет права распускать Законодательное Собрание, вносить предложения о поправках в Устав города, назначать и освобождать от должности членов Правительства. Полномочия Губернатора Санкт-Петербурга включают в себя: ♦ представление Санкт-Петербурга в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также право подписи при осуществлении внешнеэкономических связей договоров и соглашений от имени города; ♦ обнародование либо отклонение принятых Законодательным Собранием законов Санкт-Петербурга; ♦ право законодательной инициативы в Законодательном Собрании; ♦ формирование Правительства Санкт-Петербурга и руководство им с правом подписания правовых актов; ♦ представление Законодательному Собранию бюджета Санкт-Петербурга и программ социально-экономического развития города, а также отчетов об их исполнении; ♦ право отмены правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в случае их противоречия федерального и региональному законодательству; ♦ осуществление иных полномочий. Постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Правительство, состоящее не более чем из 15 членов, в том числе Губернатора и вице-губернаторов. Назначение на должности вице-губернаторов производится Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием, при этом одна и та же кандидатура не может быть представлена для назначения более двух раз. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие должностным лицам Администрации Санкт-Петербурга, в назначении которых оно принимало участие. При этом повторное выражение недоверия должностному лицу Администрации в течение 1 года влечет его немедленное освобождение от занимаемой должности. При прекращении полномочий Губернатора в отставку одновременно уходит все Правительство. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга включают в себя: ♦ осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ♦ разработка проекта бюджета города, а также проектов программ социально-экономического развития города; ♦ обеспечение исполнения бюджета города, подготовка отчета о его исполнении, а также о выполнении программ социально-экономического развития города; ♦ управление собственностью города, а также федеральной собственностью, переданной в управление города; ♦ осуществление иных полномочий. По вопросам своей компетенции Губернатором и Правительством Санкт-Петербурга издаются постановления и распоряжения. Судебная система Санкт-Петербурга включает в себя Уставный суд и мировых судей и является составной частью судебной системы Российской Федерации. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление,то есть признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов жителей, исторических и иных местных традиций. Правовой основой местного самоуправления являются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06октября 2003 г. № 131-ФЗ. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований (города, поселки, станины, районы, волости, сельсоветы и др.) устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы, наделенные полномочиями решения вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К их числу относится представительный орган местного самоуправления — выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В его исключительной компетенции находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования; установление местных налогов и сборов; порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы МО — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц. Глава МО избирается гражданами, проживающими на его территории, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном законодательством. Он и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны непосредственно населению и представительному органу. Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Представительный орган местного самоуправления избирается в составе от 7 до 50 депутатов — в зависимости от численности населения МО. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, предприятия, организации, банки и другие финансово-кредитные учреждения, жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы об их реорганизации и ликвидации. Также они могут координировать участие предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняютместные бюджеты, осуществляют контроль их исполнения, самостоятельно распоряжаются средствами. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы, льготы по их уплате, образовывать целевые внебюджетные фонды, выпускать муниципальные займы и проводить лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Органом гражданского общества, призванным обеспечивать взаимодействие граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, является Общественная палата Российской Федерации.Правовой основой ее деятельности является Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04 апреля 2005 г. № 32-ФЗ. Цели Общественной палаты состоят в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества путем: ♦ привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; ♦ выдвижения и поддержки гражданских инициатив; ♦ проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и законов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления; ♦ осуществления общественного контроля деятельности Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и др. Формирование Общественной палаты осуществляется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Инициатива ее формирования принадлежит Президенту РФ. Общественная палата РФ состоит из 126 членов, при этом 42 члена предлагаются Президентом РФ, 42 — представителями общероссийских общественных объединений и 42 — представителями межрегиональных и региональных общественных объединений. Членом Общественной палаты может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Срок полномочий членов Общественной палаты составляет 2 года со дня первого пленарного заседания. Политические партии к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются. Утвержденный (избранный) член политической партии приостанавливает свое членство в ней на срок осуществления полномоч ий члена Общественной палаты. Общественная палата правомочна, если в ее состав вошло более 3/4 от установленного законом числа членов (95 человек). Первое пленарное заседание проводится не позднее чем через 30 дней со дня формированияправомочного состава палаты. Для организации работы Общественной палаты ее члены на первом пленарном заседании избирают Совет Общественной начаты и секретаря. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом. Для решения отдельных вопросов Общественная палата образовывает комиссии и рабочие группы. Комиссии состоят из членов палаты, а в состав рабочих групп, помимо них, входят также представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к работе Общественной палаты. Обеспечение деятельности осуществляет аппарат Общественной палаты, являющийся государственным учреждением. Руководитель аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Совета Общественной палаты.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |