Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование защиты государственной тайны



2015-12-04 1270 Обсуждений (0)
Правовое регулирование защиты государственной тайны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведы­вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятель­ности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, и представлено в первую очередь Законами РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-1 и «О госу­дарственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну— это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми они от­носятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне».

1. Сведения в военной области:

♦ о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, страте­гическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Во­оруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, об их боевой и мобилизационной готовности, создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

♦ о планах строительства Вооруженных сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержа­нии и результатах выполнения целевых программ, научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модер­низации образцов вооружения и военной техники;

♦ о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хра­нении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, де­лящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпа­сах, технических средствах или методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергети­ческих и специальных физических установках оборонного значения;

♦ о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

♦ о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности ре­жимных и особо важных объектов, их проектировании, строитель­стве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

♦ о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической или оперативной обста­новке.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

♦ о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к воз­можным военным действиям, мобилизационных мощностях про­мышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических раз­мерах и использовании государственных материальных резервов;

♦ об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

♦ о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназна­чении и степени защищенности объектов административного управ­ления, степени обеспечения безопасности населения, функциони­ровании транспорта и связи в целях обеспечения безопасности го­сударства;

♦ об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой обо­ронной продукции, наличии и наращивании мощностей по их вы­пуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изго­товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо­ронной продукции;

♦ о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих боль­шое оборонное или экономическое значение, влияющих на безопас­ность государства;

♦ об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, ме­таллов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

♦ о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

♦ о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, прежде­временное распространение которых может нанести ущерб безопас­ности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

♦ о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах раз­ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

♦ о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциаль­ной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контр­разведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

♦ об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасно­сти объектов государственной охраны, а также данные о финанси­ровании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

♦ о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах ана­лиза шифровальных средств и средств специальной защиты, инфор­мационно-аналитических системах специального назначения;

♦ о методах и средствах защиты секретной информации;

♦ об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

♦ о защите государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

♦ о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обо­роны, безопасности государства и правоохранительной деятельно­сти;

♦ о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в це­лях обеспечения безопасности государства.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречива­ниюв соответствии со статьей 7 Закона РФ «О государственной тайне» сведения:

♦ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безо­пасности и здоровью граждан и их последствиях, а также стихий­ных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

♦ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;

♦ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государст­вом гражданам, должностным лицам, учреждениям и организациям;

♦ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

♦ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

♦ о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

♦ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

К органам защиты государственной тайны относятся:

♦ межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

♦ органы федеральной исполнительной власти — ФСБ России, Ми­нистерство обороны РФ, СВР России, Федеральная служба по тех­ническому и экспортному контролю и их органы на местах;

♦ органы государственной власти, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны яв­ляется коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодатель­ства РФ о государственной тайне.

Органы государственной власти, учреждения и организации обес­печивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в со­ответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компе­тенции. Ответственность за ее организацию в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями ор­ганов государственной власти, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по ее защите (так называемые первые от­делы), функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Прави­тельством РФ.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречива­ние— это введение в предусмотренном законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распростра­нение и доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципа­ми законности, обоснованности и своевременности.

Для сведений, составляющих государственную тайну, предусмотре­ны три степени секретности и соответствующие им грифы секретности для их носителей:

♦ особой важности;

♦ совершенно секретно;

♦ секретно.

Использование перечисленных грифов для засекречивания сведе­ний, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государствен­ной тайне возлагается на органы государственной власти, учреждения и организации, которыми они получены (разработаны). Операция осуществляется руководителями органов государственной власти в соот­ветствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденным распоря­жением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп. Указанные ли­ца несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению све­дений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекре­чивании информации, находящейся в собственности учреждений, ор­ганизаций и граждан, если она включает в себя данные, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречи­вание указанной информации осуществляется по представлению ее собственников или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяе­мых в договоре между органом власти, в распоряжение которого она пе­реходит, и ее собственником. Последний вправе обжаловать в суд дей­ствия должностных лиц, ущемляющие, по его мнению, его права.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработан­ных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, учреждений и ор­ганизаций, является их соответствие действующим в данных органах, учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засек­речиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности.

Грифсекретности — это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся на носителе, проставляемые на нем самом и (или) в сопроводительной документации.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, на­носятся реквизиты: о степени секретности сведений со ссылкой на со­ответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, учреждении и организации перечня сведений, подлежащих за­секречиванию; органе государственной власти, учреждении, организа­ции, осуществивших засекречивание носителя; регистрационном но­мере; дате или условии рассекречивания сведений либо событии, после наступления которого они будут рассекречены. Помимо перечисленных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лип по ознакомлению со сведениями.

Рассекречивание сведений и их носителей— это снятие ранее вве­денных ограничений на распространение сведений, составляющих го­сударственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для него являются:

♦ взятие РФ на себя международных обязательств по открытому об­мену сведениями, составляющими государственную тайну;

♦ изменение объективных обстоятельств, вследствие которого даль­нейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, пе­риодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривают содер­жание действующих в органах государственной власти, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в час­ти обоснованности засекречивания сведений и их соответствия уста­новленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Граждане, учреждения, организации и органы государственной вла­сти Российской Федерации вправе обратиться в органы государствен­ной власти, учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государ­ственной тайне, которые обязаны в течение 3 месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Обоснованность от­несения сведений к государственной тайне может быть также обжало­вана в суд. При признании им необоснованности засекречивания све­дений они подлежат рассекречиванию.

Допуск к государственной тайне— это процедура оформления пра­ва граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тай­ну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двой­ное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностран­ных граждан, эмигрантов и реэмигрантов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Допуск к государственной тай­не предусматривает:

♦ принятие на себя обязательств перед государством по нераспро­странению доверенных им сведений, составляющих государствен­ную тайну;

♦ согласие на частичные, временные ограничения их прав; письмен­ное согласие на проведение в отношении их полномочными органа­ми проверочных мероприятий;

♦ определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;

♦ ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

♦ принятие решения руководителем органа государственной власти, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к све­дениям, составляющим государственную тайну.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

♦ процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ («особой важ­ности» — 25%, «совершенно секретно» — 20%, «секретно» — 10%);

♦ преимущественное право при прочих равных условиях на оставле­ние на работе при проведении органами государственной власти, учреждениями и организациями оргштатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государст­венной тайны дополнительно к льготам, установленным для должност­ных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоян­ной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях (при стаже работы от 1 до 5 лет - 5%, от 5 до 10 лет — 10%, свыше 10 лет — 15%)1.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица от­ражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового до­говора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне долж­ностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более вы­сокой степени секретности является основанием для доступа их к све­дениям более низкой степени секретности.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участ­вующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по де­лам, связанным со сведениями, составляющими государственную тай­ну, допускаются к ним без проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, что подтверждается их рас­пиской. Сохранность государственной тайны в таких случаях гаранти­руется путем установления ответственности федеральным законом. Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допус­ке к государственной тайне могут являться:

♦ признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за го­сударственные и иные тяжкие преступления, наличие у него несня­той судимости за эти преступления;

 
 


1 Порядок и условия выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, установле­ны постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1161.

♦ наличие у него медицинских противопоказаний для работы с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну1;

♦ постоянное проживание его самого или его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

♦ выявление в результате проверочных мероприятий действий оформ­ляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

♦ уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государ­ственной власти, предприятия, учреждения или организации в инди­видуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую орга­низацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тай­не может быть прекращен по решению руководителя органа государст­венной власти, учреждения или организации в случаях:

♦ расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с прове­дением организационных и (или) штатных мероприятий;

♦ однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных тру­довым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

♦ возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает долж­ностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразгла­шению сведений, составляющих государственную тайну.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускав­шиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распростране­ние сведений, составляющих государственную тайну, и на использова­ние открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на не­прикосновенность частной жизни при проведении проверочных меро­приятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну— это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с этими сведениями. Организация доступа возлага­ется на руководителя соответствующего органа государственной вла­сти, учреждения или организации, а также на их структурные подразде­ления по защите государственной тайны.

Допуск учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

созданием средств защиты информации, а также осуществлением ме­роприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, подразумевает получение лицензий на проведение работ со сведения­ми соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экс­пертизы учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих го­сударственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, состав­ляющих государст-

 

 
 


1 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 16 марта 1999 г. № 83 к ним относятся: хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стой­кими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; психические рас­стройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных ве­ществ: синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств; синдром зависимости, развивающийся вслед­ствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

венную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий1:

♦ выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выпол­нения работ, связанных с использованием указанных сведений;

♦ наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по за­щите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

♦ наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удосто­веряющий их соответствие требованиям по защите сведений соответ­ствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, ФСБ России, Министерство обороны РФ в соответствии с функциями, возложенны­ми на них законодательством Российской Федерации. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.



2015-12-04 1270 Обсуждений (0)
Правовое регулирование защиты государственной тайны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование защиты государственной тайны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)