Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование тарифов на пассажирские перевозки



2015-12-06 7959 Обсуждений (0)
Формирование тарифов на пассажирские перевозки 5.00 из 5.00 9 оценок




По объему пассажирских перевозок Российские железные дороги занимают четвертое место в мире после Китая, Индии и Японии. В России доля железных дорог в пассажирообороте всех видов транспорта составляет около 40 %. Таким образом, в условиях огромных размеров территории страны тарифы на перевозку пассажиров оказывают большое влияние на транспортную доступность регионов и уровень транспортной подвижности граждан, что, в свою очередь, влияет на благосостояние населения.

Тарифы на пассажирские перевозки различаются по видам сообщений: пригородное, внутреннее (местное и прямое), межгосударственное и международное.

На железных дорогах при перевозке пассажиров во внутреннем и пригородном сообщениях применяют следующие виды тарифов и сборов:

общий пассажирский тариф для проезда в поездах прямого дальнего и местного сообщений, который утверждается для общих линий железных дорог; на линиях, не примыкающих к общей сети (Сахалинская дорога), ОАО «РЖД»; на линиях с водными переправами – начальниками железных дорог;

пригородный тариф для проезда в поездах пригородного сообщения, который подразделяется на зонный, покилометровый, общий без страхового сбора и абонементный (общий и льготный);

общий багажный тариф для всех железнодорожных линий общего пользования по правилам тарифных расстояний, таким же как и для общего пассажирского тарифа. Тариф на перевозку грузобагажа включает в себя оплату погрузки, взвешивания, перевозки и выгрузки и определяется Тарифным руководством № 5. Минимальная расчетная масса отправки грузобагажа – 10 кг. Ценность груза багажа также оплачивается по правилам Тарифного руководства № 5. За хранение, взвешивание и транзит грузобагажа взимаются дополнитель­ные сборы;

различные тарифы и сборы с пассажиров, например, за пользова­ние комнатами матери и ребенка, предварительную продажу билетов и т. д.

Во всех случаях размерность тарифных платежей зависит от расстояния поездки.

Общий пассажирский тариф построен с учетом снижения стоимос­ти проезда одного пассажира на 1 км при увеличении расстояния по­ездки. Для поездов дальнего следования за основу взят тариф на про­езд в жестком вагоне с местами для сидения в зависимости от расстоя­ния поездки. Плата за проезд исчисляется по маршруту следования пассажирского поезда в соответствии с Указателем пассажирских со­общений и Тарифным руководством № 4. Если маршрут поездки не со­впадает с Указателем пассажирских сообщений и составленным на их основании указателем пассажирских маршрутов, то стоимость опреде­ляется по приложению 8 Тарифного руководства № 5.

Начиная с 1993 г. в Российской Федерации тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении стали делиться на две составляющие: билетную и плацкартную части. При этом в билетную часть включаются затраты на содержание инфраструктуры, локомотивов и вокзалов, а плацкартную часть – на содержание и обслуживание пассажирских вагонов. Таким образом, стоимость проезда пассажиров на железнодорожном транспорте в дальнем следовании определяется по формуле

 

(4.11)

 

где ТПАС.ПЕР – стоимость проезда (тариф) пассажира на железнодорож-ном транспорте в дальнем следовании, руб.; SБ – стоимость билета, руб.;
SП – стоимость плацкарты, руб.

Разделение тарифа на билет и плацкарту связано с необходимо­стью распределения провозных платежей между участниками перевоз­ки пассажиров. Стоимость билета распределяется в прямом сообщении пропорционально проследованному расстоянию между всеми го­сударствами и соответственно железными дорогами. И наоборот, сто­имость плацкарты целиком направляется дороге, которая сформи­ровала состав либо является собственником прицепного вагона.

Стоимость проезда пассажиров различается в зависимости от рода вагона и категории поезда.

Стоимость проезда в жестком общем вагоне пассажирского по­езда служит основой пассажирского тарифа. Применительно к этой стоимости рассчитываются все доплаты за проезд в вагонах более высоких категорий и в скорых поездах. Тариф на билет и тариф на плацкарту построены по единому принципу в зависимости от про-следованного расстояния, а доплаты за купейность, мягкость и скорость не являются производными от тарифа.

Стоимость проезда определяется по Прейскуранту № 10-02-16, который включает следующие расчетные таблицы:

– таблица 1. Стоимость проезда по железным дорогам;

– таблица 2. Стоимость проезда детей по железным дорогам;

– таблица 3. Стоимость полного билета;

– таблица 4. Стоимость детского билета;

– таблица 5. Стоимость плацкарты;

– таблица 6. Доплата за скорость;

– таблица 7. Доплаты к полному билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;

– таблица 8. Доплаты к детскому билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;

– таблица 9. Провозные платы за перевозку багажа и грузобагажа по железным дорогам.

Все перечисленные таблицы составлены для внутреннего сооб­щения по железным дорогам Российской Федерации.

Стоимость проезда в вагонах различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу (общий вагон пассажирского поезда), повышается на 22–27 % за проезд в жестком некупейном (открытом) вагоне с местами для лежания; 59–62 % в купейном вагоне с четырех­местными купе;
80–90 % в мягком вагоне с четырехместными купе; 113–130 % в вагоне СВ с двухместными купе. Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку, но и степень удобств и комфорт, предоставленный пассажиру. Так, для ускорения поездки пассажир может доплатить за скорость (ехать в скором поезде).

В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного стра­хования.

С 2003 г. на железнодорожном транспорте производится гибкое регулирование тарифов на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования. Следует отметить, что решения об установлении стоимости проезда принимаются ОАО «РЖД» самостоятельно на сегменте транспортного рынка, связанного с перевозкой около 30 % пассажиров и получением более 50 % доходных поступлений.

Некоторым категориям пассажиров при проезде по железным до­рогам предоставляются льготы в виде бесплатного проезда или скид­ки с установленного тарифа.

Таким образом, при построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы:

– расстояние перевозки – протяженность сети железных дорог от 1 до 12420 км разделена на пояса дальности, расстояние внутри пояса дальности увеличивается с увеличением дальности следования;

– тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными купе и с 2-местными купе (мягкий или СВ-вагон);

– скорость перевозки – при расчете тарифа учитывается категория поезда – пассажирские поезда, скорые и фирменные поезда.

В отличие от общего пассажирского тарифа в пригородных тари­фах стоимость проезда 1 км повышается при увеличении дальности поездки, однако он в два раза ниже общего пассажирского тарифа.

В пригородных пассажирских перевозках используются преимущественно два вида тарифов общие и зонные.

Общие тарифыустанавливаются по принципу построения тарифов в дальнем сообщении – для перевозки пассажиров в плацкартном вагоне с местами для сидения без страхового сбора. Общий тариф взимается по установленным поясам дальности и стоимость проезда определяется за среднее расстояние пояса.

Зонные тарифы используются на пригородных участках, имеющих высокие пассажиропотоки. При этом все расстояние пригородного направления разбивается на участки (зоны), в зависимости от числа наиболее крупных станций и величины пассажиропотока на станциях или между ними. Стоимость проезда устанавливается для всей зоны в целом.

В пригородных пассажирских перевозках применяются также покилометровые тарифы – на отдельных участках железных дорог, при этом стоимость проезда зависит от расстояния поездки и взимается за каждый километр; и абонентные тарифы – обычно устанавливаются на конкретный период (месяц, полугодие, год) и предполагают разовую оплату перевозок за весь период и имеют более низкую стоимость (на 10–30 % ниже разовой оплаты).

Дополнительные услуги, предоставление которых для пассажиров не обязательно, а производится по их желанию, оплачивается по тарифам на отдельные услуги. Эти тарифы устанавливаются каждой железной дорогой самостоятельно в зависимости от себестоимости и востребованности пассажирами. К таким услугам на железных дорогах относятся, например, просмотр видеопрограмм во время проезда в мягких вагонах поездов, заказ из поезда такси, гостиницы, пребывание в комнате матери и ребенка на вокзале, пребывание в комнатах отдыха на вокзале в ночное время, хранение багажа и ручной клади в камерах хранения и подноска ее к поезду или остановкам городского транспорта.

К дополнительным сборам относится также оплата услуг по оформлению и перевозке багажа и грузобагажа, уведомлению о его прибытии и хранении в течение определенного срока. За пользование постельным бельем в поезде взимается соответствующая плата с выдачей квитанции пассажирам.

Следует отметить, что в последнее время спектр дополнительных услуг предоставляемых железной дорогой пассажирам расширяется и совершенствуется.

Для расчета платежей за проезд пассажиров по территории дру­гих государств СНГ и Балтии применяется межгосударственный та­риф. Структура межгосударственного тарифа соответствует структу­ре внутреннего тарифа (Прейскурант 10-02-18) и содержит такие же таблицы. Базовый межгосударственный тариф, введенный с 1 марта 1995 г., рассчитан в швейцарских франках.

Важно подчеркнуть, что межгосударственный тариф применяет­ся на весь путь следования как для билета, так и для плацкарты. Особенность расчета межгосударственного тарифа на пассажирские перевозки заключается в следующем:

– стоимость билета рассчитывается по каждому государству отдель­но, причем перелом тарифа предусмотрен на пограничных пунктах;

– стоимость плацкарты определяется за общее расстояние сле­дования без переломов по границам.

В расчет стоимости проезда в межгосударственном сообщении вводится налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 % и коэффициенты индексации, которые устанавливаются различными государствами.

 



2015-12-06 7959 Обсуждений (0)
Формирование тарифов на пассажирские перевозки 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Формирование тарифов на пассажирские перевозки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7959)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)