Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Транспортом общего пользования»



2015-12-06 1738 Обсуждений (0)
Транспортом общего пользования» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Состояние транспортного рынка России в постсоветский период претерпело значительные количественные и качественные изменения. За период с 1993 по 2005 гг. объемы пассажирских перевозок в дальнем следовании на железнодорожном транспорте уменьшились на 41%, сократилась транспортная подвижность населения, изменились мотивация поездки, направления и размеры пассажиропотоков, возросла конкуренция между видами транспорта. Данные изменения выразились в необходимости адаптации тарифной системы в области пассажирских, багажных и грузобогажных перевозок к требованиям новой экономической ситуации.

Действующий в настоящее время Прейскурант № 10-02-16 «Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении» вступил в силу в 1993 г. и не учитывает реалий новой системы хозяйствования, сформированной на железнодорожном транспорте. В связи с чем, программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г., определены основные принципы проведения структурных преобразований и развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок. На втором этапе реформирования железнодорожного транспорта (2003–2005 гг.) предполагается реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе пассажирские перевозки в дальнем следовании. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании должно обеспечить удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, а также повышение качества транспортного обслуживания населения. Кроме того, «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте» предусмотрено поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

Учитывая потребность в адаптации тарифной системы в области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте к требованиям рыночной экономики, в соответствии с решением комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (Протокол № 14 от 6.12.2002 г.) был разработан проект нового «Прейскуранта № 10-02-16»: «Тарифы на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении железнодорожным транспортом общего пользования».

Формирование нового «Прейскуранта № 10-02-16» направлено на достижение следующих основных целей:

– обеспечение единого пространства перевозок пассажиров в Российской Федерации;

– адаптирование тарифной политики в области пассажирских перевозок к условиям рыночной экономики и учет платежеспособного спроса населения;

– создание условий для развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок и функционирования всех пассажирских компаний-пе­ре­воз­чи­ков;

– поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок.

Основные принципы формирования проекта нового «Прейскуранта № 10-02-16» определены «Программой структурной реформы и основами ценообразования на железнодорожном транспорте», определенными Правительством РФ. Проектирование нового «Прейскуранта» основывается на решении следующих основных задач:

– тарифы на перевозку пассажиров не должны служить препятствием для свободного перемещения пассажиров в Российской Федерации;

– тарифы на перевозку пассажиров должны соответствовать платежеспособному спросу населения;

– уровень тарифов должен быть достаточен для возмещения экономически обоснованных издержек железнодорожного транспорта и обеспечения его расширенного воспроизводства;

– тарифы должны стимулировать внедрение новых прогрессивных технологий перевозки пассажиров, а также улучшение качества предоставления услуг пассажирам и снижение непроизводительных издержек железнодорожного транспорта.

На начало 2005 г. определены концепции построения тарифов по трем разделам «Прейскуранта»:

– перевозка пассажиров в дальнем следовании;

– перевозка пассажиров в пригородном сообщении;

– перевозка багажа и грузобагажа.

В проекте нового «Прейскуранта № 10-02-16» обозначены семь основных особенностей новой системы тарифообразования в области пассажирских перевозок дальнего следования.

1. «Прейскурант» является единым для всех владельцев инфраструктуры общего пользо­вания – независимо от их организационно-правовой формы, а принципы его формиро­вания – для всех перевозчиков.

2. В проекте использован принцип форми­рования тарифных ставок на основе среднесетевой себестоимости и плановой рента­бельности для естественных монополий. Раз­работанная методика определения издержек учитывает изменения в классификации и распределении затрат по статьям, элементам расходов и видам деятельности, определенные номенклатурой данных затрат.

3. При определении себестоимости перевозок пассажиров для тарифных целей используется параметрическая модель, пре­дусматривающая разделение затрат на на­чально-конечные и движенческие операции.

4. В доходной структуре тарифа предусмат­ривается выделение следующих составляющих:

– инфраструктурной;

– локомотивной;

– вагонной;

– вокзальной.

Уровень вагонной части является ориентиром экономической целесообразнос­ти использования собственного вагона. Он оп­ределяется исходя из расходов по экипировке, техническому обслуживанию, ремонту, амор­тизации пассажирских вагонов и обслужива­нию пассажиров в пути следования.

Тариф за использование инфраструктуры и локомотивной тягидля перевозчиков будет единым в расчете на один вагон для всех клас­сов обслуживания пассажиров и отличаться лишь по категориям поездов в зависимости от скорости их движения. При этом удельная величина инфраструктурной и локомотивной составляющих в расчете на одного пассажира будет дифференцирована по вагонам с различ­ными классами обслуживания пассажиров.

Величина локомотивной составляющей будет ориентиром экономической целесооб­разности использования собственных локо­мотивов. Проект «Прейскуранта» содержит отдельную тарифную схему, предусматриваю­щую тарификацию перевозки при использо­вании частной тяги.

Вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ «Экс­пресс» и др.

5. В целях учета платежеспособного спро­са на качество перевозочных услуг тарифы дифференцируются по следующим позици­ям: тип места; скорость движения поездов; класс обслуживания.

В проекте «Прейску­ранта» предусмотрены отдельные схе­мы расчета тарифов: для скоростных, скорых и пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценки разных классов об­служивания пассажиров («люкс», «бизнес», «эконом», второй и третий). Классы будут определяться типом вагона, его внутренним сервисным оборудованием в салоне, качест­вом постельных принадлежностей и съемного инвентаря, организацией питания и других услуг в пути следования, формой продажи би­летов и так далее. Предполагается также, что после завершения внедрения АСУ «Экспресс-3» перевозчики смогут дифференцировать тарифы в части вагонной составляющей путем установления скидок на проезд пассажиров на верхних и боковых полках, а также местах, расположенных у выходов из салона вагона.

6. В основу построения тарифов заклады­вается необходимость обеспечения госзаказа на перевозку отдельных категорий граждан. Новые тарифы позволят отказаться от пере­крестного субсидирования пассажирских пе­ревозок за счет грузовых.

7. Регулирование тарифов за перевозку пас­сажиров и услуги инфраструктуры, выполняе­мые во внутреннем сообщении, осуществляются в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

При проезде по территории России в пассажирских поездах формирова­ния железнодорожных администраций других государств действуют сле­дующие тарифы:

– для стоимости билета (инфраструктурная, локомо­тивная и вокзальная части) – ставки «Прейску­ранта № 10-02-16»;

– для стоимости плацкарты (вагонная часть) – ставки тарифов, установлен­ные международными соглашениями.

Концепция построения тарифов на перевоз­ку пассажиров в дальнем сообщениипредпо­лагает, что в целом тарифная политика долж­на быть гибкой и совершенствоваться по мере развития рынка. При этом базовые тарифные ставки будут утверждаться на перспективу не менее одного года, в течение которого над­лежит применять их гибкое регулирование и устанавливать исключительные тарифы по периодам и направлениям перевозок, по кон­кретным поездам и классам обслуживания в порядке, определяемом Правительством РФ.

Учитывая положительный опыт реализации ОАО «РЖД» права самостоятельно регулировать тарифы на проезд в вагонах СВ, купейных и в скоростных поездах конкурентного сектора транспортного рынка, – целесообразно со­хранить за перевозчиками право установле­ния тарифов на проезд в вагонах с местами для лежания («люкс», «бизнес», «эконом» и второго классов); в вагонах для сидения («биз­нес» и «эконом»-класса), а кроме того – во всех скоростных поездах.

В случае отсутствия альтернативного предложения мест для лежа­ния в вагонах третьего класса, установление тарифов в аналогичных вагонах второго клас­са подлежит государственному регулирова­нию. Сегмент с дерегулируемыми тарифами должен составить первоначально порядка 30 % всего рынка пассажир­ских перевозок в дальнем следовании, а по мере развития необходимых условий будет поэтапно расширяться.

В целом предполагается, что принятие ново­го «Прейскуранта» позволит:

– обеспечить дос­тижение целей реформы;

– улучшит качество транспортных услуг;

– расширит конкуренцию;

– привлечет инвестиции в сферу пассажирских перевозок;

– будет оперативно реагировать на изменения спроса;

– увеличит доходную базу железнодорожного транспорта.

Концепция построения тарифов на пере­возку пассажиров в пригородном сообщении предусматривает следующие основные поло­жения.

Среди целей и задач формирования новой системы построения тарифов обозна­чены:

– обеспечение потребностей населения в перемещении при высоком качестве ока­зываемых услуг;

– адаптирование тарифной политики к условиям рыночной экономики;

– создание условий для развития конкуренции в сфере пригородных перевозок;

– поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых.

Провозглашаются следующие основные принципы построения проекта новой мето­дики определения пригородных тарифов:

– соответствие стоимости услуг платежеспо­собному спросу населения;

– стимулирова­ние внедрения нового подвижного состава и прогрессивных технологий;

– возмещение эко­номически целесообразных затрат уровнем тарифов с учетом бюджетных компенсаций.

Проект новой методики построения пригородных тарифов основывается на следующих основных положениях.

1. Методика и принципы ее формирования должны быть едиными для всех перевозчиков и владельцев инфраструктуры как общего, так и необщего пользования.

2. Тариф должен быть рентабельным с учетом устанавливаемого для естественных монополий уровня. Расчет себестоимости перевозки будет осуществляться на основе ныне рекомендованной «Методики распре­де­ле­ния расходов, доходов и убытков же­лезных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам РФ».

3. При определении себестоимости пере­возок используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-ко­нечные и движенческие операции по наиболее значимым калькуляционным из­мерителям в границах субъектов РФ.

4. В структуре тарифа выделяются сле­дующие составляющие:

– при использовании моторвагонной тяги – инфраструктурная, мотор­ва­гонная и вокзальная;

– при локомотивной тяге – инфраструктурная, локомотивная, ва­гонная и вокзальная.

5. Для обеспечения конкуренции в сфере пригородных перевозок необходимо урегули­ровать механизмы предоставления бюджет­ных субсидий перевозчикам и определения тарифов в зависимости от сроков их предо­ставления; а также перечень категорий лиц, получающих средства государственной под­держки. При этом планируется предусмотреть отдельную схему расчета тарифов в зависи­мости от размера субсидий.

6. Необходимо учесть, что сдерживающим фактором влияния на уровень тарифов являет­ся платежеспособность населения. Значитель­ное увеличение цены билетов может привести к существенному сокращению количества перевозимых пассажиров, к росту безбилет­ного проезда и неспособности конкурировать с другими видами транспорта.

7. Следует переходить от расчета тари­фов по «зонному» принципу к фиксированию фактического расстояния перевозки между станциями отправления и назначения, а также постанционному учету поездок пассажиров.

Указанный метод построения тарифов направлен на снижение издержек пригородных железнодорожных компаний и повышение качества предоставляемых ими услуг. Кроме того, планируется, что после внедрения новой методики расчета пассажирских тарифов на пригородные перевозки работа по совершенствованию тарифной политики в данной области будет продолжена. При этом, в первую очередь, будут учитываться такие факторы,:

– как изменения в экономической ситуации;

– колебания потребительских настроений;

– динамика платежеспособного спроса населения и т. д.

Также будут совершенствоваться условия для создания частных пассажирских пригородных компаний (или фирм со смешанным капиталом с участием ОАО «РЖД» и муниципальных образований).

Раздел по пригородным перевозкам «Прейс­куранта № 10-02-16» в части инфраструк­турной составляющей должен содержать таблицы ее стоимости по каждому субъекту Федерации. Расчет размера ставок других составляющих тарифа будет производиться на основании разделов методики в соответ­ствии с действующим законодательством.

При введении пригородных тарифов но­вого «Прейскуранта» предусматривается этапность перехода от убыточных тарифов к рентабельным. Первый этап предусматрива­ет включение в состав тарифа экономически обоснованных затрат, исключая инфраструк­турную составляющую; второй – все расхо­ды; третий – достижение рентабельности. Возможность перехода от одной ступени к другой будет определяться в зависимости от кон­кретных условий работы.

Основные задачи, которые ставятся при формировании новой системы тарифов на перевозку багажа и грузобагажа, похожи на прописанные в двух предыдущих разделах «Прейскуранта № 10-02-16»:

– развитие кон­куренции;

– привлечение внешних инвестиций в подвижной состав;

– адекватное отражение экономически обоснованных затрат;

– рас­ширение зоны эффективного использования собственных багажных вагонов;

– сокращение перекрестного субсидирования перевозок багажа за счет грузов и грузобагажа.

Концепция определяет следующие ос­новные принципы формирования системы тарифов на багажные перевозки:

– тарифы должны обеспечивать единое экономическое пространство перевозок на территории РФ;

– соответствовать платежеспособному спросу пользователей транспортных услуг;

– способст­вовать повышению качества перевозок и предоставляемых услуг.

Уровень тари­фов должен покрывать издержки и обеспечивать расширенное воспроизводство. Новая система призвана гарантировать создание экономических условий для развития конку­ренции, способствовать внедрению прогрессивных технологий и стимулировать снижение непроизводительных затрат.

Следует отметить следующие особен­ности новой системы тарифов на пере­возки багажа и грузобагажа во внутрен­нем сообщении.

1. Система тарифов является единой для всех владельцев инфраструктуры общего пользования и для всех перевозчиков.

2. В основе построения тарифов лежит среднесетевая себестоимость. Затраты раз­деляются на начально-конечные и движенчес­кие операции. В тарифе выделяются части:

– инфраструктурная;

– локомотивная;

– вагонная;

– составляющая багажных отделений.

3. Регулирование тарифов на багажные перевозки (всех четырех составляющих) осу­ществляет уполномоченный орган исполни­тельной власти.

4. По мере развития конкуренции величину вагонной и локомотивной составляющих бу­дут регулировать перевозчики, а багажной – владельцы багажных отделений. При оди­наковых условиях перевозки обеспечивается равенство инфраструктурной и локомотивной составляющих – независимо от формы соб­ственности компаний.

5. Тарифные части дифференцируются по следующим факторам:

– инфраструктурная и ло­комотивная: вид отправки (мелкая, повагонная);

– социальный фактор (багаж, грузобагаж);

– рас­стояние;

– скорость доставки (скорый, пассажир­ский, почтово-багажный, грузопассажирский).

В отношении вагонной составляющей к указан­ным позициям добавляется еще дифференциация в зависимости от условий перевозки («теп­лый» или «холодный» вагон). Составляющая багажных отделений предполагает разделение по виду отправки и социальному фактору.

Таким образом, при разра­ботке проекта нового пассажирского «Прейскуранта» был учтен опыт создания и последующего об­суждения его грузового аналога – «Прейску­ранта № 10-01».

 



2015-12-06 1738 Обсуждений (0)
Транспортом общего пользования» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Транспортом общего пользования»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1738)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)