Принципы государственного ценового регулирования
Слово principium переводится с латинского как основа, первоначало. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. В теории предпринимательского права под принципами принято понимать основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Процесс выявления и обоснования принципов должен отвечать таким требованиям:
Опираясь на эти исходные положения, попытаемся сформулировать основополагающие начала правового регулирования цен. Принцип свободного ценообразования с возможностью для государства установления исключений. Этот принцип, как центральный, может быть представлен в виде разумного сочетания свободных и регулируемых цен, применяемых в предпринимательской деятельности, с пониманием последних как необходимого, оправданного ограничения. Данный принцип имеет очень важное значение в силу специфики самой регулируемой сферы, которая должна отвечать, как было указано, публичным и частным интересам. В силу этого в процессе ее регулирования должны быть четко установлены границы экономической свободы хозяйствующих субъектов, с предоставлением им возможностей в рамках очерченных границ действовать самостоятельно. Что же касается набора средств государственного воздействия, то они определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования ценообразования, замены административных мер воздействия на преимущественно экономические. Вместе с тем, рыночные условия хозяйствования не исключают полностью административные меры, а напротив, с необходимостью предполагают их применение в тех случаях и ситуациях, когда экономические не могут достигнуть поставленных целей. Система построения цен должна соответствовать рыночным условиям хозяйствования, быть гибкой, учитывающей специфику экономической ситуации в стране, уровень доходов потребителей и другие факторы. Принцип объективности, который заключается в том, что правовое регулирование данного направления деятельности хозяйствующих субъектов должно опираться на объективные закономерности и реальные возможности. Этот принцип выражает зависимость закрепляемых в нормативных актах правил от уровня развития рассматриваемых общественных отношений, объективно присущих им закономерностей; от общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени; от наличия средств и ресурсов, вовлекаемых в регулируемую деятельность, а также внутренних закономерностей ее осуществления и развития. Установление в нормативно-правовых актах правил, не отвечающих данному принципу, может привести либо к их невыполнению в связи с отсутствием возможности, либо к замедлению поступательного движения в общественном развитии. Следуя принципу объективности, в нормативных актах следует определить экономически обоснованный уровень цен, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли. Кроме того, данный принцип проявляется в стабильности и предсказуемости для хозяйствующих субъектов государственной ценовой политики. Принцип публичности правового регулирования ценообразования. Во многих публикациях этот принцип отождествляется с принципом гласности, открытости и т.п. Однако представляется, что принцип публичности несколько шире последних по охвату отражаемых явлений и вбирает в себя эти понятия. Принцип публичности в рассматриваемой сфере выражается в доступности информации об установленных и измененных ценах, о деятельности комиссий и иных органов по рассмотрению предложений производителей по изменению цен, возможности участия в этих комиссиях экспертов, представителей потребителей, гласности принятия решений по вопросам регулирования цен; прозрачности этой информации, ее понятности и сопоставимости с информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, цены на товары которых подлежат государственному регулированию; в возможности осуществления государственного контроля. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности и равной защиты всех форм собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. Следовательно, правила, касающиеся регулирования цен, должны применяться всеми хозяйствующими субъектами, независимо от формы собственности. Вместе с тем, исходя из цели достижения баланса частных и публичных интересов при регулировании цен, представляется возможным принятие компетентным государственным органом нормативных актов, вводящих дополнительное ценовое регулирование товаров (работ, услуг), выпускаемых государственными предприятиями. Принцип законности. Данный принцип относится к общеотраслевым, но приобретает специфическую окраску в силу особенностей рассматриваемой сферы деятельности. Здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама деятельность хозяйствующих субъектов должна вестись при строгом соблюдении требований законодательства, осуществляющего ценовое регулирование. Обеспечение данного принципа невозможно без четкой работы механизма привлечения к ответственности субъектов за виновное противоправное поведение. Кроме того, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти, в компетенцию которых входит установление и контроль за применением регулируемых цен. Принцип единого экономического пространства. Суть его заключается в том, что цены, регулирование которых осуществляется федеральными органами государственной власти, должны применяться на всей территории Российской Федерации, а цены, установленные органами власти субъектов Российской Федерации — на территории соответствующих субъектов. При этом основы государственной ценовой политики в Российской Федерации должны быть едиными, как это и предусмотрено статьей 71 Конституции РФ.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |