Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод правового регулирования деятельности по воздействию на цены



2015-12-06 504 Обсуждений (0)
Метод правового регулирования деятельности по воздействию на цены 0.00 из 5.00 0 оценок




В переводе с греческого methodos означает прием или систему приемов в какой-либо деятельности. Под методом правового регулирования в теории права понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Наша задача определить, какими способами осуществляется регулирование отношений по установлению и применению в хозяйственном обороте цен. Представляется, что подход к исследованию данной проблемы должен быть следующим. Выработанные в теории права элементы метода правового регулирования необходимо экстраполировать на исследуемый предмет с тем, чтобы определить: какой способ или какие способы применяются при правовом регулировании интересующих нас общественных отношений. В зависимости от этого мы сможем выявить тип и метод правового регулирования.

Как известно из теории права, основными способами правового регулирования являются:

  • дозволение, т. е. предоставление права на собственные активные действия;
  • запрет, т. е. возложение обязанности воздержаться от совершения действий определенного рода;
  • обязывание — возложение обязанности активного поведения.

При этом данные способы в конкретных правоотношениях могут применяться в различных сочетаниях, как правило корреспондирующими друг с другом парами.

Вместе с тем, регулирование в конкретной области общественных отношений зиждется на некоторых исходных, основополагающих регулирующих началах, которые, в свою очередь, базируются на принципах правового регулирования. Это исходное регулирующее начало закрепляется всем комплексом правовых норм, содержащихся в источниках правового регулирования данного института.

Рассматривая реальную ткань отношений, возникающих в сфере ценового регулирования, можно прийти к выводу, что таким исходным регулирующим началом является установление общего дозволения — предоставленного субъектам предпринимательской деятельности права на установление свободных цен. Это общее дозволение проистекает из центрального принципа регулирования данного института. Общее дозволение в качестве регулирующего начала адресовано субъектам предпринимательской деятельности. Что же касается органов государственного управления, то для них действует общий запрет — воздержаться от совершения действий, препятствующих предпринимателям осуществлять свои права.

Вместе с тем, как было показано ранее, принцип свободного ценообразования предполагает установление ограничений. Общее дозволение на свободное ценообразование, определяя весь порядок, направление правового регулирования, предусматривает возможность установления исключений в виде регулируемых цен. Поэтому здесь мы имеем иную пару способов правового регулирования: дозволение государственным органам устанавливать цены с обязыванием для хозяйствующих субъектов их применять.

Следует иметь в виду, что способы правового регулирования были выявлены применительно к центральной группе правоотношений, субъектами которых выступает государство через уполномоченные государственные органы и хозяйствующие субъекты. Наряду с этими правоотношениями в ценовой сфере можно выделить и другую группу правоотношений, субъектами которых выступает государство, с одной стороны, и соответствующие государственные органы — с другой. В данном случае применяются следующие способы правового регулирования:

  • обязывание через возложение обязанности на государственный орган определять конкретные правила, способы ценового регулирования в тех случаях, когда оно является обязательным исходя из государственной ценовой политики;
  • дозволение через предоставление права на введение регулируемых цен.

Таким образом, можно сделать вывод: при осуществлении правового регулирования цен применяются различные способы правового регулирования. Их сочетание может быть различным в конкретных правоотношениях. В основе правового регулирования в ценовой сфере лежит общее дозволение для субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому тип правового регулирования может быть определен как общедозволительный, в основе которого лежит правило: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено». В применении к исследуемой материи это правило приобретает следующее наполнение: общее дозволение свободного ценообразования существует в отношении всех товаров, работ, услуг, кроме тех, на которые введено регулируемое ценообразование.

Проанализировав способы правового регулирования, применяемые в интересующей нас сфере, мы можем перейти к определению метода как совокупности способов.

Как известно, в теории права выделяют два основных метода правового регулирования:

  • диспозитивный, который предоставляет участникам регулируемого отношения возможность в рамках, определенных законом, самостоятельно устанавливать взаимные права и обязанности.
  • императивный, или авторитарный, основанный на властных правовых предписаниях, которыми точно устанавливаются содержание, объем и распределение прав и обязанностей между участниками регулируемых отношений;

Экстраполируя данные теоретические положения о методах правового регулирования на исследуемую материю и принимая во внимание различные способы, применяемые при осуществлении ценового регулирования, можно сделать вывод о том, что в интересующей нас сфере используется не один метод правового регулирования, а их сочетание. Взаимосвязь свободы при установлении цен с государственным властным воздействие там, где это диктуется публичными интересами, приводит к необходимости и возможности применения при регулировании отношений как диспозитивного, так и императивного методов правового регулирования.

Следствием применения обоих методов правового регулирования является наличие в исследуемом институте как диспозитивных, так и императивных правовых норм. Нам показалось любопытным ответить на вопрос о соотношении этих норм. Предпринятое в этой связи исследование привело к неожиданному результату. Анализ массива законодательства и иного правового материала, с помощью которого осуществляется регулирование данной группы общественных отношений, показывает, что в нем превалируют императивные нормы, обеспечивающие реализацию публичных интересов. Объяснение подобному явлению представляется следующим. Диспозитивными нормами, исходя из общедозволительного типа правового регулирования, закрепляется центральный принцип данного института. Однако все конкретные исключения из общего правила установлены, в большинстве случаев, нормами императивного характера. Поэтому их удельный вес в количественном отношении больше.



2015-12-06 504 Обсуждений (0)
Метод правового регулирования деятельности по воздействию на цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод правового регулирования деятельности по воздействию на цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)