Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная жизнь традиционных обществ



2015-12-06 719 Обсуждений (0)
Духовная жизнь традиционных обществ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отрицательное отношение к новациям способствовало консервативности социальной жизни. А это приводило людей к убеждению в существовании вечных и неизменных принципов мироустройства. Такое восприятие жизни можно назвать догматичностью. Люди считали, что мир, космос не меняется, не развивается в каком-то направлении, а остается одинаковым во все времена. Даже когда бурная жизнь цивилизаций стала влиять на восприятие окружающей действительности, предполагалось, что движение во вселенной имеет циклический характер. Все возвращается рано или поздно на круги своя, а значит, в будущем произойдет то, что когда-то уже было в прошлом. Поэтому люди были убеждены в прочности традиции. И только с возникновением мировых религий жизнь мира начинает восприниматься как движение из прошлого в новое будущее.

Характерной чертой традиционного сознания являлась образность, эмоциональность, непосредственность восприятия мира. Где отсутствует активное отношение к миру, там отсутствует научное познание. А раз нет науки, нет необходимости в абстракциях. Поэтому традиционным сознанием мир воспринимался в образах, и отношение к окружающим природным и социальным явлениям носило более эмоциональный, а не рациональный характер. Мир больше переживался, чем осмысливался. Люди одушевляли природу, наделяли ее человеческими чертами, вступали с ней в диалог, обращались с просьбами, мольбами, угрозами, требованиями.

Регламентация жизни формировала общее отрицательное отношение к проявлениям индивидуальности. Поэтому индивид понимался не как личность, а как тип, как носитель не индивидуальных, а общих качеств, присущих той социальной группе, к которой он принадлежал. Важно было не проявление индивидуальности, а соответствие общепринятым образцам. Творчество допускалось только в лучшем исполнении образца, канона. Люди привыкали и предпочитали смотреть на себя глазами окружающих. Для них важна была не своя оценка, а оценка группы. В культуре таких обществ отсутствовал интерес к внутреннему миру человека, его душевным переживаниям. Основное внимание уделялось к публичным формам выражения поведения: позам, жестам, словам, одежде. По ним определялся статус человека, соблюдение им ритуалов, его отношение к окружающим. Общим было требование публичности и открытости жизни. Тот, кто замкнут - вызывал подозрение, в том числе и религиозное. Уединенность считалась признаком связи со злыми силами. Поэтому человек традиционных обществ не стремился и не умел оставаться наедине с собой.

Каковы же основные социальные ценности традиционных обществ? Прежде всего, это слабое восприятие труда как приоритетной ценности. В мифах, легендах, эпосе многих народов боги не трудятся, а празднуют, пируют. Труд причиняет страдание и поэтому связывается с несвободой, тяготой. Труд предназначен для рабов. Такое отношение обусловливало и равнодушие к техническим изобретениям. Изменение восприятия труда происходит с возникновением мировых религий, в частности христианства. Стал распространяться принцип «кто не хочет трудиться, то и не ешь». Однако если труд и поощрялся, то не как средство обогащения, а как условие обеспечения выживания коллектива, обуздания плоти, самодисциплины. Более того, само происхождение труда связывалось с грехопадением человека.

Отсюда вытекало отрицание или непонимание смысла рациональной организации труда. Люди мало размышляли над своим хозяйством с точки зрения экономии сил, внедрения технических новшеств для облегчения производственной деятельности, соотношения прибылей и убытков. Поэтому к накоплению имущества как к самоцели относились подозрительно. Хорошо устроенное имущество в первую очередь должно было обеспечивать достойное существование, а именно уважение окружающих.

В результате отсутствие стремления к обогащению как к самостоятельной ценности. В средневековой Европе имела место даже пропаганда нищенства как нравственного идеала. Утверждалось, что бедность приближает к спасению, а обогащение удаляет. Обет нищенства поощрялся как способ самоограничения и отрицания мирских соблазнов. Это не означало, конечно, что к богатству и к его накоплению не стремились. Но не воспринималось достижение богатства путем рациональной организации труда. Считалось, что оно должно приобретаться войной, нахождением кладов, службой высшим классам. В высших слоях это приводило к поэтизации лени, запрету самим нечто делать. Богатство должно тратиться, раздаваться дружинникам на дары для укрепления связей, расходоваться для демонстрации своего престижа.

Причина такого отношения состояло в том, что ведение хозяйства не связывалось с ориентацией на получения прибыли. Дух предпринимательства, стремление расширять производство, чтобы увеличить долю прибыли, которую в свою очередь снова вложить в производство - эти представления в целом были чужды для традиционных обществ. В средневековых городах Западной Европы были распространены запреты на демпинговые цены, рекламу продукции с целью привлечь покупателя. Рынок, торг очень часто рассматривался как средство общения, а не обогащения. Отсюда и соответствующая оценка профессий. Предпочтение отдавалось земледелию как наиболее близкому природному миропорядку. Но и смысл жизни горожанина - отнюдь не предпринимательство. Основные идеалы, особенно античных городов-полисов, - это гармоническое развитие тела и души, активное участие в общественной жизни, общение с горожанами. На шкале профессий в средневековой Европе самое подозрительное отношение вызывали торговля и ростовщичество.

В результате в традиционных обществах отсутствовало представление об экономике как отдельной самостоятельной стороне жизни. Не потребности хозяйства диктовали отношение к политике, социальной и духовной жизни, а наоборот, религиозные, политические, социальные интересы определяли цели хозяйства, приоритеты в развитии тех или иных профессий. Отправление ритуалов, создание культовых сооружений, забота о спасении души, забота о подданных, демонстрация силы и власти, стремление к уважению, престижу - вот цели не только накопления и ведения хозяйства, но и смысл человеческой жизни в целом в традиционном обществе.

 



2015-12-06 719 Обсуждений (0)
Духовная жизнь традиционных обществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная жизнь традиционных обществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)