Своеобразие духовной жизни индустриальных обществ
Развитие рыночных отношений способствует процессу секуляризации, т.е. освобождению всех сфер человеческой жизни от власти традиций. Рынок всех объединяет. Более того, рынок и машинное производство ведут к формированию новых духовных ценностей. Прежде всего, это ценность свободы, которая связывается с правом на проявление своеобразия, т.е. способности и возможности быть непохожим на других, правом на автономию, т.е. способность и возможность действовать по своей воле, а не по принуждению, правом на творчество, т.е. способность и возможность открывать новые перспективы. Индустриальное общество открывает ценность индивидуальности. Человек начинает смотреть на себя как на «Я», а не как на «Мы». Теперь он оценивает мир своими мерками, а не мерками окружающих. А для этого человек должен открыть и развить свой внутренний мир и оттуда черпать критерии оценки себя и окружающего мира. Социальные нормы, конечно, не исчезают. Принципиально меняется сам способ социального контроля над поведением индивида. Развивается процесс интериоризации, т.е. преобразования норм, внешних по отношению к личности, в принципы самоконтроля. Социальные нормы становятся частью душевного мира человека, частью его идентичности. Конечно, у индустриального общества есть свои приоритеты. Он ориентировано на развитие ценностей потребления и роста потребностей, а значит на поощрение тех форм социальной жизни, которые обеспечивают рост потребностей. Это предпринимательская активность, ориентация на постоянную модернизацию производства, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению своего социального статуса, пропаганда труда и богатства. Поэтому основные цели деятельности концентрируются в сфере политических прав и экономических возможностей. Ключевой духовной ценностью нового общества становится рациональность. В такой цивилизации человек должен уметь сам принимать решения, руководствуясь при этом не давлением общественного мнения или эмоциями, а собственным размышлением. Человек должен уметь рассчитывать и взвешивать приоритеты, а также средства их достижения. Он должен руководствоваться критериями полезности и эффективности: цели выбирать по критерию полезности, а средства их достижения - по принципу эффективности. Иначе такое отношение к миру обозначают словом «прагматичность», когда все знания и ценности оцениваются с позиции их применимости или полезности. Провозглашение идеалов равенства и свободы формирует новое восприятие мира. Признается существование множества мнений, взглядов, позиций по тем или иным вопросам, вариантов решения тех или иных проблем. Такое отношение обозначают словом «плюрализм». Признается изменчивость, относительность всех человеческих знаний и ценностей. Это отношение обозначают словом «релятивизм». Релятивизм отражает динамичность освоения мира индустриальной цивилизацией. Наконец, это провозглашается терпимость к существованию разных точек зрения. Она обозначается словом «толерантность». Индустриальное общество способствует возникновению новых областей духовной жизни. Развивается наука. Наука представляет собой систему знаний, которая построена на рассуждении и экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Но наука в индустриальной цивилизации не просто развивается. Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. становится условием развития промышленного производства и экономики в целом. Иначе говоря, производство теперь строится на предварительном исследовании того, что и как производить. Сами научные исследования проводятся с учетом превращения знаний в технологии. Наука становится условием организации всей социальной жизни нового общества. Это наиболее ярко проявляется в развитии социологии, психологии, политологии. Общий подход к роли социальных наук заключается в том, что любое принятие социально-политических решений должно строиться на предварительном исследовании обстановки и экспертной оценке возможного варианта решения. В целом мировоззрение нового общества требует не веры, а рассуждений и доказательств. Поэтому философия становится основой современного мировоззрения. По-новому организуется духовная жизнь. В ее основе лежит принцип специализации. В столь сложноорганизованном и динамичном мире уже невозможно быть специалистом широкого профиля. Поэтому люди, социальные группы и даже социальные отношения обосабливаются друг от друга. За познание отвечает наука, за нормы поведения - мораль, за переживания - искусство. Происходит даже специализация культур. Потребности разных социальных групп начинают обслуживать разные культурные комплексы. Наиболее распространенным становится делением на массовую и элитарную культуры.
ВЫВОДЫ
1. Существуют разные способы классификации и типологии обществ. Наиболее распространенным является деление на архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. При этом традиционные общества остаются не пережитком прошлого, а влиятельной альтернативой современным индустриальным цивилизациям. Поэтому они являются не только этапом исторического процесса, но и типом общества. 2. В основе жизнедеятельности традиционного общества лежит подозрительное или даже враждебное отношение к изменениям и новациям. Это отношение определяет особенности хозяйственной жизни, корпоративный характер социальных отношений, патернализм во властных отношениях, определяющую роль традиций и ценностей власти и престижа в духовной и общественной жизни в целом. 3. Индустриальное общество основано на превращении в ценность преобразовательного отношения к миру. Это отношение определяет развитие промышленного производства, превращение хозяйства в экономику, формирование социальной структуры, которая приобретает открытый характер, создание властных отношений, построенных на принципах демократии, и господство идеалов свободы, рациональности, роста потребностей.
Контрольные вопросы
1. Не существует в чистом виде традиционных и индустриальных обществ. Какую же тогда роль играет такое деление? 2. Если традиционные общества основаны на отрицательном отношении к новизне, что было причиной изменений в их жизни? 3. В чем причина корпоративного характера жизни в традиционных обществах? 4. Что такое «личностный характер» общественных отношений? 5. Почему в индустриальных обществах происходит отделение общества от государства и в чем оно состоит? 6. Как связаны свойства индустриального общества и идеалы свободы, индивидуальности?
СЛОВАРЬ
Догматизм – убеждение в вечности и неизменности тех или иных знаний и ценностей, а также неспособность и нежелание их изменять Индустриальное общество - тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит машинное производство и рыночная экономика Корпоративность – это такой способ социальной организации общества, при котором интересы индивида подчинены интересам группы (корпорации) Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, подобные отношениям отца и детей Плюрализм – представление о существовании и равноправии разнообразных знаний и ценностей даже по одной проблеме Рациональность – умение и желание применять правила рассуждения в познании, выбирать цели по степени возможных последствий и средства по степени эффективности (т.е. с наименьшими затратами) достижения целей в практике Релятивизм – представление об относительности, изменчивости, непостоянстве всех знаний и ценностей Секуляризация – освобождение от власти традиций (прежде всего религиозных) всех сфер жизни общества и индивида Толерантность – терпимость к существованию различных и даже противоположных взглядов на один и тот же вопрос Традиционное общество – тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит подозрительное, враждебное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям Цивилизация – тип обществ, для которых характерно усложнение социальной структуры и рост динамичности жизни
ТЕСТЫ (отвечать только «да» или «нет»)
1. Существует одна единственно верная периодизация всей человеческой истории 2. Цивилизациями являются только индустриальные общества 3. Общество, в котором хранят верность традициям, является консервативным и слаборазвитым 4. Традиционное общество - это общество, которое существовало в древности, а индустриальное - это общество, которое существует сейчас 5. В традиционных цивилизациях не были развиты религия и философия 6. Цивилизации – это более передовые общества по сравнению с первобытными племенами 7. В традиционных обществах техники не существовало 8. В традиционных обществах не был развит экономический взгляд на ведение производства 9. Для социальной жизни традиционных обществ характерна иерархия социальных групп, а для социальной жизни индустриальных обществ – не характерна 10. Люди древних обществ боялись изменений, потому что были малообразованными людьми 11. В духовной жизни индустриального общества развивается индивидуализм 12. Индустриальная цивилизация – это вершина развития человечества 13. Техника - это способ преобразования мира, обладающий наиболее безграничными возможностями 14. В науке и технике нуждается только такое общество, которое ориентировано на активное преобразовательное отношение к миру 15. В индустриальном обществе город перестает играть роль только административного, ремесленного и торгового центра 16. Развитие индивидуализма могло иметь место только в городе, а не в деревне
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |