Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общество и хозяйственная жизнь




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мы видим, что развитие техники может увеличивать объем производимых благ, что кооперация и разделение труда облегчают труд. Мы знаем, что человек может работать плохо, а может и хорошо. Но подчеркнем слово «могут». Это значит, что не всегда возможность превращается в действительность и тем более в необходимость. Анализ рыночной, традиционной и плановой экономики показывает, что эти системы не являются закрытыми, зависящими только от действия своих внутренних закономерностей. Они подвергаются воздействию извне, что сильно влияет на характер и направление развития хозяйства. В чем же состоит это воздействие?

Любой человек связан с производством: либо как потребитель, либо как производитель. Но не любой человек может стать участником производственного процесса. Для этого необходимы определенные природные и социальные качества. К природным можно отнести силу, здоровье, половозрастные характеристики. К социальным относятся знания, навыки и мотивы. Знания и навыки предполагают овладение некоторыми правилами осуществления производственного процесса: что делать и как делать. Мотив - это причина, побуждающая человека к действию и воплощающая его желание. Определим возможные мотивы, побуждающие человека трудиться.



а) Труд может выступить в качестве необходимости, т.е. человек трудится, чтобы выжить как живое существо.

б) Труд может выступать в качестве средства достижения благ, т.е. человек трудится, чтобы заработать деньги, содержать семью.

в) Труд может выступить в качестве долга, т.е. человек трудится, руководимый идеей долга перед обществом, светлого будущего, религиозными убеждениями и т.д.

г) Труд может стать потребностью. Человек трудится, потому что труд приносит удовлетворение. Такой труд, как правило, должен обладать признаками творчества.

Вполне может стать характерной ситуация, когда человек обладает навыками и знаниями, но не испытывает желания трудиться. Отчего же зависят мотивы труда? Отчасти от самого характера производства. Если уровень развития техники низок, производство носит конвейерный характер, производственный процесс сложен и не всегда доступен для понимания, то трудно, например, реализовать творческое отношение к труду.

Но это не единственная причина. Для понимания мотивов, побуждающих человека к труду, нам следует выйти за пределы анализа процесса производства. Мы видим, что мотивы труда не во всем зависят от уровня развития техники, совершенства орудий труда. Также не во всем зависят они и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому причины, определяющие отношение человека к труду, следует искать в характере социальных связей и основных ценностей общества. Не трудно заметить, что индивид, занимающий в производстве позицию раба или наемного работника, вряд ли будет руководствоваться мотивами труда как потребности. Труд в целом или отдельные его виды могут считаться в обществе уделом низших классов или вообще наказанием и обладать низким престижем. Как правило, во многих древних обществах единственным достойным видом труда считалось занятие сельским хозяйством. В западноевропейских феодальных обществах трудовая деятельность воспринималась как достояние низших классов. А торговлю и ростовщичество (родоначальник банковского дела) религия трактовала как занятия, греховные и позорящие христианина.

Воздействие такой идеологии будет определять экономическое поведение членов данного общества. Поэтому низшие классы не стремятся расширять масштабы производства, а прибавочный продукт производят только под давлением государства или высших классов. Для знати обогащение за счет занятия сельским хозяйством или ремеслом считается позорным. Тем более оно не дает возможностей осуществлять престижное поведение, т.е. демонстрацию богатств и трат. Поэтому среди знати характерна ориентация на войны, ограбление низших социальных групп, дары от вождей как допустимые и престижные способы обогащения.

Тем самым потребность в развитии производства будет определяться общей мировоззренческой установкой общества: ориентацией на традицию или на новации, поощрением творческой человеческой активности или жесткой регламентацией поведения, ориентацией на развитие и рост потребления или простое воспроизводство. Поэтому в обществе помимо изменения экономических условий, должно сформироваться мировоззрение, которое ориентировало бы человека на стремление заниматься производством, организовывать его определенным образом. А такое мировоззрение должно придать значение профессиям, связанным с экономикой (уважение, важность места в обществе, зависимость жизни общества от таких людей). Более того, для перехода к новому типу ведения хозяйства первичным по важности оказывается не изменение орудий труда и технологий, а преобразование социальных ценностей в обществе.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7