Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Роль социального неравенства в жизни современного общества




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. складывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или абсолютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое – подход с позиций эффективности.

Изменение отношения к неравенству происходит с формированием индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы личности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувствительности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, мешающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в стартовых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматриваться как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в зависимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.

Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не может руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реализации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения между человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гарантии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.



В первую очередь общество создает условия для преодоления неравенства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуются не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гарантию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются условия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека ставились в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация твоего желания не препятствовала реализации желаний других.

Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется система стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ становится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимостью масштабов обладания благами от собственного усилия.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Одной из важнейших черт общества является наличие структуры, что отличает общество от толпы. Все виды социального структурирования можно свести к горизонтальной дифференциации, особенностью которой является равноправие или равнозначимость различий между группами, и вертикальной дифференциации, которая предполагает иерархию между социальными группами в зависимости от разной степени обладания социальными ценностями.

2. Вертикальная дифференциация порождает социальную стратификацию общества. В качестве основных ценностей, определяющих положение группы в системе стратификации, принято выделять власть, богатство, престиж. Принято выделять кастовую, сословную и классовую формы социальной стратификации.

3. Когда неравенство между группами не просто описывают, то и оценивают, то можно говорить не просто о стратификации, но о социальном неравенстве. Виды неравенства: неравенство в распределении благ, в стартовых позициях, возможности самореализации.

4. Причины возникновения социального неравенства состоят в стремлении общества создать систему стимулов для вовлечения индивидов в выполнение социальных функций; в исторических условиях, не позволяющих обеспечить индивидам свободу выбора; в субъективном интересе господствующих классов.

5. В индустриальном обществе с провозглашением прав и свобод личности меняется отношение к неравенству. Неравенство в распределении благ сохраняет свое значение как вид стимула. Неравенство в стартовых позициях и возможности самореализации оцениваются как социально несправедливые.

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем сословно-кастовая форма стратификации отличается от классовой?

2. Что такое «неравенство в стартовых позициях»?

3. Почему неравенство в распределении благ общество использует в качестве стимула?

4. Какие проблемы в сфере социального неравенства необходимо решать обществу, провозгласившему права и свободы личности?

 

СЛОВАРЬ

 

Социальная структура – это совокупность наиболее существенных элементов и связей между элементами, из которых складывается общество

Социальная стратификация – одна из форм социальной структуры, основанная на распределении индивидов (или групп) вдоль школы неравенства

Социальное неравенство – это степень и возможность обладания общезначимыми благами

Открытое общество – это общество, где любой индивид может претендовать на выполнение любой социальной функции (роли) путем свободного выбора

Закрытое общество – это общество, где все индивиды силой, традицией или законами прикреплены к своим социальным функциям (ролям) и не могут их поменять

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

 

1. Теория стратификации исходит из того, что любое общество состоит из уровней, которые соотносятся друг с другом в терминах господства и подчинения, неважно, касается ли это власти, привилегий или престижа

2. Сословно-кастовая стратификация характерна для первобытных обществ

3. Принадлежность человека к тому или иному классу определяется его происхождением

4. Стратификация возникает только в обществе, где одни люди начинают использовать труд других

5. Классы – это такой тип стратификации, в котором положение человека в обществе определяется в основном экономическими критериями

6. Социальное неравенство - это отрицательное явление в жизни общества

7. Причина возникновения и существования социального неравенства обусловлена интересами господствующих классов

8. Неравенство приобретает социальное значение, когда возможность человека достичь каких-либо целей определяется не его способностями, а особенностями общественного устройства

9. Подлинные истоки социального неравенства лежат в природных качествах любого человека

10. Положение человека в обществе всегда определялось богатством

11. Социальное неравенство может играть в обществе положительную роль

12. Как существа природные люди равны между собой

13. Социальное неравенство может играть в обществе роль стимула к выполнению функций, важных для общества

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

 

1. Социальная стратификация – это

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) представление о стремлении людей к благам

в) совокупность признаков, определяющих социальную структуру

 

2. Что является наименее важной причиной социальной стратификации общества

а) интерес господствующих классов

б) необходимость обеспечить выполнение важных для общества функций

в) природные различия между людьми

г) редкость благ, необходимых для удовлетворения потребностей

 

3. Разделение на владельцев собственности, организаторов производства и наемных работников наиболее характерно для

а) кастовой структуры

б) классовой структуры

в) сословной структуры

г) цеховой структуры

 

4. Свободный переход из одной группы в другую характерен для

а) каст

б) сословий

в) классов

г) этносов

д) племен

е) родов

 

5. Религия как фактор общественного разделения является причиной создания

а) сословий

б) классов

в) каст

г) цехов

 

6. Открытое общество – это общество

а) которое существует в любую переломную эпоху, когда рушатся все социальные барьеры и возникает потребность обновить состав социальных групп

б) где все индивиды, имеют право выполнять любые социальные функции

в) которое разрешает индивидам из других обществ жить в нем

г) где существуют не только традиции, но и законы

 

7. Социальное неравенство играет положительную роль, потому что

а) может играть роль стимула при выполнении общественно важных функций

б) отделяет добродетельных людей от безнравственных

в) позволяет отделить трудолюбивых людей от бездельников

 

8. Положительную стимулирующую роль в обществе играет

а) неравенство в стартовых позициях

б) неравенство в вознаграждении

в) прикрепление людей к социальным группам и слоям

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию. Пол и возраст универсальны, но в большинстве обществ они формируют только «статистические страты». Они не способны служить инструментом создания «социальных групп» Е. Бергель. А почему?

2. Как вы думаете, при каком типе социальной стратификации «все бытие человека можно понять до мелочей» П. Бергер и почему?

3. «Классы» не являются сообществами: они представляют только возможную основу для совместных действий» М. Вебер. Как понять это выражение?

4. «Каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем». «Каждому по его капиталу». «Каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении» П. Сорокин. О каких типах социальной стратификации идет речь?

5. «Общество должно каким-то образом распределять своих граждан по социальным позициям и стимулировать к выполнению тех обязанностей, которые накладываются данной позицией. Подобное утверждение справедливо как для конкурентной, так и для неконкурентной системы» К. Дэвис, У. Мур. А почему?

6. «Чародеи же и вожди, по верованию первобытного общества, - лица, одаренные необычными способностями и оказывающие громадные услуги. Отсюда они – и наиболее полноправные индивиды. Пусть эти заслуги с нашей точки зрения только мнимые заслуги, фактически бесполезные, каковыми нередко они и были, но с точки зрения общества того времени… они казались ценными и полезными» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

7. «Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» К. Дэвис, У. Мур. Есть ли здравая мысль в этих рассуждениях? В чем она? А в чем можно возразить?

8. «В каждом обществе объем прав и преимуществ того или иного сословия в общем пропорционален их заслугам по оценке того общества» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

9. «Традиционный подход к управлению выражен «теорией Х». Главная задача менеджмента – производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения менеджеров, оборудования и капитала. Среднестатический человек по природе ленив, т.е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему он эгоистичен и равнодушен к делам организации. Эта теория основана на ошибочных представлениях о природе человека, смешении того, что есть следствие, а что причина. То, как представляет себе поведение «теория Х», объясняется не природой человека, а природой промышленной организации» Д. Макгрегор. Как вы поняли основную идею данного рассуждения? О каких чертах социальной жизни говорит данное рассуждение?

10. Почему необходима система стимулов к выполнению общественных функций? Почему общество не может руководствоваться принципом: «Людей много. У всех есть разные желания и какие-нибудь потребности, поэтому для выполнения любой профессии всегда найдутся желающие»?

11. Почему победы восстаний низших классов очень часто заканчивались восстановлением тех же общественных отношений, против которых они выступали? Перечислите возможные причины и назовите те, которые считаете наиболее важными?

12. Как вы думаете, при каких условиях вопрос о равенстве или неравенстве людей начинает приобретать характер общественной проблемы, а при каких - нет?

13. Почему многие цивилизации прошлого были сословными или кастовыми обществами?

14. Верно ли выражение, что общество должно существовать ради осуществления интересов человека? Могут ли вообще интересы человека и общества полностью совпадать? Возможно ли этого добиться и если невозможно, то чего можно добиться во взаимоотношениях человека и общества?

15. Почему для организации жизни в общине достаточно было традиций и обычаев и не было специальной необходимости в использовании других стимулов к исполнению общественных функций?

16. «Основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности общества, мы должны максимально опираться на внутренние силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению». Как вы поняли, что хотел сказать этими словами автор высказывания? Всегда ли это возможно?

17. «Будь раб храбрейшим и мудрейшим, все же он был «вещью», и в первые времена рабства ничто не могло изгладить печать его позорного происхождения. Господин был и оставался «персоной», хотя бы он был «полной бездарностью» и моральным ничтожеством» П. Сорокин. О каком типе социальной стратификации и социального статуса идет речь? Какие особенности данного типа стратификации отмечает автор?

18. «Древняя общественная дифференциация напоминала дом с наглухо отделенными друг от друга квартирами, резко отличавшимися друг от друга по богатству и роскоши. …Современная общественная дифференциация похожа на казенный дом с казенными квартирами. Но отличие от предыдущей картины здесь в том, что эти квартиры сообщаются друг с другом» П. Сорокин. Как вы поняли мысль автора? В чем же разница между данными типами стратификации?

 

2.6. Отношения власти и управления

 

2.6.1. Понятие власти и управления. Источники власти

2.6.2. Государство как форма управления обществом

2.6.3. Функции государства. Проблема сущности государства

2.6.4. Происхождение государства

2.6.5. Понятие политики. Причины и условия ее существования в обществе. Политическая система общества

2.6.6. Партии как элемент политической системы

2.6.7. Понятие политического режима

2.6.8. Типы политических режимов: демократия и тоталитаризм

 

Цели и задачи темы

 

1. Дать представление о сущности власти и управления как необходимых условиях существования любого общества.

2. Дать характеристику основных источников власти.

3. Сформулировать основные признаки государства как формы управления обществом и основные функции, которые оно выполняет в обществе.

4. Сформулировать причины возникновения государства.

5. Дать представление о политической системе и функциях, которые она предназначена выполнять в обществе.

6. Дать характеристику партий как существенного элемента политической системы: основные черты партий, функции в обществе, причины возникновения и тенденции развития.

7. Дать характеристику основных типов политических режимов: демократического, тоталитарного и авторитарного, показав их существенные и специфические черты, отличающие друг от друга, а также условия господства того или иного типа режима.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7