Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие «документ» в криминалистике




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переходя к рассмотрению объекта исследования, необходимо опре­делить само понятие документа. Это требуется потому, что данный термин функционирует в общеупотребительном и юридическом языке в различ­ных смыслах.

Этимологически слово «документ» происходит от латинского «docu-mentum», означавшего в Древнем Риме все, что может служить свидетель­ством чего-либо, уроком, примером.

 

В современном языке слово «документ» понимается в более узком смысле, но в трех различных аспектах:

1. Как неодушевленный предмет, который при определенных об­стоятельствах может служить доказательством прежде всего причины его собственного возникновения или условия существования. В этом смысле к документам могут быть отнесены не только письменные акты, но и вообще материальные следы.

2. Как общественное выражение человеческой мысли и деятельно­сти.

3. В наиболее узком смысле слова под документами понимаются письменные акты.

На современном этапе документами называют не только письмен­ные акты. Круг объектов, которые можно называть документами, гораз­до шире.

В современной криминалистике документом называют материаль­ный объект, в котором сведения о чем-либо зафиксированы знаками алфа­вита, рисунками или кодами информационных и информационно-поис­ковых систем.



Очевидно, в этом случае документ рассматривается как система, в которой выделяют:

1. Материальный носитель.

2. Коды.

3. Сведения, которые зафиксированы в материальном носителе при помощи кодов. По способу кодирования различают следующие до­кументы:

- письменные акты;

- рисунки и чертежи;

- фото- и кинонегативы;

- фотоснимки;

- фонограммы;

- дискеты и магнитные диски;

- перфокарты и т. п.

В правовой науке различают подлинные и подложные документы. Подлинным называется документ, содержание и реквизиты (удостоверяю­щие признаки, оттиски печатей, бланки, подписи) которого соответствуют действительным фактам.

Подложным считается документ, содержание либо реквизиты (или и то и другое) которого не соответствуют действительности. Различают ма­териальный и должностной (интеллектуальный) подлоги.

Объектами криминалистического исследования могут быть как до­кументы с признаками материального подлога, то есть документы, содер­жание и реквизиты которых не соответствуют действительности, так и до­кументы с признаками интеллектуального подлога. Последние чаще всего бывают объектом почерковедческого исследования.

Рассматривая документ как материальную систему, компонентами которой являются сведения (факты), материальный носитель и коды, фик­сирующие сведения, уместно заметить, что изменениям, а следовательно, и экспертизе, может быть подвергнут любой из известных компонентов.

Криминалистическое исследование документов - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках, запечатляемой в рукописях, а также следах изготовления и изменения документов, на основе познания этих закономерностей разрабатывающая технические средства, приемы, методики работы с документами и рекомендации по использованию полу­ченных данных в процессе расследования преступлений.

Разработанная в криминалистическом исследовании документов система научных положений, отражающая изучаемые закономерности, технические средства, приемы и методики исследования письма и следов изменений документов, принципы оценки и использования полученных данных, широко применяется в практике правоохранительных органов для решения задач предварительного следствия и судебного разбирательства.

В зависимости от того, какой из компонентов документа становится объектом исследования, различают:

- криминалистическое исследование письма;

- техническое исследование документов;

- исследование материалов документов .

В свою очередь, в исследовании письма выделяют два аспекта:

- криминалистическое исследование письменной речи;

- криминалистическое исследование почерка.

Содержание технического исследования документов составляет:

- исследование полностью подделанных документов;

- исследование частично измененных документов;

- установление первоначального содержания документов;

- отождествление конкретных объектов (печатных форм, пишущих машин, распечатывающих устройств компьютера - принтеров, инструмен­тов и т. п.).

 

2. Криминалистическое исследование письма

Письмо - результат исторического развития общества. Оно возникло и развивается на базе устного языка и является дополнительным к звуко­вой речи средством общения людей, средством закрепления звуковой речи во времени и пространстве при помощи письменных знаков, передающих те или иные элементы речи1.

В криминалистической науке письмо рассматривается как сложный процесс, включающий физиологические, психологические, анатомические, биохимические и другие компоненты.

В основе процесса письма, имеющего сознательный характер, лежит навык, образующийся в результате упражнений. Основу физиологического механизма навыка письма составляет динамический стереотип - систем­ность срабатывания временных связей в коре больших полушарий голов­ного мозга и ответ на системность внешних раздражителей. Следователь­но, в процессе письма возникает информация об интеллектуальных и письменно-двигательных особенностях пишущего.

Весьма важным при этом является то, что по мере формирования письменно-двигательного навыка сознание все больше и больше переклю­чается на смысловую сторону процесса письма, освобождая из-под кон­троля двигательный аспект этого явления, что делает почерк человека от­носительно устойчивой и индивидуальной системой. Поскольку двига­тельные навыки при письме в значительной степени освобождены от кон­троля сознания, можно сделать вывод о невозможности полного изменения всех характеристик письма, а это позволяет идентифицировать исполните­ля по измененному почерку и в ряде случаев позволяет установить условия исполнения документа.

Исследование материалов документов производится экспертом-химиком и не является видом криминалистической экспертизы.

См.: Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. - М: Наука, 1965. С. 13.

В ходе криминалистического исследования письма решаются сле­дующие задачи:

1. Отождествление исполнителя (автора) рукописного текста.

2. Установление исполнителя подписи.

3. Установление условий исполнения рукописи.

4. Дифференциация почерков на мужские и женские.

5. Розыск исполнителя рукописи (по письму).

В письме следует различать смысловой аспект, иначе говоря, содер­жание, являющееся отражением интеллектуальных навыков, и письмен­ную речь, двигательный аспект или почерк, что представляет собой отра­жение письменно-двигательных навыков человека.

Письменная речь

Человеческие мысли, облеченные в языковую форму, могут быть выражены и закреплены с помощью письменных знаков. Формы и способы выражения мысли менее стабильны и более подвижны, чем привычные движения пишущего, однако устойчивость и разнообразие признаков письменной речи позволяют использовать их в целях идентификации. Ин­теллектуальные навыки - навыки в области стиля, синтаксиса, орфографии и грамматики, образующие определенную манеру излагать мысли в письме и называемые письменной речью, оказываются в процессе письма опреде­ленным образом связанными с двигательными навыками пишущего и под­вергаются влиянию его сознания. Почерк при этом рассматривается только как внешняя сторона письма, письменная речь - как его смысловая сторо­на, а содержание - как сложная система взаимосвязанных и взаимозависи­мых умственных (интеллектуальных) навыков, служащих для выражения мыслей в процессе письма. Собственно содержание рукописи и несет в се­бе информацию об особенностях письменной речи человека. Совокупность признаков письменной речи для каждого человека индивидуальна, непо­вторима. Это обусловлено тем, что особенности письменной речи форми­руются под влиянием тех условий, в которых живет и обучается человек: мастерство и литературные вкусы педагогов, общий культурный уровень семьи, сослуживцев, друзей, характер трудовой деятельности, знакомство с художественной литературой, воздействие театра, кино и т. д. Кроме того, индивидуальные свойства и способности человека играют не последнюю роль. Поскольку эти обстоятельства весьма разнообразны, в письменной речи сильнее, чем в почерке, проявляются личностные характеристики че­ловека, позволяющие сделать определенные выводы о характере его тру­довой деятельности, образовательном цензе, знакомстве с художественной и специальной литературой, его склонностях и окружении.

Овладение письменной речью сопровождается, как и всякий процесс обучения, образованием временных связей в больших полушариях коры головного мозга. Физиологической основой навыков письменной речи яв­ляется система таких связей. Навыки письменной речи - это умственные навыки, но проявляются и фокусируются они с помощью письменно-двигательных навыков. По этой причине высокоразвитой письменной речи соответствует высокая степень выработанности почерка и, напротив, не-выработанному почерку соответствует неразвитая письменная речь1.

В информации о признаках письменной речи, характеризую­щих сформированность интеллектуальных (речевых) навыков человека, могут быть выделены две группы признаков- общ ие и частные.

Совокупность общих и частных признаков письменной речи инди­видуализирует последнюю, делает ее неповторимой2.

 

2.2. Почерк

Другой важной стороной письма, его двигательной характеристикой является почерк.

Под почерком в криминалистике понимают «индивидуальный и динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической тех­ники письма, получающий реализацию с помощью системы движений в рукописях»3.

Такое определение почерка отражает его психофизиологическую природу и может служить основой для изучения этого понятия в различ­ных областях знаний. При этом следует отметить, что такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются пред­метом изучения только криминалистов. Почерк приобретает криминали-

1 См.: Грановский Г. Л. Исследование письменной речи // Труды ВНИИСЭ, 1971, № 2. С. 240.

2 В настоящее время для исследования письменной речи следует назначать авто-

роведческую экспертизу

жую экспертизу.

См.: Орлова В. Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // Труды ВНИИСЭ, 1973, №6. С. 168.

стическое значение лишь благодаря тем присущим ему свойствам, которые в силу индивидуальности и неповторимости у разных лиц позволяют уста­новить исполнителя рукописи текста, выделить его из множества людей, а также из числа лиц, обладающих сходными почерками.

Предпосылкой индивидуальности почерка, как любого материально­го образования, является тождество самому себе - закон объективно суще­ствующей действительности. Всякое единичное как единство необходимо­го и случайного индивидуально. Для криминалистики существенное зна­чение имеет определенная степень такой индивидуальности, которая на данном этапе развития науки может быть познана и использована в иден­тификационных целях. Поэтому индивидуальность в указанном специаль­ном смысле присуща почерку не всякого пишущего. Исследования пока­зывают, что почерк становится индивидуальным лишь в 3-5 классах.

Российские криминалисты, опираясь на естественнонаучные поло­жения и руководствуясь диалектическим методом, связывают индивиду­альность почерка со своеобразием комплекса объективных и субъективных факторов, влияющих на почерк в период его формирования и становления.

В выработке письменно-двигательного навыка, который лежит в ос­нове формирования почерка, участвует множество различных взаимосвя­занных и взаимодействующих систем организма, испытывающих на себе воздействие самых различных причин, как внешних, так и внутренних. В настоящее время наиболее полно изучены лишь те причины, которые оказывают на почерк самое непосредственное влияние и имеют более или менее выраженный, закономерный характер. В числе таких причин отме­чают роль методики обучения письму, позы обучаемого при письме, ис­пользования того или иного пишущего прибора и т. п. Эти причины обыч­но называют объективными. В качестве субъективных факторов, влияю­щих на формирование почерка, выступают типологические свойства обу­чаемого и анатомо-биомеханические его качества.

Весь период формирования почерка можно разделить на три этапа:

1. Период, предшествующий обучению письму (ему соответствует элементное письмо).

2. Собственно обучение письму (этому периоду соответствует бук­венное письмо).

3. Развитие письменно-двигательного навыка за пределами школьно­го обучения (совершенствование скорописного письма).

В первый период формирования языка письма велика роль созна­тельного влияния на выработку зрительно-двигательного образа выпол­няемых письменных знаков. В это время сознанию подвластно самое мельчайшее движение. Несмотря на это, отклонение от прописных норм наблюдается уже на этом этапе, что вызывается анатомическими и биохи­мическими особенностями индивида.

Во второй период формирования письменно-двигательного навыка роль сознания значительно уменьшается. Ослабление сознательного фак­тора обусловлено тем, что у пишущего приобретены известные умения выполнения знаков, используемые в процессе письма. С развитием этих умений сознание все больше переключается на решение смысловых задач, освобождаясь от контроля за двигательной техникой. Отклонения графи­ческих характеристик знаков от прописных норм приобретают все более устойчивый характер, что способствует возрастанию степени индивиду­альности почерка. Рукописный текст, таким образом, содержит не сам по­черк, а информацию об особенностях почерка конкретного человека.

Степень овладения письменно-двигательным навыком выражается в степени выработанности почерка. Основное значение при этом имеет практика письма уже за пределами школьной подготовки - на третьем эта­пе формирования почерка, когда в коре больших полушарий мозга образу­ется устойчивая система двигательных связей.

Не подлежит сомнению, что формирование индивидуальных почер­ков обусловлено рассмотренным выше комплексом факторов. Индивиду­альность почерка подтверждается как многолетней практикой проведения судебно-почерковедческой экспертизы, так и специальными исследова­ниями1.

Устойчивость почерка - другое важное его свойство, позволяющее идентифицировать личность по почерку. Почерк в криминалистической науке рассматривается как явление инвариантное. Иначе говоря, почерк устойчив и изменчив одновременно, поскольку всякая устойчивость отно­сительна: устойчивое по отношению к одним сторонам явление может быть изменчиво по отношению к другим.

Обосновывая устойчивость почерка, российские криминалисты опи­раются на учение И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Под послед-

1 См.: Орлова В. Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // Труды ВНИИСЭ, 1973, №6. С. 178.

ним И. П. Павлов понимал «слаженную уравновешенную систему внут­ренних процессов», определяющуюся стереотипом, системностью раздра­жителей.

Динамичность устойчивости почерка проявляется в следующих формах:

- статистической стереотипности (повторяемости) движений пишу­щего лица, реализующих зрительно-двигательный образ букв и их сочета­ний;

- вариационности свойств почерка;

- избирательной изменчивости, появляющейся в почерке под влия­нием «сбивающих факторов» (объективных и субъективных причин).

Динамический характер устойчивости является источником индиви­дуальной информации о почерке, лежит в основе криминалистической экспертизы письма.

Почерк, как материализовавшаяся в рукописи система движений, ха­рактеризуется рядом специфических признаков*. Под признаками по­черка понимаются «зафиксированные с помощью системы движений в ру­кописи свойства индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа графической техники письма»2.

Признаки почерка, основываясь на объеме проявления тех или иных особенностей движений (в процессе письма вообще или при выполнении отдельных букв), разделяют на две большие группы - общие и частные. Это основание отражает аналитический метод исследования - от общего к частному - и уже прошло многолетнюю проверку практикой.

Таким образом, общими признаками почерка принято считать внешние проявления свойств письменно-двигательного навыка человека, которые характеризуют его систему движений при письме в целом. Дан­ные проявления свойств - это следствие действия единых закономерностей процесса формирования письменно-двигательного навыка у каждого чело­века, и поэтому общие признаки почерка имеют групповое значение.

Под частными признаками понимают материализованные в ру­кописи свойства письменно-двигательного навыка, проявляющиеся в осо­бенностях выполнения и соединения письменных знаков, их элементов.

В самом обшем плане под признаками понимаются отличительные характери­стики объекта, совокупность которых позволяет отождествить последний. 2 Орлова В. Ф. Указ. соч. С. 207.

Частные признаки почерка позволяют дать характеристику индиви­дуальной системе движений, присущей конкретному исполнителю.

Признаки почерка можно систематизировать в пределах трех групп:

1. Признаки, характеризующие степень и характер сформированно-сти письменно-двигательного навыка.

2. Признаки, характеризующие структуру движений по их траекто­рии.

3. Признаки, характеризующие пространственную ориентацию дви­жений и фрагментов рукописи.

Признаки, характеризующие степень и характерсформированное™ письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка — это показатель сформированности комплекса навыков, отражающий возможности исполнителя рукописи по организации своих движений в единую систему, функционирующую в темпе, соответствующем требованиям современной скорописи.

Выработанность - интегративный признак. Его основными показате­лями служат координация, темп, дополнительными - ритмическая струк­тура нажима, строение, степень совершенства системы движений.

Почерки по степени выработанности дифференцируются на три ос­новные группы - высоковыработанные, средневыработанные, маловыра-ботанные, а также на две промежуточные - выше средней и ниже средней.

Высоковыработанный почерк - это сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений и относительно бы­стрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу.

Средневыработанный почерк - это не вполне сформировавший­ся почерк, отражающий промежуточную, незавершенную стадию практи­ческого освоения связного и быстрого письма. Характеризуется в основ­ном высокой координацией движений, средним или относительно медлен­ным темпом письма. Нажим может быть как отчетливо, так и слабо диф­ференцированным. Строение чаще простое либо простое с элементами уп­рощения.

Маловыработанные почерки подразделяются на школьные (уче­нические) и практические. При этом возможно проявление низкой коорди­нации движений, строение почерка - простое с элементами упрощения, нажим слабо дифференцированный либо недифференцированный вообще.

Степень выработанности имеет как идентификационное, так и диаг­ностическое значение. Различие в степени выработанности, при котором она выше в исследуемой рукописи, чем в образцах, позволяет исключить лицо из числа исполнителей такой рукописи без обращения к другим при­знакам. Под влиянием на процесс письма необычных условий степень вы­работанности имеет тенденцию к снижению, что важно при решении диаг­ностических задач.

Координация движений при письме - признак, отражающий точ­ность (согласованность) движений, реализующий письменно-двигательный процесс как единую систему.

Темп движений при выполнении рукописи — признак почерка, отражающий скорость выполнения рукописи. Он тесно связан с координа­цией движений, с которой имеет общую природу. Очень условно его мож­но подразделить на быстрый, средний и медленный.

Основными показателями темпа выполнения рукописи являются степень непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний, структура начальных и заключительных штрихов, дифференцированность нажима. Опосредованный показатель темпа - строение письменных знаков и почерка в целом.

Для быстрого темпа характерны большая связность, постепенное увеличение ширины начальных и уменьшение заключительных штрихов, дифференцированный нажим, наличие упрощенных движений.

Средний темп характеризуется средней и малой связностью, по­степенным увеличением ширины начальных и уменьшением заключитель­ных штрихов, дифференцированным нажимом, простым строением с на­личием упрощений и усложнений движений.

Медленному темпу свойственны малая связность и отрывистое выполнение букв и элементов букв, тупые начала и окончания штрихов, недифференцированный нажим, простое строение с наличием упрощений и усложнений движений.

Строение почерка - признак, отражающий степень сложности, за­висящую от определяющей тенденции в формировании почерка - к пись­му, в основном соответствующему прописям; стройному и своеобразному либо только быстрому. Соответственно этим тенденциям формируются простые, усложненные и упрощенные почерки.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (763)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7