Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт реализации логистических моделей управления городским пассажирстким транспортом



2015-12-06 816 Обсуждений (0)
Опыт реализации логистических моделей управления городским пассажирстким транспортом 0.00 из 5.00 0 оценок




Функционирование городского пассажирского транспорта в логистической инфраструктуре муниципальной экономики имеет основной целью обеспечение высокого качества транспортного обслуживания при минимизации бюджетных затрат. Особенности использования логистических методов в управлении городским пассажирским транспортом на современном этапе заключается в многообразии характера услуг и форме организации инфраструктуры городского пассажирского транспорта. Транспортная логистика позволяет сгладить противоречия между целями перевозчиков и пассажиров, между транспортными предприятиями различных форм собственности, которые работают на одном рынке, но по разным правилам.

В свете вышеизложенного показателен опыт Ростова-на-Дону, где использование основных положений теории логистических систем управления, позволило сохранить единую инфраструктуру городского пассажирского транспорта, в полной мере используя преимущества конкуренции между перевозчиками различных форм собственности, и при этом значительно сократить бюджетные расходы на пассажирский транспорт.

Стоит заметить, что методика, использованная в Ростове-на-Дону, весьма универсальна и, в принципе, подходит для любого города или области, однако, попытаемся рассмотреть, как данная система пассажирских перевозок, которая успешно действует в таком достаточно крупном городе, как Ростов-на-Дону (более 1 миллиона жителей), будет работать в небольшом городе с населением 200-250 тысяч человек. Как пример возьмем подмосковный город Химки.

На данном этапе основным оператором пассажирских перевозок в Химках является Автоколонна №1786, которая осуществляет перевозки пассажиров, как автобусами, так и маршрутным такси, вытеснив на этом рынке в городе такого мощного конкурента, как «Автолайн». Доли перевозок пассажиров в городе между частными и государственным операторами разделяются приблизительно в следующем соотношении (рис. 13.10)

 

где:

1 - доля негосударственных операторов в городских пассажирских перевозках;

2 - доля автоколонны № 1786 в городских пассажирских перевозках.

 

Рис. 13.10 Диаграмма распределения пассажирских перевозок в г. Химки

 

Как видно из диаграммы автоколонна № 1786 является практическим монополистом в городских пассажирских перевозках.

Однако это еще не все. Необходимо заметить, что среди автобусов автоколонны, находящихся в любой отдельно взятый момент времени, приблизительно 45% являются коммерческими, то есть, работают без бесплатного обслуживания льготников.

Стоит учесть, что за последнее время город весьма прилично разросся, увеличилось число жителей, и соответственно число микрорайонов и площадь города. Маршрутная сеть автобуса устарела, троллейбус сравнительно недавно появился в городе и на данный момент действует только один маршрут. Стоит также заметить, что парк подвижного состава городской автоколонны пополняется нерегулярно, вследствие чего на линии порой бывает дефицит автобусов. Таким образом, создается впечатление, что автоколонна взвалила на себя непосильный груз, став фактическим монополистом в области автобусных перевозок и перевозок маршрутным такси, и теперь сама не в силах справиться с таким грузом.

Несмотря на принципиальную схожесть ситуаций в области городских пассажирских перевозок в Ростове-на-Дону до оптимизации системы и в Химках на данном этапе существует и достаточно большая разница между этими городами. В Ростове-на-Дону к моменту реформации системы управления городскими пассажирскими перевозками коммерческие операторы работали на данном рынке достаточно активно и имели свою долю рынка. В Химках же коммерческие операторы городских пассажирских перевозок практически не работали, поэтому в процессе логистического реформирования системы городских пассажирских перевозок для того, чтобы снять с автоколонны часть нагрузки, необходимо привлекать коммерческих операторов на данный рынок путем снятия с автоколонны определенных видов пассажирских перевозок и передачи этих видов перевозок в ведение коммерческих предприятий. Для того чтобы передача некоторой части перевозок от государственного к негосударственным операторам перевозок прошла безболезненно для неимущих слоев общества, проще всего передать в ведение коммерческих организаций те виды перевозок, которые не учитывают интересы льготников, а именно: коммерческие рейсовые автобусные перевозки и перевозки маршрутными такси. Таким образом, муниципальная автоколонна будет значительно разгружена и сможет сосредоточить свои усилия на повышении качества перевозочного процесса. После передачи коммерческих перевозок в ведение негосударственных операторов распределение объема пассажирских перевозок будет приблизительно таким (рис. 13.11)

 

Рис. 13.11. Предполагаемое перераспределение объемов пассажирстких перевозок г. Химки

при логистическом подходе в управлении

где:

1 - доля коммерческих операторов в общегородском объеме пассажирских перевозок

2 - доля государственных операторов в общегородском объеме пассажирских перевозок.

 

Что касается управления системой городских пассажирских перевозок, то для простоты управления ею предлагается объединить пассажирское отделение городской автоколонны и троллейбусный парк в единое муниципальное предприятие городских пассажирских перевозок, то есть произвести укрупнение структуры системы перевозок.

Что касается перевозчиков других форм собственности, то получение ими заказов на обслуживание городских пассажирских маршрутов должно быть, возможно только по результатам конкурса, в котором были бы оценены технико-экономические, качественные, экологические показатели в комплексе. Функцию проведения такого конкурса можно возложить или на подразделение городской администрации, занимающееся данными вопросами, или на экспертов муниципальной транспортной компании, которая получится в результате слияния, троллейбусного парка и пассажирского отделения автоколонны. Проведение такого конкурса поможет избежать появления множества мелких операторов пассажирских перевозок, а наоборот будет способствовать появлению крупных коммерческих АТП, которые смогут обеспечить необходимое качество перевозок и деятельность которых будет лучше поддаваться контролю.

На получившуюся в результате слияния пассажирского подразделения автоколонны и троллейбусного парка муниципальную транспортную компанию должны быть возложены следующие логистические функции системы управления:

• Управление материальными, финансовыми и информационными потоками

• Анализ и прогнозирование развития маршрутной сети

• Организация перевозочного процесса

• Моделирование работы городского пассажирского транспорта

• Контроль за выполнением всеми элементами системы городских пассажирских перевозок технико-экономических, качественных, экологических норм.

 

Таким образом, следуя методике ранее использованной в Ростове-на-Дону можно предложить следующие действия по совершенствованию управления системой городских пассажирских перевозок:

> Объединить все муниципальные предприятия пассажирского транспорта, а именно: пассажирское подразделение автоколонны №1786 и троллейбусный Парк в единое муниципальное предприятие городского пассажирского транспорта, что должно повысить управляемость системы городских пассажирских перевозок, при сокращении транспортных затрат.

> Передать часть городских пассажирских перевозок в ведение предприятий негосударственных форм собственности, что позволит разгрузить основного государственного перевозчика - автоколонну № 1786 и позволит ей повысить качество собственных перевозок, а также возложить на себя вышеуказанные функции системы управления.

> Определить, кто и по каким критериям будет проводить конкурс на получение заказа на городские пассажирские перевозки среди операторов перевозок негосударственных форм собственности. Проведение такого конкурса будет способствовать появлению относительно крупных негосударственных перевозчиков, а, следовательно, способствовать повышению качества перевозок у частных АТП.

Таким образом, на рынке городских пассажирских перевозок смогут действовать предприятия как государственной, так и негосударственной форм собственности. В результате этого, при достаточно высоком качественном уровне транспортного обслуживания муниципальный бюджет будет выделять субсидии городскому транспорту на порядок ниже, чем до реструктуризации системы городских пассажирских перевозок.

Схематично процесс реструктуризации системы городских пассажирских перевозок будет выглядеть следующим образом (рис. 13.12).

После проведения процесса реструктуризации системы управления городскими пассажирскими перевозками на первый план выйдут следующие проблемы, возникающие при совместной работе муниципального и коммерческого пассажирского транспорта:

" Оптимизация и прогнозирование развития маршрутной сети • Оптимизация работы маршрутных автобусов различных форм собственности по совместным сводным расписаниям и осуществление оперативного контроля за их выполнением

• Сближение условий обслуживания различных категорий пассажиров

• Защита доходов муниципального пассажирского транспорта.

Оптимизацию маршрутной сети целесообразно проводить с использованием электронной карты города и прикладных программ, позволяющих рассчитывать кратчайшие расстояния между всеми остановочными пунктами с учетом существующей схемы организации движения, моделировать пассажиропотоки, формировать маршрутную сеть для заданного числа автобусов или средств, выделенных на финансирование транспорта. Эффективность применения логистических принципов при оптимизации позволяет резко снизить число пересадок на пути следования, длину пешего подхода к остановочному пункту, среднее время поездки.

Прогнозирование развития маршрутной сети является необходимой процедурой в условиях достаточно быстрого роста города, усложнения его инфраструктуры. Прогнозирование необходимо проводить с учетом предполагаемого расположения и величины будущих застроек, возможного изменения основного направления и размера пассажиропотоков, смещения центров тяготения внутри города, увеличения средней длины ездки и прочих факторов, сопряженных с ростом и развитием инфраструктуры города.

 

 

Рис. 13.12 Схема реструктуризации системы городских пассажирских перевозок на примере города Химки.

 

Осуществление оперативного контроля за работой маршрутных автобусов на линии должно осуществляться на принципах постоянного определения местонахождения автобуса в любой точке маршрута в реальном режиме времени. В условиях осуществления перевозок предприятиями различных форм собственности это единственная возможность получения достоверной информации, которой будут доверять все перевозчики.

Сближение условий обслуживания различных категорий пассажиров и защита доходов муниципального пассажирского транспорта являются взаимосвязанными задачами. Сегменты рынка городских пассажирских перевозок поделены таким образом, что муниципальный пассажирский транспорт, выполняя социальную функцию, осуществляет перевозки льготных категорий пассажиров. В настоящее время доля льготных категорий пассажиров в общем объеме перевозок муниципальными автобусами составляет 55 - 65 %. В этих условиях муниципальный транспорт имеет очень ограниченные резервы для изменения финансовой ситуации за счет основной деятельности - повышения эффективности пассажирских перевозок. Необходима разработка мероприятий нормативно-правового и организационно-технического характера для решения этой проблемы. В частности возможно в законодательном порядке обязать перевозчиков негосударственных форм собственности обязательно обслуживать долю льготных категорий пассажиров.

Таким образом, как показал опыт Ростова-на-Дону, целесообразно применение принципов логистики для анализа проблем управления городским пассажирским транспортом. Обобщение эволюции логистических систем позволит более эффективно решать проблемы повышения качества транспортного обслуживания населения в рыночных условиях, примиряя социальные и коммерческие цели транспортных предприятий. Исходя из всего вышесказанного можно также сделать вывод, что учитывая определенные нюансы небольших городов опыт Ростова-на-Дону можно перенести в практически любой небольшой город с целью улучшения транспортного обслуживания, при сокращении бюджетных субсидий на городской пассажирский транспорт.

Глава XIV.



2015-12-06 816 Обсуждений (0)
Опыт реализации логистических моделей управления городским пассажирстким транспортом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт реализации логистических моделей управления городским пассажирстким транспортом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)