Методы государственного регулирования рынка транспортных услуг
Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируются большим количеством законодательных инормативно-правовых подзаконных актов в каждой стране, а также международными соглашениями и конвенциями. Для перевозок внутри Российской Федерации основными нормативными документами являются: о Гражданский кодекс о Устав железных дорог о Устав автомобильного транспорта о Кодекс торгового мореплавания о Устав внутреннего водного транспорта о Воздушный кодекс о Закон "О безопасности дорожного движения" о Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедицион-ной и другой деятельности на различных видах транспорта о Правила перевозок грузов
Международные перевозки экспортно-импортных грузов различными видами транспорта и по различным схемам доставки регулируются дополнительно: о Законом РФ "О таможенном тарифе" о Таможенным кодексом РФ о Международной грузовой конвенцией (КОТИФ) о Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956г.ЕЭКООН о Европейским соглашением о международных перевозках опасных грузов (1961 и 1968 гг.) о Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14.11.75 г.) о Международньм железнодорожным транзитным тарифом (МТТ) о Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) о Едиными правовыми предписаниями для договора о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (Конвенция ЦИМ) о Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) о Конвенцией ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женева, 1980 г.) о Конвенцией ООН по обязательству, операторов транспортных терминалов в международной торговле (Вена, 1991г.) и другими международными соглашениями. В настоящее время состояние нормативно-правовой базы для регулирования транспортного комплекса в России значительно отстает от потребностей развивающихся рыночных отношений и тормозит интеграцию России в мировое экономическое пространство. Это усугубляется отсутствием нормативно-правовых актов по логистике. Для исправления указанного положения Минтрансом России внесены в Госдуму РФ проекты федеральных законов: - "Воздушный кодекс Российской Федерации"; - "О перевозке опасных грузов"; - "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации"; - "О транспортно-экспедиционной деятельности"; - "Об обязательном страховании ответственности перевозчика"; - "О смешанных (комбинированных) перевозках".
Активно ведется разработка проектов федеральных законов "О транспорте", "Об автотранспортной деятельности", "О морских портах" и ряда других. Всего намечено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации около 20 законопроектов в области транспорта. Организация транспортировки конкретизируется: 1. Транспортными условиями контракта купли-продажи товара. 2. Базисными условиями поставки товара. 3. Договорами на перевозку грузов и перевозочной документацией. 4. Страхованием процесса транспортировки. 5. Таможенным регулированием транспортировки. 6. Организацией взаимоотношений и решений споров, возникающих в процессе транспортировки. 7. Стандартами упаковки, маркировки грузов; условиями перевозки грузов в контейнерах и т.п. Рассмотрим кратко содержание некоторых важнейших аспектов организации и управления транспортировкой. В контракте купли-продажи обычно предусматривается особый раздел -транспортные условия. При международных перевозках грузов (экспортно-импортных торговых операциях) в контракте обуславливаются: порядок перевозки, условия и сроки погрузки-разгрузки, размер и порядок оплаты и т.д. Содержание условий зависит от вида транспорта, способа перевозки, вида груза (товара), типа сделки, базисного условия поставки и других факторов и включают, например: - сроки отгрузки товара; - место и порядок сдачи товара продавцом покупателю; - наименование перевозчика; - наименование портов, железнодорожных станций, пунктов перехода границы, пунктов перегрузки и т.п.; - определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы; - порядок расчетов за транспортировку транзитом через территорию третьих стран; - назначение и порядок расчетов с агентами, брокерами, операторами, экспедиторами и другими посредниками; - порядок страхования транспортного риска; - документы, сопровождающие груз и т.д.
Одним из ключевых элементов договора купли-продажи, существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства по поставке-приемке товара - базис поставки. Толкование базисных условий поставки в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки "Инкотермс-2000" (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование). В "Инкотермс-2000" представлены 13 базисных условий поставки, кодовые названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН. Все базисные условия классифицированы по четырем категориям, условно названным "Е", "F", "С", и "D" с учетом различия в объеме обязательств контрагентов до доставке товара. Транспортировка, как пожалуй ни один другой вид предпринимательской деятельности, нуждается в государственном регулировании. Не затрагивая подробно проблемы управления транспортом, которая сама по себе является предметом отдельных исследований, остановимся на основных причинах, обуславливающих необходимость государственного регулирования транспорта. К таким причинам можно отнести: Ø некоторые виды транспорта (например, железнодорожный) все еще являются естественной монополией; Ø необходимость обеспечения безопасности (экологической, военной, личной); Ø неограниченная конкуренция на транспорте может снизить безопасность; Ø необходимость социальной защиты интересов граждан; Ø необходимость межгосударственных соглашений в области транспорта.
В экономически развитых странах общепризнанным является необходимость участия государства в регулировании работы транспорта в большей степени, чем в других сферах предпринимательства. Стремление предпринимателей в области предоставления транспортных услуг – уменьшить собственные издержки и повысить прибыль может привести к загрязнению окружающей среды, росту дорожно-транспортных происшествий и другим негативным социальным последствиям. Государство вынуждено законодательно гарантировать определенный уровень заработной платы, требовать необходимой квалификации персонала, предусматривать обязательное страхование груза и транспортных средств. Исходя из интересов общества, могут оказаться в отдельных случаях необходимыми штрафные санкции или дотации транспортным организациям. Государство может гарантировать универсальность и стандартизацию работы транспорта. Работа автомобильного транспорта в международных перевозках грузов требует принятия соответствующих межгосударственных соглашений. Очень часто транспорт представляет собой естественную монополию, то есть является единственным, кто осуществляет перевозку грузов в том или ином сообщении. В таких случаях производится количественное и качественное ограничение конкуренции в сфере транспорта, то есть разрешения на эксплуатацию транспорта выдаются при наличии явной потребности в дополнительных перевозках и только в тех случаях, когда заявитель может обеспечить требуемый уровень качества предоставляемых транспортных услуг. Примером активного участия государства в деятельности транспорта является национализация автомобильных перевозок в Англии в 1947 г. и последующее уменьшение степени централизации управления транспортом в 1953 г. Концепция Государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ № 1143 от 8 сентября 1997 г. определяет следующие сферы государственного регулирования: · развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры: · технологическая и экологическая безопасность работы транспорта; · формирование и функционирование рынка транспортных услуг; · мобилизационная готовность транспорта; · международная деятельность транспортных предприятий; · социальная сфера и трудовые отношения на транспорте; · взаимоотношения транспорта с поставщиками технических средств и других материальных ресурсов. В России в распоряжении малых автотранспортных фирм и индивидуальных предпринимателей сконцентрирована треть грузового парка страны. Приватизировано свыше 2000 крупных и средних предприятий (73% от общей численности). 90% всех объемов грузовых автомобильных перевозок выполняется негосударственным сектором. Объемы перевозок предприятиями для собственных нужд достигает 60% от всего объема перевозок автомобильным транспортом. В странах рыночной экономики этот сектор также находится в сфере государственного ведения и учитывается при регулировании транспортного рынка. Государственное регулирование грузовых автомобильных перевозок осуществляется: · путем издания соответствующих законодательных актов, экономическими методами; · государственной поддержкой определенных предприятий и направлений транспортной деятельности; · налогообложением. Основной Закон Российской Федерации – Koнcтитуция - содержит правовые нормы принципиального характера об основах конституционного строя, федеративном устройстве государства. В статье 8 Конституции России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции России. Законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Законы подлежат официальному опубликованию и не могут применяться, если они не опубликованы официально и для всеобщего сведения. Прямое отношение к работе транспорта имеют: · статья 71 ж) об установлении правовых основ единого рынка, валютном, финансовом, кредитном, таможенном регулировании; · статья 71 о) о гражданском, гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве; · статья 71р) об официальном статистическом и бухгалтерском учете. Все эти вопросы находятся в ведении Российской Федерации. Определяющие положения Конституции России конкретизируются в других нормативных документах. Важнейшим источником автотранспортного права является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Гражданский Кодекс РФ дает юридическую основу заключения договорных отношений по поводу оказания транспортных услуг. Основным понятием является понятие сделки в письменной форме. Сделка согласно статье 160 ГК РФ, должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Дополнительные требования, которым должна отвечать письменная форма сделки на транспортные услуги, не предъявляются, то есть она может быть оформлена документом в свободной форме. Вместе с тем правомочно использование типовых бланков договоров, подготовленных одной из сторон, вступающих в договорные отношения. Обе стороны но желанию могут внести в эти типовые формы взаимоприемлемые изменения. В договоре на оказание транспортных услуг должно отражаться: · вид транспортной услуги (предмет договора) и условия ее выполнения; · взаимные обязательства сторон при выполнении перевозки в соответствии с договором; · взаимные санкции за нарушение условий договора; · стоимость работ, порядок расчетов, реквизиты сторон, срок действия договора; · дополнительные условия выполнения договора. Обе стороны должны иметь документы, подтверждающие правомочность их вступления в договорные отношения. На груз должна иметься накладная и квитанция об оплате либо другой документ, подтверждающий право собственности грузоотправителя на груз (договор, закупочный акт и т.д.). Исполнитель транспортных услуг должен иметь документы, подтверждающие правомочность его деятельности: регистрационные документы, документы о принадлежности транспортного средства, лицензионную карточку, водительское удостоверение, путевой лист. Мощным рычагом государственного регулирования являются государственные инвестиции. Для повышения результативности вкладываемых финансовых средств постепенно снижается доля предоставляемых льготных кредитов и возрастает за счет этого долевое участие государства в развитии перспективных сфер транспортной деятельности. Предоставляются также государственные гарантии предприятиям для привлечения частных кредитов.ч
[1] IRU (МСАТ) - Международный Союз автотранспортников
[2] С 2000 г. в Австрии, а с 2002 г. в Нидерландах и в Германии организуется спутниковый контроль за движением и вводится дистанционная форма расчётов за проезд без остановки транспорта с применением СВЧ и инфракрасных систем считывания.
[3] Сегодня уже более 30 финских транспортных компаний имеют право пользоваться "зелёным" таможенным коридором, т. е. без таможенного досмотра, на границе Финляндия-Россия (в рамках программы TEDIM).
[4] В 2000 г. в США принят закон об электронных подписях и печатях, открывающий широкие возможности для массового применения этой технологии в бизнесе
[5] www.pcmiler.com
[6] ' http://www.eurotax.com [7] www.transdata.net
[8] http://www.galaktika.ru
[9] http://www.sap.com [10] http:// www. tedim.com [11] http://www.co.ru [12] http://www.nlc.net.au/~circuitlink/
[13] http://www.usms.spb.ru [14] e-mail: integprog@integprog.ru www.integprog.ru
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |