Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЧАСТЬ IX. НЛП СУЩНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Психотерапия логических уровней..... 556

Краткая теория логических уровней.................. 556

Заполнение логических уровней............................ 560


Анализ и коррекция ситуации

с использованием ЛУ............................................ 562

Дизайн личностного совершенства..................... 564

Интеграция логических уровней.......................... 566

Использование логических уровней для

работы с сущностями и частями....................... 569

«Жевательная резинка консультирования»....... 570

Глава 2. Осуществление сущностных

трансформаций...................................................... 574

Цель сущностных трансформаций (СТ)............. 574

Основы теорий СТ............................................... 575

Сердцевинные мета-состояния........................... 577

Процедура сущностной трансформации........... 578

Этапы СТ.............................................................. 581

Полное описание психотехнологии сущностной

трансформации................................................... 584

Реимпринтирование родительской линии

жизни..................................................................... 591

Глава 3. Работа с символами бессознательного.... 594

Символы в контексте НЛП................................. 595

Роль и значение символов в жизни человека...... 595

Символы, которые можно использовать в ПК. 597



Основные символы интегративной

гипнотерапии....................................................... 599

Выбор символов для работы с клиентом........... 602

Создание личностной метафоры........................ 604

Работа с личностной метафорой...................... 606

Базовые символы структурированной
символдрамы
........................................................ 607

Глава 4. Определение смысла жизни и миссии

человека.................................................................. 610

Прояснение жизни клиента.................................. 610

Создание нового образа будущего....................... 612

У смерти на краю................................................. 613

Смысл нашего рождения...................................... 616

Настоящее ради будущего................................... 617

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ НЛП............................... 626

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 629


Прелисловие к третьему изданию

Прошу простить меня за последующий сарказм, но эта книга целиком и полностью посвящена Нейролингви­стическому программированию— правда, в той его ипостаси, которая на Западе успела уже получить само­стоятельное и официально признанное Европейской Ас­социацией Психотерапии название: Нейролингвистиче­ская психотерапия (NLPt).Тому самому НЛП, по пово­ду которого обыватели, намеренно запуганные средства­ми массовой информации (за которыми явственно торчат рога незаинтересованных в распространении Нейролин­гвистического программирования как средства освобож­дения от тотального контроля общества служб и орган-заций), испытывает почти суеверный ужас. И той самой NLPt, в отношении которой психологи и психотерапевты брезгливо морщат носы, изрекая сентенации типа: «В семье были три сына — двое умных, а третий энел-пер...», но при этом разбираются в современном нейро-лингвистическом программировании на уровне известно­го анекдота:

«— И что это Карузо восхищаются? И сипит, и хри­пит, и ноты неверно берет...

— А что, вы его недавно слышали?

— Нет, мне вчера Моня напел...» ,

Так вот, в данном учебном пособии речь пойдет именно об этой универсальной науке (или науках), по­зволяющих любому человеку достичь ох как необходи­мого в нашей многотрудной жизни совершенства — при­чем намного точнее, быстрее и эффективнее, чем с ис­пользованием чего-то другого. А заодно еще и в считан­ные часы (подчеркиваю: часы, а не дни, недели, месяцы или годы) решит практически все свои психологические и даже психотерапевтические проблемы...

Не скрою: более чем двадцатипятилетный период ув­лечения Нейролингвистическим программированием лич­но у меня уже прошел. Но вовсе не потому, что я в нем


разочаровался. Просто с годами количество перешло в качество, и я, возможно «индивидуализируя» НЛП, соз­дал собственную модальность (направление) психотера­пии и консультирования, именуемую Восточной версией неиропрограммирования(официально признанное в России и Европе), а также универсальный метод управ­ления внутренней и внешней реальностями: нейротранс-форминг (ем. библиографию в конце книги). Однако и первое, и второй, основываются и базируются на нейро-лингвистическом программировании, сущность, методы и психотехнологии которого я и попытался полно, но доступно изложить в этой книге...


ВВЕДЕНИЕ

Нейролингвистическое программирование(НЛП) — одно из наиболее популярных направлений прикладной психологии, а по сути, вполне самостоятельная мета-наука(типа математики и кибернетики) о человеческом совершенстве— за последние несколько лет целиком, полностью и безоговорочно доказало свою состоятель­ность и эффективность. Достаточно вспомнить опыт ус­пешного применения НЛП в целом ряде предвыборных кампаний, а также то, что Нейролингвистическое про­граммирование явилось едва ли не единственной дейст­вительно эффективной системой психотерапии для лиц с посттравматическим синдромом и просто — жертв чрез­вычайных ситуаций.

Область применения НЛП весьма широка и, помимо психотерапии, включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и полити­ческий консалтинг. В отличие от многих других практи­чески и/или психотерапевтически направленных психо­логических дисциплин и теоретических школ, деклари­рующих, но не демонстрирующих свою действенность, Нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчивые) изменения в психике человека, а также весьма эффективное реше­ние проблем как отдельного индивида, так и малых и больших групп и общества в целом.

В то же время НЛП ныне является одной из наиболее сложных для усвоения систем психотехнологий. В отли­чие от «классических» психологических дисциплин, в некотором роде представляющих собой как бы квинтэс­сенцию здравого смысла, парадигмы, концепции, модели и фреймы, методы и техники Нейролингвистического программирования не выводятся непосредственно из че­ловеческого опыта, что требует от изучающего НЛП серьезной переориентации характера его умственной ак­тивности и отказа от многих стереотипов деятельности.


Подчеркнутая атеоретичность Нейролингвистического про­граммирования, почти намеренный отказ от системати­ческого методологического осмысления накопленного этой наукой опыта препятствуют созданию логических схем, облегчающих усвоение любого материала. А колос­сальный методический арсенал НЛП, насчитывающий, например, сотни(!) техник психотерапевтических интер­венций, предъявляет самые серьезные требования к па­мяти человека, желающего изучить Нейролингвистиче­ское программирование.

Вышеописанные причины, ощутимо препятствующие широкому распространению НЛП, усугубляются явным дефицитом учебно-методической литературы. Здесь воз­никает своеобразный парадокс, поскольку на книжном рынке России ныне предлагается множество книг по Ней­ролингвистическому программированию. Однако боль­шинство из этих изданий представляют собой либо до­вольно примитивные и научно-популярные произведе­ния, либо достаточно сложные для понимания неиску­шенным читателем «высокоуровневые» монографии (мы здесь даже не упоминаем о том, что с упорством, явно заслуживающим лучшего применения, отечественные издатели печатают просто давно устаревшие книги «ран­него» НЛП). Однако нам не хотелось бы, чтобы у чита­теля сложилось мнение о том, что мы огульно отрицаем ценность и значимость печатных трудов отечественных и зарубежных коллег. Особо не напрягая память, мы мо­жем назвать несколько десятков книг, представляющих самый непосредственный интерес и хорошо освещающих различные грани этого сложнейшего, многомерного и многоуровневого феномена, именуемого Нейролингвисти­ческим программированием (часть из них — увы, только небольшая — приведена в «Списке рекомендуемой лите­ратуры», помещенном в конце данной работы). Однако большинство из них изначально и просто по замыслу авторов не носили учебно-методического характера и в лучшем случае выступали как своеобразные приложения к различным тренингам НЛП.

Более чем двадцатипятилетние занятия НЛП и NLPt (Нейролингвистической психотерапией) в конечном счете


привели нас к созданию собственной версии этой науки: Восточной версии нейропрограммирования (ВВН), кото­рая в декабре 2005 года была официально признана са­мостоятельным методом (модальностью) консультирова­ния и психотерапии. Сущность ВВН уже описана нами в ряде произведений (см. библиографию в конце книги). Однако до создания обобщающей монографии по этой научной дисциплине все еще далеко, в связи с чем «на повестке дня» все еще стоит необходимость в издании доступных, но опять-таки обобщающих книг по нейро-лингвистическому программированию — тем более, что именно НЛП было, есть и, похоже, будет своеобразным «краеугольным камнем» Восточной версии нейропро­граммирования.

В данном учебнике, третье (и при этом весьма суще­ственно дополненное и переработанное) издание которо­го вы держите в руках, нами как раз и предпринята по­пытка целостного, систематического и, если можно так сказать, системного описания методов и техник нейро-лингвистического программирования, причем в наибо­лее близком нам «прикладном ключе»: как инструмента психотерапии, психокоррекции, личностного редакти­рования или создания человеческого совершенства (да­лее — ПК).

Хотелось бы сразу предупредить читателя о том, что эта книга создавалась на основе других наших ранее из­данных работ, полные тексты и фрагменты которых здесь оказываются как бы собранными «под одной крышей». Однако «Введение в психотехнологии НЛП» является тем не менее совершенно самостоятельным произведением — как за счет внесения в него многочисленных дополнений и уточнений, так и в силу того, что свойства любой систе­мы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и не выводимы из них (один из основополагающих законов Единой теории систем). Так вот, данная книга представ­ляет собой именно такую систему, а точнее — целостное и систематизированное изложение парадигм, моделей и психотехнологий Нейролингвистического программирова­ния (как базовых, так и весьма высокого уровня), сделан­ное в отчетливом учебно-методическом плане.


Давно и не нами отмечено, что в области психиче­ских процессов, поведения и деятельности людей психо­логи могут почти все объяснить, но мало что изменить. В этом отношении нейро-лингвистическое программирова­ние, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может оказаться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работаю­щего с людьми, универсальным инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой-выручалочкой» психо­коррекции, личностного редактирования и построения человеческого совершенства. Однако освоение НЛП тре­бует усвоения не столько теоретических знаний, сколько практических навыков — многочисленных, порой, весь­ма трудных, и обязательно как бы «пропущенных через себя». Именно поэтому данное пособие, помимо описания психотехнологий Нейролингвистического программиро­вания, снабжено еще и системой упражнений, последо­вательное прохождение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки. Что же касается перехода от обучения НЛП к его примене­нию, то здесь нам хотелось бы привести слова одного из наших учителей — директора ВС NLP Neuro-lingvistic programming institute M. Аткинсон, которая советует любую технику Нейролингвистического программирова­ния осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще десять раз — на друзьях и родст­венниках. И утверждает, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близ­ких, вы можете не сомневаться, что она сработает на лю­бом клиенте. Однако не можем не заметить, что полное и полноценное усвоение премудростей НЛП в нашей его версии возможно только на специальных (и официаль­ных) курсах, место и время проведения которых вы най­дете в конце этой книги.


Часть I. МЕТОДОЛОГИЯ «КЛАССИЧЕСКОГО» НЛП

Как уже отмечалось во Введении в данную книгу, Ней­ролингвистическое программирование является подчер­кнуто атеоретической наукой. Поэтому говорить о какой-то завершенной методологии этой отрасли прикладного психологического знания было бы, мягко говоря, преж­девременно. Однако есть в НЛП вполне конкретные как теоретические, так и довольно практические постулаты и модели, без усвоения которых практическое применение Нейролингвистического программирования оказывается просто невозможным. К таковым безусловно относятся:

• основные идеи и посылки НЛП;

• наиболее важные конструкты Нейролингвистиче­ского программирования;

• раппорт и калибровка;

• искусство речи и

• определение стратегий изменений.

Именно краткому анализу эти вопросов и будет по­священа первая часть данного пособия.

Глава 1. Основные идеи и посылки

Знание основных идей и посылок НЛП важно не только потому, что любая наука начинается с теории. Просто психокоррекция с использованием Нейролингвистического программирования настолько не соответствует сло­жившимся в обществе «увещевающе-утешающим» стерео­типам консультирования и психотерапии, что для осуще­ствления эффективных ПК совершенно необходимо созда­ние сознательного доверия клиента к консультанту. В контексте данной главы это доверие может быть достигну­то за счет краткого объяснения основных положений ней-


ролингвистического программирования и отличий этой дисциплины от прочих систем прикладной психологии.

Теоретические основы Нейролингвистического программирования

В настоящее время в теоретическом плане НЛП рас­сматривается как «...модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использо­вана для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оп­тимизации» или как «...современное направление постэ­риксоновской психотерапии, ...разрабатываемое с 1975 г.» (По: «Психотерапевтическая энциклопедия». Под ред. Б. Карвасарского, с. 301). Как наука, Нейролингвистиче­ское программирование трактуется как «...область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, за­нимающаяся разработкой языка его описания, раскры­тием механизмов и способов моделирования опыта с це­лью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» (По: А. Плигин, А. Герасимов. Руково­дство к курсу НЛП-практик, с. 42).

В практическом аспекте Нейролингвистическое про­граммирование рассматривается как наука о человеческом превосходстве, совершенстве и личном мастерстве. В данном плане оно трактуется как «...практическое искус­ство, позволяющее добиться тех результатов, к кото­рым мы искренне стремимся в этом мире... Это ис­следование того, что составляет различие между вы­дающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии» (По: Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор. Введение в НЛП, с. 18).

Принято считать, что классическое НЛП базируется на следующем (По: «Психотерапевтическая энциклопе­дия. Под ред. Б. Карвасарского, с. 901-902. С измене­ниями):

• изучении, анализе и моделировании практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и некоторых других американских психотерапевтов;


• современных данных о межполушарной асиммет­
рии, т.е. в различиях в переработке информации
левым и правым полушарием;

• работах Г. Бэйтсона, посвященных «экологии ра­зума»;

• трансформационной грамматике Н. Хомского;

• исследованиях кибернетики в части искусственно­го интеллекта;

• теории логических типов Дж. Рассела;

• разработках поведенческой психологии (от И. Пав­лова до К. Прибрама).

В связи с этим Нейролингвистическое программиро­вание обоснованно рассматривается как междисципли­нарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.

Базовые постулаты классического НЛП можно свести к следующим четырем:

1. Человеческий мозг и организм (Сознание и Тело)
может быть уподоблено компьютеру, имеющему набор
программ, возникающих как следствие

• генетического программирования;

• самопрограммирования;

• внушений значимых лиц и

• программирующего воздействия психотравматиче­ских ситуаций.

 

2. Большая часть программы человеческого биоком­пьютера не осознается и не предъявляется в речи. Одна­ко она отражается в глубинных речевых структурах и может быть выявлена посредством целенаправленно за­даваемых вопросов.

3. Любые патологические симптомы имели в про­шлом (и, возможно, имеют в настоящем) адаптивную функцию (т.е. явились своеобразной уродливой формой адаптации к реальности), однако они могут быть пере­программированы на более адаптивные и адекватные.

4. Для перепрограммирования людей необходима под­стройка к ним (с созданием прочного раппорта) и ис­пользование эффективных технологий взаимодействия и воздействия. Однако любое перепрограммирование должно


учитывать самоценность человека и руководствоваться принципом «не навреди».

НЛП также как бы построена на двух фундаменталь­ных принципах (По: Р. Дилтс. Стратегия гениев, т. 1).

1. Карта не есть территория.Согласно этому прин­ципу, человеческие существа никогда не смогут постичь всю полноту действительности, поскольку все, что мы познаем, есть только лишь наше восприятие этой дейст­вительности. И именно «нейрологические карты» дейст­вительности, а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл.

2. Жизнь и «Сознание» являются системными процессами.То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образу­ют экологию сложных систем и подсистем, которые по­стоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, ос­новываясь на определенных принципах самоорганиза­ции, стараются прийти в состояние оптимального рав­новесия или гомеостаза.

Поскольку вышеприведенные описания Р. Дилтса выглядят несколько умозрительно, уточним, что, соглас­но первому принципу, человек живет в реальности своих «карт» (или в реальности, создаваемой этими картами) и, например, художник, ботаник и лесоруб, придя в один и тот же лес, увидят три разных леса. Согласно же второму принципу (точнее, его дополнению), свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и, более того, не сводимы к ним. Однако они — свойства системы — могут быть изменены за счет воздействия на системообразующие элементы, отчего да­же «точечное», но точное воздействие на Сознание и Те­ло человека может изменить практически даже и все (в идеале) свойства этого самого Сознания и Тела.

Основы модели НЛП

Рассмотрим теперь вопрос о модели НЛПболее под­робно. Дело в том, что в сути своей Нейролингвистиче­ское программирование действительно представляет со-


бой модель психологических процессов и поведения че­ловека. Модель эта построена на вполне отчетливой ком­пьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного ком­пьютера, а индивидуальная психика — как набор про­грамм. Эффективность жизнедеятельности человека оп­ределяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятель­ности.

В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии Нейролингви­стического программирования идею о том, что любые по­ведение и деятельность имеют своим началом чисто нев­рологические процессы в голове и теле человека. «Лин­гвистическая» часть напоминает о том, что именно с по­мощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с дру­гими людьми. Ну, а часть «программирующая» указыва­ет на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь — человека), чтобы получить необходимые результаты.

Следует особо отметить, что, в отличие от других пси­хологических дисциплин, НЛП редко интересуется со­держанием человеческого опыта (что, собственно, и яв­ляется основным предметом психологии). Нейролингви­стическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного по­строения, и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рас­сматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большин­ство реакций людей на внешние и внутренние раздражи­тели являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые Нейролингвистиче­ское программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внут­ренние стимулы.


В чисто методологическом аспекте НЛП не является, как это принято нынче считать, отраслью прикладной психологии. Скорее, его можно признать своеобразной мета-наукой: аналогичной математике и кибернетике, но ограничивающей свои интересы областью человече­ского поведения и деятельности.

В теоретическом плане Нейролингвистическое програм­мирование определяется как многомерная модель струк­туры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программи­рования, т.е. тех основных компонентов, которые созда­ют субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренно­го обучения и эффективного общения, причем бихевио-ральная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетен­ции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений (по мате­риалам семинаров Института групповой и семейной пси­хотерапии (ИГИСП) — автором определений, по-види­мому, является Э. Энтус).

В практическом аспекте Нейролингвистическое про­граммирование — это искусство и наука о личном мас­терстве. Это практическое руководство, позволяющее до­биться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума (По: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. «Введение в НЛП». С изменениями).

Смысл и предназначение НЛП можно выразить в ви­де простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т.д., то в обя­зательном порядке требуете инструкцию по пользова­нию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся


воспользоваться всеми возможностями, которые зало­жены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным ин­струментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно Нейролингвистическое про­граммирование и является наукой, которая как бы раз­рабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению моз­гом: своим и чужим.

История Нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было созда­но в семидесятые годы XX века студентом(!) Калифорний­ского университета Р. Бандлером и доцентом кафедры лингвистики этого учебного заведения Дж. Гриндером.

Основой для его создания в первую очередь явилось моделирование данными авторами терапевтического опы­та «отца» гешальт-терапии Ф. Перлза. Результаты этого моделирования Р. Бэндлер и Дж. Гриндер опробовали в ходе серии семинаров в окрестностях Санта Круз, после чего приступили к изучению терапевтических моделей В. Сатир — уникального семейного терапевта по сути и социального работника по статусу. Чуть позднее основа­тели НЛП познакомились с Г. Бейтсоном, также препо­дававшем в Калифорнийском университете — биологом по профессии, но психологом, антропологом и психиат­ром по характеру своих интересов и роду занятий. Именно Г. Бейтсон порекомендовал Р. Бандлеру и Дж. Гриндеру обратить внимание на создателя так называе­мого нового гипноза М. Эриксона (ныне эта модель наве­дения и использования транса так и называется: эриксо­новский гипноз).

Взаимодействие с ним, наряду с уже накопленным опытом моделирования Ф. Перлза и В. Сатир, а также Г. Бейтсона, и привело к тому, что к концу семидесятых годов был создан весьма своеобразный синтез гештальт-те­рапии, семейной психокоррекции, кибернетики и гипно­за, который и получил название «Нейролингвистическое


программирование» (как утверждают, в начале оно было просто шуткой!).

В дальнейшем сотрудничество между Р. Бэдлером и Дж. Гриндером прекратилось, и в развитии НЛП они пошли разными путями. Р. Бандлер в восьмидесятые го­ды стал заниматься преимущественно субмодальностя­ми — своеобразными оттенками наших внутренних об­разов, звуков и чувств, посредством которых человек (или его мозг) фиксирует собственный опыт (и целена­правленная модификация которых способна полностью изменить сущность, структуру, смысл и оценку этого опыта). Дж. Гриндер в это же время сконцентрировал свое внимание на изучении предпосылок личностной ге­ниальности, а также создании так называемого Нового Кода Нейролингвистического программирования, в кото­ром главное место отводилось фильтрации накопленного опыта, множественному описанию действительности и прямому использованию возможностей человеческого бессознательного.

Наряду с этим во все те же восьмидесятые годы Р. Дитлс осуществил тщательное исследование сущно­сти, роли и способов кодирования человеческих убежде­ний, что привело к созданию целого ряда новых психо­технологий НЛП, а также реализовал в конкретных ме­тодологических и методических моделях идею Г. Бейт­сона об иерархии логических уровней человеческой жиз­недеятельности. Л. Камерон—Бандлер обнаружила суще­ствование метапрограмм — своеобразных тенденций в содержании бессознательного человека — и разработала ряд методов, позволяющих с помощью этого паттерна изменять эмоции и образ жизни человека. Э. Роббинс создал так называемую рабочую форму «применения НЛП к себе» (в отличие от уже существующей формы «воздействия посредством НЛП на клиента»), что суще­ственно расширило возможности использования нейро-лингвистического программирования. А. Т. Джеймс по­стулировал наличие феномена линии времени — индиви­дуального способа организации человеческого опыта в контексте связи прошлого, настоящего и будущего — и создал ряд новых психотехнологий НЛП, позволяющих


видоизменять прошлое и программировать будущее индивидуума. Девяностые годы развития Нейролингви­стического программирования в основном были связа­ны с разработкой Р. Дилтсом концепции системного НЛП; открытием К. Андреас метода сущностных трансформаций (использования так называемых корне­вых или сердцевинных состояний в решении проблем человеческой жизнедеятельности); работами М. Холла по исследованию и использованию мета-состояний («состояний над состояниями», т.е. вторичных, а не исходных); а также созданием Р. Бандлером системы «инженерного Проектирования Человека» (Design Human Engineering).

К числу наиболее интересных событий, случившихся в Нейролингвистическом программировании в конце XX — начале XXI века можно отнести возникновение Нейролингвистической психотерапии (NLPt); создание С. Андреасом оригинальной системы трансформации «Я», основывающейся на открытом им феномене баз данных; применение Р. Дилтсом НЛП в коучинге; разра­ботку В. МакВинни и П. Янгом концепции четырех ре­альностей (унитарной, сенсорной, социальной и мифи­ческой) с одновременным выделением четырех самос­тоятельных моделей Нейролингвистического програм­мирования (конативной, когнитивной, аффективной и имажинативной); а также создание Восточной версии нейропрограммирования и нейротрансформинга.

Подход НЛП к человеческой деятельности и возможностям Сознания

В подходе к человеческой деятельности НЛП исходит из четырех важнейших условий ее эффективности, кото­рые хорошо переданы еще одной метафорой: трехминут­ного семинара. Согласно этой метафоре, для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четы­ре вещи:

• Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ);


• Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в лю­бой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ);

• В-третьих, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬ­НОСТЬ);

• В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).

Данные принципы представляют собой своеобразные четыре столпа Нейролингвистического программиро­вания.

В анализе возможностей человека НЛП намерено отказывается от теоретического анализа структуры пси­хики и динамики психических процессов, также предпочитая аналогию.

С точки зрения НЛП, человеческое Сознание (единст­во его бессознательных и сознательных компонентов) можно уподобить уникальному биокомпьютеру совер­шенно фантастической мощности, который, однако, ра­ботает в холостую. Как тот же «Pentium» у начинающего пользователя, который применяет его исключительно для того, чтобы играть в компьютерные игры. Энэлперы сильно расходятся в вопросе о том, насколько именно человек использует возможности своего мозга. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что не более чем на 10%! Однако, скорее всего, с десятипроцентным «коэффициентом полезного действия» работает только мозг гения. Обычный же человек не использует и 3% своих возможностей...

Весьма любопытно, что, говоря о возможностях моз­га, специалисты по НЛП вовсе не имеют в виду только лишь «скоростные» его характеристики (быстродействие человеческого биокомпьютера, позволяющие ему за ми­нуты делать то, на что у обычных компьютеров уходят годы). Речь идет еще и о колоссальном, дарованном лю­бому человеку запасе информации, который он практи­чески не использует: как ребенок, обладающий энцикло-


педией, но упорно и глупо старающийся все узнать само­стоятельно... По утверждению энэлперов, в 1998 году британские неврологи обнаружили, что мозг человека уже содержит весь объем сведений о мироздании. Но это как бы негатив, который надо спроецировать на «фото­бумагу» нашего сознания и должным образом проявить. К сожалению (продолжим вышеприведенную аналогию), мы все представляем собой бракованные фотографии. Кому-то не хватило выдержки в «засветке» позитива, кому-то — во время проявления отпечатка. А кто-то просто не удосужился как следует зафиксировать то, что уже начало проявляться...

Основные причины эффективности Нейролингвистического программирования

В настоящее время НЛП считается (даже его оппо­нентами) одной из самых эффективных психотехноло­гий личностных изменений. В качестве основных при­чин этой эффективности специалисты по данной дисци­плине обычно называют следующие четыре:

стратегичность Нейролингвистического програм­мирования, его нацеленность на результат;

опора НЛП на очень «экологичную» (буквально: помогающую жить) систему убеждений относи­тельно масштабов человеческих возможностей и многого прочего;

ориентация в работе на всю или, по крайней мере, большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в Бессознательном. И ис­пользование языка и кодов, доступных и понят­ных этому самому бессознательному;

использования высокоэффективных психотех­нологий, опирающихся на язык и коды этого са­мого бессознательного.

Рассмотрим все это более подробно.

Итак, во-первых, Нейролингвистическое программи­рование стратегично по самой своей сути. Безоговорочно нацелено на результат. И всегда идет не от негатива (плохого), а к позитиву (хорошему). Это только кажется,


что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на при­роде уикэнда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к оста­новке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута — другого аэ­родрома, на котором он сможет приземлиться, — летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, чело­век — это, конечно же, не самолет. Но если он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается придти, вероятность успеха «путешествия» становится минимальной. Специа­листы по Нейролингвистическому программированию, мо­делируя эффективность и совершенство, давно уже уста­новили, что единственно действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удале­ние от негатива. Так, в условиях нынешнего базара, кото­рый мы ошибочно называем рыночной экономикой, мил­лионы людей занялись бизнесом. Примерно восемьдесят процентов из них — чтобы уйти от нищеты. И только двадцать — чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?

В качестве главной причины, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива, энэл-перы обычно указывают на своеобразную, но почему-то малоизвестную многим особенность работы нашего моз­га, который как бы не понимает частицы не и заложен­ного в ней момента отрицания. В результате употреб­ляющие это отрицание люди сплошь и рядом програм­мируют себя с точностью до наоборот. Например, сейчас, пожалуйста, не думайте о хромой белой- обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом! И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Потому что для того, чтобы не думать об этой самой мартышке или другой разновидности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего — если вы, конечно же, были честны перед самим собой — она


накрепко засела в вашем сознании. А теперь, продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появи­лась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обезьяна исчезла? Естественно. Но весь этот фокус нужен был только для того, чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею). Что уходя от чего-то, вы, как это ни странно, именно к этому и при--ходите. Вы не хотите быть бедным? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от бедности, вы пе­риодически, непременно и непреложно думаете именно о ней — о том, от чего вы уходите. И по сути программи­руете свой мозг на поддержание и воспроизводство столь ненавистного вам состояния, близкого к нищете.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7