Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сопровождающие эти движения Ваши выражения



2015-12-06 529 Обсуждений (0)
Сопровождающие эти движения Ваши выражения 0.00 из 5.00 0 оценок




И можно увидеть и рассмотреть...

И стоит представить и нарисовать

картину...

И можно услышать...

Что скажут другие...

И почувствовать и ощутить...

И, наконец, сказать самому себе...



3. Определение и использование внутренних стра­тегий вашего партнера.Дело в том, что где-то глубже первичной репрезентативной системы у человека нахо­дится еще один элемент его «карты» — стратегия извле­чения последовательности модальностей. Не пугайтесь мудреного названия — за ним стоит всего-навсего некая цепочка (действительно последовательность) обработки информации, которую использует человек. Для того, чтобы определить эту самую стратегию извлечения, за­дайте простой вопрос, имеющий некоторое отношение к теме вашего взаимодействия, например: «Мы встрети­лись для того, чтобы (укажите, для чего)... Как нам лучше всего это сделать?» Внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера после вашего требо­вания. Например, они ушли «вверх вправо» (зрительно воспринимаемые образы), затем «вниз влево» (кинестети­ческие ощущения), далее «побегали» по горизонтали (аудиальные звуки и слова), после чего «ушли» «вниз вправо» (внутренняя речь) — это, кстати, может совер­шаться и очень-очень быстро. Все, дело сделано. Перед вами не просто стратегия извлечения информации дан­ным человеком, но последовательность действий, кото­рые вам надлежит осуществить с ним в ходе взаимодей­ствия: показать; дать пощупать и ощутить; поговорить о деталях и подробностях; а потом просто немного по­молчать, пока он сам с собою будет обсуждать вопрос о том, стоит ли делать это.Если хотите, можете косвен­но сообщить партнеру или клиенту об извлеченной стра­тегии: «Наверное, нам лучше сначала рассмотреть об­щую картину, потом пощупать ее детали, далее обсу­дить все это и, конечно же, позволить спросить самого себя о том, стоит ли это того». Если вы точно определи­ли последовательность смены репрезентативных систем, ответом вам будет конгруэнтность — увеличение соответ­ствия внутреннего и внешнего состояния человека (нап­ример, увеличение наклона головы, некоторое расслаб­ление и успокоение дыхания) — или просто какое-то проявление «Да» — легкий кивок, улыбка и т.п.


Многопозиционное описание реальности

Мы вынуждены были столь подробно остановиться на проблеме репрезентативных систем вовсе не потому, что она того заслуживает, а в основном из-за того, что просто плохо понимается и воспринимается. Хотя нельзя не от­метить, что, например, вышеописанная процедура извле­чения бессознательных стратегий используется в класси­ческом НЛП для переноса эффективных стратегий. И, например, для многих малограмотных субъектов, одного только обучения применения «эффективной» последова­тельности движений глаз перед написанием малоизве­стного слова (например той, которую он использует в ка­честве внутренней стратегии при «опознании» марок ав­томобилей) оказывается достаточным для того, чтобы резко повысить уровень грамотности любого из современ­ных Митрофанушек...

Теперь — куда более коротко — рассмотрим вторую из анонсированных в данной главе тем: многопозицион­ного описания реальности. Иначе — в классическом НЛП — это называется еще и пять перцептивных пози­ций, позволяющих рассмотреть любой процесс и/или явление с различных точек зрения, а в результате по­нять его глубже и всестороннее.

Первая позиция — это пребывание внутри себя, ко­гда вы живете здесь и сейчас, а, главное, смотрите на мир своими собственными глазами. Вторая позиция — это вы же, но уже притворяющийся кем-то или чем-то другим благодаря своему воображению, которое способно свободно перемещаться в виртуальном пространстве. В этой позиции восприятия вы на какое-то время перестае­те быть самим собой, а, наоборот, как бы становитесь другим, пытаясь, как это часто говорят, «влезть в его шкуру» и/или посмотреть на все это с его точки зрения».

Третья позиция — это вы, который как бы отходит в сторону и от себя, и от другого, и становится сторонним наблюдателем, изучающим систему ваших отношений как своеобразный отстраненный эксперт (см. рис. 2).



2-я позиция

1-я позиция

я

Он

3-я позиция

Эксперт

 


Рис.2

Данные три позиции восприятия были выделены еще в раннем Нейролингвистическом программировании и до сих пор еще активно используются для получения полной и всесторонней картины, например, взаимоотношений. Однако впоследствии к ним прибавились еще две позиции восприятия: четвертая и пятая.

Четвертая позиция — это вы и другой, рассматри­ваемые как единая система, что вполне соответствует принципу «общих интересов», и позволяет определить не только интересы этой самой системы, но и ее перспекти­ву. Любопытно, что именно четвертая позиция соответ­ствует тому самому альтернативному как эгоизму пер­вой позиции, так и альтруизму позиции второй чувст­ву «Мы», каковое ныне считается главным критерием (т.е. достаточным и необходимым условием) возникнове­ния группы как общности (например, семья рождается тогда и только тогда, когда на смену эгоистическому «Мне выгодно, и потому так и будет» или альтруистиче­скому «Тебе выгодно, а, значит, так тому и быть» рож­дается социоцентрическое «Нам, как семье, выгодно»: а иначе это не семья, а временный союз одиночек).



2-я позиция

1-я позиция

я

Он

4-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция

Эксперт

 


Рис. 3

Что же касается пятой позиции, то это вы, времен­но потерявший границы своей индивидуальной сущно­сти, и слившийся с другим до полной потери обеих са­моидентичностей, что, если и бывает, то у очень немно­гих и в редкие мгновения подлинной интимности. А поскольку другим может выступать не только отдельный человек, но и весь мир в любых своих проявлениях, пя­тая позиция суть утрата границ собственной личности и ощущение всеобщности, когда все и вся едино...



2-я позиция Он

1-я позиция я

5-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция Эксперт

 


Рис.4


Ассоциация и диссоциация

Понимание различий перцептивных позиций дает ключ к осмыслению двух широко используемых в Ней­ролингвистическом программировании описаний харак­тера фиксации и использования опыта: ассоциирован­ного и диссоциированного. Впервом случае — ассоции­рованного опыта — речь идет о презентации чего-то воспринимаемого и/или вспоминаемого с первой (собст­венная точка зрения) или второй (точка зрения другого) позиций восприятия, но как бы из своих глаз, когда се­бя самого вы ну никак не видите в реальной или вооб­ражаемой ситуации. Во втором случае — диссоцииро­ванного опыта — мы, наоборот, как бы видим себя в этом опыте со стороны, что, в принципе, соответствует третьей позиции восприятия. Кстати, перевод воспомина­ний из ассоциированного в диссоциированный варианты означает переработку этого воспоминания, что, конечно же, более всего в связи с воспоминаниями неприятными и болезненными. Так, давнишнюю аварию вы можете вспо­минать ассоциированно — например, как бы видя из сво­их глаз сминаемый в гармошку капот, и диссоциирован­но — как бы видя со стороны себя в разбитой машине. Ассоциированность в воспоминании означает, что оно все еще настолько свежо в памяти, актуально и насуще, что без соответствующей проработки может превратиться в психотравму, а то и фобию. Диссоциированность. же от воспоминания значит, что оно само собой переработалось и уже не ощущается как болезненное.

Выше мы преимущественно говорились о воспомина­нии и восприятии неприятного, но это только потому, что в НЛП-психокоррекции мы редко имеем дело с чем-то приятным. Если же брать проблему ассоциации-диссоциации более широко, то тогда окажется, что одна из ипостасей мудрости жизни выглядит так:

Ассоциируйтесь со всем приятным (ибо только так вы можете его ощутить вполне исполна) и

Диссоциируйтесъ от всего неприятного (поскольку только тогда оно вас как бы даже и не затронет).


Упражнение 6.

-> Используя в качестве ключей доступа словоупот­ребления и физиологию, определите предпочитаемые репрезентативные системы не менее чем десяти своих знакомых. Закончив, разберитесь с тем, кем являетесь вы сами — «визуалом», «аудиалом», «кинестетиком» или «дискретом».

-> Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.

Упражнение7.

-> Выучив наизусть схему глазных ключей доступа в течении недели (не меньше) потренируйтесь в опреде­лении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 8.

-> Пригласив любого из своих знакомых и предоста­вив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.

-> Достаточно в этом преуспев, приступайте к отра­ботке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фра­зы. Обратите внимание, что ваши глаза должны дви­гаться зеркально (или асимметрично) — т.е. для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструиро­вания.

-> На не менее чем десяти партнерах потренируйтесь в определении их внутренних стратегий. Выявленные стратегии «отыграйте» или просто используйте.

Упражнение 9.

-> Попробуйте глубже понять какого-либо из действи­тельно близких вам людей, последовательно применяя три (больше пока не надо) позиции восприятия: — первую(как бы глядя на него из своих глаз)


вторую(как бы глядя на себя из его глаз)

третью(как бы глядя на ваши взаимоотношения со стороны.

Для облегчения работы используйте разложенные на полу листы формата А4 с обозначениями «Я», «Он» и «Эксперт» (см. рис. 3), по которым и перемещайтесь, меняя позицию восприятия.

Упражнение 10.

-> Вспомните любую из своих действительно крупных неприятностей, определите ассоциированы ли вы в нее до сих пор (т.е. как бы видите происходящее из своих глаз), затем диссоциируйтесь из нее (как бы выйдите из своего тела и увидьте себя в неприятности со сторо­ны) и изучите различия во впечатлениях и восприяти­ях опыта, испытав заодно заметное облегчение.

Глава 3. Раппорт и калибровка

По результатам исследований факторов эффективности психотерапии, именно раппорт является главным усло­вием результативности психотерапевтических интервен­ций и вообще — результата любой психокоррекции. Од­нако именно и только в НЛП проблема организации и осуществления раппорта получила наиболее адекватное воплощение, причем не только лишь в теоретическом, а, наоборот, в весьма практическом, а, точнее, инструмен­тальном плане. Поскольку только Нейролингвистическое программирование прямо и непосредственно постулиро­вало, что для эффективного изменения людей необходи­мы не только (и не столько) эффективные психотехноло­гии, но и (сколько) прочный и точный раппорт.

Сущность НЛП-раппорта

В Нейролингвистическом программировании раппорт обычно презентируется так (по материалам семинаров ИГиСП: автор текста неизвестен. С изменениями).


1. Раппорт это глубокое чувство взаимного дове­рия и легкости, которое позволяет нам хорошо кон­тактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт — это предвари­тельное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один.

2. Люди знают, когда они в раппорте или не в рап­порте, но не всегда могут установить, как они прихо­дят к раппорту или что делать, если уровень раппорта меняется.

3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого конфликт.

4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Люди устанавливают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами.

5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и т.д. так же, как и к со­держанию разговора, может эффективно поднять рап­порт на новый уровень.

6. Когда мы не «совпадаем» предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и т.д., мы можем не до­пустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации.

7. Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желае­мом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и т.д. так, что другой человек естественно за ними следует. В общем, мы «сначала подстраиваем­ся, затем ведем».

8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека.

9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте самому с собой. Если в нашем собст­венном внутреннем мире есть конфликт, мы будем об­ращаться к другим со спутанными посланиями.


Для того, чтобы создать раппорт на отличном от при­вычного нам, более глубоком бессознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеоб­разную цепочку: присоединение, закрепление и ведение (которую, правда, часто сводят только к двум фазам: подстройки и ведению, поскольку давно доказано, что если вам удастся добиться хорошей подстройки, в даль­нейшем вы действительно можете «вести» человека в нужном вам направлении).

Этапы создания раппорта

Согласно «классической» схемы, в начальном этапе этой цепочки — присоединении — преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (кли­ента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельст­вующей об открытости к общению.

В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, т.е. как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.

В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на пред­лагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партне­ра (клиента) на выполнение нужной программы и разви­тия общения с ним в интересующем вас направлении.

Поддержание и сохранение раппорта

Для поддержания и сохранения раппорта во время ПК и просто общения, специалисты по Нейролингвисти­ческому программированию рекомендуют время от вре­мени задавать себе следующие вопросы:


" В раппорте ли я (все еще)?

Что мне нужно сказать или сделать, чтобы соз­дать (еще лучший) раппорт?

Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание?

По мнению М. Гриндера («Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике»), для полного рап­порта достаточно отражать (по отдельности, а не все сра­зу) поведенческие характеристики партнера (клиента) в указанных пропорциях:

• Тело (поза) — 50% движений и положений тел;

• Дыхание — 100% темпа и ритма дыхания;

• Жесты — 100% основных жестов;

• Лицо и глаза — 70% направлений взгляда и вы­ражений лица;

• Язык (голос) — 100% темпа и тона речи.

В связи с исключительной важностью раппорта для осуществления эффективной психокоррекции (по утвер­ждениям очевидцев, М. Эриксон, например, в последний период своей работы осуществлял психотерапевтические интервенции без словесных воздействий, т.е. только за счет невербального ведения), коротко разберем основные его формы и виды.

Основные виды подстройки

Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер («NLP. Полное практи­ческое руководство»), вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.

1. Физиология:поза и телодвижения.

2. Голос:тон, темп речи и прочие характеристики.

3. Язык и образ мышления(точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система пред­ставления.

4. Убеждения и ценности:то, во что люди верят и что считают важным.

5. Личный опыт:поиск общей основы в профессио­нальной деятельности и интересах.

6. Дыхание:утонченное, но очень мощное средство подстройки.


3 Зак. 2731



Основываясь на материалах данных авторов, рас­смотрим все эти варианты установления раппорта чуть более подробно.



2015-12-06 529 Обсуждений (0)
Сопровождающие эти движения Ваши выражения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сопровождающие эти движения Ваши выражения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)