Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) является одной из форм проведения групповых занятий со студентами вузов, имеющей своими целями более глубокое усвоение обучаемыми лекционного материала, развитие у них умения целенаправленной работы с научной, нормативной и учебной литературой для самостоятельного добывания новых знаний, приобретение навыков публичных выступлений, ведения дискуссий и т.д.

Готовясь к семинарскому занятию, студент вначале должен ознакомиться с его планом и вопросами, выносимыми на обсуждение, а также с перечнем рекомендованной литературы. Затем существо обсуждаемых проблем изучается с использованием лекционного материала, рекомендованных учебников, нормативных актов и научной литературы. Оправдывает себя при этом обращение к различным справочникам, словарям и иным подобным изданиям, содержащим чёткие определения исследуемых понятий и краткую их характеристику. Информацию, почерпнутую из рекомендованной литературы в результате её изучения, следует письменно зафиксировать в своих конспектах, что, одной стороны, способствует её лучшему запоминанию, а с другой - упрощает последующую подготовку к экзаменам. При появлении неясных вопросов следует чётко сформулировать их для последующего получения ответа у преподавателей или сокурсников.



Усвоив существо изучаемой проблемы, следует продумать порядок её изложения при выступлении на семинарском занятии, увязав рассматриваемый вопрос со своей нынешней или будущей профессиональной деятельностью.

При проведении семинарских занятий их руководитель может использовать различные способы контроля за подготовкой слушателей: групповое обсуждение вопросов, сформулированных в плане; индивидуальные собеседования с отдельными студентами; проведение письменной контрольной работы; заслушивание докладов и сообщений по наиболее сложным вопросам темы и их последующее обсуждение. Возможно также решение задач по теме семинара, требующих умения применять правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям. Периодически возможны приглашения на занятия специалистов из органов государственной власти Тверской области, непосредственно связанных с формированием и реализацией правовых предписаний (Законодательного Собрания, Правового управления областного Правительства и т.д.). Конкретная форма проведения занятия выбирается преподавателем с учётом состава учебной группы, уровня её подготовки и иных обстоятельств. Итогом проведения семинарского занятия является индивидуальная оценка знаний опрошенных студентов.

Программой предусмотрено проведение семинарских занятий по темам 3 (Сущность, типы и функции государства), 7 (Сущность, принципы, функции и типы права) и 15 (Личность, право, государство).

Готовясь к данным занятиям студенты должны использовать ту основную и вспомогательную литературу, которая рекомендована соответствующим разделом программы к каждой из тем курса. Возможно использование и иной, самостоятельно подобранной студентами литературы.

При подготовке ответа на первый вопрос семинарского занятия по теме №3 вначале необходимо уяснить понятие социальной власти и ее назначение в системе управления обществом. При этом следует иметь в виду, что государственная власть является одной из разновидностей социальной власти, которая характеризуется рядом характерных признаков (универсальность, публичность, опора на принуждение, осуществляется профессиональными чиновниками и т.д.).

Формулируя ответ на второй вопрос, необходимо обратить внимание на тот факт, что термин «государство» понимается, как минимум, в трех значениях: как синоним термину «страна», как особый способ организации сообщества индивидов, проживающих на определенной территории, и, наконец, как совокупность органов государственной власти. Далее необходимо дать определения всем названным вариантам искомого понятия и охарактеризовать их признаки.

При характеристике сущности государства в рамках третьего вопроса следует исходить из того, что сущность государства многоаспектна и исторически обусловлена. Соответственно, она определяется тем, с каких позиций и в какой период истории рассматривается. Однако, в конечном счете, она определяется тем, чьим интересам служит государство и чьи интересы защищает.

Готовясь по пятому вопросу, студенты должны исходить из того, что функции государства являются важной его характеристикой, поскольку позволяют уяснить его назначение в структуре общества. Они условно делятся на две большие группы, в зависимости от сфер реализации, на внешние и внутренние. Далее дается перечень этих функций и раскрывается их содержание.

В рамках ответа на шестой вопрос следует исходить из того, что типология государств, в современной науке, осуществляется в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. Далее называются виды государств, выделяемые в зависимости от указанных критериев и кратко характеризуются их особенности.

Готовясь к ответу на первый вопрос семинара по теме № 7, студенты должны уяснить, что понятие права многоаспектно. Соответственно, прежде чем давать его определение, необходимо уточнить, с какой стороны рассматривается искомое понятие. Речь идет о его понимании в объективном и субъективном смысле, а также, в зависимости от источников, можно вести речь о позитивном и естественном праве.

При подготовке ответа на второй вопрос необходимо исходить из того, что функции права характеризуют направления его воздействия на регулируемые отношения и поведение людей. И именно в этом контексте следует характеризовать их.

Готовясь к ответу на третий вопрос следует уяснить, что право – не единственный регулятор общественных отношений. Наиболее важным после права является мораль, поэтому именно их и следует сравнить, взяв в качестве критерия для этого, например, время возникновения, источники, критерии оценки желательного поведения, предмет регулирования и т.д.

При ответе на четвёртый вопрос следует исходить из того, что диалектический метод познания окружающего мира предполагает, что экономика является первичной по отношению к государству и праву, предопределяя их особенности. В то же время, право и государство оказывают обратное воздействие на экономику. Иными словами, указанные понятия состоят в диалектической связи. Вообще же ответ на поставленный вопрос зависит от того, в каком значении рассматривается право.

Студенты, отвечающие на пятый вопрос, должны вначале дать определение правовой системы государства, четко уяснив ее отличие от системы национального права. Далее характеризуются особенности правовой системы РФ, в том числе, в аспекте ее соотношения с международным правом. Нормативной основой для правильного понимания данной проблемы должны служить положения ст. 15 (п.4) Конституции РФ 1993г.

Отвечающий по шестому вопросу должен учесть, что к числу критериев для группирования национальных правовых систем относятся, к примеру, общность источников, структура права, исторический путь формирования. Соответственно этому выделяют континентальную, англо-саксонскую, религиозные и традиционные семьи права. Далее необходимо охарактеризовать каждую из них и определить место правовой системы РФ в данной классификации.

Готовясь к семинару по теме 15, студентам следует уяснить, что основой фактического положения личности в государственно-организованном обществе является его правовой статус. Соответственно, при подготовке на первый вопрос надо чётко уяснить, что представляет собой правовой статус личности, из каких компонентов он состоит и регулируется в современных условиях. При этом следует обратить внимание на то, что в настоящее время государства не являются свободными при определении правового статуса своего населения, а «связаны» универсальными международными гуманитарными стандартами, установленными международным сообществом. Основой этих стандартов выступает т.н. «Международная хартия прав человека». Ответ на второй вопрос предусматривает дачу определения понятия «основные (конституционные права и свободы) личности», характеристику их особых свойств и разновидностей.

При ответе на третий вопрос необходимо дать определение основных обязанностей личности, назвать те из них, которые закрепляются практически всеми современными конституциями (соблюдение законов, уплата налогов и защита отечества) и, что особенно важно, объяснить роль (назначение) основные обязанностей в структуре правового статуса личности.

В рамках ответа на четвёртый вопрос необходимо охарактеризовать те условия и средства, с помощью которых современные государства обеспечивают реальность провозглашаемых ими прав и свобод человека и гражданина.

Ответ на пятый вопрос семинара должен целиком основываться на нормах действующей Конституции РФ 1883 г. (главы 1 и 2), посвящённых регламентации взаимоотношений личности и государства.

Подготовка к практическим занятиям, предусмотренным программой учебной дисциплины «Теория государства и права», требует от студентов предварительного изучения теоретического материала по соответствующей теме, а затем самостоятельного выполнения тех заданий, которые предусмотрены планами занятий.

3.5.2. Методические указания по написанию и защите курсовых работ

Подготовка и последующая защита курсовой работы является одной из форм контроля со стороны преподавателя за качеством освоения студентами соответствующей учебной дисциплины. Своими целями они имеют углубление знаний по наиболее актуальным вопросам теории государства и права, развитие у обучаемых умения квалифицированно анализировать необходимую научную литературу, действующие нормативные акты, материалы юридической практики, обобщать содержащуюся в них информацию и формулировать на этой основе собственные выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего отечественного законодательства, оптимизацию существующих властных структур и т.д.

Выполнение курсовой работы представляет собой спланированный исследовательский процесс, включающий следующие основные стадии:

- выбор темы;

- составление плана исследования;

- подбор и изучение необходимой научной литературы, нормативных актов и материалов юридической практики;

- обработка и обобщение собранной информации;

- оформление курсовой работы и представление её на рецензию;

- устранение замечаний, сделанных рецензентом;

- защита курсовой работы.

При выборе темы из предложенного выше перечня желательно, чтобы она входила в круг научных интересов студента, соответствовала характеру и перспективам его практической деятельности по основному месту работы, а также создавала задел для будущей дипломной работы. Избранная тема согласуются с преподавателем. При этом возможна её конкретизация и уточнение применительно к интересам и возможностям студента.

Выполнение курсовой работы начинается с разработки плана исследования. Хорошо продуманный и чётко структурированный план позволяет обеспечить качественное и последовательное изложение избранной проблемы, избежать пробелов и повторений, рационально организовать свой труд и, как следствие, сэкономить время. В него обычно включают вопросы, позволяющие осветить теоретические и правовые основы исследуемой проблемы, а также практические аспекты её реализации. Готовый план целесообразно согласовать с руководителем курсовой работы. При составлении плана необходимо структурировать его таким образом, чтобы он предусматривал изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы, анализ практики её реализации и разработку предложений, направленных на совершенствование правовых основ построения и функционирования исследуемого явления, процесса, объекта.

Подбор и изучение литературы, необходимой для раскрытия избранной темы, выступает важнейшей предпосылкой подготовки качественной курсовой работы. Основу научно-нормативной базы исследования должны составлять действующие нормативные акты (федеральные, региональные, муниципальные и локальные), регламентирующие исследуемую проблему, учебная и справочная литература, научные статьи и монографии. Возможно использование также и Интернет-ресурсов, однако они должны быть творчески переработаны и выверены. Помимо учебников и монографий, весьма полезным будет использование различных научных статей из таких журналов, регулярно публикующих новейшие материалы по вопросам государственного и муниципального управления, как «Государство и право», «История государства и права», «Законность», «Журнал российского права», «Право и политика», «Правоведение», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Проблемы теории и практики управления», «Государственная служба», «Муниципальная власть», «Муниципальное право» и другие.

Подобранная литература должна быть добросовестно изучена, необходимые материалы из неё законспектированы или ксерокопированы.

После получения студентом представления о сущности исследуемой проблемы он письменно излагает содержание вопросов, обозначенных в плане работы. Данное изложение должно быть чётким, аккуратным и понятным. При этом должна использоваться профессиональная терминология и соблюдаться правила грамматики. Сокращения слов (кроме общеупотребительных) не допускаются.

Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц машинописного текста.

Обязательными структурными частями работы являются: титульный лист, оглавление (план исследования с нумерацией страниц), введение, основная часть (три-четыре вопроса или главы, разбитые при необходимости на параграфы), заключение, список использованной литературы и приложение (образцы титульного листа, оглавления, списка использованной литературы приводятся ниже).

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, кратко характеризуется научно-нормативная база исследования (использованная литература), определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, а также использованные методы исследования. Объем введения: 2-3 страницы.

В основной части раскрываются теоретические и правовые основы исследуемой проблемы, её история и т.д., а также анализируется её современное состояние. На основе проведенного анализа выявляются проблемы, характерные для объекта (предмета) исследования, после чего формулируются выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства, оптимизацию изучаемой деятельности или соответствующих организационных структур. Отсутствие таких предложений является основанием для выставления отрицательной оценки за работу.

В заключении в сжатой форме излагаются обобщенные итоги проведенного исследования.

Список использованной при раскрытии избранной темы литературы составляется в соответствии с требованиями действующего ГОСТа.

Чистовой вариант курсовой работы оформляется в компьютерном исполнении с использованием шрифта «Times New Roman», размер 14, интервал - 1,5, красителем черного цвета, формат листа А-4.

Изложение текста осуществляется только на одной стороне листа. При его размещении на странице следует оставлять поля (слева и снизу – 25 мм; сверху – 20 мм; справа – 10 мм). Страницы работы нумеруются, начиная с третьего листа (введение). Номер располагается сверху текста по центру страницы, размер шрифта - 10.

Важной составной частью дипломного сочинения является список использованной литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание на то, что с 01. 07. 2004 г. введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы для научного исследования.

Полный текст ГОСТа размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm.

Согласно этим правилам, вначале списка использованной литературы располагаются нормативные акты (в соответствии с их юридической силой). Затем приводятся книги, статьи из сборников, справочная и иная литература (строго по алфавиту).

Статьи из периодических изданий (располагаются в порядке обратной хронологии). При большом количестве использованных источников возможна их разбивка на разделы, нумеруемые римскими цифрами (например: I. Нормативные акты. II. Монографии. III. Научные статьи и т.д.), однако и в этом случае нумерация включенных в список использованной литературы источников должна быть сквозной. При этом каждый вид источников включается в список использованной литературы с указанием идентифицирующих его данных. Сведения о нормативных актах должны включать его наименование, вид, дату вступления в силу и источнике официальной публикации. Сведения о книгах должны содержать фамилию, инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), издательство, место и год издания, количество страниц. Если источником является не книга, а статья из сборника или журнала, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем название сборника (журнала), издательство, место и год издания, а также номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.

Примеры библиографического описания различных разновидностей использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

 

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания : федеральный закон № 5-ФЗ от 14 июня 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 8. - ст. 801.

О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 22. - ст. 2663.

О Правительственной комиссии по проведению административной реформы : постановление Правительство РФ от 31 июля 2003 г. № 451 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 31. – Ст. 3150.

 

Книги с одним автором:

 

Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. – М. : изд–во РАГС, 2003. – 268 с.

Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа : науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону : изд–во СКАГС, 2000. – 319 с.

Книги с двумя авторами:

 

Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.

Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов-на Дону : МарТ, 2000. – 252 с.

 

Книги трёх авторов:

 

Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д.Ф. Аяцков, С.Ю. Наумов, Е.Н. Суетенков. – Саратов : изд–во ПАГС, 2001. – 135 с.

Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом : обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М.; Екатеринбург : Рос. экон. акад.; Деловая книга, 1998. – 232 с.

Кибанов, А. Я. Управление персоналом : регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2000. – 575 с.

 

Книги четырех авторов:

Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999. – 189 с.

 

Книги, описанные под заглавием:

Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.]. – Минск : УП "Технопринт", 2002. – 387 с.

Управление персоналом : учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.] ; под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 511 с.

 

Словари и энциклопедии:

 

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.

Социальная философия: cловарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2003. – 558 с.

Чернышев, В. Н. Подготовка персонала : словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2000. – 143 с

Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. – М. : Экономика, 1999. – 1055 с.

Статьи из сборников:

 

Бакаева, О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юристъ, 2003. – С.51-91.

Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин // Практический менеджмент персонала. – М. : Юристъ, 1998. – С. 395-414.

Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. – СПб. : Наука, 1993. – С. 79-82.

Статьи из газет и журналов:

 

Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов //Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 2-6.

Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 136-150.

Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. – 1999. – 2 марта.

 

Полностью готовая курсовая работа представляется в методисту заочного отделения лично студентом не позднее 2-х недель до очередной сессии для её рецензирования научным руководителем.

После получения рецензии студенты обязаны внимательно ознакомиться с полученным отзывом, обратив особое внимание на отмеченные в нем замечания и недостатки. Те из них, которые требуют письменной доработки, устраняются в указанные преподавателем сроки. Ответ на замечания, необходимые для более четкого уяснения авторской позиции по тем или иным сложным или спорным вопросам, обдумываются автором и излагаются в устной форме в ходе защиты.

Для своего выступления в ходе защиты курсовой работы студенты готовят доклад. Помимо обоснования важности избранной темы, целей и задач проведенного изыскания в тезисах доклада характеризуются его итоги, и дается ответ на замечания научного руководителя. Время на выступление – 7-10 минут.

Оценка за курсовую работу выставляется с учетом качества выполнения работы и результатов её защиты. Студенты, не представившие и не защитившие курсовые работы в установленные сроки, к экзаменам не допускаются.

При оформлении курсовой работы следует уделить должное внимание оформлению ссылок на используемые при написании работы нормативные и научные источники.

Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора – принципиально необходимых для государственного и муниципального служащего качествах. Применение ссылок в работе должно осуществляться в двух вариантах – либо в подстрочнике, либо внутри текста. В первом случае сноска помещается в нижней части той же страницы, на которой приводится цитата. Она отделяется от основного текста чертой и имеет постраничную нумерацию. При этом в конце цитаты ставится цифра, означающая ее порядковый номер на странице. В подстрочнике этот номер повторяется и после него указывается фамилия и инициалы автора цитируемой работы, ее название, реквизиты (город, название издательства, год издания), а также номер страницы, на которой приводимая цитата расположена в работе.

Например, в тексте работы содержится следующий оборот:

Характеризуя роль исполнительных органов в системе государственной власти, профессор В.Е. Чиркин пишет: «Принятые парламентом законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого создаются специальные органы исполнительной власти»[1]. Порядок указания первоисточника приведён в подстрочнике.

Если на одной и той же странице приводится несколько цитат из одного и того же источника, то во второй и последующей сносках фамилию, инициалы автора, а также название цитируемой работы можно не повторять, ограничившись в подстрочнике лишь указанием номера цитируемой страницы (см. сноску 2)2.

Если существует необходимость сослаться на это же издание на других страницах работы, то в подстрочнике можно указать лишь фамилию и инициалы автора, а вместо названия работы написать «Указанное сочинение» с указанием цитируемой страницы (см. сноску 3)3.

Иногда используются ссылки и внутри текста. Они применяются обычно в тех случаях, если сведения о цитируемом источнике органически вписываются в основной текст. В этом случае инициалы автора, его фамилию и название работы можно привести после цитаты в скобках.

Например, в тексте курсовой работы говорится: «Профессор В.Е. Чиркин, ведя речь об основных функциях парламента, относит к их числу законотворчество, принятие бюджета и контроль за деятельностью органов исполнительной власти (Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. /В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 214)».

Возможно и иное оформление ссылок, например, путём указания в квадратных скобках (ставятся после приведённой цитаты) номера работы, на которую делается ссылка, в общем списке использованной литературы и той страницы, на которой расположено цитируемое выражение.

Например:

Говоря об основных функциях государственного управления, Г.В. Атаманчук относит к их числу «организацию, планирование, координацию, кадровое обеспечение и контроль» [28, 46]

Ниже приводится образцы титульного листа, плана работы и примерный вариант введения.

 

Образец титульного листа курсовой работы

 

Образовательное учреждение высшего образования




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7