Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Екатерина 2 уделяла особое внимание политике просвещения




В Петербурге созданы: Государственная Академия языка и литературы, Академия художеств, Эрмитаж, возникли различные научные общества, стали издаваться журналы, активизировалась издательская деятельность, новый импульс получает театр. Стала создаваться система общеобразовательных школ: в губернских городах – 4 класса, в уездных – 2 класса. Школы создавались за счет государства.

 

За годы правления Екатерины2 понизилась способность государства управлять обществом, а также нравственные параметры российского общества. Причина: после подписания Манифеста «о вольности дворянства» и Жалованной Грамоты дворянству, дворянство превратилось из служивого сословия в праздное сословие, вольнодумцев или вальтерианцев-масонов. Получив полную свободу и усвоив либеральные идеи, дворянство, а особенно высший слой, не понимая, что эти идеи были вызваны к жизни на Западе чуждыми для России интриганами.

Французская литература содержит в себе множество отвлеченных общественных понятий и идей, которые русское дворянство поняло буквально и превратило в безусловные истины и догмы.

Результат: отрыв русского дворянства от реальной русской жизни. Это поставило дворянство во враждебное отношение к русской действительности. Это породило две особенности, характерные, для русской литературы:



Утрата способности глубокого осмысления русской действительности

Потеря самого желания этого осмысления

Комедия Фонвизина «Недоросль» примечательная карикатура на русскую жизнь. Списана она была неизвестно с какой действительности, но не с русской.

Образ жизни российского дворянина - инстин-та. Ск. эпохи. Страдая от скуки и безделья, не находя себе места, дворяне замыкались в себе, предавались нездоровым и странным утехам, либо дичали, ужесточали положение крестьян пытками на европейский манер. А ещё могли закончить жизнь самоубийством.

«Чужой среди своих, свой среди чужих»

Влияние вальтерианцев на последнее поколение дворян-ин-тов-нигилистов, когда они эти знания попытались реализовать на практике. Дворянство не смогло использовать предоставленную ему свободу мысли в позитивном направлении. Напротив, дворянство попыталось развернуть в антирусском направлении, усиливая раскол.

Либеральный процесс был остановлен самой Екатериной2. Революция во Франции положила конец политике просвещения либерализма. Екатерина2 запретила в России распространение произведений энциклопедистов, усилила цензуру и запретила масонские ложи. Запрещен был даже ввоз в Росси французских товаров.

 

Экономика.

В области экономики Екатерина2 стимулировала предпринимательскую деятельность и передала некоторые заводы в частные руки. Были созданы Дворцовый, Коммерческий и Государственный земельные банки, Ссудные и Сохранные кассы, а также Вольное экономическое общество. В целом, экономическая политика Екатерины2 привела к укреплению финансового положения страны, почти удвоилось население(34млн.чел.)

 

Царствование Александра 1. План государственных преобразований М.М. Сперанского. (31 вопрос)

Период царствования Александра 1. Он хотел осуществить кардинальный план преобразования.

Влияние на характер его деятельности оказала его бабушка Екатерина 2, самолично написавшая план воспитания Александра 1. Главным наставленником был назначен швейцарский полковник Легар, либерал-республиканец. Основываясь на либеральных идеях (могущество разума, свобода, равенство, справедливость) Легар истолковал Александру 1 Демосфена, Плутарха, Гиббона, Мабли, Руссо.

Результаты такого воспитания оказались плачевными – Александр стал воспринимать действительность как неразумную стихию, либо вовсе её не замечать.

Другим воспитателем был Муравьёв, он также воспитывал Александра1 на учениях энциклопедистов. Итог: он не мог научить Александра 1 по-настоящему русскому языку, и при решении сложных государственных вопросов был вынужден переходить на французский.

Воспитатели-либералы сделали все возможное, чтобы затруднить познание Александром русской действительности.

Александр1 с детства находился между двумя враждебными мирами: бабушки и отца, а также, между двумя идеями: Конституция и абсолютизм. Александр вырос медлительным, мнимым и праздным мечтателем, лелеющим мечту отречься от трона и поселиться на Рейне.

Вступив на престол, Александр заявил, что будет управлять народом по законам бабушки. Основная идея: создание основных законов Российской империи.

Он окружал себя ограниченным кругом «золотой» молодежи, воспитанных на французских энциклопедистах: Кочубей, Новосильцев, Сперанский, Строганов, Чертольский – Непременный Совет. Главная его задача: осуществление реформ отдаленных частей , администр. Управление России, завершающийся принятием Конституции.

В марте 1801 г. Государственный совет был фактически заменен на Непременный совет.

Он провел реформу центра: управление, по которому все комиссии были упразднены, а их место заняли министерства, подчиненные сенату. Непременный совет заявил о намерении упразднить крепостное право. Был принят специальный закон, разрешающий всем свободным лицам приобретать землю в собственность.

В феврале 1803 г. Вышел «Указ о вольных хлебопашцах», в котором говорилось о том, что помещики по договору с крестьянами могли освобождать их с землей, либо целыми деревнями , создавался особый класс вольных хлебопашцев.

НО: в то же время Александр восстанавливает Жалованную Грамоту Дворянству.

Собственно, на указе о «Вольных хлебопашцах» Александр 1 теряет интерес к внутренней политике и проявляет интерес к внешним событиям.

1805 г. – союз с Францией

1806 г. – союз с Пруссией

Александр возглавлял заграничные походы русской армии в Европе, из-за неудачи он потерял интерес к внешней политике, но вновь возрождается интерес ко внутренним событиям.

Александр 1 распустил Непременный совет, оставив приближенного к себе только одного – М. Сперанского, назначив его министром юстиции.

Сперанский был великим комбинатором самых сложных идей и скрытых замыслов европейского происхождения. Он закончил Петербуржскую духовную академию и остался там преподавать. Сперанский приступил к составлению общего плана реформ в России. Всё государственное управление делилось на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Причем они начинались с волостных учреждений носивших выборный характер.

Во главе законодательной власти – Государственная Дума, исполнительной власти – министерство, судебной – сенат. Их деятельность должна была подчинятся государственному совету, состоявшему из аристократов. Места монархам не оставалось, Россия превращалась в республику. Но для этого у Сперанского не было ни малейших политических оснований.

Самым опасным было решение крестьянского вопроса в проекте. Крестьяне получали свободу, но без земли. На практике это означало образование почти 40 минимальных армий свободных нищих в России. Ни сам Император ни один министр не могли совместить план с реальными потреблениями страны, ни с политическими возможностями, но не смотря на катастрофичность этого проекта большая часть государственного сената высказалась за его принятие, а Александр I утвердил.

Сперанский приступил к разработке новой реформы – финансовой. По разработанному им закону (1810-1812гг) все налоги удваивались, вводился прогрессивный налог с земли помещиков (10%- очень много).

Разработанные Сперанским планы вызвали всеобщее недовольство, это вынудило Александра 1 отправить его в отставку в Нижний Новгород. Но в 1819 Александр 1 вдруг назначил Сперанского Генерал-губернатором Сибири. Сперанский разработал новый план административных реформ местного характера. Александр 1 отказался от него, под давлением общественности, но решил реализовать его на окраинах России.

1815г – утверждение Конституции царства Польского, образованного Наполеоном после оккупации им польских территорий, принадлежащих Пруссии и отошедших России после венского конгресса 1815г.

Можно считать реализацией плана Сперанского и указ Александра 1 о предоставлении личной свободы всем прибалтийским крестьянам.

В самой России дискутируется вопрос об освобождении крестьян. Было предложено 3 проекта:

-1- адмирала Мордвинова

-2- графа Аркачеева

-3- министра Канкрина

По Мордвинову крепостные крестьяне освобождались за выкуп, но без земли; по Аркачееву выкуп крестьян государством, вместе с землёй, по Канкрину выкуп государством крестьян у помещиков, но это должно проходить поэтапно.

Не один из планов не прошёл, главным образом потому, что Александр 1 стал инициатором Священного Союза (Россия, Пруссия, Австрия 1815г), союзы консерваторов Александра 1 все больше убеждается в том, что основания на которых держался тот период весь политический порядок Европы – слишком неустойчив, т.к. привел к народным восстаниям едва ли не по всей Европе. Александр 1 делает поворот от либерализма к консерватизму.

24 октября 1817 года – Манифест, по которому министерство народного просвещения было слито со священным Синодом. Цель: необходимость того, чтобы истинное христианского благочестие всегда служило основанием просвещенного ума. Министром был назначен – князь Александр Голицын.

Для контроля за преподавателями общественных наук, в университетах , школах, гимназиях было образовано главное управление училищ и специальный «учебный комитет». Их обязанностью было посредством лучших учебников водворять спасительное согласие между религиозным сознанием, и умственным образованием (между верой и разумом).

Огромной заслугой в осуществлении указанной цели принадлежит академику Магницкому, члену главного управления училищ. В 1818г он проводил проверку казанского университета, и обнаружил, что тот являет собой рассадник иллюминатства.

Иллюминанты (посвященные) – члены мистико-теосотского общества, основанного в 1776г в Вейгаупте, организованного по принципу ордена иезуитов. Именно Магницкий потребовал ликвидации университета, но Александр 1 не дал согласия. Могла быть выдана специальная инструкция, которая подробно определяла направление образования и быт студентов. Преподаватели должны были исключить из своих лекций духовность, согласовывать с правой верой, а на торжественных собраниях - исполнять речи о нравственном преобразовании общества.

Это же направление стало практиковаться в других сферах жизни: в армии по инициативе Аркачеева создано военное поселение, в которых отрабатывалась практика возможных моделей организации армии.

Эта практика нашла большую поддержку со стороны крестьян, живших в этих селах. Но разворот политики от либерализма к консерватизму слишком запаздал. Деятельность масонских лож была запрещена Екатериной 2. Но в годы правления Александра 1, после заграничных походов, они стали увеличиваться, не встречая сопротивления со стороны императора. В Петербурге, в высших кругах поговаривали: «Да кто же нынче не масон?». Почти все известные государственные деятели страны состояли в тайных масонских ложах («Английской Библейское общество», «Иностранное Библейское общество», «Американская церковь методистов», «Совет иллюминантов»). Разрабатывался тайный план захвата власти, они использовали Александра 1 как удобное оружие. В качестве главных методов были выбраны:

1. Усиление и умножение в России масонских лож, тайных обществ и сект, произвольное толкование Библии в духе апостольской церкви;

2. Добиваться беспредельной свободы всех вероисповеданий, способствующих повышению недоверия к православию;

3. Всемирное распространение в России книг и журналов, направленных против православной церкви;

4. Открытое преподавание в университетах и вузах иных учений.

Главным покровителем своих замыслов Совет иллюминантов избрал ближайшего друга Александра 1 Александр Голицына, сделав его сначала министром Народного просвещения, начальником почтового департамента, президентом библейского общества.

Был выкопан огромный ров между алтарем и троном. Нужен был удобный момент для свержения самодержавия.

Неожиданная смерть петербургского митрополита и назначение митрополитом Серафима, поддерживаемого Аркачеевым, Орловым, митрополитом Фотием и Магницким, позволили донести до Александра1 действительные цели деятельности Голицына.

1821г. – Голицын отправлен в отставку. Новым министром Народного просвещения назначен Шелинов.

1822г. – указ о запрещении всем сановникам вступать в библейские общества. Но время уже было упущено.

Ещё в 1878г. Был создан Союз спасения (из гвардейских офицеров генерального штаба под руководством Муравьёва и Трубецкого). Цель была тщательно закамуфлирована. Устав: содействие искоренению зла, добиваться Конституции. В том же году поменяли название – Союз благоденствия.

 

В 1822г. Распались Северное общество (К.Рылеев) и Южное общество.

В Северном союзе господствовала конституция настроения. Более воинственно было настроено южное общество (штаб квартира в Тульчино). Оно состояло из офицеров второй гвардии Багратиона. Главой стал сын бывшего губернатора Сибирского округа Павел Пестель. У него была разработана конкретная программа «Русская правда»: насильственное изменение государственного строя России, уничтожение монархии, установление республики. Нужно было сместить (убить) царя и захватить власть, создать Временное правительство, куда должен был войти сам Пестель и Сперанский.

Все члены этих тайных обществ являлись членами масонской ложи «Трех добродетелей», подчиняющейся Великой Дерикториальной ложе Франции. Все программы и проекты были известны Александру 1.

14 декабря 1825г. – неожиданно Александр 1 умирает (якобы) от тифозной горячки (Таганрог).

По манифесту, подписанному им в 1823г., наследником должен был стать младший брат Николай, так как средний брат Константин отрекся от престола.

Этот манифест хранился в Сенате, в Государственном Совете и в Успенском Соборе в Москве. Об этом знали генерал-губернаторы Петр Милорадович и Александр Голицын. Но, возможно по сговору, манифест не был обнародован. В возникшем замешательстве члены Северного Союза распускают слухи среди солдат Московского гвардейского полка о том, что Константин не хочет отказываться от престола, что он арестован, а в стране готовится государственный переворот.

14 декабря 1825г. – день присяги Николая 1. Солдаты по призыву офицеров отказались ему присягать. К ним присоединилась часть гвардейского полка и морской экипаж (всего 2 тыс. чел.). Диктатором был назначен Сергей Трубецкой. Он не явился. Восставшими командовали Пущин и Рылеев.

Николай 1 собрал верных солдат у зимнего дворца. Офицер, которому было поручено убить царя, так и не решился выстрелить. К вечеру, когда генерал Барклай де Толь подошел к Николаю1 с просьбой приказать «очистить площадь картечью или отказаться от престола что это значит», Николай1 приказал дать холостые выстрелы. Солдаты рассеялись после двух залпов картечью.

Обвинительный приговор: Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Рылеев был приговорен к смертной казни, все остальные были сосланы в Сибирь.

Какова была роль Александра 1 в этой политической авантюре? Вызывал много вопросов сокрытием им от народа и от Николая1 манифеста, но об этом знал Голицын, уже отстраненный от государственных дел. Но ещё больше настораживали те надежды, которые возлагались на Александра 1 президентом Английского библейского общества и главой Американской церкви лютерантов(?) Ватсоном.

 

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)