Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ограничивающие убеждения



2015-12-06 2998 Обсуждений (0)
Ограничивающие убеждения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ряд страхов перед жизнью характерны для общества, и они закреплены в целой россыпи ограничивающих убеждений. Часть этих убеждений мы повторяем, как пословицы и поговорки, например: «Не суйся в воду, не зная броду», «Поперед батьки в пекло». Эти две поговорки закрепляют страх быть первопроходцем.

Сюда же относятся и следующие убеждения: «Каждый сверчок знай свой шесток», «Знай свое место», «Не высовывайся». Эти выражения – о табели о рангах. Они поднимают гордыню одних за счет унижения других.

Такие убеждения, как «Не делай добра – не получишь зла» - итог горького опыта, переживания травмы предательства. Это страх быть преданным еще раз.

Убеждения: «Худой мир лучше доброй ссоры», «Не выноси сор из избы» приветствует пацифистские настроения, но позволяют распускаться хамству, делают его безнаказанным. Последняя поговорка закрепляет страх перед общественным мнением.

Ограничивающие убеждения – это оценка пережитого опыта, но, как всякая оценка, она может быть верной или не верной. Эта оценка может быть верной и полезной для одних случаев и совершенно неверной и вредной – для других.

«От добра добра не ищут», «Лучшее – враг хорошего» - эти оценки относятся к средней, безопасной жизни. Они говорят о том, что попытки исправить хорошее на прекрасное могут все испортить. Но могу и не испортить! Гении культуры не оставили бы после себя бессмертных творений, если бы не доводили их до идеала. Пушкин и Толстой правили каждую строчку своих произведений, пока они не становились совершенными.

Используя ограничивающие убеждения, как правила для жизни, мы рискуем «петь под чужую дудку», подчиняясь исторически сложившимся страхам.

Ограничивающие убеждения поддерживают пессимистическую Картину Мира. Глубоко укоренившись в бессознательном, такое мнение начинает работать, как программа-паразит, и выстраивает жизнь так, чтобы подтвердить самое себя.

Широко распространены личностные убеждения типа:

«Любви не бывает»,

«Я не могу быть любима\любим»,

«Без любви не стоит жить»,

«Я никому не нужна/нужен»,

«Все мужчины плохие (подлецы)»,

«Все женщины бессердечны (стервы)»

«Женщины подавляют мужчин»,

«Женщина – глупое существо (баба – дура)»,

«Мужчины слабее женщин»,

«Женщинам\мужчинам нельзя доверять»,

«Никому нельзя верить»,

«Успех правдой не достичь»,

«Жить трудно»,

«Работать тяжело»,

«Они вмешиваются в мою жизнь»,

«Родители не дают мне стать самостоятельным\самостоятельной»,

«Родители должны обеспечивать детей»,

«Они мне должны»,

«Дети должны получить высшее образование»,

«Они без меня не справятся»,

«Забота о других важнее, чем забота о себе».

«Жизнь – это борьба»,

«Правительство виновато»,

«Я нуждаюсь в защите и покровительстве»,

«Я во всем виновата\виноват»,

«Я – самая плохая»,

«Я - маленький человек»,

«Я не справлюсь»,

«У меня ничего не получится»,

«Нельзя никого обижать»,

«Старшие всегда правы»,

«Когда старшие говорят, надо слушаться».

 

Отметьте, какое из этих убеждений задело, «зацепило» вас, когда вы читали эти строки. Значит, это убеждение касается вас и необходимо его проработать. Встречаясь с ограничивающими убеждениями, необходимо спросить себя : «А так ли это?». Это упражнение мы используем в курсе «Становление личности». Оно помогает быть осознанным в каждый момент времени и отпустить ненужные уже правила.

Задайте себе вопросы: А так ли это? Всегда ли это работает? Вы действительно можете сказать, что исключений из этого правила не бывает? Посмотрите на это убеждение с разных точек зрения, приведите примеры из своей жизни и жизни других людей.

Полезно ли для вас это правило? Что оно дает вам в вашей жизни? Каковы его следствия? Ваше ли это мнение, и чье оно на самом деле?

Теперь посмотрите, согласны ли вы все еще с этим убеждением?

Когда ограничивающее убеждение всесторонне рассмотрено, оно теряет силу, перестанет быть всеобъемлющим, подавляющим. Для вас это больше не истина в последней инстанции, это только один из вариантов опыта. Теперь это убеждение перестанет быть подсознательной программой, формировать ваши мысли и влиять на решения, а значит, создавать вашу судьбу.

Жизненное кредо

Мой дорогой читатель и теперь уже единомышленник (раз уж Вы дошли до этой главы)! Прежде, чем Вы начнете читать этот материал, я от души советую приготовить ручку и писчую бумагу и выбрать время и место, где Вам никто не помешает. Прямо сейчас у Вас есть шанс найти и изменить те негативные, скрытые в подсознании программы, которые управляют Вашей жизнью.

 

Убеждения – это наше жизненное кредо. Они опускаются в подсознание и действуют помимо сознания, являясь силой, направляющей личность по определенному пути, и действуют независимо от воли и желаний человека. Таким образом, наши убеждения создают нашу судьбу.

Психологический прием, позволяющий вскрыть основополагающее убеждение или самую актуальную, корневую проблему жизни человека – работа с первым воспоминанием.

Настройтесь сейчас на свое детство. Какое самое раннее из ваших воспоминаний приходит на ум? Прямо сейчас подробно запишите это воспоминание, это очень важно.

А теперь сформулируйте одной - двумя фразой то, что вы чувствовали тогда, суть происходившего события. Запишите эти фразы.

Слова, которые вы выбрали для описания этого события, часто говорят сами за себя – перечитайте их внимательно. Чаще всего в этих словах кроется основополагающее убеждение, жизненное кредо – подсознательная программа, которая управляет поведением человека.
Если это убеждение ограничено или неверно, рассмотрите его так, как описано в предыдущей главе. Когда оно потеряет силу, вновь вернитесь к упражнению «Первое воспоминание». Теперь, скорее всего, придет другой фрагмент вашего детства.

Рассмотрим этот процесс на примере моих первых воспоминаний.

Эпизод «На бревнах».Много лет я вспоминала одну и ту же сценку из своего детства, когда, в возрасте около 7 лет я сидела одна в углу двора на бревнах и плакала, подавляя злые слезы. Меня наказали за то, что, не предупредив родителей, я ушла по поручению учительницы домой к одному из моих одноклассников. Мне было велено отнести записку о его плохом поведении. Этот мальчишка действительно плохо себя вел, поэтому я восприняла поручение ответственно.

Мы жили в Чите, мальчик жил далеко, и возвращаться нужно было через сосновый лесок, заросший цветущим багульником. Я шла домой медленно, с восторгом наблюдая окружающий мир. Между тем стемнело, и встревоженные родители вышли меня искать. Они нашли меня на улице, когда я глазела на освещенные витрины, молча отвели домой, а утром папа стал со мной разбираться. Он спросил: «Неужели ты не думала, что мы о тебе беспокоимся?» Я действительно была настолько увлечена прогулкой, что действительно не вспоминала о родителях. Я ответила чистую правду. Он сказал: «Раз ты о нас не думаешь, можешь идти куда хочешь».
Он не ожидал, что я встану и уйду. Я вышла на улицу, села на бревна в уголке двора и растерянно думала – куда же мне идти, ведь папа выгнал меня.

Конечно, я заплакала. Мне казалось, что я не виновата, ведь я выполняла поручение. И в то же время родители действительно испугались за меня. Тогда я действительно не представляла себе, как страшно родителям потерять ребенка в большом городе. Я не могла понять, как поступать правильно, я так и осталась в растерянности.

Затем за мной послали братьев, и они привели меня домой.

Суть этого воспоминания была записана фразами: «Я обидела родителей, но я выполняла поручение учительницы. Я виновата, что не торопилась домой, но мне было интересно». Глубокая растерянность – кого слушать, учительницу или папу, породили многолетнюю неуверенность в себе. Страх обидеть кого-либо заставлял меня испытывать чувство вины, когда я занималась тем, что мне было интересно, забывая обо всем на свете. Сформировалось жизненное кредо: «Думай о других, а потом о себе. Поставь свои интересы на последнее место».

После разбора этого воспоминания это убеждение стало терять силу, и ему на смену пришло следующее воспоминание. Оно относилось к трехлетнему возрасту.

Воспоминание «Часы». Мама из другой комнаты спрашивает меня: «Доченька, сколько времени? Передо мной часы, но я не знаю цифр. Я говорю первые числа, которые пришли мне в голову. Я сконфуженно понимаю, что говорю неправду. И, хотя это забавный эпизод, все же он вспоминался тогда с чувством некоторой неловкости и стыда. Суть воспоминания, сформулированная коротко, выглядит так: «Я обманула маму. Я на самом деле не знаю цифр. Я ввела ее в заблуждение. Я виновата».

В нашей семье не терпели лжи. Вранье было вселенским позором, это выглядело, как самое большое преступление. Мне до сих пор очень трудно врать, даже когда я защищаю себя в критических ситуациях.

Вина перед мамой высветилась этим воспоминанием. Мы с мамой всегда очень тепло относились друг к другу, но я не могла все рассказать ей о моей жизни, просто потому, что я щадила ее. Неполная правда – это тоже разновидность вранья, и в итоге я всегда была виновата. Я старалась бессознательно скомпенсировать вину заботой о маме, и незаметно стала гиперответственной за ее судьбу и здоровье. У мамы в ответ сформировалась зависимость от меня.

Вторая нота в итоговой формулировке – вина за то, что я не знаю цифр. Мне не пришло в голову, что мама это знала, и этот вопрос был просто шуткой или стремлением развлечь меня. Видимо, она была очень занята, не могла подойти ко мне, и разговаривала со мной из другой комнаты, чтобы я не чувствовала себя одинокой.

По малости лет я не могла всего этого учесть. Я действительно почувствовала вину за свое несовершенство!

Результатом стал подсознательный перфекционизм – стремление все делать самым лучшим образом. Часто эта программа двигала меня вперед, но частенько мешала, когда рядовые и неважные дела, ненужные мне обязанности я исполняла на отлично, тратя на это массу времени и сил. Я жертвовала собой, своим отдыхом и сном ради того, чтобы выполнить обязанности наилучшим образом. Это получалось независимо от моей воли, справиться с этим было невозможно.

Сейчас эта программа изменилась. Я стараюсь делать только то, что действительно хочу делать, и я чувствую глубокое удовлетворение, когда мои самые малые дела сделаны блестяще. Я экономлю время и силы на другом - отказываясь от формальных дел и ненужных долгов.

По мере проработки и это старое негативное убеждение рассеивается, и на первый план выходит новое, еще более раннее воспоминание, освещая очередное убеждение, ставшее актуальным теперь.

«Как прекрасен мир».Я дома, совсем еще маленькая, мне годика полтора, я дома и мама хлопочет где-то недалеко. Я на цыпочках стою у окна и, затаив дыхание, наблюдаю, как с заиндевевших стекол стекают по подоконнику капельки воды в бутылку, подвешенную на веревочке сообразительным дедом.

Мы жили тогда с родителями – геологами в Якутии, там были холодные темные зимы, но не это поразило меня, а наплывы толстого льда на стекле, которые выглядели так завораживающе. Этот лед плавился от тепла печки, и я долго смотрела, как капельки воды стекаются в струйки. Меня совершенно не трогало, что мы жили в холоде и в сырости, я этого даже не замечала.

В этом переживании основным является чувство восхищения перед тем, как устроен мир, и перед гениальностью моего деда.

Моя мама как бы не в фокусе, она просто есть, и это говорит о моем чувстве защищенности. Обычно, если в первом воспоминании мать присутствует, как фон, это говорит о том, что все в порядке, и между матерью и ребенком конфликта. Мы видим, что в первом из моих воспоминаний мама была практически не видна, а во втором она была активной участницей событий.

Это третье воспоминание высвечивает мою страсть к наблюдению и исследованию. Я действительно ценю в людях ум и глубину мышления, я люблю красивые решения. Жизненное кредо, которое работает теперь – мир прекрасен и удивителен, и каждый человек в своем потенциале гениален.

Это позитивное, жизнеутверждающее убеждение, которое теперь работает, как созидательная программа. Она – часть позитивной Картины Мира. Прежние мои убеждения были негативными, ограничивающими, они долгое время не позволяли мне реализоваться, как бы я ни старалась.

Я не раз еще возвращалась ко всем обнаруженным в моем подсознании программам, чтобы окончательно вычистить негатив и закрепить позитивную установку.

Если мы идем путем Кармы, осознание и переосмысление прежних наших ограничивающих убеждений будет осуществляться через страдание, обиды и прощение себя и других. Сейчас мы имеем возможность осознать и пересмотреть многие свои подсознательные убеждения через осознанную работу с собой.

Наведенные страхи

Часть страхов приходят к нам из самой жизни – это эпизоды, связанные с испугом, часть страхов связаны с переходящими по наследству убеждениями, а часть не имеют к нам прямого отношения – мы заражаемся ими от других людей.

В нашем социуме большинство людей болеют самыми разными страхами. Мы все беседуем друг с другом, смотрим фильмы и телевидение, читаем газеты, общаемся через интернет. И, даже если мы лично никогда не переживали эпизод, связанный со страхом, мы можем им заразиться от человека, который такой страх пережил. Страх – это астральная инфекция, она передается через астральный план, когда человек настраивается на чувства другого человека.

Когда знакомая делится своими переживаниями в связи с какой-либо болезнью, мы начинаем искать такую же болезнь у себя. Иногда начинает даже болеть то же самое место. Многочисленные истории, связанные с онкологией, вызывают порой настоящую раковую фобию у мнительных людей.

Пожилая женщина Т, вполне обеспеченная благодаря помощи своего сына, общается с соседями по подъезду. Каждый раз, когда соседи, которым действительно трудно свести концы с концами, удрученно рассказывают о последнем повышении цен, она тоже заражается паникой. Это приводит к приступам гипертонии, сердечной недостаточности. Так инфекция страха действительно укорачивает жизнь человека.

 

Страх перед насилием

 

Массовое инфицирование страхом идет через видео. Вспомните леденящие душу «ужастики», мрачные боевики и садистские фильмы. Человек с тонкой психикой, с открытой душой после такого просмотра будет долго просыпаться от ужаса, ему станут сниться кошмары, в темноте он будет сжиматься, ожидая нападения. Авторы фэнтези, историй о монстрах и нападениях инопланетных чудовищ, со всем миром делятся своими страхами, более того, синтезируют их, чтобы воздействовать на психику людей. О страхе, как стимуляторе адреналина, мы уже говорили – это причина того, что многие любят и хотят смотреть такие фильмы.

Особенно прицельно заражение страхом происходит при просмотрах программ новостей. Вспомним, как сообщения о падении курса доллара заставляли людей ночами стоять в очередях к обменным пунктам. Массовое беспокойство, страх потерять свои деньги, привели к еще большему, взрывному «обвалу» валюты. Фильмы - триллеры, новости, в которых смакуются подробности происшествий, заражают зрителей страхом смерти и насилия.

Страх смерти органично присущ человеческому существу, поскольку в его основе лежит естественный инстинкт самосохранения. Страх смерти на уровне инстинкта – это наш защитник и помощник, это свойство подсознания оберегать и спасать нас в ситуациях, опасных для человеческой жизни и здоровья. Так, слыша приближающийся звук мотора или шорох шин, мы подсознательно отпрыгиваем в сторону. Мы инстинктивно отклоняемся от удара или отдергиваем руку, почувствовав опасность.

Однако страх может стать неадекватным ситуации, разрастись из маленького юркого полезного инстинкта в большое неповоротливое самостоятельное существо.

Неадекватный страх - это фобия, когда тело отвечает на ситуацию страха не активным действием, а, наоборот, входит в ступор – потеет, дрожит, замирает. Страх может быть настолько сильным, что может вызвать у человека сердечный приступ.

Страх, ставший огромным – это маниакальный страх, например, мания преследования. С ним не справляется психика человека, это уже душевная болезнь.

Естественный инстинкт самосохранения разрастается в маниакальный страх смерти, если человек получает информацию, с которой не может справиться его разум. Это сцены насилия, которыми изобилуют кинофильмы, публикации об убийствах, душераздирающие рассказы.

По-видимому, законы журналистской этики не так святы, как клятва «не навреди» у врачей. Можно предположить, что описания и фотографии с мест происшествий призваны вырастить чувство сострадания у населения. Но человек, увидевший фотографию жертвы, лишь поначалу испытывает жалость к ней и желание наказать преступников. Однако, чем чаще он видит такие материалы, тем более закрытым становится его сердце, растет не сострадание, а равнодушие и страх за себя.

Знание причин, которые привели человека к чрезвычайной ситуации и разумные предохранительные меры снимают вероятность опасности, и тогда страх из неуправляемого самостоятельного образования вновь превращается в инстинкт, в чувство разумной осторожности.

В сводках новостей говорят лишь о самом факте происшествия, и, как правило, не уделяют внимания анализу его причин. Информация о кармических причинах, которые всегда предшествуют несчастью, и вовсе никому неизвестна. Создается впечатление, что угроза нападения висит над любым человеком, вышедшим на улицу.

В те годы, когда газеты изобиловали описаниями действий маньяков-убийц, женщины испытывали повышенный уровень страха. Трагична одна из историй, случившаяся в это время. Женщина возвращалась поздно вечером домой. Недалеко от дома она услышала шаги идущего сзади мужчины. Он не мог найти нужный ему адрес, и решил спросить незнакомку, но ответа не дождался – женщина скончалась на месте от сердечного приступа. Страх парализовал сердечную мышцу и послужил причиной этой смерти.

Страх, вышедший за пределы инстинкта самосохранения, не помогает спастись человеку, а, наоборот, губит его. Он становиться самостоятельным существом, которое больше не работает на пользу всей системе. Это похоже на опухолевое образование, которое живет само для себя за счет всего организма.

Особенно ранима детская психика. Для ребенка травматичны страшные истории, сцены насилия, увиденные по телевизору, даже детские сказки могут стать источником подсознательного страха смерти. Это отравляющая подсознание, токсичная информация.

Недавно я увидела в продаже книжку о Синей Бороде, богато и кровожадно проиллюстрированную художником. Наверное, это были самые яркие иллюстрации к этой сказке, но даже у меня, взрослого человека, они вызвали отталкивающее впечатление. Подобные книги, мультфильмы, компьютерные игры, насыщенные сценами насилия, разрушительно действуют на неокрепшую психику ребенка. Инфекция страха переходит от человека к человеку. Через книгу о Синей Бороде художник поделился своей патологией со всем миром.

Столетия назад, когда не было средств массовой информации, в мирное время человек лишь несколько раз в жизни видел смерть другого человека. Запас прочности психики невелик, и она может глубоко и полно прочувствовать это событие лишь считанные разы за свою жизнь. Из этого опыта приходило знание о ценности и хрупкости человеческой жизни, о святости Жизни, как таковой.

Когда Будда в первый раз в зрелом возрасте увидел старость, болезнь и смерть, он был потрясен. Он задался вопросом о смысле жизни, и, найдя ответ, стал Просветленным. Для него смерть человека стала стимулом к развитию.

Программы новостей в нашем веке насильно заставляют видеть смерть практически ежедневно, хотя мы живем в мирное время. Этот сильнейший стимул, который мог вы воспитать сострадание и ответственность за свою собственную жизнь, сейчас работает в противоположном направлении. Жизнь перестала иметь какую-либо цену, смерть вместо развития стимулирует деградацию – зритель уходит в равнодушие к другим и в страх за собственную жизнь.

 



2015-12-06 2998 Обсуждений (0)
Ограничивающие убеждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ограничивающие убеждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2998)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)