Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-50-х гг. XIX гг. века. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Политика консервативной стабилизации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отличие от Александра, третий внук Ека­терины II либеральных склонностей и намере­ний не проявлял. Вступив на престол в возрас­те 30 лет, после службы в армии, Николай навсегда сохранил интерес к прежней деятель­ности. Армейская организация была для него идеалом и образцом для общест­венной организации. Царь принимал активное участие в следст­вии по делу декабристов: присутствовал на до­просах, знакомился с их идеями по преобразованию общества. В результате Николай пришел к выводу о том, что непорядки значи­тельны и недовольство многих имело основа­ние. Уже в первые месяцы царствования он за­явил, что сознает необходимость серьезных преобразований в России.

По приказу императора была составлена осо­бая записка, в которую включили сведения о планах и проектах декабристов, полученных во время допросов. Наиболее значительными меропри­ятиями власти в 30-50 гг. XIX в. становятся:

- реформа управления государственными крестьянами;

- работа по систематизации законодательства;

- денежная реформа.

Реорганиза­ция управления государственными крестьяна­ми в 1837-1841 гг. включала в себя установление фиксированных размеров податей и набора рек­рутов, открытие школ, больниц, лавок, увеличение земельных наделов. Было принято большое количество законов, смягчавших наи­более тяжелые проявления крепостничества. Сам царь считал необходимым решать крестьянский вопрос постепенно, без потрясений, при помощи частных мер.



Работы по систематизации законодательст­ва были поручены возвратившемуся к актив­ной государственной деятельности М.М.Сперанскому. Он возглавил II От­деление императорской канцелярии, прово­дившее все кодификационные работы. Под его руководством были расположены в хронологи­ческом порядке, приведены в соответствие между собой и изданы все законы, вышедшие после принятия Соборного Уложения в 1649 г. Еще одним удачным мероприятием правительства была денежная реформа. Александр I оставил в наследство брату внешний долг и большие военные расходы. Поэтому был введен жесткий контроль над государственными расходами, облагались по­шлинами ввозимые товары. В 1839-1843 гг. была проведена реформа, по которой в основу денежного обращения был положен серебря­ный рубль, обменивающийся на ассигнации в соотношении один к шести. Эта реформа оказа­ла благоприятное воздействие на экономику России. Печальную известность приобрело III Отделение императорской кан­целярии, созданное для политического надзо­ра за «состоянием и движением умов населе­ния». Надзор осуществлялся через специально созданный корпус жандармов, находившихся в ведении III Отделения и его шефа - А.Х. Бенкендорфа. Страна разделялась на жандармские округа, во главе которых стояли генералы с большим штатом подчиненных, которые реально контролировали все сферы жизни. Годы правления Николая традиционно счи­тают временем невиданного роста бюрократиз­ма. Стремление царя поставить все под контроль, навести порядок и добиться эффек­тивного ведения дел привели к росту числа чи­новников в 4 раза.

В результате утверждения реакционного внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране.
Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства. В итоге, внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада. При внешнем могуществе и напускном благополучии страна оказалась в кризисном состоянии, что и выявила Крымская война. Свидетельством кризиса стали и слухи о самоубийстве царя, который глубоко переживал неудачи в войне и, видимо, осознавал катастрофический характер последствий своего правления.

Общественное движение.В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учрежде­ниях искоренить злоупотребления и утвердить закон­ность внушали обществу надежды на изменения к лучше­му. Но иллюзии быстро развеялись. В конце 20 - начале 30-х гг. центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации, вооруженного восстания и введения конституционного правления. С конца 30-х гг. кружки принимают форму идейных течений западничества и славянофильства.

Славянофилы - это мыслители и публицис­ты, которые идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мне­нию, обеспечат мирный путь общественных преобразо­ваний в стране. Россия должна была вернуться к земским соборам, но без крепостного права.

Западники - преимущественно историки и литерато­ры были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю. Однако в главном позиции сла­вянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций.

Радикальное направление сформировалось вокруг жур­налов «Современник» и «Отечественные записки», в ко­торых выступали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. А. Некрасов. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но в отличие от либералов полагали, что революционные по­трясения неизбежны. Герцен, отмежевавшись в конце 40-х гг. от западниче­ства и восприняв ряд идей славянофилов, пришел к идее русского социализма. Он считал общину и артель основой будущего общественного устройства и предполагал само­управление в общегосударственном масштабе и общест­венную собственность на землю.

Несмотря на реакцию, благодаря общественному движению в стране удалось сохранить «внутреннюю свободу» - независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного «духовного парламента» России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Отмена крепостного права в России. Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX в. Россия оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. После смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II (1855-1881 гг.). Надо отдать должное этому царю, решившемуся на проведение реформ, перед которыми остановились его предшественники, и продолжить которые не смогли его сын (Александр III) и внук (Николай II). Для разработки реформы были созданы губернские комитеты, которыми руководил «Главный комитет по крестьянскому делу». Подготовка реформы заняла около трех лет. По общему положению крестьянин признавался лично свободным человеком, наделенным всем комплексом гражданских прав. Личная зависимость крестьян ликвидировалась полностью. До выкупа земли крестьянин считался временнообязанным, и в Уставной грамоте были точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки его выполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и вносил 20% стоимости своего надела, то он становился свободным крестьянином-общинником. 16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». 19 февраля (в день восшествия на престол в 1855 г. Александра II) они были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Ликвидация феодальных отношений - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий.

Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп. Условия выкупа для большей части крестьян были тяжелыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не рыночная стоимость земли. Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу же деньгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данного имения получали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% крестьяне уплачивали непосредственно помещику (сразу или в рассрочку). Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещика.

Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от банкротства. Противоречивый характер реформы 1861 г. ярко проявился в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп, несомненно, носил грабительский, крепостнический характер, но с другой - он способствовал развитию капиталистических отношений в стране. Но самым существенным недостатком реформы, в последующем еще более обострившим социальные противоречия, было сохранение большей и лучшей части земли, на которой работали поколения крестьян, в собственности помещиков. Царь-освободитель испытал семь покушений и в конце концов был убит в 1881 г. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Реформа местного самоуправления. В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы. Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, т. к. купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

Судебная реформа. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу на­иболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. Судебными функциями наделялась ад­министрация. Судебные уставы 1864 г. наиболее по­следовательно проводили в жизнь демократи­ческие принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от адми­нистрации, несменяемость судей и следовате­лей, равенство всех перед судом. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддер­живал прокурор, а защиту осуществлял адво­кат, в ходе разбирательства обе состязающиеся сто­роны считались равными. Роль адвоката, впервые появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность су­допроизводства. На судебные заседания допус­калась публика, их материалы публиковались в прессе.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское освобождение. В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему военных учебных заведений и систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. Важнейшей заслугой Д.А.Милютина является отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Таким образом, сокращалась численность войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны. Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в 6 лет для ар­мии и в 7 лет для флота. Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Поэтому технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строительство парового флота.

Кроме этих реформ прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы. В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации.

После убийства царя Александра II 1 марта 1881 г. к власти пришел Александр III(1881-1894 гг.), которыйзаявил о себе как о «железном государе», и с либеральными реформами было покончено. Тради­ционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный. За первые два года правления (1881- 1883 гг.) ушли в от­ставку все сколько-нибудь либерально наст­роенные министры. Политику правительства стали определять люди, стремившиеся вернуться к старым, дорефор­менным устоям - сословности, опоре на дво­рянство, усилению единоначалия в местном управлении.

Поскольку объективно курс пра­вительства вел к пересмотру многих положе­ний реформ, то в публицистике и исторической литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название контрреформ. В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены, прежде всего, сферы ме­стного самоуправления и суда. В 1889 г. по положению о земских участко­вых начальниках был отменен мировой суд. Вместо него губернатор назначал земского участкового начальника с широкими судебно-административными полномочиями. Таким образом, нарушались два важней­ших принципа судебной реформы - независи­мость суда от администрации и выборность су­дей представителями всех сословий.

Земская и городская контрреформы были проведены в 1890 и 1892 гг. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними, уменьшился круг вопросов, подлежащих компетенции дум. Та­ким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контро­ля над выборной властью со стороны государст­ва, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности.

Традиционно реакционными оказались и мероприятия правительства в отношении пе­чати и системы образования. Устанавливался надзор за прессой со стороны администрации; усилилась карательная цензура; были закрыты Высшие женские курсы; ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение; в 1887 г. появился знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях», прямо запрещавший принимать в гимназии представителей низ­ших сословий.

Таким образом, внутренняя политика само­державия в 80-90-х гг., по одним оценкам, рас­сматривается как реакционная, по другим - как консервативная. В ней в полной мере про­явилось стремление партии власти сохранить незыблемыми основы государственного строя, Преобразования в экономике были связаны главным образом с интересами внешнеполитическими и с личностями занимавшихся этим людей.

Общественно-политические движения пореформенной России. Возникновение народничества. III течения в народничестве.В конце 50 - начале 60-х гг. в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека - нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

- первый - 70-е - начало 80-х годов - революционное народничество;

- второй – 80-90-е годы - либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

- пропагандистское направление - идеолог П.Л.Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

- бунтарское, или анархическое, направление - идеолог М.А.Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство - это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» - союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма.

- заговорщическое направление - идеолог П.Н.Ткачев. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х гг. идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении.

Таким образом, к концу XIX - началу XX столетия общественно-политические движения в России достигли такой степени зрелости, которая позволила на рубеже веков создать политические партии всех направлений.

 

Литература.

1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. М., 1994.

2. Две утопии. Славянофильство и западничество // Параллели. Россия-Восток-Запад. Альманах философской компаративистики. Вып. 1 М., 1991.

3. История России: Вторая половина ХIХ - ХХ вв. Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

4. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

5. Шумилов М.И., Шумилов М.М. История России, 1861-1917 гг.: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1995.

6. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М.,1996.

7. Федоров В.А. Декабристы и их время. М.,1992.

8. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7