К этой способности различать относится и , точто Он даёт им что-то из света, с помощью которого они различают истину и ложь, а также помощь и силу, которые помогают им поддерживать истину и одолевать . ложьРазличение, упомянутое в аяте, толковалось и так, и так.
Деяния, совершаемые сердцем и телом, — причина прямого пути и заблуждения
Всевышний Аллах сказал: «Поистине,
в
этом —
знамение
для
каждого раскаивающегося
раба»(сура34
«Саба», аят 9).
Всевышний Аллах сказал: «Поистине,
в
этом —
знамения для каждого, кто терпелив и благодарен»в суре
«Люкман» (аят
31), «Ибрахим» (аят
5),
«Саба»
(аят 19),
«Совет» (аят 33). Всевышний сообщил о Своих видимых
глазу знамениях, что из них способны извлечь
для себя
пользу только люди терпеливые и благодарные . И Он
сообщил о Своих знамениях, связанных с верой и Кораном,
что из них способны извлечь для себя пользу только люди
богобоязненные,
испытывающие
страх
перед
Ним
и
смиренные и те, чья цель — снискать Его довольство, и что
эти знамения становятся напоминанием только для тех,кто
боится Его, Всевышнего. Всевышний Аллах сказал: «Та. Ха.
Мы ниспослали тебе Коран не для того,чтобы ты стал
несчастен, а только в качестве назидания для тех,кто
страшится»(сура20 «Та Ха»,аяты1-3).
И Всевышний сказал о Часе:«Поистине, ты — всего
лишь
предостерегающий
увещеватель
для ,
техкто
опасается этого»(сура79 «Вырывающие»,аят45).
Что же касается тех, кто не верует и не надеется и не
боится Часа, то ему не принесут пользы знамения— ни
знамения осязаемые, ни знамения коранические [аяты].
Поэтому Всевышний Аллах упомянул в суре«Худ»
наказания, которым были подвергнуты народы, обвинившие
во лжи направленных к ним посланников,и поведал о том
позоре и унижении, которые постигли этих людей в этом
мире.
А затем
Он
сказал: «Поистине, в этом — знамение
для
тех, кто
страшится
мучений
в
Последней
жизни»
(сура 11 «Худ», аят 103).
Всевышний сообщил, что в каре , постигшей народы,
считавшие
ложью слова
направленных к
ним
послании-
288 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ков, — назидание для тех, кто боится наказания в мире
вечном. Что же касается того, кто не верует в мир вечный и
не боится наказания в нём , то для него это не становится
назиданием и
знамением, и, услышав об этом, он говорит:
«Так всегда бывает: благо и зло, блаженство и беды, счастье и
несчастье!»
И
возможно, он
объяснит
случившееся
с
упомянутыми
народами
какими-то
процессами,
происходящих
во
Вселенной[то
есть
природными
катаклизмами]
или
же
воздействием
каких-то
внутренних
сил73».
Терпение
и благодарность
становятся
причиной
того,
что их обладатель обретает способность извлекать для себя
пользу из знамений Аллаха,потому что вера зиждется на
терпении и благодарности. Половина
её —
терпение,
а
вторая
половина — благодарность. И
сила
веры
человека
зависит от степени его терпения и благодарности. Пользу от
знамений Аллаха получает тот, кто верует в Аллаха и Его
знамения, и вера его не будет полноценной без терпения и
благодарности.
И
поистине, вершина
благодарности —
единобожие, а вершина
терпения — отказ внимать призыву
страстей. Если
человек придает Аллаху сотоварищей и
следует
своим
страстям,то
его
нельзя
назвать
ни
терпеливым, ни благодарным, и знамения не принесут ему
никакой пользы и не окажут на него должного воздействия,
то есть не принесут ему веры.
Если говорить о второй основе— то есть о том,что
нечестие, высокомерие и ложь влекут за собой заблуждение,
то она также упомянута во многих аятах Корана.
Например,
Всевышний Аллах сказал: «Посредством
неё
Он
многих
вводит
в
заблуждение,многих
73 То есть сил, имеющих отношение к психике и сознанию самих людей.
Деяния, совершаемые сердцем и телом, — причина прямого пути и заблуждения