Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 2 страница





Раздел

 

Терпеть страсть легче, чем терпеть то, к чему она ведёт

 

 

ерпеть страсть легче, чем терпеть ,то к чему она  
Тприводит. Поистине, она либо приносит боль и
наказание, либо лишает тебя наслаждения более полного и  
совершенного, либо ты потеряешь время,а его потеря  
принесёт тебе горечь и сожаление, либо ты запятнаешь честь,  
сохранение которой полезнее для раба Аллаха,нежели её  
пятнание, либо ты лишишься имущества,сохранение  
которого лучше его потери, либо твоё влияние уменьшится и  
положение понизится, а сохранение их лучше уменьшения и  
понижения, либо ты лишишься милости, сохранение которой  
приятнее и лучше, чем удовлетворение страсти, либо ты  
укажешь низкому дорогу к себе, которую он не мог найти  
прежде, либо она принесёт тебе тревоги,заботы, печали и  
страх, которые перевесят наслаждение от удовлетворения  
страсти, либо ты забудешь знание,помнить которое  
приятнее, нежели удовлетворить страсть, либо ты дашь  
недругу повод для злорадства и опечалишь друга,либо ты  
закроешь дорогу милости, которая идёт к тебе , либо ты  
обретёшь изъян, который останется с тобой, ибо поистине,  
деяния порождают [соответствующие] качества и  

нравственность.




Раздел

 

 

У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается

 

в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение

 

нравственности есть предел, и если этот предел перейти,  
Уэто превращается в чрезмерность,а если не дойти до  
него, то это будет недостаток и унижение.      
И у гнева есть предел,и это — похвальная смелость,  
храбрость и нетерпимость по отношению к скверным
поступкам и порокам. Это совершенство для гнева. Если же  
этот предел перейти, то его обладатель станет проявлять  
агрессию и чинить несправедливость,а если не дойти до  
этого предела, то это будет означать трусость, и он не будет  
питать отвращение к порицаемым поступкам и качествам.  
И у стремления есть предел— это достаточность в  
мирских благах, то есть обретение достаточного их
количества. И если человек не доходит до этого предела,то  
следствием станет унижение и жалкое существование, а если  
человек переходит этот предел, то он делается ненасытным и  
будет стремиться к тому, к чему стремиться не похвально.  
И у зависти есть предел — это состязание в стремлении к  
совершенству и нежелание уступить первенство себе
подобному. Но если перейти предел в зависти,она  
превращается в выход за рамки дозволенного и притеснение,  
причём   завистник желает,чтобы   обладающий
                 

У нравственности есть предел................................................... 311

 

каким-то благом лишился этого , благаи стремится  
причинить ему беспокойство и обидеть его. Если же человек  
не доходит до этого предела,то это обернётся для него  
низостью, слабостью пыла и малодушием.    
Пророк сказал: «Завидовать можно только двоим:  
человеку, которому Аллах даровал богатство и
предоставил ему возможность расходовать его должным  
образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и  
он выносит решения в соответствии с ней и обучает ей  
людей» [аль-Бухари,№73;Муслим,№816].    
Эта зависть — состязание, в котором завистник требует  
от души своей уподобиться тому, кому он завидует, и это не  
та порицаемая зависть, которая заставляет человека желать,  
чтобы обладающий каким-нибудь благом лишился этого  
блага.          

И у страсти есть предел— это отдохновение сердца и разума от трудностей покорности и приобретения достоинств и обращение за помощью в этом76 к удовлетворению страсти. Однако если человек переходит предел в этом, он становится ненасытным сластолюбцем и уподобляется животному. Если

 

же человек не доходит до этого предела и страсть не удовлетворяется ради достижения совершенства и обретения

достоинств, то это оборачивается слабостью,бессилием и  
унижением.        
  И у отдыха есть предел— это передышка для души и  
восстановление сил, отвечающих за восприятие и движение  
и способствующих готовности к покорности - и об

 

76 То есть в покорности и приобретении достоинств. Иначе говоря, верующий удовлетворяет страсть ради того,чтобы освободить

сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему,    
испытывая эти наслаждения как помощь , и сил
способствующую достижению цели.        

312 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

ретению достоинств, и сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и труды не ослабляли их, а также для того, чтобы ослабить воздействие этих сил.Если человек переходит предел в отдыхе, то этот отдых превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, он упустит большую часть того,что приносит пользу рабу Аллаха. А если человек не доходит до этого предела,то он наносит вред этим силам и истощает их, и может статься, что

 

у него не останется сил для продолжения сво деятельности. Он уподобится тому, кто пытается догнать ушедший далеко вперёд караван: он едет день и ночь,не жалея спину верблюда, но никак не может достичь цели,..

И у щедрости есть предел, разделяющий две крайности,

 

и если человек переходит предел в щедрости,то она

превращается в расточительство и бесполезную трату
средств. Если же человек не доходит до этого предела,это  

оборачивается скупостью и крохоборством.

 

И у смелости есть предел, и если человек переходит этот предел, смелость его превращается в безрассудность, а если он не доходит до этого предела, то становится трусливым и малодушным. Предел смелости — отвага там, где требуется отвага, и отступление там, где оно требуется, как сказал Му'авия 'Амру ибн аль-'Асу77: «Не могу я решить для себя, отважен ты или труслив... Ты наступаешь порой так, что я говорю себе: да это же храбрейший из людей! А иногда ты демонстрируешь такую трусость, что я говорю себе: это же трусливейший из людей!» Он сказал:

 

Я храбр тогда, когда для этого есть возможность.

 

А если возможности нет, то труслив я...

 

77 История приводится в перепутанном виде: оригинале всё наоборот, то есть с этими словами 'Амр обратился к Му'авии.


У нравственности есть предел................................................... 313

 

И у ревности есть предел,и если человек переходит этот

 

предел, ревность превращается в болезненную
подозрительность и беспочвенные обвинения.Если же

человек не доходит до этого предела,то результатом становится попустительство и равнодушное отношение к собственной чести.

И у скромности есть предел, и если перейти его, то она превращается в унижение. А если человек не доходит до этого предела, то результатом становится высокомерие и кичливость.

И у величественности есть предел, и если перейти его,

 

то она превратится в высокомерие и станет скверным нравственным качеством. А если не дойти до этого предела,

то результатом станет унижение.      
Критерием для всего перечисленного является  
умеренность, которая представляет собой предпочтение  
золотой середины, лежащей между двумя крайностями—    
чрезмерностью и упущениями, и именно на ней зиждется то,    
что приносит пользу в обоих мирах.Более того, только  
умеренность способна принести пользу телу, и если человек  
в чём-то выходит за рамки умеренности,проявляя  
чрезмерность или, напротив, делая упущения, он теряет  
здоровье и силы пропорционально степени своего
отклонения от умеренности. Так же и естественные действия  
сон и бодрствование, еда, питьё, половое сношение,  
движения, упражнения, уединение и пребывание в обществе  
                           

людей, и так далее: до тех пор, пока человек придерживается во всём этом золотой середины,лежащей между двумя крайностями, он придерживается требуемой умеренности. А когда он отклоняется от этой умеренности ради одной из крайностей, то это становится недостатком, и результатом становится несовершенство и изъяны.


314 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

И к самым почётным и полезным знаниям относится знание установленных Всевышним пределов,особенно границ узаконенного Шариатом, то есть велений и запретов, и самый знающий из людей — тот, кто лучше всех знает эти пределы, дабы не вводить в них то, что в них не входит, и не выводить за них то, что входит в них.

 

Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются

 

самыми упорными в неверии и лицемерии.Они больше других не знают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику»(сура9 «Покаяние»,аят97).

Самый умеренный и справедливый из людей— тот, кто соблюдает границы нравственности, деяний и узаконенного Шариатом, зная их и претворяя в жизнь.

А Аллах оказывает помощь и поддержку.


Раздел

 

Раб Аллаха преодолевает путь, ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке

своим сердцем и стремлениями, а не телом

 

А бу ад-Дарда сказал: «Как прекрасен сон и питание  
благоразумных, посредством которых они обходят  
глупцов с их выстаиванием[ночных молитв] и постами!  
[Благое деяние размером ] пылинкус от   обладателя  
богобоязненности   лучше поклонения     обольщённых  
размером с гору!» [Ахмад; Абу Нуайм].          
  Это одно из самых прекрасных   высказываний,  
свидетельствующих о том, как глубоко понимали религию  
сподвижники, а также о том, что они превосходили своих  

последователей во всяком благе.Да будет доволен ими Аллах!

И знай, что раб Аллаха преодолевает путь,ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке своим сердцем и стремлениями, а не телом, и истинная богобоязненность — богобоязненность сердца, а не органов тела.

 

Всевышний Аллах сказал: «Вот так! И если кто

 

почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах»(сура22 «Хадж»,аят32).

И Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их

[жертвенных животных] не доходят до Аллаха.До Него доходит лишь ваша богобоязненность»(сура22 «Хадж»,

аят 37).


316 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 

И Пророк сказал: «Богобоязненностьвот здесь»

при этом он указал на свою грудь[Муслим].

 

Разумный человек благодаря настоящей решимости, возвышенности устремлений, чистому и правильному намерению, сопровождаемым небольшим количеством благих дел, преодолевает расстояние во много раз большее, чем тот, кто, не имея всего этого, много утомляет сам себя и проделывает труднейший путь. Поистине, решимость и любовь устраняют трудность и делают дорогу приятной.И успешно продвигаться по пути,ведущему к Аллаху, и опережать в этом других человеку помогают возвышенные устремления, искренность желания [достичь цели своего путешествия] и решимость. Обладатель возвышенных устремлений, порой даже не совершая никаких действий, намного опережает того, кто, не имея такого стремления, совершает множество благих дел.Если же тот человек, совершающий много дел, сравняется с ним в стремлении, то опередит его благодаря своим благим делам.

 

Этот вопрос нуждается в разъяснении, которое помогло бы нам согласовать ислам и ихсан.

Лучшее руководство — руководство Посланника Аллаха , а он отдавал должное каждому из этих двух понятий . И, несмотря на своё совершенство в исповедании религии, постоянную устремлённость к Аллаху и близость к Нему, он выстаивал молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния, и он порой постился ,такчто люди начинали говорить: «Он вообще не оставляет пост!», и он усердствовал на пути Аллаха и общался со своими сподвижниками,не

отделяясь от них.И он не оставлял совершение
дополнительных видов   поклонения,[неуклонное]
совершение которых не под силу обычному человеку.  

Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 317

 

Всевышний Аллах повелел Своим рабам соблюдать  
установления [нормы] ислама внешне и претворять в жизнь  
истины веры внутренне, и Он не принимает от них одно без  
другого.                  
В   «Муснаде» приводится возводимый к Посланнику  
Аллаха хадис: «Исламвнешнее[очевидное], а вера —  
в сердце»[Ахмад].                
Внешние проявления покорности, не сопровождаемые  
истинной внутренней верой, не приносят пользы до тех пор,  
пока   не будут сопровождаться внутренней . веройИ  
внутренние проявления, обладатель которых не исполняет  
внешние нормы ислама, не принесут ему пользу, какими бы  
они ни были. И если сердце человека разрывается от любви к  
Нему и страха перед Ним , но при этом он не поклоняется  
Ему посредством исполнения Его велений, то это не спасёт  
его от Огня. Точно так же, если человек исполняет внешние  
предписания ислама, но внутри у него нет настоящей веры,  
то это не спасёт его от Огня.            
Исходя из этого, правдивых, идущих к Аллаху и миру  
вечному можно разделить на две категории.        
Первая категория: те, которые посвятили свободное  
время, остававшееся у них после совершения обязательного,  
совершению дополнительных телесных видов поклонения, и  
это вошло у них в привычку. При этом у них нет стремления  
совершать деяния сердца, следить за его положениями и  
соблюдать нормы, касающиеся их, хотя основа всего этого у  
них всё же есть.Однако стремление их направлено на  
умножение благих дел.              
Вторая категория: те, которые посвятили свободное  
время,   остававшееся у них после совершения  
обязательного и сунн, исправлению своих сердец, стараясь,  
чтобы они были заняты только Аллахом и сосредоточились  
на Нём и их   мысли и желания были св


318 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

с Ним. Они направили свои усилия в поклонении на деяния сердец — совершенствование любви, страха, надежды, упования и возвращения к покорности Ему через покаяние, обнаружив, что даже незначительное из того, что

приходит к сердцам от Аллаха, любимее для них , чем множество дополнительных телесных видов поклонения.И если одному из них удаётся достичь сосредоточенности и к нему приходит ощущение близости к Аллаху или появляется стремление к Нему, смирение и осознание собственной ничтожности, он не променяет всё это ни на что иное,если, конечно, речь не идёт о велении.Однако если приходит веление [то есть обязательное предписание], он спешит

исполнить его, стараясь совместить своё подчинение
внушаемому его сердцу Аллахом стремлению с исполнением
этого веления. А если такой возможности , нетто он
исполняет веление, даже если при этом упускает
возможность подчиниться возникающей в его сердце тяге к
совершению иных благих деяний.Если же речь идёт о
суннах, то здесь начинаются колебания.Если он может
выполнять их [без ущерба для любимого им подчинению
упомянутым стремлениям], то он так и делает. А в противном
случае он смотрит, какое из дел самое весомое и угодное
Аллаху: исполнение этого дополнительного вида
                 

поклонения, даже если при этом он упустит возможность подчиниться внушаемому его сердцу стремлению?..Это может быть помощь нуждающемуся,указание дороги заблудившемуся, поддержка слабого, увеличение своей веры и так далее.В подобных случаях следует -выпол

 

 

78 Подразумевается вкладываемое Всевышним в сердце верующего стремление (варид) к поклонению и благим деяниям:оно возникает внезапно и побуждает верующего к благому и полезному для него.


Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 319

 

нять наиболее весомые и значимые из дополнительных видов  
поклонения. Если человек совершает эти действия ради  
Аллаха, в стремлении к Нему и желая приблизиться к Нему,  
то даже если он упустит осуществление чего-то из
внушаемых его сердцу стремлений,Аллах возместит ему  
упущенное в другое время так что он осуществит их даже  
лучше обычного.            
  Если же стремление,внушаемое его сердцу,  
перевешивает дополнительные виды поклонения,то он  
должен уделить внимание им , пока это не сокроется от  
него79, потому что осуществление этого стремления сердца в  
таком случае можно упустить, тогда как дополнительный вид  
поклонения он не упустит.        
  Эта тема требует от человека глубокого понимания того,  
как правильно идти по этому пути, знания степеней деяний и  
предпочтения более важных менее важным.А Аллах  

помогает в этом. Нет божества, кроме Него, и нет Господа, кроме Него.

 

 

79 То есть пока сознание его не переключится на что-то другое и его сосредоточенность на совершаемых деяниях сердца не пропадёт.


Раздел

 

Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств

 

Основой всех порицаемых нравственных качеств является высокомерие, унижение и низость.

А основой похвальных нравственных качеств является смирение и возвышенность устремлений.

Гордыня, заносчивость, надменность, самолюбование, зависть, выход за рамки дозволенного,кичливость, несправедливость, жестокость, тирания, неприятие истины, нежелание принимать благие советы, эгоизм, стремление к высокому положению, любовь к влиянию и главенству, желание, чтобы тебя хвалили за то, чего ты на самом деле не совершал, и так далее — всё это следствия высокомерия.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)