Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 3 страница




Что же касается , лжиподлости, вероломства,
совершения дел напоказ, коварства, обмана, алчности,

привычки впадать в отчаяние, трусости, скупости, слабости, лени, смирения не перед Аллахом,предпочтение худшего лучшему и так далее — всё это является следствием низости

натуры и малодушия.        
Если говорить о похвальных нравственных
качествах, таких как терпение, храбрость, справедливость,
мужество, целомудрие, отдаление от скверного, щедрость,
благоразумие, привычка прощать, снисходительность,
выдержка, альтруизм, величие души, застав-
           

Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств

 

ляющее человека питать отвращение ко всякой низости,

 

скромность, умение довольствоваться малым,
правдивость, искренность, привычка отвечать на добро

таким же добром или чем-то лучшим , терпимость к ошибкам людей, привычка не заниматься тем, что тебя не касается, и здравие [чистота] сердца, то есть отсутствие у него названных и подобных им скверных

качеств, — все эти качества являются следствиями
смирения и возвышенности устремлений.
Всевышний Аллах сообщил, что земля бывает

смиренной, а потом на неё проливается вода и она сотрясается и выводит из себя разные растения, одеваясь в свои радующие глаз украшения.Нечто подобное происходит и с сотворенным из земли [человеком], если к нему приходит содействие и помощь Всевышнего .



 

Если говорить об Огне, то его природа предполагает одолевание [поглощение] и порчу, но когда пламя потухает, оно становится ничтожнейшей и самой жалкой вещью на свете. Так же и сотворенный из него [Иблис]: он между возвышением [когда пламя горит и полыхает] и между подлостью и низостью[когда пламя стихает и затухает].

 

Скверные нравственные качества следуют за огнём и сотворенным из него, тогда как благие нравственные качества следуют за землёй и сотворенным из .неёИ тому, чьи устремления возвышенны, а душа — смиренна, присущи все прекрасные нравственные качества, а тому, чьи устремления низки, а душа непокорна, присущи все нравственные пороки.


 

Раздел

 

Чтобы достичь высшего объекта устремлений, необходимы возвышенные стремления и правильное намерение

 

 

ля достижения наивысшей цели[занятия Всевышним

вместо того, чтобы отвлекаться на что-то ] иное
Анеобходимы возвышенные устремления и правильное
намерение, и у кого нет этого, тот не сможет достичь цели.
Когда устремления возвышенны, они связаны только с
Ним, и если намерение правильное,то человек будет

следовать путём, ведущим к Нему. Намерение оставляет ему единственный путь, тогда как устремление оставляет ему единственный объект устремлений. И если у человека единственный путь и единственный объект устремлений, то его целью будет проделать этот путь, ведущий к Нему.

 

Если же устремления человека низки,они связаны с низкими вещами и не связаны с наивысшей целью[то есть с Всевышним Аллахом], и если намерение неправильно,то дорога, по которой идёт человек, не приведёт его к Нему.

 

Таким образом, главное — устремления раба Аллаха и его намерение, ибо они — объект его устремлений и его путь, и чтобы достичь желаемого,ему необходимо отказаться от трёх вещей.

 

Первая: обычаи, уставы и положения, созданные людьми.


Чтобы достичь высшего объекта устремлений........................... 323

 

Вторая: требуется устранить препятствия,которые  
мешают человеку иметь единственный объект устремлений и  
единственный путь и следовать этим путём.      
Третья: требуется разорвать сердечные привязанности,  
мешающие ему быть привязанным исключительно к
Всевышнему.              
Различия [между вторым и третьим пунктами]  
заключается в том, что под препятствиями подразумеваются  
внешние обстоятельства, тогда как под привязанностями  
подразумеваются привязанности сердца— например, к  

дозволенному и так далее.

 

Основой всего этого является отказ от излишества, отвлекающего человека от его . целиПодразумевается излишество в еде, питье, сне и общении с людьми. Человек должен брать из всего этого то , что помогает ему в достижении его цели, и отвергать то, что мешает ему достичь этой цели или ослабляет его стремление к её достижению.

 

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.


Раздел

 

Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

 

 

Дин человек сказал в его присутствии: «Я не  
Ожелаю быть одним из приверженцев правой стороны , а  
хочу быть одним из ска-  
приближённых!» 'Абдуллах  

80 Имеется в виду разделение, упоминаемое, например, в словах Всевышнего: «Вы разделитесь на три группы . Те, которые

на правой стороне... Кто же те, которые на правой стороне?  
Те, которые на левой стороне... Кто же те, которые на левой  
стороне? А   опередившие остальных в совершении
благодеянии опередят остальных в . РаюОни будут  
приближёнными в Садах блаженства. Многие из них — из  
первых поколений, и немногие — из последних. Они буду г  
лежать на расшитых ложах друг против, друга
прислонившись. Вечно юные отроки будут обходить их с  
чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком  
[вином], от которого не болит голова и не теряют рассудок,  
с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое  
они желают . Их жёнами будут черноокие,  
большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам.  
Таково воздаяние за , точто они совершали.Они не  
услышат там ни празднословия,ни греховных речей, а  
только слова: "Мир! Мир!" А те, которые на правой  
стороне... Кто же те, которые на правой стороне? Они  
пребудут среди лотосов, лишённых шипов, под бананами  
[или акациями камеденосными] с висящими рядами  
плодами, в распростёртой тени, среди разлитых вод и  
многочисленных фруктов, которые не кончаются и
доступны. Они будут лежать на приподняты
                     

Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

 

 

зал: «А здесь присутствует человек,который желал бы умереть и не воскреснуть»81. Он имел в виду себя.

Однажды он вышел по своим делам и люди последовали за ним. Он спросил: «Вам что-нибудь нужно?» Они ответили: «Нет, мы просто хотим идти вместе с тобой». Он же сказал:

 

«Возвращайтесь, ибо это унижение для следующего и искушение для того, за кем следуют».

Он также говорил: «Если бы вы знали обо мне то, что я сам знаю о себе, вы посыпали бы мне голову землёй!»

Он также говорил: «Прекрасны ненавистные — смерть и бедность! Клянусь Аллахом, богатство и бедность— для меня не важно, одним или другим я буду испытан. Я надеюсь на [милость] Аллаха в обоих случаях.Богатство помогает сочувствовать [нуждающимся и помогать им], а бедность воспитывает в человеке терпение».

'Абдуллах сказал: «Поистине, вы стоите на проходе ночей и дней, с уменьшающимся жизненным сроком и деяниями сохранёнными [записанными], а смерть приходит внезапно. И кто посеял благое,тот близок к пожинанию желаемого, а кто посеял зло,тот близок к пожинанию

 

 

ложах. Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. Это — для тех, кто на правой стороне, Многие из них — из первых поколений, и многие — из последних»(56:7-40).

 

81 Эти слова свидетельствуют о скромности 'Абдуллаха и о том, как сильно он боялся предстать перед Аллахом в Судный день , несмотря на то, что он был одним из ближайших сподвижников Пророка Щ, то есть относился к числу лучших людей после пророков и был известен своей праведностью и усердным поклонением Всевышнему и совершал множество благих дел.


326 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

сожаления. Каждый сеющий получит подобное тому,что посеял. И медлительный не упустит предопределённое ему из-за своей медлительности, и стремящийся не обретёт объект своих устремлений благодаря своему стремлению, если это не предопределено ему. Кому даровано благо, тому даровал его Аллах, и кто уберёгся от зла, того уберёг от него Аллах... Богобоязненные — господа, факыхи — предводители, а их собрания — добавление [блага]».

«Вот две вещи — руководство и слова: наилучшие слова —

 

слова Аллаха, а наилучшее руководство— руководство
Мухаммада. А самые скверные из дел— новшества
[вносимые в религию]. Каждое новшество является
         

нововведением. [Не отдаляйтесь же от Корана], а иначе со временем ваши сердца станут чёрствыми [как это произошло с сердцами людей Писания], и пусть не отвлекает вас надежда [от главного], ибо поистине, всё, что должно прийти

 

— близко, а далёкое — это то, что вообще не придёт. И поистине, несчастен тот, кто был несчастным ещё в утробе матери, и поистине, счастлив тот, для кого стало назиданием то, что случилось с другими.И поистине, сражение с мусульманином — неверие, а поношение его — нечестие, и не дозволено мусульманину покидать брата своего больше чем на три дня — [по прошествии трёх дней он должен ] поприветствовать его при встрече. И он должен принимать приглашение [своего брата по вере] и навещать его, если он заболеет. И поистине, ложь недопустима, ни когда человек говорит серьёзно, ни когда он говорит в шутку , ни когда человек обещает своему ребёнку что-нибудь,а потом не исполняет своё обещание.

 

Поистине, ложь ведёт к нечестию,а нечестие ведёт в Огонь. А правдивость ведёт к благочестию, благоче-


Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

 

стие ведёт в Рай. И поистине, о правдивом будет сказано: "Он был правдивым и благочестивым". А о лжеце будет

сказано: "Он был лживым и нечестивым"Поистине,
Мухаммад рассказывал нам о том,что если человек

придерживается правдивости, то в конце концов он будет записан у Аллаха как правдивейший. И если человек лжёт и лжёт, в конце концов он будет записан у Аллаха как отъявленный лжец».

 

«Поистине, самое правдивое повествование — Книга Аллаха, и самый крепкий узел— слово богобоязненности [свидетельство], и лучшая из вер — вера Ибрахима, а лучшая из сунн — Сунна Мухаммеда . Лучшее руководство— руководство пророков, а самая почётная речь— поминание Аллаха. Лучшая из историй — Коран, а лучшее в делах — исход их. Наихудшие из дел— новшества [вносимые в религию], и лучше то, чего мало, но достаточно, чем то, чего много и при этом оно отвлекает [от главного]. И спасение души лучше предводительства, с которым ты не справишься.

Наихудшие оправдания — произносимые перед смертью, а
наихудшее сожаление — сожаление в Судный день.

Наихудшее заблуждение — заблуждение, в которое впадает человек после того, как следовал прямым путём.Лучшее богатство — богатство души, а лучший запас— богобоязненность. Лучшее, что внушается сердцу, — твёрдая убеждённость, тогда как сомнения — от неверия. Наихудшая

слепота слепота сердца, вино — средоточие греха,
женщины — силки шайтана, юность — одно из ответвлений
безумства, а громкое оплакивание покойных относится к
деяниям времён невежества.Среди людей есть такие,
которые приходят на пятничную молитву не иначе как с
опозданием и поминают Аллаха без искренности.
Величайший из грехов— ложь. И Аллах снисходителен
             

328 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

к тому, кто снисходителен к другим, и Аллах вознаграждает  
того, кто сдерживает гнев. И Аллах прощает того,кто  
прощает других. А тому, кто терпеливо переносит постигшее  
его бедствие, Аллах пошлёт благой исход.Наихудший  
способ добывать хлеб насущный— ростовщичество, а  
наихудшее пропитание — проедание имущества сироты. И  
поистине, достаточно любому из вас того, чего довольно для  
души его. Ведь человек [непременно] попадёт в [могилу  
длиной всего ] в четыре локтя, и главное — как всё  
закончится. Самое важное в деле— его завершение и самая  
почётная смерть — мученичество. Аллах непременно унизит  
высокомерного, а тот, кто   ослушивается Аллаха,  
подчиняется шайтану.                  
«Носителя Корана   должны узнавать по его ноч
[посвящаемой Корану], когда   люди спят,и дню  
[проводимому в посте], когда люди не постятся. Он должен  
делать   это посредством печали 82своей,когда люди  
радуются, и плача83, когда люди смеются, храня молчание,  
когда люди ведут бесполезные разговоры,и оставаться  
смиренным, когда люди гордятся и бахвалятся.Носитель  
Корана   должен быть плачущим,печальным, мудрым,  

кротким и спокойным, и не следует носителю Корана быть чёрствым, небрежным, шумным, кричащим и гневливым».

 

«Кто превозносится над людьми, возвеличивая самого себя, того Аллах унизит, а кто проявляет скромность из смирения перед Аллахом, того Аллах возвысит».

 

Ведь он читает Коран и знает,какая участь постигла народ  
   
  Нуха и народ Люта, адитов и самудян, а также многие другие  
  народы.  
Он плачет из страха перед Аллахом.  
   

Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

 

«Бывает внушение ангела, а бывает внушение шайтана. Внушение ангела заключается в том, что он сулит человеку благо и побуждает его принять истину, и если увидите это, то восхваляйте Аллаха. А внушение шайтана заключается в том, что он сулит зло и побуждает считать истину ложью,и если увидите это, то просите защиты у Аллаха».

«Поистине, люди хорошо говорят, но счастливым будет лишь тот, чьи дела совпадают с его словами, а тот, чьи дела расходятся с его словами, пусть ругает самого себя».

«Поистине, я не люблю видеть праздного человека,не занятого ничем из дел мира этого или мира вечного».

«Поистине, тот, кого молитва не побуждает к одобряемому и не удерживает от порицаемого, только отдаляется от Аллаха посредством неё».

«К твёрдой убеждённости относится то, что ты не пытаешься  
снискать довольство людей за счёт недовольства Аллаха,не  
хвалишь никого [из творений] за удел, который посылает  
тебе Аллах, и не упрекаешь никого за то , чего Аллах не  
даровал тебе, ибо поистине удел от Аллаха— не принесёт  
тебе его стремление стремящегося и не лишит тебя его чьё-то  
нежелание [видеть тебя получившим этот удел]. И поистине,  
Аллах по Своей беспристрастности,кротости и
         

справедливости сделал так, что твёрдая убеждённость и довольство несут в себе отдохновение и радость,тогда как сомнения и недовольство несут в себе тревоги и печали».

«Пока ты пребываешь в молитве,ты стучишься в двери Властелина. А стучащемуся в двери Властелина непременно откроют».


330 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

«Поистине, я считаю, что человек забывает знание, которое было у него, из-за совершаемых им грехов».

«Будьте источниками знания, светочами прямого пути, старайтесь не покидать дома свои и будьте звёздами в ночи. С новыми сердцами и в ветхой одежде— пусть знают вас в небесах, и пусть вы будете незаметными среди обитателей земли».

«Поистине, у сердца бывает периоды возбуждённости и

 

успокоения, так используйте же их в период  
возбуждённости, когда они устремляются вперёд,и  
оставляйте их в покое,когда они расслабляются и
отступают».              

«Знание — это не множество переданного. Знание — это страх перед Аллахом».

«Поистине, вы видите, что неверующий относится к числу людей, у которых самые здоровые тела и самые больные сердца, тогда как верующий относится к числу людей с самыми здоровыми сердцами и с самыми больными телами. Клянусь Аллахом, если бы ваши сердца были больными,а тела здоровыми, то вы были бы ничтожнее пред Аллахом , чем жуки!»

«Раб Аллаха не постигнет суть веры до тех пор,пока не доберётся до её вершины, а он не доберётся до её вершины до тех пор, пока бедность не будет для человека желаннее богатства, скромность — желаннее почёта и пока он не

 

начнёт относиться к хвалящему его и порицающему его одинаково».


Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

 

 

«Поистине, бывает так, что человек выходит из дома своего вместе со своей религией,а возвращается без всего.Он приходит к человеку, не способному принести пользу ни ему, ни самому себе, и клянётся ему Аллахом: мол, ты такой-то и такой-то84. И он возвращается, не добившись желаемого, и вдобавок навлекает на себя недовольство Аллаха».

«Если бы я посмеялся над собакой,я опасался бы, что сам буду превращен в собаку».

«Грех — то, что внушает сердцу беспокойство».

«Шайтан связывает надежды[сбить человека с истинного пути] с любым взглядом».

«С каждой радостью — огорчение, и наполняясь радостью, любой дом вскоре наполняется слезами».

«Каждый из вас — гость в этом мире, а имущество его — нечто, взятое во временное пользование, и гость обязательно уедет, а имущество придётся вернуть».

«В конце времён появятся люди,наилучшим деянием которых будут взаимные упрёки , и называться они будут скверными».

«Если человек желает поступать справедливо по отношению к самому себе, пусть же он поступает с людьми так же,как он желает, чтобы поступали с ним».

 

 

84 Хваля его.


332 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

«Истина тяжела, но легко усваивается, а ложь — легка, но несёт болезнь. И бывает, что удовольствие оставляет после себя долгую печаль».

 

«Нет на земле ничего такого,что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык».

 

«Когда в селении появляется прелюбодеяние
ростовщичество, это признаки его скорой гибели».  

 

«Кто из вас сможет поместить сокровища свои на небеса, чтобы его не уничтожали черви и не могли достать воры, пусть так и сделает, ибо поистине, сердце человека — всегда с его сокровищами».

 

«Пусть никто из вас не связывает религию с каким-то

 

человеком, так что если тот уверует, то и он уверует, а если

 

тот будет неверующим, то и он будет неверующим. И если уж вам так необходимо брать с кого-то пример , то берите

пример с умерших, ибо поистине, живой подвержен искушениям».




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)