Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА



2015-12-07 535 Обсуждений (0)
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма государственного устройства представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом с отдельными его частями.

Существует две основные формы государственного устройства: федерация и унитарное государство.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Унитарное государство - это единое государственное образование. Оно обладает полным государственным единством. Его отдельные административно-территориальные единицы не имеют каких-либо суверенных прав, иначе говоря, они не обладают какими бы то ни было государственными правами. С позиции системного анализа можно сказать, что унитарное государство есть жестко детерминированная социальная система.

Признаки унитарного государства:

наличие одного Основного закона (Конституции);

единые в масштабе всей страны высшие представительные, судебные и исполнительные органы;

единая система законодательства;

единое гражданство;

наличие однопалатного парламента, хотя возможны исключения;

общая для всех административно-территориальных единиц кредитная и налоговая политика;

составные части унитарного государства не обладают суверенными правами, т.е. не являются государственными образованиями.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Примером первого являются Франция, Китай, Пакистан, вторых - Англия, Япония, Египет.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Федерация - это одна из форм государственного устройства, наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Федерация - это единое союзное государство.

В настоящее время в мире существует 24 федерации. 3 из них были созданы в 90-х гг. ХХ в., а первая была образована еще в 1787 г. - это были США.

Федерации, созданные в 90-х гг. ХХ в.:

в 1993 г. была образована федерация в Бельгии - лингвистическая федерация, имеющая в основе языковой признак;

в 1994 г. была создана федерация в Эфиопии;

в 1995 г. была образована Сербохорватское мусульманское государство Сербии и Герцеговины (причем данная федерация явилась результатом международных соглашений, поэтому говорят, что она была создана «сбоку»).

В мире федерации распределены следующим образом: 6 федераций находятся в Америке; 7 - в Европе; 4 - в Азии; 4 - в Африке; 3 - в Океании.

Можно дать следующее определение федерации:

федерация - это сложное союзное государство, в котором государственная власть распределена на всей территории государства, а субъекты федерации участвуют в формировании и осуществлении союзной (федеральной) власти в пределах, установленных Конституцией.

Федерации классифицируются на виды в зависимости от различных критериев:

1. По способу образования все федерации делятся на

федерации, образованные «снизу», т.е. договорные федерации (США);

федерации, образованные «сверху», т.е. конституционные федерации (Россия, Бельгия).

2. По принципу, который положен в основу образования федерации, все федерации делятся на

федерации, в основу образования которых положен национальный принцип, например, Индия, Бельгия (причем следует заметить, что федерации, основанные на национальном принципе, как правило являются нестабильными. Так, плачевна судьба СССР, в результате «бархатной» революции распалась Чехословакия);

федерации, в основу образования которых был положен территориальный принцип, например, США (причем федерации, основанные на территориальном принципе являются более стабильными);

федерации, в основу образования которых положен национально-территориальный принцип.

3. Существует деление федераций на симметричные и асимметричные:

симметричные федерации построены по принципу равноправия субъектов федерации (но при этом не исключена скрытая асимметрия);

асимметричные федерации - это федерации, в который субъекты имеют разные статусы.

Существуют следующие варианты асимметричных федераций:

первый вариант имеет место тогда, когда в федерации есть:

*во-первых, субъекты федерации;

*а во-вторых, федеральные территории.

Например в США есть округ Колумбия, не обладающий статусом субъекта федерации. Он - федеральная территория.

и второй вариант асимметричной федерации имеет место тогда, когда в федерации есть только субъекты и отсутствуют федеральные территории, но субъекты имеют разные статусы.

Признаки федерации:

политико-правовая самостоятельность субъектов;

федерация создается на длительный срок, и в этой связи не допускается сецессия (исключение составляла Конституция СССР 1977 г., которая допускала право республик на выход из федерации, но сама по себе эта норма была мертворожденной, декларативной);

третий признак федерации - она основана на принципе государственного единства;

территория федерации - это совокупность территорий субъектов федерации;

наряду с федеральным законодательством может существовать законодательство субъектов федерации, но при этом правовая система федерации должна быть единой, в ней не должно быть противоречий;

наличие единого, но, возможно, не единственного гражданства;

разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами;

наличие двухпалатного парламента, т.е. парламента основанного по принципу бикамерализма, где:

нижняя палата представляет все население страны;

верхняя палата обеспечивает представительство субъектов федерации.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Помимо основных форм государственного устройства, существует еще одна - конфедерация. Конфедерация - это союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом.

Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были:

Австро-Венгрия до 1918 г.;

Швеция и Норвегия до 1905 г.;

США с 1781 г. до 1789 г.;

и некоторые других государства.

Попытки создания конфедераций встречались и в ХХ столетии в различных регионах мира. Одной из них была Сенигамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз. Но через несколько лет Сенегамбия распалась. Такая же судьба в 1961 г. постигал Объединенную Арабскую республику конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.

Опыт историй конфедераций свидетельствует о том, что данная форма государственного устройства является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Сочетая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин зачастую теряет равновесие, необходимое для сохранения союза. Характерно то, что переход к федеративной форме государственного устройства легче всего осуществляется в том случае, если в конфедерацию входят однонациональные государства (Швейцария, Германия). А многонациональные конфедерации, как правило, распадаются (Австро-Венгрия, Швеция, Норвегия и ряд других конфедераций). Естественно, указанная особенность - закономерность, но не правило, о чем, в частности, свидетельствует история США.

При переходе к федеративной форме государственного устройства важную роль играют экономические факторы: фактически только они могут сбить центробежные тенденции и интегрировать конфедерацию в единое государство.

Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты:

Конфедерации образуются на основании соответствующих договоров(договорной была и первая общенациональная конституция США - Статьи Конфедерации 1781 г., для ратификации которых требовалось согласие всех штатов).

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее, т.е. право сецессии. В федерации же попытка выхода субъекта рассматривается как мятеж (например, случай с Чечней). Выход из конфедерации означает лишь расторжение договорной связи с союзом.

Страны, входящие в конфедерацию, сохраняют за собой суверенитет в полном объеме. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов федерации. К предметам ведения конфедераций относится, как правило, небольшой круг вопросов, а именно вопросы: войны и мира; *внешней политики; формирования единой армии; формирование общей системы коммуникаций; разрешение споров между субъектами конфедерации.

Решения по этим вопросам принимается, как правило, с согласия всех субъектов конфедерации.

В конфедерациях образуются только такие государственные ораны, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в соответствующих договорных актах. В частности, не образуются судебные органы, круг органов исполнительной власти ограничен.

Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

 

 



2015-12-07 535 Обсуждений (0)
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)