Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое и социальное государство в РФ



2015-12-07 1329 Обсуждений (0)
Правовое и социальное государство в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деят-сти публичной власти, характеризующей взаимоотношения государства с личностью и институтами гражданского общества (Парфенов).

Правовое государство – разновидность государства, обладающее демократической формой, где позитивное право имеет особый характер. Еще оно характеризуется тем, что отчуждение аппарата правового государства от общества минимально по причине усиления самого общества (формирование гражданского общества).

Признаки правового гос-ва:

1. Верховенство закона (господства права). Право и закон - не одно и то же. Право отождествляется с мерилом нашей свободы, равенства, справедливостью.

2. Взаимные обязанность и ответственность гос-ва и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношении между государством и гражданином. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином и другими субъектами права. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства.

3. Принцип разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или ГО. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

1) Функциональный – д.б. обеспечена свобода. Необходимо функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения.

2) Институциональный – д.б. отдельные ОГВ - законодательные, исполнительные, судебные. Органы исполнительной власти, в руках которых принудительная сила, могут применять ее только на основании решений законодательной или суд. власти. Они не могут заниматься первоначальным правотворчеством, т.е. издавать нормы, имеющие силу закона.

(Ст. 90 - Президент может издавать Указы "не противоречащие Конституции и ФЗ", в д.б. «на основе конституции». Возникает конкуренция в законотворчестве, что нарушает принцип разделения властей.)

3) Персональный - функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов.

Парфенов: В классической теории разделения властей Президент относится к исполнительной власти, а у нас к "4-й" власти, исполнительная власть представлена правительством. Непонятный баланс внутри исполнительной власти: Президент представляет 4-ю президентскую власть, но в то же время обладает всей полнотой исполнительной власти. Это отразилось в противоречии: президентские органы (Администрация Президента, Совет Безопасности) дублируются исполнительными органами (Правительство с Министерствами) - решения сначала принимаются в президентских органах.

У нас в концепции - попытка возвысить Президента над всеми другими органами. Координирует и согласует деятельность, арбитр над всеми властями. Разделение в РФ проведено непоследовательно с дисбалансом в пользу Президента (право законодательной инициативы, право роспуска ГД, первоначальное законотворчество и т.д.).

Судебная власть - судьи независимы, подчиняются только закону. В этом есть своя опасность. Должен быть контролирующий орган. Важна система сдержек и противовесов - контроль.

4. Реальность прав и свобод личности, их гарантированность. Обеспечение свободы личности посредством закона – это важнейшая функция правового государства.

Основы правового государства:

1) Экономическая основа.Производственные отношения, которые базируются на различных формах собственности (государственной, коллективной), в одинаковой мере защищенны юридически. Собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности реализуется при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства всех участников производственных отношений.

2) Социальная основа.Саморегулирующее гражданское общество. Оно объединяет свободных граждан, носителей общественного прогресса. В центре внимания такого - человек и его интересы. Через систему социальных институтов создаются условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, плюрализм мнений, личные права и свободы.

3) Нравственная основа.Общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, в справедливом правосудии, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношении с государством; в защите прав меньшинств и терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Социальное гос – во.

Идея соц. государственности сформировалась в конце 19–начале 20 вв. Впервые гос-во было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г.

«Социальным», в широком значении, явл любое гос-во, будучи продуктом общ-ного развития. Однако в данном случае под «социальным гос-вом» понимается гос-тво, обладающее особыми качествами и функциями. Соц. гос-во – полит. система, перераспределяющая материальные блага в соотв. с принципом соц. справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания соц. различий и помощи нуждающимся.

Существование и деятельность соц. гос-ва тесно связана с такими общ-ными явлениями, как демократия, гражданское общ-во (Негос. соц – эк. отношения и институты; Негос. хозяйствующие S; Общ.объединения; Полит. партии; Негос. СМИ; Церковь; Семья), правовое гос-во, свобода и равенство, права человека.

В наст. время правовое гос-во д.б. социальным, а социальное гос-во не может не быть правовым.

Условиями существования соц. гос-ва и его характерными признакамиявляются (В. Н. Протасов):

1. демократическая организация гос. власти;

2. высокий нравственный уровень граждан и д.л.;

3. высокий уровень экономического развития страны, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя положения собственников.

4. социально ориентированная структура экономики;.

5. правовое развитие государства.

6. формирование гражданского общества;.

7. социальная направленность политики гос-ва, обеспечение каждому гражданину: достойных условий существования; соц. защищенности; равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Специфические направления деят-сти соц. гос-ва (функции):

• поддержка социально незащищенных категорий населения;

• охрана труда и здоровья людей;

• поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

• сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов м/у различными соц. слоями ч/з налогообложение, гос. бюджет, спец. соц. программы;

• поощрение благотворительной дея-сти

• финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

• борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

• забота о сохранении мира в обществе.

Конституция РФ, ст. 7: РФ – соц. гос-во, политика ктрго направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты. НО приведенное положение Конституции нужно расценивать как программную установку.

Проблемы в формировании соц. гос-ва:

1) В России еще не создан средний класс, средний слой собственников, ибо подавляющему большинству населения ничего не досталось от приватизации, ктрая у нас произошла;

2) отсутствует мощный экон. потенциал, позволяющий осуществить меры по перераспределению доходов;

3) не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что ведет к отсутствию свободной конкуренции

4) отсутствуют развитое зрелое гражд. общ-во

5) полит. партии не имеют четких соц. программ и представлений о путях реформирования общества;

Высокая соц. роль нашей российской государственности. В кризисе гос-во оставило человека в условиях свободного рынка один на один со стихией. Но несмотря на трудности, ктрые нужно решить, та направленность ведет к тому, что нам ничего не дано, как предпринимать все усилия к построению соц. гос-ва.

Основной социально-экономической предпосылкой гражданского и социального гос-ва явл-ся гражд. общество. Но это общество м.б. ничем иным как социальным по сущности, а по форме – правовым.

Типы соц. гос-ва по Г.Риттеру (таблица Баранова): а) Позитивное гос-во; б) Собственно соц. гос-во; в) Гос-во благоденствия;



2015-12-07 1329 Обсуждений (0)
Правовое и социальное государство в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое и социальное государство в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)