Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В цивилизационном подходе различают



2015-12-07 475 Обсуждений (0)
В цивилизационном подходе различают 0.00 из 5.00 0 оценок




хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

 

17. Понятие и структурные элементы формы государства.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов. Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства. Элементами формы государства являются 1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

 

18. Форма правления, ее характеристика.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
^ Форма правления показывает: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

^ Виды форм правления:

1. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.
Признаки монархии: главой государства является монарх (царь, король, император, эмир и т.д.), он осуществляет свою власть пожизненно, он получает власть по наследству и не несет юридической ответственности за свое правление.

2. Виды монархий:

3.

· Абсолютная – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует. Абсолютные монархии характерны для периода феодализма, но в настоящее время в качестве абсолютных монархий считаются некоторые страны мусульманского мира: ОАЭ, Саудовская Аравия и др.

· Дуалистическая – это временный этап развития монархии, когда монарх еще не потерял своих полномочий, а парламент их в полном объеме не получил (период двоевластия монарха и парламента) либо монархия, в которой монарх обладает достаточно широким кругом полномочий.

· Ограниченная (парламентская или конституционная) – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Примерами ограниченной монархии являются Великобритания, Испания, Дания и т.д. Данная монархия характеризуется:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинством голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающей небольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

2. Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются особыми представительными учреждениями.
Признаки республиканской формы правления: выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти; главой государства является президент; органы власти избираются или формируются на определенный срок; осуществление государственной власти от имени народа; юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом.
Виды республик

 

· президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; президент избирается населением или выборщиками. (США, Бразилия, Беларусь).

· парламентская (парламентарная) – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. Президент избирает парламентом. (Италия, ФРГ, Латвия и т.д.).

президентская и парламентская республики являются «чистыми» формами правления. Недостатки чистых форм правления: президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поэтому в целях преодоления данных недостатков была разработана идея смешанной республики.

 

· смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики. Правительство формируется совместно президентом и парламентом и оно несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. (РФ, Франция).


Президент Парламент

Правительство

В основе лежит - кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность.

19. Разновидности республиканской формы правления.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

· 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

· 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

· 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

· 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

· 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

· - парламентская - такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);

· - президентская - такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);

· - смешанная - такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

· 1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

· 2. Глава государства избирается парламентом;

· 3. Глава государства обладает широкими полномочиями;

· 4. Глава правительства назначается президентом;

· 5. Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

· 1. Президент – глава государства и правительства;

· 2. Президент обладает широкими полномочиями;

· 3. Президент назначает членов правительства;

· 4. Правительство ответственно перед президентом;

· 5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

· 6. Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

· 1. Есть сильный парламент и президентская власть;

· 2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

· 3. Президент не является главой государства;

· 4. Правительство формируют президент и парламент;

· 5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. — это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики — Афины V — IV вв. до н.э., Спарта — V — IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика — V — IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики — Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).

Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") — народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 — 1510 гг.

Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х — середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Как известно, среди республиканских форм правления (республик) различают: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентско-президентскую республику. Особой разновидностью являются социалистические республики; наиболее полно эта форма воплотилась в государственном устройстве СССР. Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

20. Монархия: понятие, признаки, виды.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

· 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

· 2. Монарх пользуется властью пожизненно;

· 3. Власть передается по наследству;

· 4. Монарх юридически безответственен.

Виды монархии:

1) В историческом аспекте:

· - древневосточные,

· - античные,

· - феодальные (ранне-, сословно-представительные, абсолютные).

2) С точки зрения полноты власти:

· - абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу - монарху.

· - ограниченная - так ФГП, при которой верховная власть делится между монархом и представительными органом.

Ограниченная монархия бывает:

· а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами.

· б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания).

Признаки парламентской монархии:

· 1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

· 2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

· 3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

· 4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· 5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Признаки дуалистической монархии:

· 1) Это промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией;

· 2) Наличие монарха и иных высших органов государственной власти (парламента и правительства);

· 3) Назначение членов парламента монархом;

· 4) Назначение членов правительства монархом, и ответственность правительства лично перед монархом;

· 5) Монарх выполняет функции реального главы государства.

 

21. Нетипичные формы правления.

В развитых странах, а иногда и в развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой. По своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии. В смешанных и "гибридных" формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам.

Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов. Эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа. Более важным является установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы.

Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди равных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, "чистые" формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменилось более полусотни кабинетов министров. Средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

В-третьих, возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии - государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с концепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением.

Наконец, изменения в форме правления, появление "гибридных" черт связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

Модификационные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция страны. Она предусматривает создание скорее полупрезидентской, нежели полупарламентской республики с явно выраженным (прямым или скрытым) доминирующим положением Президента в структуре органов государственной власти. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и Президентом), усложнения процедур вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской власти, так и для формирования стабильной и сильной демократической власти, что особенно необходимо в современных условиях России.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления, может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Такой процесс имеет и свои минусы. Во-первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов. Она все более зависит от личности конкретного президента. Носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер-министра.

 

22. Унитарное и федеративное государственное устройство: отличительные признаки и характеристика.

Государственное устройство – внутренняя национально – территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
^ Форма государственного устройства показывает:из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

^ Формы государственного устройств��

1.Простые (унитарные) – цельные, единые, централизованные государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований; характеризуются также наличием единой системы центральных органов власти и управления, единой правовой системы, единой судебной системы.
Признаки унитарного государства

- имеют единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы.

- на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

- не имеет в своем составе других государств или государственных образований.
- состоит из различные административно-территориальных единиц (область, район, провинция, округ и др.).
- имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
- допускает национальную и законодательную автономию, для проживающих на его территории национальностей.
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Большинство современных государств являются унитарными по форме государственно-территориального устройства.
2.Сложные – состоят из обособленные государственных образований пользующихся той или иной самостоятельностью.
Виды сложных государств

 

· империи – представляют собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство. В настоящее время империй не существует, в прошлом – это Римская, Османская империи.

· федерации – представляют собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований – субъектов федерации. (РФ, США, ФРГ, Индия и т.д.)


^ Признаки федеративных государств:
- составляющие федеративное государство государственные образования являются субъектами федерации (штаты, кантоны, земли) и имеют свое собственное административно – территориальное деление;
- существование двух систем высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы субъектов федерации;

- наличие двух систем права – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Субъекты имеют свою конституцию (конституционный устав).

- возможно наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации.

- субъекты федерации не имеют права выхода из состава федерации.

Принципы образования федерации: национальный, территориальный и смешанный.

 

· конфедерации – представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях ( военных, внешнеполитических, экономических и т.п.)

^ Признаки конфедераций: не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

· уния – разновидность сложного государства:

- личная уния – объединение двух или нескольких государств под властью единого главы в результате престолонаследования. Исторические примеры личной унии: польско-литовская (1386-1669 гг.), англо-ганноверская (1714-1838 гг.), нидерландско-люксенбургская (1815-1890 гг.).

- реальная уния – объединение двух или нескольких государств под властью единого главы в результате договоренности между государствами. Исторические примеры реальной унии: шведско-норвежская (1814-1905 гг.), австро-венгерская (1867-1918 гг.), датско-исландская (1918-1944 гг.).

Субъектом международного права является не уния, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав.

· протекторат (покровительство) – существовавшая ранее полуколониальная форма зависимости, при которой формально сохранялась видимость государственности, но за протектором признавались широкие права о полномочия на вмешательство во внутренние дела протежируемого государства. Протекторат, как правило, присваивал себе такие сферы государственной деятельности, как внешние сношения, верховное военное командование, правосудие, взимание некоторых налогов. Все эти функции управления были подотчетны постоянному резиденту протектора. Протекторат являлся этапом на пути установления колониального владычества в государства, сопротивление которых колонизаторам не удавалось сразу и полностью преодолеть. Например, в Мадагаскаре протекторат 1885- 1896 гг. предшествовал установлению Францией там своего колониального режима, Японский протекторат установленный в Корее в 1905 году предшествовал ее аннексии (насильственному присоединению территорий), в 1910 году нацистская Германия установила свой протекторат в Чехии, Моравии и Словакии после того, как подвергла их военной оккупации. В настоящее время протекторат, как и все формы колониальной зависимости не существует.

 

23. Конфедерация, содружества, союзы.

Каждую из форм государственного устройства можно охарактеризовать по целому ряду определённых признаков, которые будут качествено разграничивать понятия «конфедерация» и «содружество». Для наибольшей наглядности проведём сравнительный анализ форм государственного устройства в табличной форме (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ конфедераций

Характеристика признаков Конфедерация Межгосударст-венный союз Федерация
1.Целостность государства Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач. Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач. Союзное государство.    
.Статус субъектов или иных единиц государства Сохранение каждым государством своего суверенного существования. Полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Части, входящие в это объединение, обладают элементами государственности, определен-ной политической самостоятель-ностью.
3.Организация государственной власти Нет единой конституции. Нет единой конституции. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
4.Организация системы законодательства Нет единого законодательства. Нет единого законодательства. Субъекты федерации могут принимать свои законы.
5.Устойчивость юридической связи с населением Каждый человек есть гражданин своего государства. Каждый человек есть гражданин своего государства. Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны.
6.Организация денежной, финансовой, налоговой систем Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем. Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем. Единая организация денежной, финансовой, налоговой систем.


Итак, при конфедерации за каждым государство сохраняется его суверенитет, нет единой конституции и, как следствие, единого законодательства. Каждый человек – это гражданин только своего государства, входящего в состав конфдерации.

При межгосударственном союзе, также отсутствует единая конституация и законодательство, однако статус государств указывает их международные отношения.

 

 

24. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный. Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.
Авторитарный режим - абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр. Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.

Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.

Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями:

1) население практически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

2) вся полнота государственной власти концентрируется в руках правящей элиты, которая не учитывает коренных интересов населения;

3) государственная власть всячески устраняет оппозиционные силы от участия в политической жизни страны;

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при помощи сил военно-полицейского аппарата;

5) государство полностью преобладает над правом, т. е. законодательство не играет никакого значения при принятии государственными органами противоправных решений;

6) государственные интересы имеют приоритет над интересами отдельного гражданина. Личность лишена гарантий безопасности. Человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они провозглашены в государстве.

В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды:

• деспотический режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;

• тиранический р



2015-12-07 475 Обсуждений (0)
В цивилизационном подходе различают 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В цивилизационном подходе различают

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)