Принцип разделения властей и современное Российское государство 6 страница
· 3) когда есть спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения); · 4) когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов); · 5) когда принимается решение о награждении заслуженных граждан; · 6) когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов). Принципы: законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности. Стадии применения права: · 1) установление и исследование фактических обстоятельств дела; · 2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; · 3) анализ содержания нормы права и принятия решения - основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения; · 4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
70. Акты применения права: понятие и структура. Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы. 71. Толкование права: понятие и способы. Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации. Необходимость толкования норм права: · 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации, · 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений, · 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов. Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений. Способы толкования норм права: · 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. · 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права; · 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики; · 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования; · 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники. Структура толкования норм права: · 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты; · 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения; · 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение); · 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический; · 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права; · 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).
72. Официальное и неофициальное толкование права. По юридическому значению (или по субъектам толкования) различают следующие виды толкования: а) официальное; б) неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное). Официальное толкование — это вытекающее из компетенции государственных органов и должностных лиц разъяснение ими содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике. Виды официального толкования: а) аутентическое; б) делегированное (легальное); в) нормативное; г) казуальное. Аутентическое толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) установил. Делегированное (легальное) толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение. Аутентическое и делегированное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяется толкуемая норма. Результаты нормативного толкования содержатся, например, в Постановлении Верховной Рады Украины от 24.12.1993 г. "О толковании Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине". Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права при рассмотрении конкретного юридического дела, которое обязательно для применения только в отношении этого дела. В юридической литературе имеется справедливое замечание, что более правильным было бы название этого вида толкования не «казуальное» (традиционное название) , а «казусное» как производное от слова "казус" — конкретный случай. Субъектами казуального толкования выступают вышестоящие правоприменительные органы при рассмотрении неправильных решений, вынесенных по конкретном юридическим делам соответствующими нижестоящими правоприменительными органами. Результаты казуального толкования обязательны для применения при повторном рассмотрении данного юридического дела нижестоящей инстанцией. Они также могут служить иным правоприменительным органам образцом правильного толкования и применения определенных норм права (материального, процессуального). Результаты казуального толкования нередко содержатся, например, в правоприменительных актах вышестоящих судебных инстанций (судов кассационной, надзорной инстанции). Неофициальное толкование— это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике. Различают следующие виды неофициального толкования: а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права неюристами; б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.); в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-учеными. 73. Соотношение правоприменительного, интерпретационного и нормативного правового актов. Среди правовых актов-документов различают: нормативно-правовые акты (нормативные акты); акты толкования права (интерпретационные акты); акты применения права (правоприменительные акты). Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права. Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют. Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела. Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).
74. Коллизии в праве: понятие, способы их разрешения. Правовые коллизии возникают из разных оснований отношений к вещи различных лиц. Основания права в отношении признания другими выражают притязания на вещь, и такие коллизии составляют сферу гражданского правового спора. Коллизия содержит признание права как всеобщего и решающего, а у сторон признание права связано с противоположным особенным интересом. Юридическая коллизия выражается: а) в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании; б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративных аспектах; в) в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти, между государственными и иными институтами и органами; г) в расхождениях между нормами иностранных законодательств; д) в спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.
1. отмена противоречащей нормы или норм. Конституция РФ наделяет Президента РФ правом отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия нормативным правовым актам, обладающим более высокой юридической силой. 2. устранение коллизий посредством уточнения предмета регулирования противоречивых норм.. Устранение – это ликвидация расхождения между нормами права вообще; это исключение противоречия из правовой системы.
75. Понятие пробелов в праве, их виды и способы преодоления. Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права. Объективная и субъективная природа пробелов в праве. Объективные факторы - законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. В законодательном органе наблюдаются столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. - появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права, либо аналогию закона.
76. Понятие правосознания и его структура. Правовое сознание – совокупность идей, мнений, представлений людей, социальных групп, всего общества в целом о действующем и желаемом праве. Элементы правосознания: 1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву; 2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права; 3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права. Виды правосознания: 1) по субъекту: индивидуальное – правосознание, присущее конкретной личности, групповое – правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое – правосознание, присущее большим массам; 2) по социальному статусу субъекта: обыденное – присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное – присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) – присущее профессиональным юристам. Функции правосознания: 1) гносеологическая – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности; 2) оценочная – с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым; 3) регулятивная – дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его; 4) моделирования – служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое.
77. Правовая культура: понятие и виды. Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества». Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение. Виды правовой культуры: 1) ПК индивида; 2) ПК социальных групп; 3) ПК общества того или иного государства; 4) Национальная ПК; 5) Общечеловеческая ПК. Структура правовой культуры: 1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта; 2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности; 3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение. Уровни развития правовой культуры общества определяются: 1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям; 2) соответствием системы ценностей правовым ценностям; 3) степенью развитости системы права; 4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений; 5) состоянием правосудия; 6) способами взаимодействия между госорганами; 7) способами взаимодействия между госорганами и населением; 8) способами решения правовых конфликтов в обществе. Уровень развития правовой культуры индивида определяется: 1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям; 2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит; 3) социальным статусом индивида; 4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит; 5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.
78. Правовой нигилизм, идеализм, способы их преодоления. Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных и иных норм, культуры, целесообразных форм общественной жизни. Этому социальному явлению свойственны следующие особенности: 1. ^ Правовой нигилизм – это отрицательное отношение индивидов, социальных групп к праву, к установленным правовым предписаниям. 2. Формы правового нигилизма могут быть выделены в следующей последовательности: сфера правотворчества, область правоприменения, личностный уровень проявления. 3. Преодоление правового нигилизма – длительный процесс. Пути решения этой сложной проблемы разнообразны. Они включают: - реформы социально-экономического характера, направленные на улучшение жизни людей;
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |