Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип разделения властей и современное Российское государство 6 страница



2015-12-07 381 Обсуждений (0)
Принцип разделения властей и современное Российское государство 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




· 3) когда есть спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения);

· 4) когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов);

· 5) когда принимается решение о награждении заслуженных граждан;

· 6) когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов).

Принципы: законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности.

Стадии применения права:

· 1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;

· 2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

· 3) анализ содержания нормы права и принятия решения - основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения;

· 4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

 

70. Акты применения права: понятие и структура.

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3 Направлены на реализацию требований юридических норм.
4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)
Классификация актов применения права:
По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.
По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).
По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.
По порядку принятия:
1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.
2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.
По форме изложения:
1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).
2 Письменные - приговор суда.
3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.
В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).
Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:
- если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.
- если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой
-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)
-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)
-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона)

71. Толкование права: понятие и способы.

Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Необходимость толкования норм права:

· 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,

· 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,

· 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.

Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Способы толкования норм права:

· 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

· 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;

· 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;

· 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;

· 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.

Структура толкования норм права:

· 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;

· 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;

· 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);

· 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;

· 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;

· 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).

 

72. Официальное и неофициальное толкование права.

По юридическому значению (или по субъектам толкования) различают следующие виды толкования:

а) официальное;

б) неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).

Официальное толкование — это вытекающее из компетенции государственных органов и должностных лиц разъяснение ими содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике.

Виды официального толкования:

а) аутентическое;

б) делегированное (легальное);

в) нормативное;

г) казуальное.

Аутентическое толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) установил.

Делегированное (легальное) толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

Аутентическое и делегированное толкование может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяется толкуемая норма.

Результаты нормативного толкования содержатся, например, в Постановлении Верховной Рады Украины от 24.12.1993 г. "О толковании Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине".

Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права при рассмотрении конкретного юридического дела, которое обязательно для применения только в отношении этого дела.

В юридической литературе имеется справедливое замечание, что более правильным было бы название этого вида толкования не «казуальное» (традиционное название) , а «казусное» как производное от слова "казус" — конкретный случай.

Субъектами казуального толкования выступают вышестоящие правоприменительные органы при рассмотрении неправильных решений, вынесенных по конкретном юридическим делам соответствующими нижестоящими правоприменительными органами. Результаты казуального толкования обязательны для применения при повторном рассмотрении данного юридического дела нижестоящей инстанцией. Они также могут служить иным правоприменительным органам образцом правильного толкования и применения определенных норм права (материального, процессуального). Результаты казуального толкования нередко содержатся, например, в правоприменительных актах вышестоящих судебных инстанций (судов кассационной, надзорной инстанции).

Неофициальное толкование— это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике.

Различают следующие виды неофициального толкования:

а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права неюристами;

б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);

в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-учеными.

73. Соотношение правоприменительного, интерпретационного и нормативного правового актов.

Среди правовых актов-документов различают:

нормативно-правовые акты (нормативные акты);

акты толкования права (интерпретационные акты);

акты применения права (правоприменительные акты).

Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.

Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.

Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.

Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

 

74. Коллизии в праве: понятие, способы их разрешения.

Правовые коллизии возникают из разных оснований отношений к вещи различных лиц. Основания права в отношении признания другими выражают притязания на вещь, и такие коллизии составляют сферу гражданского правового спора. Коллизия содержит признание права как всеобщего и решающего, а у сторон признание права связано с противоположным особенным интересом. Юридическая коллизия выражается: а) в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании; б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративных аспектах; в) в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти, между государственными и иными институтами и органами; г) в расхождениях между нормами иностранных законодательств; д) в спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.
Юридическая коллизия может проявляться в предметном плане двояким образом. С одной стороны, в правовой сфере, когда ее предмет сугубо нормативен – коллизия актов, различия в правопонимании, толковании, расхождения в применении правовых норм. С другой стороны, юридическая коллизия почти всегда присутствует в других противоречиях и конфликтах (межнациональные противоречия, споры в экономической, трудовой, социальной, экологической, политической, международной, семейной и иных сферах жизни общества).
Существуют другие понятия коллизионных правоотношений. Разногласие – расхождение интересов и мнений между политическими деятелями, органами государственной власти и их руководителями в оценках коллизионных проблем.
Коллизионная ситуация – момент или период возникновения и развития юридических коллизий между органами государственной власти и другими субъектами права. Конфликтная ситуация – период открытого противостояния органов государственной власти, социально-политических сил и совершения ими противоправных действий.
Нарушение законности – отступление от норм законов, зафиксированное в актах или действиях органов государственной власти. Конфликт – систематические антиконституционные действия и противоборство органов государственной власти и иных субъектов права. Спор – разбирательство в установленном законом порядке уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются разногласия между органами государственной власти и иными субъектами права. Процедура – нормативно установленный порядок действий, последовательно совершаемых органами государственной власти и иными субъектами права в коллизионных и конфликтных ситуациях.
Юридические коллизии, мешают нормальной отлаженной правовой системе, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состояния законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством правовых граждан, культивируют правовой нигилизм.
Меры, которые могут способствовать предупреждению коллизий в законодательстве: совершенствование законодательства и практики его применения; прекращение войны законов и властей; повышение профессионализма и правовой культуры законодателей; своевременное издание коллизионных норм, восполнение пробелов в праве; строгое соблюдение конституционных и иных юридических процедур для разрешения возникающих споров; снижение уровня полярного правопонимания и толкования законов; приведение в соответствие друг с другом федерального и регионального законодательства, гармонизация единого правового пространства, юридической системы.
В современной юридической литературе называется целый ряд способов преодоления коллизий в праве. Способами разрешения коллизий являются: толкование; принятие нового акта; отмена старого; внесение изменений или уточнение в действующие; судебное, административное, арбитражное рассмотрение; систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; переговорный процесс, создание согласительных комиссий; конституционное правосудие.
Толкование, как способ устранения коллизий, будучи объективно необходимым и полезным, нередко порождает новые, ещё более острые коллизии, так как зачастую одни и те же акты, события интерпретируется различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами и гражданами по разному, что является выражением их противостояния.
К технико-юридическим приемам устранения коллизий в праве относят также:

 

1. отмена противоречащей нормы или норм. Конституция РФ наделяет Президента РФ правом отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия нормативным правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

2. устранение коллизий посредством уточнения предмета регулирования противоречивых норм..

Устранение – это ликвидация расхождения между нормами права вообще; это исключение противоречия из правовой системы.
Преодоление – не ликвидирует, не исключает противоречие. Оно продолжает существовать. Но в каждом конкретном случае субъект правоприменения с помощью определенного технико-юридического приема указывает, какая именно норма, из двух или более противоречащих друг другу, должна быть применена.

 

75. Понятие пробелов в праве, их виды и способы преодоления.

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.
^ Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Объективная и субъективная природа пробелов в праве. Объективные факторы - законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. В законодательном органе наблюдаются столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. - появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права, либо аналогию закона.
^ Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.
Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с постоянным совершенствованием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

76. Понятие правосознания и его структура.

Правовое сознание – совокупность идей, мнений, представлений людей, социальных групп, всего общества в целом о действующем и желаемом праве.

Элементы правосознания:

1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;

2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;

3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права.

Виды правосознания:

1) по субъекту: индивидуальное – правосознание, присущее конкретной личности, групповое – правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое – правосознание, присущее большим массам;

2) по социальному статусу субъекта: обыденное – присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное – присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) – присущее профессиональным юристам.

Функции правосознания:

1) гносеологическая – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности;

2) оценочная – с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым;

3) регулятивная – дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его;

4) моделирования – служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое.

 

77. Правовая культура: понятие и виды.

Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества».

Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.

Виды правовой культуры:

1) ПК индивида;

2) ПК социальных групп;

3) ПК общества того или иного государства;

4) Национальная ПК;

5) Общечеловеческая ПК.

Структура правовой культуры:

1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;

2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;

3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.

Уровни развития правовой культуры общества определяются:

1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям;

2) соответствием системы ценностей правовым ценностям;

3) степенью развитости системы права;

4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений;

5) состоянием правосудия;

6) способами взаимодействия между госорганами;

7) способами взаимодействия между госорганами и населением;

8) способами решения правовых конфликтов в обществе.

Уровень развития правовой культуры индивида определяется:

1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям;

2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит;

3) социальным статусом индивида;

4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит;

5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.

 

78. Правовой нигилизм, идеализм, способы их преодоления.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных и иных норм, культуры, целесообразных форм общественной жизни. Этому социальному явлению свойственны следующие особенности:
- негативное, критическое отношение к общепринятым ценностям;
- бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного начала;
- отсутствие позитивной созидательной программы;
- избрание деструктивных форм действия, проявляющихся в антиобщественном поведении и др.
Нигилизм, в зависимости от отрицания определенных ценностей, может быть нравственным, политическим, религиозным, правовым и т.д.

1. ^ Правовой нигилизм – это отрицательное отношение индивидов, социальных групп к праву, к установленным правовым предписаниям.
Данное явление выражает определенный вид социального поведения в правовой сфере. В его основе специфическое состояние правосознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность (отсутствие необходимых правовых знаний); неприятие права как социальной ценности; негативное отношение к его предписаниям, законам, правопорядку; установка на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, стремление воспользоваться «связями с нужными людьми»; дать взятку и т.д. Как видим, правовой нигилизм – это деформация (патология) правового сознания, различаемая на уровне общества и индивидов1.
Правовой нигилизм на уровне общественного правосознания в России имеет исторические и иные предпосылки, проявившиеся, в частности, в период «перестройки», когда многое переоценивалось, переосмысливалось, отвергалось. Сегодня основные источники правового нигилизма – особенности исторического развития общества и государства, несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы, кризисное состояние финансовых возможностей российского общества. Дают о себе знать властолюбие новой бюрократии, коррумпированность чиновников различных властных уровней и др.

2. Формы правового нигилизма могут быть выделены в следующей последовательности: сфера правотворчества, область правоприменения, личностный уровень проявления.
В сфере правотворчества к проявлениям правового нигилизма относятся:
а) имеющие место факты принятия нормативных правовых актов в спешке, без необходимого правового анализа, без проведения экспертиз законопроектов, что влечет их скорую переоценку, изменение, отмену;
б) принятие несовершенных, противоречащих по содержанию законов, включающих элементы дублирования;
в) издание правотворческими органами правовых актов за пределами их компетенции, без учета свойственной им формы, необходимой иерархии, что имеет место в основном в деятельности субъектов Российской Федерации;
г) включение в пространство правотворчества практики лоббирования - принятия законодательных и иных нормативных правовых актов в интересах определенных ведомств, социальных структур, должностных лиц;
д) нестабильность законодательства, его подвижность (внесение нередких изменений и др.).
В сфере правоприменения проявления правового нигилизма составляют:
а) нарушение законов и подзаконных актов должностными лицами административных и иных органов, принятие ими неправовых решений во имя достижения тех или иных сомнительных целей;
б) равнодушное отношение чиновников к людям, обратившимся в государственные учреждения с той или иной просьбой, заявлением, предложением;
в) длительная бюрократическая волокита при рассмотрении судебных споров.
г) распространенность нарушения прав человека в процессе правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;
д) нерезультативность гарантий прав и свобод человека в системе деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и т.д.
Личностное проявление правового нигилизма.
Правовой нигилизм на личностном уровне проявляется в двух аспектах: во-первых, это - отрицательные представления, настроения и чувства людей по поводу действующего права, правовой действительности в целом; во-вторых, образ их действия, реальное поведение (практическая форма).
1. Правовой нигилизм как свойство индивидуального сознания - это: а) равнодушное, безразличное отношение к роли и значению права; б) скептическое отношение к его позитивным потенциальным возможностям; в) полное неверие в право и явно негативное отношение к нему, проявляемое в частности, в противоправных действиях; г) исполнение (соблюдение правовых предписаний исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений).
2. Правовой нигилизм как реальное поведение людей многоаспектно. Это – достижение социально-значимых результатов неправовыми средствами (стремление воспользоваться «связями с нужными людьми» и др.), нежелание добровольно исполнять (соблюдать) правовые предписания, высокий уровень правонарушений в стране, и прежде всего преступлений и др.
Сказанное означает, что правовой нигилизм – продукт социальных отношений, обусловлен множеством причин. Он подпитывается многими реалиями наших дней (нарушения прав человека, слабая правовая защищенность личности, сомнения в способности государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств и др.). Правовой нигилизм может иметь и личные причины (несогласие с решением суда, соответствующая неудовлетворенность) и др.

3. Преодоление правового нигилизма – длительный процесс. Пути решения этой сложной проблемы разнообразны. Они включают:

- реформы социально-экономического характера, направленные на улучшение жизни людей;
- изменение содержания правового регулирования, повышение числа юридических норм, приближенных к интересам различных слоев населения;
- повышение уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина;
- укрепление режима законности в стране (соблюдение и обоснованное использование всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);
- последовательное обеспечение в стране правопорядка;
- повышение качества правового воспитания и правового образования;
- повышение эффективности деятельности всех ветвей государственной власти;
- повышение авторитета суда, правоохранительных органов посредством совершенствования их деятельности1.
Все это представляет собой процесс улучшения состояния правового сознания членов общества и их правовой культуры, способствующих постепенному преодолению правового нигилизма. Эта проблема – одна из самых актуальных в современной России.
Правовой идеализм.Антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по отрицательным последствиям, является правовой идеализм или юридический фетишизм.
^ Правовой идеализм – это завышенное представление о праве, характеризующееся преувеличением его роли и возможностей в жизни общества1.
Правовому идеализму свойственны следующие черты:
- возлагаются большие надежды на право, недооцениваются его возможности;
- гипертрофированное (преувеличенное) отношение к юридическим средствам;
- убежденность в том, что посредством законов можно решить все социальные проблемы (достаточно принять хороший закон и положение дел само собой улучшится);
- неочевидный характер, в связи с чем этому явлению в государственной деятельности и правовой политике не придается особое значение;
- отсутствие реальных механизмов и способов преодоления преувеличенных представлений о праве;
- следствие таких представлений, в конечном счете – неверие в возможности права; т.е. «смыкание» с правовым нигилизмом.
Как видим, правовой идеализм, как и правовой нигилизм, не в состоянии определить истинную ценность права, его реальные возможности.
Вместе с тем позиция правового идеализма получила в российском обществе распространение, особенно в массовом сознании. Однако несмотря на очевидную значимость правового механизма для сферы правосознания и правовой культуры, эта проблема в отечествнном правоведении еще не превлекла должного внимания ученых.



2015-12-07 381 Обсуждений (0)
Принцип разделения властей и современное Российское государство 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип разделения властей и современное Российское государство 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)