Принцип разделения властей и современное Российское государство 2 страница
1. Государство среди всех субъектов политики обладает суверенитетом. 2. Государство обладает государственной властью, за которую борются все остальные субъекты. 3. Государство создает правовые нормы для регулирования общественных отношений. 4. Государство единственный субъект, который обладает принудительной силой. 5. Государство выступает официальным представителем всего общества. 6. Государство выполняет все свои функции в целях защиты личности и создание ей благоприятных условий для жизни. Политика это: · 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти. · 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания. Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть. Особенности политической системы: · 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть, · 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества, · 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем. Функции политической системы: · 1. определение целей, задач и путей развития общества, · 2. организация деятельности общества по достижению целей, · 3. распределение материальных и духовных ресурсов, · 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением, · 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни. Политическая система включает в себя след элементы: 1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из: · - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения), · - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект, · 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации). 2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. 3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы. 4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях: · - теоретическом (политическая идеология); · - эмпирическом (политическая психология). Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений. Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее. Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство. Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения. Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества. Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики. Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др. Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС. Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.
38. Государство и церковь, правовое регулирование их взаимоотношений. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора. Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", статья 1 которого указывает на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. К сожалению, устанавливается, что в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления (ст. 131) Право человека выбирать, иметь и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные). Это личное право не распространяется на группу людей, состоящих в религиозной организации. Так, представляется неправомерным переход всей организацией из одной религии в другую и даже в рамках одной религии переход из подчинения одной централизованной организации, утвердившей ее устав, в подчинение другой (например, в рамках христианства - из католичества в православие, из Русской Православной Церкви - в Истинно-православную церковь и т.п.), поскольку это входит в противоречие с уставом религиозной организации, где закрепляется ее принадлежность. Конституция Российской Федерации предоставляет право на свободу совести каждому. Однако пользование этими правами иностранцами связано с законностью их пребывания на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в России иностранцев целью их нахождения в стране. Постоянно проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести (кроме права на участие в учреждении религиозной организации, ст. 9 Закона) наравне с гражданами Российской Федерации. Но они не могут назначаться на определенные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой установлено частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 18 Конституции действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом "Об Государственно-церковные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон. Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы. В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается альтернативной гражданской службе".
39. Политическая система общества: понятие и структура. Политика это: · 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти. · 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания. Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть. Особенности политической системы: · 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть, · 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества, · 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем. Функции политической системы: · 1. определение целей, задач и путей развития общества, · 2. организация деятельности общества по достижению целей, · 3. распределение материальных и духовных ресурсов, · 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением, · 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни. Политическая система включает в себя след элементы: 1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из: · - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения), · - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект, · 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации). 2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. 3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы. 4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях: · - теоретическом (политическая идеология); · - эмпирическом (политическая психология). Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.
40. Основные концепции правопонимания. 1.Теория естественного права. 2.Юридический позитивизм.
41. Понятие права, его сущностные признаки. Объективное определение права можно дать только с учетом всех положительных сторон теорий правопонимания. Философский подход рассматривает право как систему естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Плюсы: · 1) признает за человеком его естественные права; · 2) учитывается, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву; Минусы: · 1) противопоставление писаного и не писаного права; · 2) преувеличение роли не писаного права; · 3) различное понимание людьми идей справедливости. Социологический подход рассматривает право как совокупность общеобязательных для исполнения норм, определяющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой момент времени. Плюсы: · 1) учитываются социальные отношения, влияющие на формирование права; · 2) право формируется и познается в сравнении. Минусы: · 1) нет прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в их конечных результатах; · 2) опасность некомпетентного решения и произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц. Нормативный подход рассматривает право как систему общеобязательных формально определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Плюсы: · 1) подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность, · 2) нормативность в данном подходе связана с формальной определенностью права; · 3) фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения права; · 4) признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие. Минусы: · 1) в подходе не учитывается содержательная сторона права (положение и степень свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития). Психологическая теория рассматривает право как продукт психологического переживания людей. Плюсы: · 1) теория признает психологический элемент в возникновении и функции права; · 2) интуитивное право имеет много общего с правосознанием. Минусы: · 1) недостаточный учет других факторов (кроме психологических), · 2) подмена интуитивного права действительным правом. Таким образом, право – система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально определены, регулируют общественные отношения, общеобязательны для всех членов общества. Признаки права: · 1. Система особых социальных норм – данные нормы устанавливаются государственными органами как одним из социальных институтов, закрепляются в нормативно-правовых актах и характеризуются в связи с этим иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью. · 2. Общеобязательность – все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы. · 3. Охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение. · 4. Форменная определенность – право содержится в определенных формах. · 5. Регулирует наиболее важные общественные отношения – государство закрепляет в определенных формах только те общественные отношения, которые являются социально значимыми. · 6. В процесс формирования права возводится в норму воля той социальной группы, которая находится у власти, но с учетом общечеловеческой справедливости и свободы. Сущность права (основные подходы к пониманию): · 1) Воля господствующего класса или всего народа; · 2) Социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью; · 3) Реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе. Сущность права - формально-правовая свобода, формально-правовое равенство, формально-правовая справедливость.
42. Соотношение государства и права. Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет вы-явить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |