Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы формирования правовой социализации личности



2015-12-07 1136 Обсуждений (0)
Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы формирования правовой социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовое воспитание- целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных средств и форм.

Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни.

Правовое воспитание имеет цельюразвитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина

прогрессивного юридического мировоззрения. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего

на факты не справедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего

правонарушениям, правовому беспределу.

Выделяют следующие формы правового воспитания:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, присяжного заседателя; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают:

ü Убеждение

ü Принуждение

ü Наказание

ü Поощрение

ü потенциальная угроза применения санкций,

ü профилактика

ü предупреждение

ü и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

 

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право — свое и чужое.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

 

136.Понятие, виды и общая характеристика правомерного поведения.

Правомерное поведение- это массовое по масштабам социально-полезное поведение людей и организаций, соответствующее предписаниям норм права и гарантируемое государством.

Основную массу поступков людей в сфере права составляют правомерные деяния в виде положительного действия или бездействия, выступающие основой нормального функционирования общества. О правомерности поведения можно говорить лишь постольку, поскольку оно совпадает с моделью, предписанной нормой права.

Социальной сущностью правомерного поведения является его полезность и необходимость для общества.

Признаки правомерного поведения:

1. Соответствие требованиям правовых норм;

2. Социальная полезность;

Специфические мотивы и цели.

Правомерное поведение может осуществляться в различных формах, связанных со спецификой мотивов и целей. Общими качествами, характерными для всех форм, являются сознательное следование праву в целях достижения определённого позитивного результата, уклонение от неблагоприятных последствий, которые могут наступить за нарушение правовых норм.

Структура правомерного поведения представляет собой единство четырёх элементов:

ü Субъект – физическое или юридическое лицо, признанное таковым в установленном государством порядке;

ü Объект – общественные отношения, в которых действует субъект права;

ü Объективная сторона – элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия;

ü Субъективная сторона – внутренняя сторона правомерного деяния, мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, и цели, на которые направлены действия или бездействия.

Правомерное поведение можно классифицировать по различным основаниям:

По субъекту:

ü Индивидуальное;

ü Групповое.

По объективной стороне:

ü Активные действия;

ü Бездействие

По формам реализации права:

ü Соблюдение;

ü Исполнение;

ü Использование

По субъективной стороне:

ü Социальноактивное;

ü Законопослушное;

ü Конформистское;

ü Маргинальное;

ü Привычное

Социально активное поведение– высокая степень ответственности субъекта, при реализации правовых норм он действует активно, эффективно, с максимальной пользой для общества.

Законопослушное поведение– ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным, добровольным подчинением людей требованиям закона на основе соответствующего уровня правосознания.

Конформистское поведение– низкая степень социальной активности, субъект пассивно соблюдает правовые предписания под влиянием окружающих его людей.

Маргинальное поведение – низкая степень ответственности субъекта, его поведение не становится неправомерным только из-за страха перед наказанием либо в силу корыстных мотивов.

Привычное поведение – правомерное поведение, превратившееся в привычку в силу многократного повторения, при этом субъект не задумывается над его социальным, юридическим значением.

 

 

137.Понятие и признаки правонарушений.

Социальным и юридическим антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение – явление социальное, его социальный характер обусловлен массовостью нарушений требований норм права в обществе, что наносит значительный моральный и материальный вред.

Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного субъекта.

Признаки правонарушения:

ü Волевой характер (вменяемость);

ü Виновность;

ü Противоправность;

ü Общественная вредность

Правонарушение – это акт поведения, оно может быть совершено как путём запрещённых законом действий, так и путём бездействия. Не являются правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях.

Правонарушением признаются только волевые действия, зависящие о воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Поэтому правонарушением являются действия вменяемых, дееспособных лиц, контролирующих своё поведение.

Кроме того, всякое правонарушение только тогда становится таковым, когда доказана вина лица, его совершившего.

Противоправность правонарушения выражается в отступлении от требований правовых норм, в нарушении конкретной юридической обязанности, в злоупотреблении правом.

Правонарушение всегда общественно вредно. Степень общественной вредности деяния может быть различной, но её наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.

Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения.

139: Юридический состав правонарушений.

 

Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения.

Состав правонарушения состоит из:

ü Субъекта;

ü Субъективной стороны;

ü Объекта;

ü Объективной стороны.

Субъектом правонарушения признаётся физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния (действия или бездействия), посягающие на установленный порядок, существующие общественные отношения.

Деликтоспособность определяется государством с учётом уровня психофизиологических возможностей личности исходя из социальной зрелости индивида, устанавливается государством при достижении определённого возраста. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования.

Субъективная сторона правонарушения связана с понятием вины и сводится к её анализу.

Различают 2 формы вины: умысел – прямой и косвенный (эвентуальный) и неосторожность – легкомыслие и небрежность.

Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления.

Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознал противоправность своего деяния, предвидел противоправный результат, но не желал его наступления, хотя сознательно допускал или относился безразлично к его наступлению.

Противоправное легкомыслие состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного результата с самонадеянным расчётом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки и т.п. без достаточных к тому оснований.

Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознаёт вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного результата, хотя по всем обстоятельствам деля при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом (отношения по поводу собственности, жизни, здоровья, общественного порядка и т.д.)

Объективная сторона характеризует правонарушение с внешней стороны как акт внешнего поведения, показывает направленность противоправного деяния как определённый объект.

Обязательны элементы, составляющие содержание объективной стороны, включают в себя: противоправное деяние, его общественно вредные последствия – противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступлением последствий. Факультативные элементы объективной стороны – место, время, обстановка совершения правонарушения.

В зависимости от состава того или иного правонарушения различают следующие виды правонарушений:

ü Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

ü Проступки – характеризуются отсутствием общественной опасности. Противоправность и общественная вредность свойственны любому правонарушению – и преступлению, и проступку, однако последний характеризуется меньшей степенью общественной вредности, не обладает такой её качественной характеристикой, как общественная опасность. Проступки могут быть: административными, гражданско-правовыми, дисциплинарными.

ü Злоупотребление правом – управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом.

ü Объективно противоправное деяние – действие, нарушающее нормы права, но не наносящее при этом вреда (противоправное деяние недееспособного лица и безвиновное деяние). Подобное деяние, не являясь правонарушением, не может повлечь за собой применение мер юридической ответственности.

 

 

141.Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели. Позитивная (проспективная) и негативная (ретроспективная) юридическая ответственность.

 

 

Общественный характер человеческого поведения обусловливает постоянный контроль со стороны общества (государства, коллектива, окружения) за деятельностью субъекта и соответствующую реакцию на различные варианты поведения (поощрение, одобрение, наказание).

Социальная ответственность– это общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение социальной организацией.



2015-12-07 1136 Обсуждений (0)
Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы формирования правовой социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы формирования правовой социализации личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1136)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)