Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аллея - понятие, классификация, приемы композиции, роль в объемно-пространственной композиции



2015-12-08 2920 Обсуждений (0)
Аллея - понятие, классификация, приемы композиции, роль в объемно-пространственной композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Аллея – пешеходная или транспортная дорога в парке, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями или их группами в определенном ритме.

Аллеея – прямолинейная дорога с рядовой обсадкой. Если прямая дорога продолжена в лесном массиве парка или лесопарка, ее называют просекой или дорогой. Дороги со свободной трассировкой аллеями называют редко, даже если они имеют обсадку из деревьев или кустарников. По назначению в парке: главные, входные (ширэ5-30м) и вто­ростепенные – обзорные, кольцевые, прогулочные (2-5м). В усадебных парках почти всегда имелись подъездные аллеи. По структуре: симметричные и асимметрич­ные; простые — в виде одного по­лотна дороги и сложные — двойные, тройные (в Примор­ском парке Победы). По вертикальной сомк­нутости: 1, 2, 3-ярусные. По классификации Б. Кохно:Полузакрытый и открытый типы строятся с учетом обзора окружаю­щих пейзажей. Они обрамляются рядами и группами деревьев с интервалом разме­щения в ряду 7—12 м. Закрытый тип ориентирует взгляд строго по оси движения. Такие аллеи завершаются архитектурными сооруж.,скульптурой, фонтанами, газоном, цветником и др. Деревья высажи­вают близко (2—3—5 м), и, смыкая кроны, они образуют зеленый свод. К за­крытому типу аллей относятся так­же перголы и берсо. При большой протяженности (300—500 м) необходимо прерывать ритм аллеи раскрытием вида, вклю­чением площадки с различными ак­центами (скульптура,ваза, фонтан и др.). Иногда в смене впечатлений решающую роль играет рельеф, ког­да незаметный для глаза его пере­пад в середине пути скрывает про­тивоположный конец аллеи и завер­шающий ее акцент. Выразительность аллеи зависит, также от ее ориентации по сторонам света, ритма освещенных и затенен­ных участков дороги, мозаики те­ней. Очень важен подбор ассорти­мента растений. Ис­пользуют липу, березу, дуб, кле­н, вяз, лиственницу, ель, сосну, в южных районах — тополь, плата­н, кипарис. Деревья первой вели­чины придают аллее монументаль­ный характер, хвойные — более тор­жественный, плодовые — камерный. Введение красивоцветущих кустар­ников вносит мажорное, празднич­ное настроение. К рядовым посадкам, формирую­щим аллеи, относятся живые изгоро­ди. Они могут быть свободнорастущими (используются в основном цветущие растения) или формован­ными. К этому же типу посадок относятся и шпалеры, которые создают из древесных ра­стений путем стрижки.

Группа как компонент паркового пейзажа.41. Классификация древесно-кустарниковых групп., 42. Группы, смешанные по составу.,43. Группы чистые по составу., 44. Способы формирования групп., 45. Роль группы в парковом пейзаже,

Группа растений – основной элемент композиции объекта, имеющий первостепенное значение в построении пейзажа; группы бывают простые и сложные, однопородные и многопородные, крупные и малые, компактные, сквозистые, рыхлые, «букетные посадки», древесные, кустарниковые, из травянистых.

. Группы из деревьев и кустарников.Классификация.Приёмы использования в композиции парков. Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких ви­дов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.Включение куст. завершает композицию группы, дополняя ее ок­раской листьев, ветвей, цветков. По ве­личине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные..Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях,симметрично по отношению к друг-другу или нессиметрично.Они бывают плотными,ажурными,часто объедин.тройками типа квинкус.Куст.в группах размещ.на расст.0,5-3м др.от друга,в зависимости от их величины.По густоте посадки:

плотные или густые(изолируют пространство,лишены просветов,кустарники,окаймляющие группу могут закрывать её кольцом в том случае,если она-элемент регулярной композиции,в пейзажной-производит впечатление искусственности,лишает группу интересных обьемов,выступов.) Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквоз­ную просматриваемость т. е. сквозь стволы и кроны деревьев ви­ден задний план пейзажа — луг, во­да, стена насаждений.Они форми­руются преимущественно из свето­любивых (сосна, береза, листвен­ница).Группы с просветами представ­ляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп.В груп­пу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и те­невыносливых растений. Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м. Наиболее характерные приемы по­строения групп: 1.Регулярное.2Сближенное расположение ра­
стений или высадка в один котло­ванн.3.Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозраст­ных саженцев. Создание групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы. Группы, формирующиеся в со­четании с солитерами. Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора дре-весно-кустарниковых растений и их компоновки. Архитектоника группы оп­ределяется типом ветвления, толщи­ной ветвей, расположением листвы. Красочность группы зави­сит от составляющих .По назначению в пейзаже выделяются: группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. группы, создающие фон для сооружения или других акцентов; группы как переход от массива к открытому пространству; группы, образующие парковые кулисы — «рамы,группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Группы из деревьев и кустарников.Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких ви­дов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущест­венно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясе­ней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью,спиреями, жи­молостью, шиповником. В ранний пе­риод развития пейзажного стиля в России создавались в основном груп­пы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимен­та) предпочтение отдается смешан­ным группам.

Наиболее распространенными со­четаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высажива­ют солитерами или чистыми груп­пами.

Группы с участием хвойных обыч­но являются композиционными цент­рами, а поэтому вводятся ограни­ченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее ок­раской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются ку­старниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцве-тущие); для создания плотной, об­лиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в еди­ную композицию; для построения вы­разительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшаф­та структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Тавриче­ского сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, райо­на Белой березы — 100—200, Марсо-ва поля — 5—10 кустарников.

В парках встречаются группы с ко­личеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем каче­ство групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их разме­щения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто про­изводит хорошее впечатление: вели­чественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролист­ные на фоне массива из ели обыкно­венной (Зеленогорск); ель обыкно­венная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шува-ловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разде­ляются на малые, средние и боль­шие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Груп­па, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорасту­щих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка яв­ляется небольшой (площадь проек­ций крон 25—60 м2); группы в возра­сте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) явля­ется большой для любой площади парка. Величину групп можно опре­делить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать сле­дующее подразделение групп по ве­личине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Вы­сота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной отно­сительной и оценивается путем срав­нения) .

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Тав­рическом саду; на Марсовом поле.

Группы от 10 до 20 растений — пре­имущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

Наблюдается следующее соотношение ме­жду количеством экземпляров и пород в груп­пах:

Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 — от 1 до 4 пород; 8 — от 1 до 3; 6 — от 1 до 4; 11 — 3 породы; 16 — 4; 19 — 5 и т. д.

Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 — 1—3 породы; 6 — 1—2; из 11 — 5 пород и т. д.

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабель­ностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав дре­весных растений определенного ти­па леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешан­ных группах происходит потеря де­коративных качеств в случае совме­щения деревьев и кустарников с раз­личной долговечностью или в резуль­тате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы при­водит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В совре­менной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим приме­ры положительных сочетаний дре­весных растений.

Дуб черешчатый, липа мелколист­ная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обык­новенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с ма­лым количеством экземпляров, при

 

месь дуба не более 20%); сосна обык­новенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибир­ская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных на­саждениях путем ландшафтных ру­бок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие уча­стки леса

(район Белой березы в Павловском парке).

Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жиз­неспособного фитоценоза и худо­жественного облика.

Деревья в группах могут разме­щаться на равных расстояниях, сим­метрично по отношению друг к дру­гу или несимметрично (свободное расположение).

Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.

Расстояние между деревьями про­ектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. На­пример, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3—5—7 м, для теневыносливых (кленов, лип) — 1 —1,5—2—3—5 м. Несмотря на те­невыносливость елей и пихт, при не­достаточном доступе света они теря­ют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3—4 м, для ели — 4—5, для туи и можжевельников — от 0,4 до 2 м.

В малых по количеству экземп­ляров группах (2—5) растения поч­ти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5—7 м кроны развиваются равно­мерно.

С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построе­ние отдельными подгруппами расте­ний по видам.

Кустарники в группах размещают­ся на 0,5—3 м друг от друга, в зави­симости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1—3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежно­ягодник) — 0,8—1,5; мелкие (барба­рис Тунберга, некоторые виды спи­рей) — 0,1—0,7 м.

Обобщая изложенное, можно ре­комендовать сомкнутость в группах для светолюбивых пород не менее 0,5, для теневыносливых — 0,6; расстоя­ние между деревьями на бедных поч­вах 'Д—хна богатых—'/з—'А высоты дерева.

Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, вы­саживают на более близком рас­стоянии (иногда до 0,7—0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на 3—5—8—10 м от ядра группы и на 3—5 м друг от друга. Этим достигается высокаядекоративность групп — здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.

При размещении растений на рас­стоянии 8—14 м группа может поте­рять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2—3 видов быстрорастущие светолюбивые расте­ния занимают верхний ярус, а тене­выносливые с медленным ростом — второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более рав­номерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюан­сах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имею­щие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблю­даются чистые по составу и спокой­ные по цвету, реже — яркие или пест­рые. При компоновке ядра из не­скольких видов подбираются расте­ния, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный пе­реход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

При формировании ядра из хвой­ных деревьев с окружением из лист­венных между растениями допуска­ется расстояние 4—8 м.

В тех случаях, когда ядро созда­ется из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечат­ление светлой, радостной; из деревь­ев с густой, темной кроной — стро­гой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруп­пами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных ка­честв каждого экземпляра и в боль­шинстве своем не имеют ядра.

По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на:

а) плотные, или густые, б) рых­лые, или ажурные, в) группы с про­светами.

Плотные группы образуют моно­литный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изо­лирующий пространство. Посадоч­ные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке — словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствую­щей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5—3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного воз­раста так, чтобы крона одного дере­ва проектировалась на другую и за­крывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из по­род теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Ис­пользуя разнообразные виды деревь­ев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по со­ставу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений под­бираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снеж­ноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обык­новенная, можжевельник обыкновен­ный, бузина красная, калина обык­новенная и др. Кустарники, не вы­носящие затенения, высаживают на расстоянии 2—5—10 м от деревьев. При этом они лучше растут и разви­ваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3—1 м) хуже развиваются, а вблизи деревь­ев, имеющих поверхностную корне­вую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она — элемент регуляр­ной композиции. В пейзажной ком­позиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов — выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в од­ном или нескольких местах. Кустар­ники высаживают по 3—5 или 7—12 экземпляров.

Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквоз­ную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев ви­ден задний план пейзажа — луг, во­да, стена насаждений.

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они форми­руются преимущественно из свето­любивых (сосна, береза, листвен­ница), а также теневыносливых по­род (пихта, ель, липа) — при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3—10 экземпля­ров с интервалом посадки 0,5—3— 5—11 м. При этом ажурность созда­ется благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой рас­становке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высажи­вают на расстоянии 2—3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представ­ляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отли­чаются от ажурных групп. В груп­пу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и те­невыносливых растений.

Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м (для взрослых деревьев), но не более, ина­че нарушаются единство и цельность. В больших группах величина про­света может доходить до 5—9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим про­светом до 2—3 м величиной.

Наиболее характерные приемы по­строения групп:

1. Регулярное размещение расте­
ний (квинкус, простые ряды, шах­
матный порядок, круг, «подкова» и

др.).

2. Сближенное расположение ра­
стений или высадка в один котло­
ван — группы-букеты (смешанные и
чистые по составу).

Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозраст­ных саженцев.

Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

Создание групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы.

Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2—3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на доро­гах) .

Группы, формирующиеся в со­четании с солитерами.

Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора дре-весно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регуляр­ным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметрич­ным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3—5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2—3 вертикаля­ми. Наиболее интересными в пейзаж­ных парках являются асимметрич­ные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким опре­деленным силуэтом.

Архитектоника группы оп­ределяется типом ветвления, толщи­ной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пла­стинок древесных растений. Разли­чаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фо­ном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высажи­ваются деревья с грубой структурой, а на задний — с тонкой.

Красочность группы зави­сит от составляющих ее видов и яв­ляется очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встре­чаются как однотонные группы (50—70%), так и контрастные (30— 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.

По назначению в пейзаже выделяются:

группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепля­ют повороты дорожек, у воды;

группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

группы как переход от массива к открытому пространству;

группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничиваю­щие пространство на отдельные ви­ды и группы, создающие многопла­новые перспективы;

группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

при их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь вос­принимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, струк­тура и красочность. В некоторых случаях только одно качество вы­ступает особенно рельефно и произ­водит эффект — величина, форма или цвет. При комплексном воздей­ствии этих качеств живописность и выразительность группы увеличи­ваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и ше­лест листвы, рассчитанные на обоня­ние и слух человека.

При создании групп — компонентов паркового пейзажа следует исполь­зовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесовод-ственной практике.

 



2015-12-08 2920 Обсуждений (0)
Аллея - понятие, классификация, приемы композиции, роль в объемно-пространственной композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аллея - понятие, классификация, приемы композиции, роль в объемно-пространственной композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)